О великолепии игрового процесса Pathologic 2

О великолепии игрового процесса Pathologic 2

Pathologic 2, ровно как и её предшественник в лице Мор (Утопия) — проект, который многие хвалят, но в который далеко не все решаются поиграть. Здесь потрясающий сюжет, интересные персонажи и непередаваемая атмосфера граничат с «несправедливо-сложным выживанием», «бектрекингом и рутиной» и «симулятором ходьбы». В нашем сегодняшнем материале мы попытаемся рассказать вам о важности «неприятного» геймплея Pathologic 2 и его связи с историей игры.

Автор текста: Матвей Третьяков

«Ну что же, Бурах. Провалена ваша роль»

Главный герой — Артемий Бурах, гаруспик (жрец) и хирург. Город, в котором он себя обнаруживает, медленно умирает из-за расползшейся по его улицам чумы. Атмосфера выстраивается неблагоприятная: пока военные зачищают город от заразы «свинцом и пламенем», особо не разбираясь в том, кто заражен, а кто здоров, Артемий выслушивает множество неблагоприятных слов в свою сторону. Окружающие не скрывают своего отвращения по отношению к главному герою, говорят, что он не оправдал возложенных на него надежд. Атмосфера безысходности окутывает игрока с первых секунд. Кажется, что от вас уже ничего и не зависит.

Но надежда есть. Марк Бессмертник, таинственная личность, которая будто бы находится за гранью происходящего, предлагает нам вторую попытку, и Артемий соглашается на последний шанс.

Pathologic 2 умудряется совместить несовместимое: игра является одновременно и сиквелом, и ремейком оригинальной Мор (Утопия). Происходящий же вокруг ужас — как раз прямое следствие одной из возможных её концовок. Если игрок проходил первую часть, то подобное введение с самого начала демонстрирует ему то, к чему могут привести его действия. Если же вы новичок, то моментально осознаете, что шутить с вами тут не станут, а приключение будет далеко не из легких.

Что касается геймплейных особенностей, во вступлении игроку объясняют, как с помощью особого зрения видеть людей, с которыми есть о чем поговорить. Здесь же нам демонстрируют и карту мыслей, схематичное изображение всех событий дня, доходчиво объясняющее происходящее вокруг.

«Как ты оказался в этом гробу?»

И вот мы в начале истории. Письмо Исидора Бураха, отца Артемия, побуждает парня спустя много лет вернуться в родной город.

Однако сюрреалистичная и жуткая атмосфера первой части вступления никуда не пропадает. Такая обычная вещь, как, например, обучение использованию фонаря, сопровождается огромным быком, преграждающим вашему поезду путь, стоящими рядом существами в странных одеяниях и горящими повсюду кострами, а первый ваш обмен в Pathologic 2 — замена собственного гнилого сердца на чистое сердце другого человека (хоть это и происходит во сне, легче не становится). Вот ранее упомянутое существо нависает над кроватью умирающей от жара девушки, вот какие-то дети в масках животных пугающе стоят около неизвестного трупа, а вот жуткие мимы с неестественно-тонкими телами появляются в одном из домов.

Главная цель подобного вступления — заинтриговать вас. Чем меньше игрок понимает, тем же для него и лучше, так как когда обучение заканчивается, он с еще большим рвением захочет исследовать все вокруг. И, кстати, обучение уже закончилось.

«Добро пожаловать в родной город, служитель»

Вместо добродушного приема, Артемий получает заточкой под ребро. За кадром происходит потасовка, и от его рук умирают три человека. Находившийся неподалёку ребенок с головой собаки объяснит Бураху, что не следовало убивать напавших на него людей, так как в городе сильно порицается разрезание чужих тел.

Как оказалось, нападавшие и вовсе спутали Артемия с другим человеком. До его приезда в городе случилось убийство крайне важного человека, которого местные любили настолько, что решили устроить самосуд. Однако теперь все подозрения падают на Бураха, ведь от его руки пало трое людей и, наверняка, мало кто сможет поверить ему на слово.

«…Тебе трудный путь в эти первые дни предстоит. Линии будут повсюду. Одни надо будет разрывать, по другим идти, третьи-тебе самому проводить. Только так сможешь дойти до конца.»

По сути, первый внутриигровой день задает настроение всему последующему прохождению. Сразу по приезде на вас открывают охоту, так что большинство жителей не упустят шанса надавать вам тумаков, а если вы решите дать им отпор, то, вероятнее всего, для вас всё станет только хуже.

Мир игры во многом похож на странный сон. Всё кажется настоящим, но, в то же время, ты осознаешь, что это точно не реальность. Даже время будто бы течет совершенно по-другому. В Pathologic 2 вы встречаете новый «реальный мир» и новое «настоящее» время.

И это новое время не стоит на месте. Оно бежит далеко впереди вас и явно не собирается ждать. В первый игровой день вы встречаетесь с первой проблемой: как ни старайся, ВСЁ сделать не получится. Во многом, это та механика игры, которая существенно увеличивает важность всех квестов. Стоит ли тратить время на одно задание, утратив возможность пройти другое? Стоит ли полученная награда вашего драгоценного времени?

Далекий степной Город на Горхоне

<i>Ходить придётся довольно много, хоть в ремейке локацию и попытались сделать компактнее.</i>
Ходить придётся довольно много, хоть в ремейке локацию и попытались сделать компактнее.

Родной город Артемия Бураха — это один из самых красивых городов в истории игр. Его завораживающая мистичность и странная планировка улиц лишь усиливают получаемый вами «вау-эффект». Тяжело вообще вспомнить что-то похожее на это необычное степное поселение.

Артемий давно забыл свое родное место, поэтому перед ним, ровно как и перед игроком, город предстает лабиринтом, в котором ну просто невозможно ориентироваться без карты. «Давить» на вас будет и здешняя атмосфера: преобладающий в цветовой палитре буро-коричневый цвет, необычный саундтрек, что заставит вас нервничать даже в безопасном районе, странные доносящиеся из домов песни, и стремящиеся высоко в небо здания, верхушки которых скрываются за вечным туманом.

Так как большая часть игры — перемещение из точки А в точку Б, в Pathologic 2 главный герой научился бегать. В оригинале без этого приходилось тяжеловато. Но, чтобы игроки не расслаблялись, теперь у Артемия есть шкала выносливости (Дыхание), которая будет уменьшаться при беге. Что еще сильнее усугубляет ситуацию, так это Жажда, которая растет при длительных перебежках. Чем выше ее показатель, тем меньше у вас доступно Дыхания, что, в свою очередь, может еще сильнее усложнить уличные драки. Другим новым вариантом для передвижения по городу являются лодочники, местный вариант быстрого перемещения.

Тяжёлая осень…

Система выживания — то, что оттолкнет большинство игроков от Pathologic 2. Далеко не все смогут принять такую комплексную систему в сюжетно-ориентированной игре, ведь зачастую именно она не даст вам пройти каждый квест и спасти каждого персонажа. Голод растёт крайне быстро, и как только его полоска достигнет конца, начнёт уменьшаться Жизнь, то есть здоровье главного героя.

Как можно утолить Голод? Поесть. Звучит не сложно, да? Тогда другой вопрос. Где достать еду? Прилавков с пищей на карте предостаточно, но что-то сытное будет стоить довольно много. Деньги у вас будут далеко не всегда, поэтому нередко придется выменивать еду у других горожан. Но и тут все не так просто, ведь у главного героя есть Репутация. Если она будет низкой, то никто, конечно же, не захочет с вами обмениваться. Так что, как ограбите дом в одном из районов города, можете забыть о бартере в его пределах.

О великолепии игрового процесса Pathologic 2

Так и выходит, что, вместо выполнения сюжетных и побочных заданий, ты бродишь по улицам в поисках пропитания или по ночам дерешься с бандитами за повышение Репутации. А ведь Артемий, как и мы с вами, нуждается в здоровом сне. В противном же случае у него постепенно будет заполняться полоска Усталости. Да, можно продлить время бодрствования пристрастившись к кофейным зернам, однако, как и в реальной жизни, это плохо скажется на вашем здоровье. Так что лучше поспать. А пока будете спать, держите в голове, что время не стоит на месте, и кто-то может вас не дождаться.

Как интерпретировать подобный подход к геймдизайну — решать только вам. Кому-то это покажется препятствием, которое мешает насладится сюжетом, а для кого-то станет важным инструментом погружения.

«Эпидемия, Бурах… Мор. И если это та же «Песчанка», которая за сутки убила триста моих рабочих пять лет назад, то это серьёзно»

Всех не спасти — правило, которое игра попытается объяснить вам в первый день эпидемии. Артемий мало того, что находится в городе с невероятно давящей атмосферой, так ещё и спустя пару дней в нём происходит вспышка неизвестной болезни. Пожалуй, именно в этот момент Мор предстает во всём своем великолепии.

Стоит отдать разработчикам должное: атмосфера города, раздираемого страшным заболеванием, передана великолепно. То тут, то там горят костры, висят чучела с подвешенными на них крысами, на стенах домов появляются странные наросты, с ног до головы укутанные в тряпье зараженные бродят по улицам, а чумные облака, словно живые, следуют за ними. В этих условиях игрока и знакомят с системой инфицирования.

После длительного пребывания в зараженных «Песчанкой» районах, взаимодействии с инфицированными, обыске шкафов в их домах, а также при соприкосновении с чумным облаком у Артемия будет постепенно уменьшаться полоска Иммунитета. Как только она дойдет до нуля — вы заразитесь. Новоприобретенная полоса Инфекции изрядно подпортит жизнь Артемию: здоровье перестанет восстанавливаться во время сна и начнет медленно, но верно уменьшаться.

Поскольку лекарства от «Песчанки» официальная наука ещё не придумала, всё, что вы можете сделать — удерживать болезнь в зачаточном состоянии при помощи антибиотиков. Длительное их применение, конечно же, негативно скажется на вашем здоровье. Спасти от Песчаной язвы могут лишь две вещи: профилактика (дистанцирование от инфицированных, применение иммунников и тинктур), если Артемий здоров, и Чудо, если он заражен.

Чудом здесь именуется придуманный детьми порошочек, особая смесь различных антибиотиков. Найти его можно, хоть это будет далеко не самой простой задачей. Но стоит помнить, что, потратив такое «чудо» на себя, вы лишите какого-нибудь персонажа шанса на спасение, а значит вся его сюжетная линия исчезнет из этого прохождения. Решитесь ли вы на ещё большее усложнение игрового процесса ради спасения другого?

«Действуй, почти-человек. Помогай куколкам, из которых, возможно, вылупятся человеки»

Персонажи — еще одно достоинство Pathologic 2. Все они имеют уникальный характер и манеру речи, что не позволяет диалогам наскучить. Каждый из людей Мора в той или иной степени повлияет на вашу историю. Одни раскроют подробности прошлого главного героя, другие поведают об окружающем вас мире, третьи попытаются навести вас на, по их мнению, правильный путь.

Когда в город придет чума, каждый из них окажется в зоне риска. Те, кому не повезет жить в зараженном районе, слягут с «Песчанкой». И тогда каждую ночь Артемию придется играть с болезнью в кости (буквально), сначала на их здоровье, потом на их жизнь.

Если пациент инфицирован, вы сможете продлить его жизнь при помощи всё тех же тинктур, антибиотиков и морфия (которые бы не помешали и вам). Так, день за днём, в вашей помощи будет нуждаться все больше и больше людей.

«Нельзя победить, но можно преодолеть»

Теперь, когда вы знаете обо всех основных геймплейных механиках Мора, я хочу затронуть их неразрывную связь с, непосредственно, сюжетом. Многие считают, что Pathologic 2 стоило быть книгой или фильмом, но никак не игрой с подобной системой выживания. Я, как вы уже могли понять, считаю это суждение в корне неверным.

В Море все механики работают так, как нужно. Они давят на игрока и заставляют его принимать непростые решения. Pathologic 2 выводит вас из зоны комфорта: ты или жертвуешь сюжетом, ради упрощения геймплея, или обрекаешь себя на страдания, чтобы спасти как можно большее количество людей. Pathologic 2 выводит вариативность в играх на качественно новый уровень. Теперь на сюжет влияет не оторванный от геймплея выбор из одного или двух вариантов ответа, а то, как вы ведете себя в этом мире. Может быть вы решитесь, будучи больным, отдать последнее лекарство инфицированному ребенку, а может быть ворветесь в чужой дом и убьете всех его жителей, чтобы сегодняшней ночью не умереть от голода.

При первом прохождении вам никак не удастся избежать подобных ситуаций. Мор не ведёт игрока за ручку и рассказывает об альтернативном способе решения какой-либо задачи тогда, когда уже поздно. Игра бросает вас в эту суровую реальность и заставляет в полной мере прочувствовать последствия ваших выборов. Система выживания заставляет вас переживать не только за своего героя, но и за тех, кого вы можете не успеть спасти, ведь для вас, в отличие от других персонажей, смерть — еще не конец.

Что примечательно, в мире Pathologic 2 ничего не происходит просто так. Любая странная геймплейная механика рано или поздно будет обоснована сюжетом.

Заключение

Pathologic 2 — уникальная игра. Да, в ней потрясающий сюжет, персонажи и лор. Однако ни в одном другом медиуме это все не работало бы так хорошо, как работает здесь. Ни книга, ни фильм по мотивам Мора не смогли бы передать тот уровень погружения, который предоставляет игра, ибо Pathologic 2 раскрывается именно в тот момент, когда ты осознаешь, что персонажи общаются не с Артемием Бурахом, а с тобой, с игроком. Когда ты понимаешь, что видишь последствия именно что СВОИХ действий.

Надеюсь, что данным материалом я смог развеять все витавшие над игрой слухи и побудить вас к прохождению. Говорить о Море можно долго, однако каждый должен самостоятельно решить, чем для него является это противоречивое творение Ice-Pick Lodge.

Текст подготовлен авторами 2B OR NOT 2B. Все новые статьи мы сразу публикуем в своем сообществе в ВК.

115115
57 комментариев

Комментарий недоступен

75
Ответить

Суровая реальностьНет, это не реальность. Что за бред, почему все принимают это игру "УУУ ВСЕ НЕ УСПЕТЬ ПРЯМ КАК В ЖИЗНИ"? Ты в море — центр мира, такой же, как и в большинстве других игр. Только вместо поощрений над тобой осознанно игра издевается. Те, кто говорят, что это реальный мир — у вас либо в жизни полный ад либо не знаю. Жизни плевать на каждого из нас, она не будет крутиться возле тебя, постоянно подсовывая пиздец и обман, говоря "Ты единственный, ты особенный, ты должен нвс спасти". Загадка, почему с 2005 года все несут эту мантру про реальность. Играйте в rain world, если хотите суровую реальность.
Мор может быть игра хорошая, но он точно не про реальность в каком-либо виде

28
Ответить

Комментарий недоступен

46
Ответить

Перфекционизм и максимализм наша жизнь точно не поощряет. А в играх такое сплошь и рядом.

11
Ответить

Те, кто говорят, что это реальный мир — у вас либо в жизни полный ад либо не знаю. УУУ ВСЕ НЕ УСПЕТЬ ПРЯМ КАК В ЖИЗНИТак ты ж сам всё говоришь. У всех жизнь такая. Ты не сможешь в жизни (условно) построить карьеру, преуспеть в хобби и создать счастливую семью. Тебе постоянно надо будет жертвовать чем то одним, в пользу другого. Иногда, приходится жертвовать собственным здоровьем, не досыпать, быстро перекусывать и т.д. И в этом то плане мор очень жизненный. Ты хочешь спасти всех, но что бы спасти хоть кого то, тебе надо спасти себя. 
 Только вместо поощрений над тобой осознанно игра издеваетсяПотому что у тебя геймплей мешает достигать целей, когда в других играх ты через него добиваешься выполнения задач

7
Ответить

Только штука в том, что игра не говорит тебе, что "ты должен нас спасти". Более того, игра говорит, что ты не сможешь всех спасти, даже не пытайся. Можно спокойно проспать всю игру, выходя за хлебушком периодически, всё произойдёт без участия игрока.

4
Ответить

Комментарий недоступен

14
Ответить