Никому ненужные шутеры

Или лонгрид на тему "Ох уж эти ваши скучные, непопулярные милсимы!"

Никому ненужные шутеры

Вступление

Всем привет! Это моя первая попытка в лонг на тему игр, поэтому буду делиться своими впечатлениями о двух проектах, которые за несколько лет с даты своего релиза так и не сыскали большой популярности. Возможно так сложилось по причине нишевости жанра «милсим», а может из-за так называемой хардкорности и отсутствием внутриигрового прогресса. Поэтому можете назвать меня неким популяризатором. Многие наверняка о них слышали, а может даже пробовали и сложили своё мнение. Речь пойдет об Insurgency: Sandstorm (2018) и Squad (2020), которые подарили самый приятный геймплей из всех сыгранных мною сессионных шутеров на данный момент. В этой статье затронем только Insurgency: Sandstorm, а если материал окажется интересным, то и про Squad набросаю. Итак, поехали.

Первый пошёл!

Усталость от популярных проектов или мета убивает весь fun

В жизни почти каждого уважаемого мужчины так или иначе встречались сетевые шутеры. Будь то в Золотом веке — серии Quake, Unreal Tournament, Counter-Strike; Эпохи модерна — Battlefield, CoD, Warface; Эпохи постмодерна и баттл-роялей — Rainbow Six: Siege, PUBG, ARMA/DayZ, Apex, Fortnite. Мне в своё время даже удалось непонятным образом зависнуть в Point Blank. Довольно быстрый, корейский шутан с кучей доната, наличием перков и клановой системой, как в mmorpg. Везде был свой фирменный темп и режимы, ощущение от стрельбы, ТТК, а также взаимодействие с тиммейтами. После многих часов, проведённых в динамичных шутерах и баттл-роялях, романтика стала быстро затихать. Первые зачастую кишат поколением киберкотлет, завсегдатаев стримов и дрочеров «меты», вторые же просто со временем отбивали всякий интерес (буквально стало тошно от баттл-роялей). Порой думал, что у меня началась «игровая импотенция».

Глотком свежего воздуха для меня стали тактические шутеры с замедленным темпом и низким ТТК. В 2014 году попробовал с ребятами первую часть Insurgency на движке Source. Подкупил сеттинг Ближнего Востока с его гаммой и локальными конфликтами. Отыграли около 20 часов, а всё что осталось в памяти: смешные голосовые команды в чате, механика сборки пресета оружия, качественный и атмосферный звук, ну и конечно же one shoot — one kill. И всё равно она не смогла попасть основательно в мои вкусовые сосочки.

Позже ушёл в Rainbow Six, но там приходилось чаще и чаще потеть. Долгое время меня всё устраивало, ведь с друзьями собирали пати минимум из 3-х человек. За счет расширения пула оперативников и появления новых гаджетов, в игре ушёл весь фан, а позже и вовсе наступила "мета". Началось дикое заучивание карт и прострелов (вертикальные карты в 3 этажа, где прошиваются почти все стены и потолки). Для некоторых это может сойти за важный геймплейный элемент, когда основная цель — это задрочить скилл настолько плотно, что можно отправляться на лан турнир. А я? Я скорее подпивас и хочу расслабиться, получить интересный экспириенс, а также море фана.

<i>Типикал боец Инсурги или Сквада. Будь бдителен...</i>
Типикал боец Инсурги или Сквада. Будь бдителен...

Знакомство с Sandstorm

Официальный трейлер (2018)

Ну и вот оно — мы подбираемся ближе к сабжу. В 2018 году в Стиме вылезло интригующее уведомление, где владельцам оригинальной Insurgency обещали хорошую скидку на грядущий сиквел. Не став говорить товарищам, я на всякий случай сразу же её приобрёл. Запустил и мягко говоря удивился с «оптимизации», попробовал ПВЕ режим и вовсе дропнул игру. Количество кадров не превышало и 30, а периодические фризы в небоевых сценах только действовали на нервы. Помню, как в те времена Стим кишил «пре-альфа версиями» игр и как они нерационально поддерживались разработчиками, а некоторые и вовсе забрасывались. Я ранее на своей системе «пережил» запуск DayZ: Standalone и PUBG, которые тогда работали, как говно почти у всех. Здесь я просто решил довериться и отложить сей проект до лучших времён, что и случилось спустя 2 года.

Интересное наблюдение: если никому ненужный DayZ через несколько лет всё же был хоть как-то оптимизирован, то PUBG, который до сих пор держится в топе онлайна, стал выглядеть только хуже и с просадками ничего не изменилось.

При первом же запуске меня приятно удивило количество кадров, которое увеличилось в два раза. С моим дохленьким ПК: памятью на DDR3, процессором i5 4460 и картой 1050ti это было только в усладу. К слову, с дальнейшими обновами фпс только рос. Исходя из вышесказанного, обладатели древних машин могут претендовать на плавную игру с высокими настройками графики.

Никому ненужные шутеры

Игра встретила меня компактным и логичным меню. Тут, например, игроки в PUBG на ПК в нынешнее время должны понять мою боль. Ведь в «ИгрокНеизвестныйБитваОснования» ну просто огромное количество схожих вкладок, где без обращения в Гугол, придется потратить пару часиков, чтобы разобраться в их назначении. Простыми словами — Перегруз.

Никому ненужные шутеры

Кастомизация и разнообразие

Возможность кастомизировать на свой вкус, а также сохранять свои пресесты не только оружия, но и камуфляжа под каждую карту или ситуацию только больше подогрели интерес. Касаемо классов оперативников важное замечание — в начале доступны только базовые, но остальные открываются буквально за пару игровых сессий. А самое главное, знаете что? Это всё бесплатно. Игра конечно же имеет платный контент, но это жалкие 5 процентов шмотья на каждый сезон. Никакого рандома или прокачки стволов. Здесь тебя ждет несколько десятков стрелкового оружия, открытого сразу и для всех. Всё, что тебе нужно — подобрать класс и настроить «гир" под твой стиль или ситуацию. Сделать это можно либо в меню, а конкретнее вкладка "настроить», либо во время самого матча.

На сборку дается 15 поинтов, которые ты раскидываешь на основное/вторичное оружие и аксессуары к ним, взрывчатку/доп девайсы, броню и разгрузку. Это очень влияет на скорость передвижения, так что учитывай, когда ставишь кучу обвесов и берёшь по гранате в каждый карман.

Здесь показана малая часть возможного тюнинга: оптика, рукоятки, насадки
Весь стафф очень разнообразен и покупается за игровые очки, кроме тех, что подсвечен жёлтым

Классы

Тут можно надолго не задерживаться, ведь многие классы имеются и в других играх, например — Battlefield. Но я всё же их перечислю:

Никому ненужные шутеры

Автоматчик. Стандартный класс, не имеющий лимит на количество его выбравших и доступный каждому. В арсенале только штурмовые винтовки.

Никому ненужные шутеры

Прорывник (Максимум 3). Боец, которого можно снарядить пп-шкой или дробовиком. Очень полезен для тех, кто любит ломиться вперёд и крушить лица в ближнем бою.

Никому ненужные шутеры

Осведомитель (Максимум 3). Интересный класс, что-то вроде разведчика. В наличии сбалансированные автоматы, а также это единственный класс, кроме снайпера, который может взять дмр-ку.

Никому ненужные шутеры

Взрывник (Максимум 2). Снаряжение то же самое, что и у Автоматчика, но дополнительно имеет возможность набрать разной взрывчатки, взять ручной и подствольный гранатомёты.

Никому ненужные шутеры

Снайпер (Максимум 2). Здесь всё просто — выбор из 4х винтовок. Легкая болтовка, две дмр-ки и тяжелая бронебойная. Настройка по вашему усмотрению.

Никому ненужные шутеры

Пулемётчик (Максимум 2). В вашем распоряжении один легкий пулемёт и 3 тяжелых. Стиль игры обычно лежачий с сошками наперевес.

Никому ненужные шутеры

Наблюдатель (Максимум 3). Этот и следующий классы будут в новинку. Наблюдатель или проще радист носит всю ту же снарягу, что и Автоматчик. Единственное и важное отличие — он носит рацию, для передачи приказов командира на базу.

Никому ненужные шутеры

Командир (Максимум 2). Тут снова снаряга Автоматчика, а из эксклюзивных девайсов имеется бинокль, для вызова, собственно поддержки с воздуха, которой коснёмся в следующем разделе.

Далее тебя встречает 16 карт и 7 pvp-режимов, с которыми вы можете ознакомиться самостоятельно.

Меня же заинтересовал классический Штурм или Push, как в том же Battlefield. Максимум 14х14 игроков, где даётся большее количество волн для стороны обороны и меньшее для атакующей. При захвате очередной точки атакующая сторона прибавляет для себя это количество и двигается к следующей.

Особенности геймплея. Огневая поддержка

Каждая карта разбита на несколько секторов и грамотно проработана в плане ландшафта. Своим дизайном они формируют разные игровые ситуации, которые чаще требуют смекалки и вызова огневой поддержки классом "командира". Все карты имеют два направления атаки, отсюда еще один плюс к реиграбельности: либо пушат спецы, а повстанцы обороняют точку и наоборот. Исходя из описанного, каждый сектор меняет геймплей, где, например первая точка — взятие высоты, вторая подразумевает лютый "open", плавно переходящий в городские кварталы и ты шарахаешься от каждого открытого окна. По сравнению с батлой — карты намного компактнее.

<i>Карта Crossing</i>
Карта Crossing

Выше я упомянул огневую поддержку и это просто счастье для тех, кто больше проявляет интерес к тактическим манёврам в помощь своей команде, нежели обычной стрельбе. В зависимости от выбора стороны имеется разный стаф: от дымовой завесы и артиллерии у каждой; до уникальных: газовой атаки, спуска боевых дронов, разрывной очереди истребителя, вызова боевых вертолётов.

<i>Слева поддержка у повстанцев, справа у спецов</i>
Слева поддержка у повстанцев, справа у спецов

Каждая из них имеет своё время отката и время вызова, направление и радиус. В принципе в «инсу» можно играть просто набивая фраги и захватывая точки, но порой взять точку просто невозможно без огневой поддержки, а она имеется у каждой команды. Вызывается она только радиусе 10 метров и в тандеме двух классов — командир и наблюдатель соответственно.

<i>Классическая ситуация - никто не хочет брать ответственность</i>
Классическая ситуация - никто не хочет брать ответственность

Первый выбирает вид команды, затем юзает бинокль, второй — передаёт на базу приказ (главное не отъехать во время его передачи — иначе база его не примет) . За счёт этого святого дуэта часто рождаются приятные катки, чаще всего — это победы. Если же поддержка есть только у вражеской команды, то обычно это проигрыш.

Арсенал

Для визуального осмысления имеющегося арсенала, я прикрепляю картинку с реддита, тут вы можете заценить весь размах. Каждую единицу обозревать нет никакого смысла: в сети имеется куча гайдов и я считаю, что тестировать оружие нужно только самому.

<i>Добавьте еще на каждый ствол с десяток оптики и других плюшек, влияющие на эффективность </i>
Добавьте еще на каждый ствол с десяток оптики и других плюшек, влияющие на эффективность 
Визуальный тест всех видов оружия на 2020 год

Стрельба и динамика

Это удивительно, но я никогда не испытывал такой импакт от стрельбы, как здесь. Вроде бы мышь — не геймпад с вибрацией, где тебе дают прощупать и нырнуть с головой в игровую механику (вспомните ту же Death Stranding с её ощущением веса, наклона и ландшафта) . Тут я вспомнил времена Battlefield 3-4, думал насколько там стрельба разнообразная, а теперь понимаю, что она очень «пластмассовая», неживая. Молчу про огонь на подавление и как ты его ощущаешь на своей заднице, вместе со всеми криками персонажа, который постоянно норовит выдать что-то эмоциональное, причем фразы сыпятся в зависимости от ситуации.

<i>Обычные переговоры с базой</i>
Обычные переговоры с базой

Здесь ты действительно замечаешь разницу у каждой единицы оружия, причём настолько, что я редко вижу людей с одинаковым набором аксессуаров. Всё индивидуально, поэтому со временем ты точно найдешь для себя идеальный ствол и оптимальный набор обвесов. Признаюсь, что это единственная игра, где я просто обожаю стрельбу с AK74/AKM. Тут у всего автоматического оружия сильная отдача, и поначалу игроки используют только огонь одиночными. С опытом контроль идёт так хорошо, что можно спреить на приличные расстояния. Для новичков могу посоветовать режим CO-OP (Командный пве-режим) , здесь вы сможете потренировать стрельбу любым оружием, а так же привыкнете к особой динамике.

Да, кстати про динамику. В угоду казуалам, сейчас почти все популярные шутеры очень быстрые, часто с вертикальным геймплеем, лестницами, высокими прыжками и подкатами, упоротым стрейфом и абьюзом анимаций. Здесь такого нет. Темп сравним с «Радугой» или КС ГО. Вы можете идти, красться, ползти или перейти на спринт, и будете ощущать вес экипировки (Это мы еще не говорили про Squad) . После здешнего ТТК, вы будете тщательно выбирать маршрут или кидать дымовухи, дабы добежать через дорогу в соседний дом. Прыжка в игре нет, но вы имеете возможность перелазить через препятствия не выше пояса (автодоры, баки, коробки, заборы) , запрыгивать в окна и стрелять от бедра в это время. Также имеется возможность по-разному как открывать, так и выбивать двери, которые могут ваншотнуть противника (имеется даже ачивка) .

О ваншотах: здесь даже пистолету достаточно 1-2 попаданий в тушку, чтобы убить. Будьте терпеливы, когда впервые заходите в игру, так как из-за незнания карт и окон, из которых можно высунуться, вы будете ловить пулю и постоянно ждать респауна. Некоторые калибры способны пробивать тонкие стенки и перегородки помещений (автомобиль со стационарным пулемётом может и толстые).

Да, тут есть расчленёнка и порой конечности летят во все стороны, а персонажи могут такие моменты комментировать...

Опрос

Решил добавить опрос, как для игравших, так и для тех, кто незнаком с игрой. Очень интересно, какой опыт получили пользователи DTF, подкупил ли материал и что вы вообще думаете? После выбора ответа рекомендую поделиться своим мнением в комментариях, заранее спасибо!

Как Вам Insurgency: Sandstorm в целом?
Играл, понравилась/играю до сих пор
Играл, вроде неплохо, но забросил
Играл, совсем не зашло
Не играл, но после прочтения заинтересован
Не играл, не интересует жанр/динамика/сеттинг

Заключение

Дабы вернуться к тезису из заголовка статьи, я бы хотел перечислить самый главный минус для меня. Это небольшой онлайн. Да, есть постоянные игроки и ты сможешь всегда найти матч, если добавишь в фильтрах зарубежные серверы. Например сейчас, во время написания статьи (8 вечера МСК) в сети 2,187 человек. Когда же я располагал временем для постоянной игры (2020-2022), всегда находилось до 3,5-4 тысяч человек.

Игра и так не пользовалась особой популярностью, но ведь она прекрасно играется и поддерживается разработчиком. Бывало такое, что предоставлялись бесплатные выходные в Стим, внедрялись весёлые тдм режимы и даже была добавлена новая карта (кстати она вертикальная). Одноразовая покупка и бесплатные скины — это вообще прекрасно. Все товарищи, которым я люто разрекламировал Инсу, заценили приятную стрельбу, но с непривычки к такому ТТК, отзывались об игре весьма неоднозначно. Почти все в первый день не могли выйти даже в ноль и постоянно погибали, не понимая, откуда, как и почему они сдохли. Некоторым действительно хотелось большей динамики, беготни, и то, что тут зачастую был акцент на симуляцию небольших тактических операций, их совсем не подкупало. Ведь чтобы носиться и крошить лица (да, так можно, посмотрите хайлайты на ютубе), достаточно поиграть пару сессий — тогда и карты будут знакомы, а динамика и вовсе станет понятнее. Больше всего их настораживала сама покупка, то есть трата денег. Оглянувшись на многие другие проекты, как free-to-play, так и платные, то я просто нахожусь в недоумении.

В самом конце хочу сказать, что настоятельно рекомендую игру к покупке, но опять же не всем.

Игра наверняка понравится если ты:

  • имеешь возможность собрать пати от 2-3 человек
  • готов или привык к постоянному соло геймингу (если пати нет)
  • когда-то играл в бф в режиме хардкор и тебе зашло
  • устал от баттл-роялей или классических игр в стиле кс
  • хочешь получить новый экспириенс от хорошей стрельбы
  • тебя привлекает тактическая составляющая в шутерах

Если 1 или 2 пункта попали в тебя, то добро пожаловать на страницу с игрой в Стиме.

Ну а я, всем без исключения желаю счастья, здоровья и мирного неба над головой!

230230
192 комментария
100 ₽

EFT на минималках, а так интересная статья.

3

Я скорее подпивас и хочу расслабиться, получить интересный экспириенс, а также море фана.Вот чёт большие у меня сомнения по этому поводу, ибо игра очень напряжённая, за счёт того что надо постоянно либо защищать, либо захватывать точки. А наступать там достаточно сложно так как команда чаще всего тупит в стороне от точки.

12

А я соглашусь с автором. Сравнивая с тем же cod, здесь более напряженные бои, но в них проще влиться. Темп и ттк очень сказываются, не приходится ловить прицелом прыгунов, которым стреляешь в спину, а он успевает развернуться и в прыжке отвесить тебе хедшот. В итоге процесс хоть и напряженный, но его получается прочувствовать.

14

По сути единственный ненарпяжный режим с захватом точек как в колде.

4

Ну я бы не сказал что она напряженная, требует чуть больше концентрации чем какая нибудь батла, но все еще можно чиллить

2