Chained echoes: крем-суп из JRPG

Трейлер
Chained echoes: крем-суп из JRPG

Пролог

JRPG для меня практически умерли как жанр. Сквары занимаются пиксельной некрофилией и поднимают из могил свои финалки. В стиме с помощью rpg maker конвейером штампуют кучу однотипных игр. Нет, конечно есть Yakuza: Like a Dragon, но это игра из серии, создатель которой просто откатал в dragon quest и тоже захотел свою жрпг. Кроме нее, за последние годы я не вспомню оригинальных японских ролевых игр, в которые можно поиграть, получить удовольствие или новый опыт в жанре. К сожалению, сычем я не владею, пощупать jrpg там не выйдет. И пока Sea of stars не вышла, я залип в Chained echoes (далее — CE) , очередном one man проекте, в котором фанат jrpg шесть лет пилил игру мечты. И знаешь что, ему это удалось. А теперь расскажу подробнее, что получилось и почему в этот проект стоит поиграть, даже если ты не знаком с жанром. В статье присутствуют минимальные игровые спойлеры. Они не касаются сюжета, только игровой части.

Я отыграл в большинство известных jrpg, в основном на консолях. Но не считаю себя мастером в них, скорее казуальным игроком. Поэтому все написанное это сугубо субъективное мнение.

Об игре и её создателе

Он как бы говорит: "Да, я сделал игру в одиночку и теперь могу прибухнуть"
Он как бы говорит: "Да, я сделал игру в одиночку и теперь могу прибухнуть"

Разработчик

Матиас Линда — фанат jrpg из Германии, начинал с игр на rpg maker, пытаясь отдать дань уважения Chrono trigger и Final fantasy VII. По его словам, ни одна игра не была доведена до конца и никогда нигде не издавалась. “Я всегда хотел запечатлеть воспоминания из детства и воплотить их в одной игре” говорит Линда в одном из интервью. При работе над Chained echoes он вдохновлялся играми золотой эпохи jrpg, в основном Trials of Mana, Terranigma, Chrono Trigger, Xenogears и серией игр Final Fantasy. Поэтому Chained echoes это переосмысление старого, дань уважения прошлому, взбитое в однородную массу и посыпанное сверху приправой любви к жанру. Линда сделал игру практически в одиночку, писал код, рисовал, расписал сценарий, персонажей. В общем, работал над всем, кроме музыки и некоторых фоновых рисунков. Здесь он воспользовался услугами композитора и художника. Правильное решение, некоторые задники просто пушка, а музыка полностью передает атмосферу прошлого.

Chained echoes: крем-суп из JRPG

Выход на кикстартер

Линда разместил свой проект на площадке в феврале 2019 года. Основным слоганом кампании стало предложение “классическая 2D РПГ с мечами, магией и…мехами” (которые огромные боевые человекороботы, а не шкурки убитых животных) . За 24 часа игру поддержали 375 человек, задонатив почти 12 тысяч евро. Через месяц кампания по сбору средств завершилась. Chained echoes собрала 163 тысячи евро (130 кикстартер + 32.8 накидали на пейпал) , перевыполнив цель практически в два с половиной раза. Линда планировал затратить на разработку 60 тысяч евро. Таким образом, игра сразу получила релиз на консолях (Switch и PS4), перевод на три языка (немецкий, французский и японский) , дисковые издания (плюс лимитированные издания с кучей плюшек) и другие приятные плюшки вроде новой игры +(как оказалось, пока не реализовано) , дополнительного персонажа, пачки графического контента.

P. S. В игре можно обнаружить локацию, связанную с бейкерами. Там размещены их сообщения разного характера и степени безумия)

Chained echoes: крем-суп из JRPG

Издатель

Помочь с выпуском Chained Echoes решила немецкая студия Deck 13. Через год после кампании на кикстартере Линда написал, что они договорились о сотрудничестве. Наиболее известными играми издателя являются The surge и Lords of the fallen. Из rpg они издали Cross code. Глядя на цифры CE в стиме, издатели останутся довольными. У рпг Линды под полторы тысячи позитивных отзывов против 130 негативных и ежедневный онлайн не меньше тысячи человек с декабря 2022 года. Не космос, но для инди проекта, как мне кажется, успех. В любом случае, я рад что игра получила поддержку издателей, вышла и её тепло приняли игроки. Надеюсь, сотрудничество продолжится и Линда выпустит еще несколько игр.

Атмосфера

Локации

Здесь все выдержано в лучших (или худших, кому как) традициях жанра. Заброшенная пещера, таинственный лес, беззаботные стартовые луга с полями пшеницы, гористая местность, где валяются кости и черепа неизвестных тварей. Все это разбавляется городскими площадями, уютными деревеньками, грандиозными и помпезными столицами королевств и напряженной атмосферой на воздушных кораблях. В некоторых моментах прям веет заимствованиями из цикла Final fantasy, например FF 9 (город вечного дождя Бурмеция) и FF 12 (уровни на воздушных кораблях). Исследовать локации интересно, по уровням разбросаны сундуки, зарытые под землей сокровища (на них указывают специальные отметки), секретные боссы и потайные входы в пещеры. Единственный минус для меня, некоторые лестницы или точки для прыжка практически сливаются с окружением, трудно заметить даже присмотревшись.

Местная рок банда
Местная рок банда

Музыка

В интервью Матиас не зря восхищался своим композитором. Эдди Марьянукрох из Далласа проделал большую работу, записав полсотни композиций для Chained echoes. Конечно, в отрыве от игры они звучат не так мощно, но даже не играя в CE, ты можешь узнать веяния из старых рпгшек. Треки получились стильными и похожими на старые работы японских композиторов, здесь даже придраться не к чему. А теперь парочка примеров: Под вот такие темы бегаешь в начале, они беззаботные и веселые, как раз подойдут для погружения в игру.P.S. Ниже большое полотно ссылок на ютуб, прости, я не придумал способа удобнее.

Rohnal fields
A Day in the Village

Для динамичных эпизодов выбран такой трек, под него предстоит убегать от врагов.

Hurry!

Леса, горы, поля. Угадать, где что, не сложно.

А вот тема одного из городов, мощная работа. Она идеально ложится как на локацию, так и на сюжетные события.

The Rainy City of Tormund

Для напряженных моментов

Blood Dripping From The Tip of Your Blade

Гитарный экшн для боевых сцен с участием мехов.

Champions of the Sky

Ну и конечно же, победные фанфары, как у некоторых.

Victory!
В начале большого путешествия
В начале большого путешествия

Пасхалки и отсылки, стеб

Chained echoes начинается с копирования Chrono trigger, причем 1 в 1. В дальнейшем я часто ловил себя на мысли, что вот это уже было, это я видел там-то и там-то. Игра копирует не только сюжетные куски или локации, но и элементы геймплея. Однако, это сделано не с целью своровать точь в точь. Смысл в дани уважения и запечатлении эмоций и ощущений от тех самых jrpg из далекого детства. Chained echoes умело играет на чувствах ностальгии, причем это целый ностальгический оркестр. Слепленный монстр выглядит как красивый Франкенштейн, хоть и бюджетный. Не забыл Линда и про стеб, например торговец, который выдает фразу примерно с такой сутью: “Не подумай, я тебя не преследую последние несколько дней, просто нужда заботы о семье вынуждает торговать где придется”. Позже он признается, что не все так однозначно.

В начале игры предстоит подраться с красивой небесной броней.
В начале игры предстоит подраться с красивой небесной броней.

Сюжет

Я напишу без спойлеров, в общем. Повествование получилось близким по духу к серии Final fantasy, где начинаешь бороться с малым злом, а заканчиваешь спасением мира. Затрагиваются темы церкви, любви сквозь время. Сама суть названия игры объяснится ближе к концу игры. Линда умудрился сюда напихать пачку твистов, неоднозначных персонажей, интригу, выдержанную до самого конца. Некоторые твисты вроде как и считываются наперед, но потом все же берут и с размаху дают тебе подзатыльник. Такое происходит ближе к финалу, хотя в середине игры имеется вотэтаповорот, связанный с одним из персонажей. Как по мне, сюжет получился крепким и интересным, как и все здесь, он основан на референсах игр. Узнал отсылки на ff tactics, tactics ogre, chrono серию, даже grandia 2 напомнили некоторые моменты. Мне понравилось, хорошо написано и поставлено. Концовка горько-сладкая, если так задуматься и вспомнить определенные слова, то неизвестно, сделала ли твоя партия правильный выбор.

Chained echoes: крем-суп из JRPG

Персонажи

Основная партия

Проработаны на отлично. Самое интересное, у всех считываются профессии, как в FF, но при этом воровка сражается с катаной в руках, а принцесса не белый маг, а скорее драгун, только без навыка прыжок. Бьёт она всех и больно. У каждого есть своя фишка, каждому персонажу уделяется время по ходу повествования, чтобы подробнее раскрыть его. Причем не все персонажи люди, здесь и ящерица-инвалид (привет баанга из фф 12), 500летний мужик бард из долгоживущей расы, бородатый козлорог, дерущийся якорем и пернатая сова-легендарный рыцарь.

Все сюжетные в сборе, но дополнительных еще можно рекрутировать.
Все сюжетные в сборе, но дополнительных еще можно рекрутировать.

Остальные

Местные злодеи тоже могут приглянуться, хотя и ведут себя шаблонно. Здесь и инквизиторы, закованные в броню (снова привет 12 фф), принц, который медленно сходит с ума, его мрачные приспешники-генералы, таинственный советник со своими планами. С последним, кстати, связан один забавный бой. Как говорится, я сначала не понял, потом как понял… .

А ещё тут есть повестка, это я для увеличения количества комментариев пишу)))) Как минимум в двух эпизодах это заметно прям во все пиксели. Но особо эти эпизоды ни на что не влияют и в целом, допустимы в том контексте, в котором их вставил Линда. Внимание! В скринах есть небольшие сюжетные спойлеры.

Shashlik boss fight begin!

Боссы

Сборная солянка из классики с добавлением гарнира из чего-то новенького. Мерзко выглядящие боссы есть, пафосные военные есть, двухэтапные битвы есть. Босс, который меняет свои элементы, тоже есть. Еще завезли меха боссов, на одном я прям подзастрял из-за особых условий боя. Но есть и интересные сражения, например в которых тебе в один ход запретят использовать вещи, в другой магию и так далее. Запомнился ещё огненный мудила, которого я добил последним живым героем с 5 хп. Вот ткнул просто на удачу, а он сдох. Фанфары. Самым трудным лично для меня оказался Behemot, единственный бой, который искусственно замедлялся из-за овердрайва. Пришлось менять тактику с «набьем ему лицо по-быстрому" на "терпим порцию блевоты в лицо, контратакуем и хилимся». После боя с ним я открыл для себя защитную стратегию с двумя хилерами. В конце боссы начинают сыпаться на каждом шагу, я аж устал от них, особенно меха-бои изматывают.

Очередной босс в конце игры be like
Очередной босс в конце игры be like

Геймплей

Местный телепорт
Местный телепорт

Перемещение

Постепенно будут выдавать новые средства передвижения, здесь все по канонам серии FF. Единственное, есть система телепортов, должен заметить, удобная и нужная. В новых локациях можно найти большие синие кристаллы и автоматически активировать их. А потом в практически любом месте через карту лети куда хочешь, лишь бы там кристалл стоял. Правда, я сначала не понял, как ими пользоваться и оббегал сами кристаллы, тыкая в них. Оказалось, нужно открыть карту, а потом выбрать, куда тебе. Тоже самое и с режимом перемещения на корабль. Жмешь кнопку и вперёд. Игра заботливо подсказывает, в какой локации доступен тот или иной способ передвижения, мех, корабль, телепорт. И да, никаких чокобо, больших тараканов и прочего. Только техника и магия)

Шел себе по полю, а тут сорняк. Классика
Шел себе по полю, а тут сорняк. Классика

Бой

Здесь Линду хочется похвалить почти за все решения. Он сделал бои максимально динамичными и быстрыми для пошаговой системы. Следующий важный момент, после каждого боя жизни и очки техник (мана) полностью восстанавливаются. Да да, именно так. Врагов видно на карте, некоторых даже можно обойти, если потереться у края локации. А ещё от них можно сбежать со 100% успехом, только от боссов улизнуть не выйдет . В случае поражения игра услужливо предложит начать заново, причем опций несколько, начать сразу с последней битвы, загрузить автосэйв или просто сохранение. А если выбираешь переиграть бой, то тебя пустят в меню, где можно скорректировать навыки и экипировку. Очень полезно, если надо пересмотреть стратегию на бой. Отдельная хвальба за ускорение боя. Правда, иногда казалось, что при анимации требовательных к пикселям умений скорость снижалась.

Звуки ярости, с которыми бурундук мстит за павших братьев
Звуки ярости, с которыми бурундук мстит за павших братьев

В остальном ничего нового, дерешься в пошаговом режиме, есть здоровье и очки техники (аналог маны). На поле боя у тебя не больше 4 персонажей, но они работают в связках, то есть к каждому можно добавить партнёра, которого можно менять каждый ход. В итоге, в бою могут принимать участие 8 бойцов. Напоминает систему из FF X. У каждого персонажа есть своя ульта, которая активируется по заполнению общей шкалы. Заполняется она ударами по врагу. Справа вверху очередность ходов, а слева есть шкала овердрайва и вот эта фича спорна, как по мне. Она делится на три части, жёлтая это прогрев, зеленая овердрайв, а красная перегрев. Все действия на поле двигают ползунок вправо, к шкале перегрева. Задача игрока держать ползунок в зелёной зоне, тогда твоя партия бьёт больнее и получает меньше урона. Когда залетаешь в красную зону, по тебе прилетает больше урона, а твои ребята бьют слабее. Чтобы сбивать перегрев, можно переключать партнёров местами или использовать скиллы, которые окрашены жёлтым цветом. В крайнем случае, уйти в защиту. Проблема кроется в том, что эта шкала иногда просто мешает, в самый ответственный момент приходится делать не то, что нужно, а то, что поможет сбить перегрев. Ну или драться с заваленной шкалой овердрайва.

Эпическая битва против вселенского зла
Эпическая битва против вселенского зла

У небесной брони режим боя немного отличается. Во-первых, все навыки здесь заменены, а шкала овердрайва изменена, она стала ещё хуже. По краям секторы перегрузки, в центре обычный. У меха есть три режима (0-1-2), в нулевом можно только бить атакой, но ползунок овердрайва не двигается, в первом режиме он ползет вправо, а во втором влево. Прикол в том, что режимы нужно крутить, так как если этого не делать, то быстро упадешь в перегрев и получишь по механической роже. Потому как второй режим даёт больше урона, как по врагу, так и по тебе. В итоге, за ход можно раз переключить режим и нужно держать своих персонажей в верных позициях, чтобы ползунок не заваливался в перегрев. Большая проблема в ограниченном сете умений для брони. По сравнению со скилами персонажей, для мехов выбор очень скуден. Например, нет навыков на восстановление ТП (маны), поэтому длительные бои очень тяжелые. Купить запчасти нельзя, только найти. В общем, для меня сражения в мехах это прям жирный минус, под конец игры их прям навязывают тебе.

В целом, для меня овердрайв это больше обуза, чем фича. Жаль, её нельзя отключить. В остальном боевая система неплохая, но насчёт баланса я не уверен. Иногда тебя могут просто забить численно превосходящие мобы из подворотни. Особенно в меха боях.

Сейчас я буду учить все навыки
Сейчас я буду учить все навыки

Навыки и прокачка

Уровней нет. Система прокачки здесь напоминает Chrono cross, где за победу над боссом тебе давали звезду. Так и здесь, только вместо слота под элемент дают 1 пункт для изучения навыков. Они делятся на три категории: активные, пассивные и улучшение статов. Плюс, существует несколько блоков, которые мешают изучить сразу мощный скилл. Например, для доступа к мидгейм скиллам нужно изучить 7 более слабых навыков. Получаем искусственный барьер, вполне понятный и логичный ведь под конец игры дают более сильные умения.

Потом будет огромный бабах на 100 урона.
Потом будет огромный бабах на 100 урона.

У каждого персонажа есть ульта, лимит, транс, кому как удобно. Она доступна сразу с одним условием. Шкала заполняется от урона, который нанесла партия, плюс, дальше появятся навыки, ускоряющие её заполнение. Так вот, шкала одна на всех, приходится выбирать ульту, которая более подходит под ситуацию. Нужен урон? Бьём этим. Соперник в броне и нужен пробой? А вот так. Закончились ТП (мана)? Пусть бородатый мужик споёт одновременно на всех инструментах и восполнит всем ТП. Даже есть ульта, которая вернёт всех павших персонажей к жизни со всеми хп. Скажу, что я пользовался лишь парочкой ультов по ходу игры. Ну потому что некоторые прям очень хороши, а другие meh.

Навыки можно улучшить через очки умений. Каждый навык максится до 3 уровня. Чем выше уровень, тем больше очков скиллов (SP) надо. Очки дают за убийство монстров, тут можно погриндить, хотя особо смысла нет.

Здесь Вода и Земля это классовые навыки шамана. Теперь мой персонаж имеет все четыре элементальные атаки в кармане. Ну или их можно отдать другому магу, у которого в скиллсете этих стихий нет.
Здесь Вода и Земля это классовые навыки шамана. Теперь мой персонаж имеет все четыре элементальные атаки в кармане. Ну или их можно отдать другому магу, у которого в скиллсете этих стихий нет.

В распоряжении персонажа есть 5 активных навыков, три пассивных. Плюс по 2 доп навыка можно повесить через медаль класса. Мякотка в том, что на медали уже есть свои навыки, но их можно поменять теми, которые есть у персонажа. Захотел, оставил дефолтные. Они тебе не нужны? Повесил более полезные. Огромный плюс и за это решение.

Я собрал не все, их легко пропустить, так как статуи стоят в сторонке.
Я собрал не все, их легко пропустить, так как статуи стоят в сторонке.

Классы
Почти в каждой локации мира есть статуя, которой можно помолиться. Единственное условие, у тебя должен быть определенный предмет. После этого мифическая сущность откликнется и предложит проверку боем, чтобы доказать твое мастерство. Бои несложные, против монстров с этой локации. Всего классов 12 и они очень знакомы, почти ничего нового. Воин, лекарь, монах, бандит, вампир. Каждый класс, как я уже писал, даёт четыре дополнительных навыка, по два активных и пассивных.

Некоторые классы мне показались мусорными. Например не зашёл вампир, который усиливает урон персонажа, отбирая за каждый удар часть хп. Или бандит, он нужен в том случае, если хочется иметь двух воров в команде. Ситуативно, только если фармить ресурсы для крафта.

Небесная броня

К ней ещё надо добраться. Вот как раз когда я начал немного скучать от геймплея и подумывал бросить, игра вовремя подсунула мне мехов и боевой сюжет. Это её и спасло. В мире Chained echoes мехи названы sky armor. Ими владеют только военные, у элитных воинов есть модели и получше. Начну с того, что в броне битвы тоже выглядят по-другому. Больше хп, больше урона и другая система овердрайва. И да, другие противники. Если сунуться в бой против них без небесной брони, партию размажут за пару ходов. Броне выделен отдельный подпункт меню, где можно кастомизировать её. Изменить можно все, начиная от оружия, которое влияет на доступные навыки, до цвета корпуса. У персонажа в мехе меняются и скиллы, поэтому тактика боя тут тоже своя.

Небесную броню можно использовать и вне боя. Например в некоторые локации можно попасть только в ней. Понимаю, творцу хотелось включить мехи как часть мозаики прошлого, но вот честно, они тут не особо влияют на что-то. Убери из игры роботов, она абсолютно ничего не потеряет.

Побочные квесты/ доска достижений

В игре есть доска, на которой собраны ачивки. Они самые разные, от собери все сундуки или открой карту локации до убийства секретных монстров или условий боя. Например, победи монстра А командой из женщин/без получения урона/не полечившись/одним персонажем. За каждую выполненную ачивку дают плюшки: деньги, материалы, прочее.

Плюшки плюшечки
Плюшки плюшечки

А еще есть цепи наград, на них завязаны достижения. Набрал определенное количество ачивок, тебе выдадут предметы. Причем только здесь выдают вещь, необходимую для получения медалей профессий. Поначалу я увлекся и на первой локации пытался спылесосить все достижения. Потом уже отпустило и я бежал по сюжету.

Меню кузницы. 
Меню кузницы. 

Апгрейд вещей/Кристаллы

Начну с апгрейда. Каждое оружие или броню можно заточить дважды. На это тратятся материалы и деньги. При этом, например, меч 3 звёзды с двумя заточками по силе будет примерно равен неточеному клинку 4 звезд. Проблема в том, что ты можешь найти оружие сильнее спустя 5 минут как потратил деньги и ресурсы на меч 3 звёзд. Основной смысл улучшения вещей заключается в слотах под кристаллы. На дефолтном шмоте будет два слота, на улучшенных по 3-4. Туда вставляются кристаллы, теперь о них.

Большинство этого барахла катается со мной с середины игры 
Большинство этого барахла катается со мной с середины игры 

С кристаллами тоже связан ряд странных решений. Как это работает, кристалловые жилы можно найти в локациях, когда к ним прикасаешься, дают пару случайных камушков. Всего их четыре типа: атакующие, защитные, поддерживающие, вспомогательные. И вот тут начинается веселье. Синтезировать их можно только между одним и тем же типом. Атака + Атака = атака 2. Слить вместе атаку и защиту нельзя. Плюс, вставить в оружие и броню можно только кристаллы от 3 уровня. Здесь проблема в том, что их тебе игра выдает рандомно. В итоге, к концу скапливается куча камней 1-2 уровня, к которым просто не дали пару. Они бесполезны и я лишаюсь части умений. У камней есть три уровня силы, каждый уровень даёт свой бонус к умению. Камень занимает определенное количество слотов в снаряжении. Крафтить кристаллы тяжело и не интересно, мне прям не зашло совсем. Да, бонусы они дают хорошие, жизни, стихийный урон/защиту, всякое такое. Но добыча кристаллов абсолютно не поддается систематизации, просто бегай по локациям и собирай их, в надежде на необходимый. Обменять нельзя, продать/купить тоже. Спустя время месторождения возобновляются и можно собирать все заново, но это утомительно.

Главный герой летит к светлому будущему. Гифка из очень ранних билдов.

Плюсы и минусы

Плюсы

Сюжет. Он хорошо написан и не дает заскучать. Особенно ближе к концу. Я уже писал про твисты, если бы Линда захотел написать фэнтези, то пару премий он бы взял. История получилась в меру темной и в то же оптимистичной. Она не однозначна, заставляет задуматься и осмыслить поступки и мотивы героев. Сюжет раскручивается постепенно, это нужно учитывать и не спешить бросать игру. Поначалу будет казаться, что партия просто ходит из точки в точку, следуя локальной цели. Попозже тебя втянут в основную сюжетную линию, которая будет проясняться. Тут 10/10, мне зашла как общая подача, так и персонажи, которые есть в СЕ.

Возможность настроить сложность врагов. Прямо по ходу игры, в любое время. Я воспользовался этой опцией под конец игры, так как не играл около недели и неожиданно стало тяжело пробиваться по сюжету. Можно расширить шкалу овердрайва, уменьшить жизни и агрессивность врагов. И я действительно почувствовал разницу, это и правда полезная штука. Хочешь, играй по хардкору или же просто смотри сюжет.

Боевая система. Она не сложная, в комплекте с выбором сложности можно проходить трудные участки игры, если не хочется много раз сражаться с боссами. Я так например делал когда дрался в меха-режиме. Ну просто потому что уже надоело.

Возможность поиграть после окончания сюжета. После титров тебя вернут в предпоследнюю точку перед финальной битвой и можно спокойно идти добивать ачивки, делать квесты и мочить боссов. Вроде как в будущем добавят новую игру+.

Минусы

Очень маленький бюджет. Настолько маленький, что не хватило на отрисовку анимаций умений и моделек. Например у церкви и армии одни и те же модельки войск. Разные атакующие скиллы прорисованы одинаково. Для меня это не критично, но стоит быть готовым к этому. Да и в масштабных сценах тоже заметен скромный бюджет. Приходится подавать сюжет через текст.

Иногда не хватает информации. Например, после получения летающего корабля тебе скажут найти человека в городе Х. В подсказке написано, что этот город находится на северо-востоке от города Y. И я минут 15 бегал по локации, пока не залез в инет и не посмотрел, что нужно вызвать корабль и полететь на нём в этот город. И судя по всему, я не один такой. Или вот ещё, во время главного сюжета будет эпизод в гостинице, в котором спуск в подземелье находится совсем в неочевидном месте. Я тоже потратил на его поиски минут 10, бегая туда-сюда по локации.

Некоторые элементы геймплея. В моем случае это оказались мехи и кристаллы. Вот эти два куска изрядно так поднадоели, копаться в синтезе кристаллов немного неудобно и скучно, а меха бои под конец достали.

В игре встречаются баги, на ранних билдах критические. Сейчас Линда правит их, уже вышло пять небольших патчей, но были случаи затирания сэйвов, прыжков через кусок сюжета. В общем, неприятные вещи и неизвестно, остались ли еще такие сюрпризы.

Chained echoes: крем-суп из JRPG

Эпилог

Я потратил на прохождение Chained echoes 45 часов игрового времени. Стоила ли игра того? Определенно. Линда действительно сделал своеобразный портал в прошлое, заставив вспомнить золотую эру jrpg и её лучших представителей. При этом СЕ обзавелась мощным сюжетом и переосмыслила некоторые не совсем популярные механики. Например, тот же автохил после боя или смена класса любого персонажа. К сожалению, из золотой эры вспомнилось и не очень хорошее. Ограниченные бюджеты тех лет тоже здесь, как бы иногда хотелось посмотреть крутую заставку или массовые сцены. *тяжкий вздох*.

Если тебе нравятся Jrpg с пошаговыми битвами или ты всегда хотел попробовать, но боялся, Chained echoes подойдет как для новичка, так и для ценителя японских игоръ.

Я теперь буду ждать новые игры от Линды, ну или на продолжение. Глядя на концовку, оно вполне возможно.

Отблагодарить за лонг можно подписавшись на меня или написать комментарий/поставить реакцию.


Почитать еще моих лонгов:
Про Vanguard bandits - мехафэнтези на PS1
Eternal eyes - грустная игра, опоздавшая на вечеринку.

252252
103 комментария

JRPG практически умерли как жанр.Сильное заявление. Давай-ка посмотрим навскидку на JRPG за последние лет 4-5 лет.

Аштфд Афтефын 7 ремейк
Аштфд Афтефын 14: очень хороша на рынке ММО, каждый аддон лучше предыдущего.
Dragon Quest 11
Xenoblade Chronicles 3 (да и вторая тоже умещается в этот период, вроде)
Tales of Arise
Fire Emblem (да, в какой-то мере это jRPG)
Trials of Mana
Kingdom Hearts 3
Shin Megami Tensei V
Yakuza: Like a Dragon
Ni no Kuni 2
Прорва Ательешек

Еще куча игр рангом поменьше: Eiyuden Chronicle: Rising, Astria Ascending, Edge of Eternity.
Есть еще серии вроде Ys, которые я пропустил и ничего сказать не могу.

В разработке такие игры, как Dragon Quest 12, Final Fantasy 16, вторая часть ремейка семерки, Kingdom Hearts 4, продолжение Yakuza: Like a Dragon; Михое готовят к выпуску Honkai: Star Rail, являющейся в некотором роде сервис-jRPG.

Жанр, конечно, не штампуется конвеером, как в эпоху первой соньки. Но говорить про смерть jRPG, как будто они навернулись подобно RTS - преждевременно.

34
Ответить

Поправил пост, для меня выбор jrpg мал, так как нет сыча или пс5 например. Вот за последний год я поиграл только в фф 10 и ремейк 7ки. А за продолжение ремейка на консолях следующего поколения скварам отдельный привет. Даже в intergrade не поиграть))

1
Ответить

Стоит отбросить от этого АРПГ-шки, которые могут претить ценителю пошаговой боевки, и слишком уж специфические Ательеры - и останется пшик... Ну то есть человеку, взрощенному на мейнстримной классике, может действительно оказаться не во что играть :)

3
Ответить

Еще бы Pokemon добавить. Тоже не понял с чего это JRPG хоронят. Крупные серии - живы, нишевых проектов - тоже хватает. Последние несколько лет ещё и активный бум ремастеров и переиздание этого жанра идёт. Что там "умерло" не сильно понимаю.

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Ещё можно дописать NEO: The World Ends With You. Это я так, просто недавно прошёл и не увидел в списке)

2
Ответить