Игры Piranha Bytes: Самый наглядный пример стагнации в истории геймдева
Под ночь одолело желание написать что-то про Готику или Piranha Bytes.
В этом году выходила Elex 2. Когда я играл в неё, меня просто не оставляла мысль: как можно сделать подобный кал в 2022 году? Почему фанатская поделка, Хроники Миртаны: Архолос, стала в несколько раз лучше последних 4-5 (6?) игр от разрабов?
Ответ прост: Разрабы остановились в развитии в далёком 2006 году и уже понятия не имеют, почему их так любили фанаты.
Но перед изложением проблем Готики 3 нужно немного рассказать про прошлые игры серии.
Gothic 1 — лучшая история про зеков в истории геймдева.
2001 год, выходит полностью локализованная/озвученная (в России 2002) история про ЗЕКОВ, в фэнтезийном сеттинге. Не изометрия и не 2D!
Да одно это уже продало бы игру половине России, будь у каждого персональный компьютер.
К сеттингу и атмосфере ещё добавляется боёвка, какая-никакая вариативность в плане геймплея, юмор (от гг), приятное музыкальное сопровождение и, что самое главное, наличия ощущения бомжеватости как в плане прогрессии, так и в плане нарратива.
Герой — никто и воспринимают его соответствующе. 99% жителей Старого лагеря с радостью избили бы его ради пару кусков руды. Всё надо заслужить буквально поднимаясь с нуля.
Некоторые фанаты Готики могут захотеть меня избить, но, несмотря на более уникальные сеттинг и атмосферу первой части, я всегда предпочту в очередной раз сыграть в Готику 2. Дело даже не с постоянном зажатии клавиши или в общем качестве игры.
Всё-таки в Готике 1 явно проявились те минусы, которые терзают Piranha Bytes до сих пор, а именно: сюжетные рельсы после 1 главы и почти полное отсутствие побочных квестов после неё же. Ни одна гильдия, к сожалению, даже в Elex 2 толком не влияет на СЮЖЕТ игры и лишь определяет геймплейную направленность игрока.
Готика 2 к решению этих проблем (пускай и не всех) была чуть поближе.
Gothic 2 — игра, лишившая многих людей хардкорной девственности
Я не знаю, сколько времени провёл в этой игре. Скорее всего, больше, чем в TES 3 и чем в любой из mmorpg. Каждый год я возвращаюсь в эту игру, ставлю очередной раз какой-то мод (сейчас по большей части только Возвратку — извращение для фанатичных любителей геймплея), и прохожу всё меньше, чем за неделю. Потом я ставлю мод с собственным сюжетом и его тоже прохожу (каждый раз бросаю монетку, чтобы мне не выпала Одиссея — мод, который в несколько раз больше основной игры).
А люди всё ещё пилят и пилят модификации на неё. господи, почему люди не делают такие же крутые глобальные моды для TES 3? Для неё даже сервера RP делают!
Что сделало Готику 2 такой успешной игрой? Ответ:
Всё, что было в 1 части, только лучше (неужели ЭТО ДЛС К 1 Готике?! ).
Мы опять бомж. Чуть ли не первое наше задание — ДЁРГАТЬ РЕПУ. Снова поднимаемся вверх по карьерной лестнице с самых низов и выбираем одну из 3 фракций — шаблон, повторяемый потом ещё в 5 играх.
А потом занимаемся алхимией, куём мечи, обворовываем всех жителей острова… А количество мобов при этом ограничено, можно убить всех и замаксить экспу!
И при этом я понимаю, что Пираньи так и не смогли решить одну из главных проблем Готики 1: НУ ОПЯТЬ ЭТИ ВАШИ 3-6 ГЛАВЫ гораздо ХУЖЕ начала ИГРЫ! Вся соль именно в первой трети — дальше игрок просто аннигилирует всё живое.
А ещё я ненавижу этот меч, появившийся в Ночи Ворона. Этот ваш Коготь Белиара настолько оказуаливает прохождение игры, что даже криворукий чел с нулевой прокачкой не испытает никаких сложностей в будущем.
А где популярность?
Почему играем только мы, немцы да поляки? А причины тут две:
1) Фиговая английская локализация (такое бывает!);
2) Наличие на Западе более популярных РПГ, которые у нас либо локализовывались гораздо позднее (в пример я поставил бы Neverwinter Nights, которую локализовали спустя 4 (!) года после релиза), либо вообще не локализовывались (Арканум).
Пока западные игроки уже вдоволь наигрывались всякими изометрическими РПГ в духе Baldur’s gate 1/2, которые были локализованы у нас спустя 10 лет после их релиза, у нас единственным популярным локализованным проектом, способным конкурировать с Готикой, был TES 3.
А тут по сравнению с TES 3 вообще ВСЁ озвучено БЫЛО! Заходишь в 2004 году и балдеешь с диалогов так, как никогда раньше! Один из немногих примеров серии игр, популярность которой была определена наличием локализации и её качеством.
Я люблю эту игру всем сердцем и душой (пускай сейчас без геймплейных или сюжетных модов вряд ли её запущу), но начинал я свой готический путь не с неё и не с первой части…
Самая противоречивая игра в серии
Полностью бесшовный мир, с одной единой локацией, огромной картой и сотнями NPC с квестами. Что могло пойти не так?
Оказалось, что всё. Игра сохранила многие положительные черты предыдущих частей, а именно музыку (которая за долгие часы игры надоест игроку), хорошую локализацию, в каком-то смысле прокачку и даже чувство бомжеватости. Но на каждую из них приходилось по несколько пунктов, которые в совокупности просто расчленяли игру.
Самым главным из них является боёвка.
Боёвка
Она, конечно, и в прошлых играх звёзд с неба не хватала. Удар/комбуха и шаг назад, но в 3 части… даже шаг назад был не нужен! Закликать можно было любого — лучше не останавливаться, иначе какой-нибудь ползун закликает тебя. А если врагов несколько… возьми дрын побольше и закликай толпу.
НО… проблема решается патчами/фиксами/модами и прочими штучками, после которых любой орк/повстанец сможет вас парировать, а любой зверь — уклониться, тем самым прерывая вашу серию ударов.
Сложно? Да, бывает и сложно. Интересно? Нет, ибо дело не только в закликивании.
Нет никакой прогрессии. Прокачка никак не меняет ваши анимации атак — лишь усиливает урон или позволяет надеть оружие покруче. Если вы, например, решили выбрать путь меча и щита, вам придётся до конца игры ковырять мобов одинаковыми атаками! Это, к слову, в серии игр, в которой в прошлых частях анимации атак менялись в соответствии с прокачкой — хотелось бы, конечно, увидеть развития именно этого аспекта!
С луком всё ещё хуже. Отходишь подальше, натягиваешь стрелу с одинаковой анимацией и стреляешь. Ну, хоть автоприцеливания нет и стрелы разные есть!
С магией, кстати, дело обстоит получше. Сравнительно большой арсенал заклинаний, каждое из которых требует прокаченный показатель Древнего знания, то или иное количество маны и иногда какой-то крутой навык для мага.
Можно, например, зажимать ЛКМ и тратить больше маны на огненный шар, чтобы он нанес больше урона. Можно призвать армию мертвецов, которая 5 часов будет драться с врагами. Можно усыпить, заморозить, натравить одного на другого, замедлить время вокруг себя, нанести огромный массовый урон… Есть даже заклинание, которое позволяет сменить ночь на день!
Но в конечном итоге персонаж всю игру всё равно будет использовать какую-нибудь молнию на одного соперника и огненный дождь на группу. И как я уже упомянул, в начале игры магом стать очень нелегко — будешь долгое время бегать с посохом и бить врагов в ближнем бою.
Тем не менее, магия в игре реализована гораздо лучше боя на мечах или использования лука.
Квесты
Простая схема, от которой я очень долгое время кайфовал: находи город, ищи именных NPC, получай простенький квест и зарабатывай репутацию и в городе, и у фракции.
БОЖЕ ИННОС, ДА Я благодаря ЭТИМ квестам ИГРУ И полюбил. Я всегда пытался получить максимальную репутацию в каждом городе орков и ассасинов! А это иногда, ой как непросто: какой-то квест можно пропустить, просто избив орка, отказавшись на него пахать, какой-то квест можно провалить, встав на сторону повстанцев, какой-то квест требует найти NPC за пределами города, не давая чётких ориентиров!
Никаких маркеров, только смутные описания. У меня даже карта была из какого-то игрового журнала.
И я получал удовольствие. Я вообще удивлён, что ни одна более-менее популярная игра так и не пришла к формуле подобной репутации: не к городской, так к фракционной!
Набираешь репутацию, получаешь доступ к крутым челикам и топовому шмоту. Отличный стимул делать квесты, учитывая, что экспу тут тоже дают за каждый чих-пых.
Есть только в этих квестах одна проблема…
Ну, как бы помягче сказать…
Да говно они! Убей, продай, принеси, поговори. Типичный мморпгшный стиль без какой-либо сложной подоплёки. Раз квест дают, значит, решить его можно только одним способом.
Геймплей и квесты уже не очень высокого уровня, а это ведь не единственные недостатки. Есть ещё:
Баги
В общем, кто не знает, на релизе кабаны ваншотили и отправляли в космос, как великаны в скайриме (P.S. Я тут походу выпил лишнего. Кабаны не ваншотили, а крайне быстрой серией атак отрывали лицо всему живому).
Разумеется, баги ограничивались и ограничиваются не только ими (это самый весёлый). Текстурных багов тоже хватало. Игра вылетала, сейвы ломались, можно было проваливаться под землю и т. п.
Я бы ещё отнёс к минусам фиговый дизайн у монстров (даже по сравнению с прошлыми частями) , фиговые навыки, однообразие, загрузки, которые длятся несколько минут, и ещё кучу проблем, вытекаемых из того, что уже было сказано. Но уже этих минусов было вполне достаточно, чтобы половина фанатов серии окрестили её провалом и вернулись в готику 2 для игры/разработки модов.
А вот озвучка и перевод мне нравятся!
Озвучка ассасинов очень хороша. Можно поиграть в игру часок только ради того, чтобы послушать их. Такого кайфа и веселья от озвучки я, наверно, не испытывал ни в одной игре.
Это была моя первая готика и мне она в своё время так зашла, что я попробовал и предыдущие части. За одно это я уже ей очень благодарен.
Только вот её провал привёл к тому, что разработчики перестали экспериментировать и начали копипастить готику 2 в каждой своей следующей игре. Развитие остановилось.
А что дальше?
Если Risen 1 был хотя бы умелой имитацией Г2 с более бодрой боёвкой, то следующие его части вообще отошли от концепции «один большой остров» и сделали кучу маленьких, что в конечном итоге сказалось отрицательно и на общей их проработке: набор коридоров в джунглях едва ли может составить конкуренцию колонии из первой части Готики, хотя для многих игроков пиратский сеттинг и диалоги явно могут внести в игру определённую долю интереса.
Самое важное нововведение последних двух Ризенов — напарники, с которыми можно путешествовать, которых можно абузить в боях. Это же нововведение в худшем его проявлении они закинули и в обе части Elex, где общение с ними вообще не доставляло мне никакого удовольствия.
Скажу вам по правде: мне нечего больше сказать про 2-3 части Risen. Я проходил их обе на релизе, и мне запомнились только фракции, никчёмные концовки, клады да напарники (две вещи, которые были новыми). Почему я помню про 3 Готики всё, а про 2-3 Risen ничего? Ах да, ещё там появились маркеры, которые убили к чёрту фишку исследования небольшого мира, которая была в первых готиках.
Рад, что есть люди, которым эти игры очень понравились. К сожалению, я к их числу не принадлежу.
А взамен что?
Напарники, про которых я забыл уже после прохождения или сюжет с титанами, который пытается замахнуться на эпик?
И Elex, о Боги всемогущие! Мне ведь даже немного нравилась 1 часть — круто было отключать мозг и фармить экспу на тупорылых квестах и не шибко умных мобах.
Гении релизнули игру спустя 5 дней после Elden ring, а потом разочаровались продажами.
Могу лишь сказать, что чистить в ближнем бою сотни одинаковых мобов по главному квесту и квестам спутников может утомить даже самого заядлого фаната Piranha Bytes.
А почему стагнация?
Я считаю, что всё дело в Готике 3. Пираньи пошли на кучу экспериментов, но большинство из успехом не увенчалось.
Причины неважны: были ли это непомерные амбиции разработчиков создать своего Ведьмака 3 ещё в 2006, производственный ад или сжатые сроки разработки.
Готика 3 стала провалом для разрабов и издателей, и большинства игроков. Piranha Bytes, будучи, по всей видимости, ОЧЕНЬ осторожными и прагматичными людьми, с тех пор боятся делать что-то другое и в итоге застряли в 2002 году вместе со своим Magnum opus. Если Миядзаки при создании игр забивает на мнение игроков и его игры всё равно большинство любит, то в новые игры Piranha Bytes могут играть только очень преданные фанаты, которых с каждой игрой становится всё меньше.
Для нас, фанатов, есть модификация Архолос, а её разработчики гораздо больше Пираний понимают, чем людям так приглянулись первые две части Готики. Может, в следующем году для таких, как я, ещё и «История Хориниса» выйдет и будем кайфовать.
P.S. А вдруг игры Piranha Bytes всегда были посредственностью? На Западе это поняли сразу, а я до сих пор не могу с этим смириться?
После Г3 понял, что всё, здесь рыбы нет и не будет. Райзен даже первый скринжил тем, насколько это калька Готики и ничего более. Ну, а Элексы, тут и говорить даже не о чем. В общем, то что мёртво, должно умереть. Желаю Пираниям прекратить цепляться за жизнь своими пальцами в трупных червях.
Г3 заебись, но мало времени было, и команды...
А я запустил сейчас Risen и прямо сижу урчу, крутая игра...
Первые две части очень нравились, проходил неоднократно, экспериментировал. Третья Готика нравилась, но в какой-то момент наскучила и я её забросил.
Первый Risen очень понравился, ко второму подошел через несколько лет после релиза и, в принципе, прошёл не без удовольствия. В третью часть поиграл пару часов и скипнул.
Elex давал шанс пару раз, но игра дно.
Сейчас играю в Архолос, несколько раз хотел дропнуть, но почему-то продолжаю играть. Есть что-то в старых Готиках, что не отпускает, хотя от боевки плачу. Большинство побед за счет абуза тупого ИИ.
Половину удовольствия от игры приносил абуз ИИ. Когда заберешься на какую-нибудь скалу и расстреливаешь дракона, бьешь тролля по жопе, выманиваешь скелетов из пещеры, а орка на стражников. Настоящая иммерсивность.
Третья часть Risen неплохая, вполне можно пройти до конца.
Я только сейчас понял,что у меня в библиотеке стима трилогия Рязани