«Берсерк» в надёжных руках: впечатления от новых глав манги, написанных после смерти автора

Похоже, мы и правда увидим финал, которого эта история заслуживает. Хотя бы в сжатом виде.

Этот блок временно не поддерживается

6 мая прошлого года в возрасте 54 лет умер мангака Кэнтаро Миура. Он так и не успел завершить работу над своим главным сериалом — «Берсерк». В последних выпущенных главах история Гатса впервые за долгое время начала развиваться — и оборвалась клиффхэнгером.

Работу над мангой продолжила целая команда авторов под руководством Кодзи Мори, близкого друга Миуры. Первые две главы (365 и 366) вышли 24 июня.

Я прочитал их и делюсь впечатлениями.

«Берсерк» в надёжных руках: впечатления от новых глав манги, написанных после смерти автора

В новых главах мало сюжетных событий: они показывают реакцию персонажей на внезапное появление Гриффита на острове. Во многом это объясняет общую немногословность: немые панели передают эмоции через рисунок. Ничего, кроме шока и непонимания, ситуация вызывать не может: вместе с Гриффитом на остров пришло зло. По сути нам показывают немую сцену, и это оправдано.

«Берсерк» в надёжных руках: впечатления от новых глав манги, написанных после смерти автора

Лишь во второй главе герои начинают обмениваться репликами, но их речь крайне скупа и функциональна. Это, пожалуй, главное, что бросается в глаза на фоне работ Миуры: у него герои были весьма многословны и любили рефлексировать о происходящем.

Впрочем, сцену это не портит: все реплики появляются строго по делу и не отвлекают внимание от главного — схватки.

«Берсерк» в надёжных руках: впечатления от новых глав манги, написанных после смерти автора

Качество отрисовки на достойном уровне. Можно заметить мелкие отличия в дизайне героев, детализации и штриховке: всё же, Кэнтаро Миура был редкостным перфекционистом, а в поздних главах превзошёл сам себя. Но если не всматриваться и не сравнивать, то различия почти незаметны. Да, местами рисунок стал схематичнее, условнее, неравномернее, особенно это заметно по задним планам. Но разница не бросается в глаза.

Новые главы нарисованы динамично, тщательно и просто красиво. Когда Гриффит одним движением смахивает одинокую слезу и встаёт перед Гатсом во весь рост, его холодная красота вызывает всё ту же ненависть, что и раньше.

«Берсерк» в надёжных руках: впечатления от новых глав манги, написанных после смерти автора

Ненависть — ключевое слово. Новые главы отлично справляются с передачей эмоций героев. При виде Гриффита у Каски кровоточит метка жертвы, а её разум снова поглощают воспоминания о Затмении. Гриффит встречает её крики ужаса хищным взглядом.

Гатс же звереет и кидается на врага, — и его ярость заразительна. В ключевых сценах глаз героя уже окончательно приобретает черты Берсерка. Отрисовка эмоций не настолько агрессивно гротескная, как в поздних главах от Миуры, но она всё ещё впечатляет и заставляет поверить в происходящее.

Выразительность экшен-сцен тоже не сильно пострадала. Чувствуется, что авторы старались приблизиться к стилю Миуры, насколько это вообще возможно.

То же касается общей экспрессивности. Гриффит застал Гатса врасплох, и тот не способен нанести ему ни удара. За несколько страниц авторы зрелищно передали эмоциональную динамику сцены: от слепой ярости до полного смятения героя. Контраст между выбивающимся из сил Гатсом и абсолютно спокойным Гриффитом заставляет прочувствовать, насколько велика пропасть между ними.

«Берсерк» в надёжных руках: впечатления от новых глав манги, написанных после смерти автора

И отчаяние Гатса подаётся не только через эмоции, но и сам стиль фреймов: в ключевой момент они погружаются в хаос.

«Берсерк» в надёжных руках: впечатления от новых глав манги, написанных после смерти автора

Вторая глава заканчивается ещё одним клиффхэнгером: на подмогу Гриффиту прилетает Носферату Зодд. Здесь команда Кодзи Мори демонстрирует ещё один важный момент: новые авторы хорошо воспроизводят чувство масштаба, которое в «Берсерке» всегда было непревзойдённым.

«Берсерк» в надёжных руках: впечатления от новых глав манги, написанных после смерти автора

Кодзи Мори явно не слукавил, когда заявил, что будет придерживаться только того, что Миура успел лично поведать ему перед смертью. Дебютные главы нового авторского коллектива успокаивают: по ним уже заметна осторожность и даже скованность авторов рамками поставленной задачи. По меньшей мере, коллектив последователей сможет передать зрелищность и эмоциональный накал концовки.

Кажется, мы и правда увидим то, как Миура представлял себе финал «Берсерка» — хотя бы в общих чертах.

Настораживает разве что немногословность персонажей и бешеный темп изложения. Текущая арка завершится через несколько глав, после чего начнётся новая и, возможно, последняя. В любом случае, работы впереди ещё много. Уважение к первоистчнику — это важно, но авторам в любом случае придётся добавлять отсебятину, хотят они того или нет. Иначе новые главы могут больше походить на краткий пересказ, эдакие расширенные иллюстрации с акцентом на основных событиях. Надеюсь, этого не произойдёт.

Но я в любом случае рад, что редакция журнала Young Animal решила продолжить историю и выбрала именно Мори на роль руководителя проекта. Да, мы уже никогда не сможем увидеть подлинный финал «Берсерка», Миуре не суждено оставить последний штрих. И далеко не все будут готовы принять итоговый вариант как каноничное продолжение манги — у меня самого новые главы вызывают смешанные чувства.

Но даже как приложение к неоконченному сериалу — это превосходная работа и лучший повод наверстать мангу. А если главы будут и дальше выходить в таком темпе (следующая — уже 7 июля), то тридцатилетнее путешествие Гатса подойдёт к концу совсем скоро.

И это — меньшее, чего он заслуживает.

«Берсерк» в надёжных руках: впечатления от новых глав манги, написанных после смерти автора

Подсайт развивается при поддержке «Кинопоиска»

439439
235 комментариев

Чуваки, вы долго вообще будете ныть про то что всё не так и всё не то? Миуры не будет уже, а его работа никуда никогда не денется. Расслабьтесь, ничего с вашим "Тем самым берсерком" не случится всё равно, вас никто не обязывает считать продолжение Мори каноном, если хотите - просто игнорируйте его. Если хотите - ждите когда кто-то другой придумает другое продолжение. Если хотите - просто сами придумайте у себя в голове, что там должно быть. Хватит вести себя как дети, у вас есть только то что может быть, не больше, так что если для вас нытьё - не самоцель, то либо читайте продолжение, либо не читайте. Все эти рассуждения с кислыми минами про то что "Глубину диалогов не передали", "Ой ну всё равно Миура всё бы по другому закончил" и т.п - это просто потешно. Если для вас это такая травма - сходите к психологу, хз. Потому что вам либо правда помощь нужна, либо вы от этой круговой дрочки "фанатов стиля миуры" окончательно потеряли способность здраво воспринимать реальность.

189

Так в этом и смысл же, нет? На DTF всегда такое было и будет. Недовольные не перестанут ныть и нести чушь. Я в принципе сюда захожу только для того, чтобы посмеяться, в очередной раз почитав "базу" от истинных ценителей искусства и игр.

53

Да вроде никто и не жалуется. Все рады такому продолжению. Я-то уж точно.

27

подписываюсь под каждым словом! даже добавлю от себя копейку. желание новых авторов закончить мангу, хотя бы как нибуть, как ее видел автор, тоже похвально! и именно это и есть дань уважения автору от фанатов! это же почти тоже самое, как сын писателя, дописывает незаконченную книгу за отца. или как стихи мертвого поэта превращают в песни после его смерти. с Берсерком так же.

13

Это так не работает, зв от диснея канон, космический джем 2 канон и все терминаторы после второй части канон, ты можешь у себя в голове конечно проводить ментальную гимнастику но это не отменяет каноничности сиквелов которые срут на голову оригинальным произведениям, по Берсерку пока не ясно что выйдет ибо в новых главах практически нет диалогов.

1

А где тут нытье? Откуда ты его взяла? Автор поста просто подчеркнул различия, которые по факту есть, при этом назвал продолжение превосходной работой. Ты хотя бы прочитала рецензию, прежде чем коммент накатывать?

АП: Самое поразительное, что в рецензии ни слова нытья, при этом критиканский комментарий - целиком из пустого недовольства и ворчания.

4

Комментарий недоступен

4