Как получить возрастной рейтинг в Японии — опыт издателя Nekki

Необходимые документы и возможные трудности.

Японское агентство по выдаче возрастных рейтингов CERO приостановило свою деятельность из-за коронавируса. И это может стать большой проблемой для игр, которые запланировали релиз в Японии, но все еще не имеют рейтинга. Менеджер проектов Nekki Сергей Сорокин в своей колонке для DTF рассказал, с чем столкнется издатель, который будет получать возрастной рейтинг в Японии.

Как получить возрастной рейтинг в Японии — опыт издателя Nekki

Чтобы не утомлять вас рассказом обо всех существующих рейтингах (тем более я лично работал далеко не со всеми), начну сразу с самого интересного и продолжительного кейса — получение рейтинга через японское агентство CERO. Про все остальные рейтинговые агентства в общих чертах я расскажу во второй части статьи.

Обязательная оговорка по трём моментам.

  • За основу я возьму релиз нашего файтинга Shadow Fight 2 на Nintendo Switch и постараюсь пояснить про каждое отдельное агентство, связанное с конкретно данным релизом.
  • Речь идёт только о цифровых релизах, а не о физических. Возрастные рейтинги для физических копий могут иметь как другие процессы, так и другие ограничения.
  • Получением CERO рейтинга мы занимались в середине 2018 года. В целом, я не думаю, что процесс мог сильно измениться, однако считаю важным указать этот нюанс.

Computer Entertainment Rating Organization (CERO) — агентство по выдаче рейтинга в Японии. Если вы хотите издавать вашу игру на консолях в этой стране, вы обязаны получить этот рейтинг.

Как получить возрастной рейтинг в Японии — опыт издателя Nekki

Начинаем без раскачки. Будьте готовы к тому, что всё общение и вся документация — на японском языке. «Google Переводчиком» в данной ситуации пользоваться не стоит, лучше найти человека со знанием языка или студию локализации.

Чтобы запустить процедуру заявки, заходите сюда и пишите на японском, кто вы такие и что вам нужно. Отвечают довольно быстро, не дольше 3-5 дней на первичный запрос. Вам во всех подробностях объяснят, какие есть варианты для построения отношений. А их два:

  • разовый платёж. Вы хотите единожды сделать рейтинг для одной игры и на одну (или несколько) платформу — стоило это на 2018 год примерно 2 тысячи евро.
  • членство. У вас есть как вступительный взнос, так и взнос за каждую игру, но цена за оценку игры ниже, чем разовая оценка в первом варианте. То есть в перспективе, если вы планируйте делать 5-7 релизов и на 3-4 платформы, вам стоит рассмотреть и членство в данном агентстве.

Мы выбрали первый вариант.

После принятия решения, какой вариант вам больше всего подходит, вам будет отправлен физический конверт. Из Японии до нашего кипрского офиса почта доехала очень быстро, буквально за несколько дней. В конверте будет перечень документов, среди которых: договор, описание «как делать видео», анкета на тип запроса и документ с описанием того, что вы должны отправить обратно (например, общее описание игры, о котором я расскажу ниже) и так далее.

Разберём каждый важный пункт отдельно.

Договор. Тут ничего необычного. Переведите договор с японского (для себя), проверьте и подпишите в нужных местах.

Видео. Это основная задача. Видео необходимо для визуального отображения самых различных аспектов вашей игры.

Требования к видео:

  • ролик должен быть от 15 до 120 минут;
  • размер — не больше 4,5 ГБ;
  • в идеале должна быть показана вся игра, насколько это возможно — желательно все виды экипировок, платьев, лиц, оружий, локаций, интерфейсов, кат-сцен, роликов и так далее;
  • если у вас есть хоть намёк на наготу (например, оголенная грудь), кровь, смерть (именно как персонаж умирает), убийство, расчленёнка и прочие подобные захватывающие процессы — вы обязаны показать это в ролике;
  • Всё в ролике должно быть на японском языке, или же вы будете обязаны объяснить, почему у вас нет японского языка в ролике, когда вам зададут дополнительные вопросы (о них будет ниже).

Добавлю к теме видео несколько лайфхаков:

  • наш ролик был поделен на пять частей по категориям (интерфейс, «обучалка» и так далее) — для удобства просмотра;
  • был заведён и переведен на японский timestamp, по которому можно было проще найти любой отрезок видео. Его мы также отправили в физическом виде.

Поздравляю, ваше видео готово. Теперь вы должны залить его на... DVD-диск. Да, на физический диск! Я задавал вопрос, можно ли другим способом передать видео. Сказали, что такова процедура — поэтому, пожалуйста, пришлите диск. Так что, коллеги, вы ещё помните, где продаются болванки?

Summary. Текстовое описание игры.

Требования: сухим текстом вам необходимо описать, о чем ваша игра. Не рекламный текст из описания приложения, а банально: «наш герой должен спасти принцессу, для этого он пройдёт восемь королевств, победит того-то, и конец будет таким-то. Управление в игре такое-то. Большую часть игры вас ожидают сражения одна на один и так далее».

Получается краткий сценарий. Безусловно, на японском языке. Рекомендуемого объёма текста нет. Но я могу поделиться нашим описанием на английском языке (или вам нужен был японский?), который был одобрен с первого раза и не вызывал никаких дополнительных вопросов. Описание Shadow Fight 2 для Nintendo Switch.

Анкета требуется для заявки на проверку игры для выдачи рейтинга.

  • Этот документ будет вложен в конверт, который к вам пришел в самом начале. В нем нужно указать, для какой консоли проверка, какой вы бы хотели иметь рейтинг, продолжительность вашего ролика и ряд других нюансов.
  • Поскольку копия документа лишь одна, я бы все же советовал её перевести на русский/английский — проставить нужные значения там и только потом уже делать запись на оригинале.
  • Если вам удобно, вы можете отправить конверт только с договором, а уже через какое-то время отправить ваше видео. Порядок в целом не имеет значения, главное, чтобы подписанный договор был отправлен в первом письме.

Ваши готовые материалы: DVD-диск, саммари, анкета и договор. Теперь это всё вы должны отправить обратно в офис CERO и ожидать ответа.

Ответ придет через 1-2 дня после получения конверта на их стороне. Официально проверка игры занимает 10 рабочих дней. Но есть нюансы:

  • проверка начнётся только после оплаты с вашей стороны;
  • проверка начнётся только после того, как дополнительные вопросы будут решены.

Дополнительные вопросы подразумевают под собой те, которые будут появлятся у обзорщиков после просмотра видео: вероятнее всего, они будут касаться именно «взрослой» части игры.

Например, в Shadow FIght 2 есть ледяная локация, на заднике которой — огромные глыбы, в этих глыбах видны силуэты мёртвых людей. Поэтому был задан вопрос: почему они там и зачем? Или есть текст, в котором говорится: «Я разорву вас на части». Был задан вопрос: как это произойдёт и будет ли это изображено в игре? Будьте готовы всё объяснить.

Как получить возрастной рейтинг в Японии — опыт издателя Nekki

После решения всех вопросов вы ожидаете 10 дней, и вам придет PDF-файл, в котором и будет указан ваш рейтинг. Если вы подтверждаете, что согласны с решением, вам на почту будет отправлен конверт, в котором находится тот же самый PDF, но уже в физическом виде, а также ряд документов о том, как пользоваться рейтингом для различных целей.

Вы обязаны пометить на этом физическом экземпляре, что да, вы полностью согласны. После чего отправить PDF (через электронную почту!) обратно в отдел CERO. Тем самым вы официально подтвердите, что у вас нет претензий и результат устроил.

На этом процесс получения рейтинга будет окончен. Поздравляю!

Как получить возрастной рейтинг в Японии — опыт издателя Nekki

Если же вы не согласны с решением, процесс начинается заново, и вы должны сделать ещё одну оплату за повторную проверку.

В целом, вся процедура заняла около двух месяцев, это с учётом времени, потраченного на ролик и саммари. Ответы на все вопросы со стороны агентства приходят довольно быстро. Причём в любое время дня, даже когда в Японии уже вроде бы нерабочее время. И на каждый вопрос специалисты готовы адекватно ответить и разъяснить, что нужно.

Обязательно ли выпускать игру в Японии и заниматься рейтингом? Зависит от продукта и ваших приоритетов. Но в нашем случае 10% покупок игры было именно из Японии. Хотя в мобильной версии Shadow Fight 2 Япония не входила даже в десятку прибыльных рынков.

Другие рейтинговые агентства

Хоть и CERO является самым долгим из моего списка, не стоит забывать и про основные возрастные рейтинги, которые нужны практически для любого релиза.

Начнём с самой простой и широкой коалиции агентств International Age Rating Coalition (IARC). В данную коалицию входят все основные рейтинговые агентства мира, это:

В зависимости от того, какую игру вы выпускаете (мобильную или консольную), вам необходимо перейти в соответствующую платформу (например, Google Play, где вы хотите выпустить ваше приложение), сделать запрос на рейтинги, заполнить форму, в которой вы укажете все пункты относительно вашей игры, и буквально через несколько минут все вышеуказанные рейтинги будут вам выданы.

Важно учесть пару моментов:

  • одно и тоже приложение на мобильном устройстве и консолях является разным продуктом, поэтому получать рейтинги нужно отдельно;
  • также стоит учитывать ограничения самого IARC: для каких-то платформ он выдает все вышеперечисленные рейтинги, а для каких-то есть исключения.
Как получить возрастной рейтинг в Японии — опыт издателя Nekki

А в некоторых случаях необходимо связываться с агентствами напрямую. Ниже расскажу, с какими именно.

Office of Film and Literature Classification (OFLC) — агентство по выдачи рейтинга в Новой Зеландии. По факту они ссылаются на рейтинг Австралии, однако если ваша игра «15+» или «18+», то с данным агентством всё же стоит связаться напрямую для разъяснения ситуации, в других случаях достаточно ACB.

British Board of Film Classification (BBFC) — рейтинговое агентство по Великобритании. Но здесь есть оговорки. Официально выдачей рейтинга играм занимается VSC Rating Board (VSC), которая в свою очередь является частью PEGI. Однако если ваша игра «18+» (в которой присутствует порнографический контент), она будет оценена именно BBFC. В нашем случае игра на Nintendo Switch не «18+», поэтому нам рейтинг не нужно было получать.

Russian Age Rating System (RAR) — «агентство» для получения рейтинга в России. Слово агентство я взял в кавычки, так как по факту каждый разработчик сам себе выставляет рейтинг. В некоторых случаях если вас захотят проверить, возможно, могут быть проблемы в виде штрафа (к примеру, у вас игра «16+», а вы ставите «3+»). Однако, просто глядя на рейтинг PEGI, можно предположить, какой рейтинг нужно выставить своей игре в РФ.

Game Rating and Administration Committee (GRAC) — южнокорейское рейтинговое агентство. Для получения данного рейтинга, вам необходимо иметь рабочий офис в стране или паблишера. Но есть исключения для цифровых релизов.

Game Software Rating Management Regulations (GSRR) — агентство по выдаче рейтинга на Тайване. Можно сказать, что данный рейтинг также распространяется на Гонконг и Юго-Восточную Азию. В некоторых ситуациях для Гонконга можно использовать уже полученные рейтинги агентств в других странах. По своему опыту скажу, что главная их проблема — это время. Запрос на регистрацию в системе может занять месяц.

General Commission for Audiovisual Media (GCAM) — играм в Саудовской Аравии тоже нужен рейтинг. Мы через GCAM рейтинг не получали, однако слышали от коллег, что в Саудовской Аравии вполне можно использовать рейтинг PEGI. Скорее всего, когда нам понадобится, сами изначально попробуем PEGI.

Помимо всего перечисленного, также существуют и другие агентства, но, во-первых, они фигурируют гораздо реже, а во-вторых, лично мы с ними не сталкивались, поэтому точной информации предоставить не смогу. Довольно подробно про каждый из не указаных рейтингов можно прочитать на «Википедии».

В заключении хотел бы сказать, что наш следующий проект Shadow Fight Arena, который мы делаем совместно со студией Banzai Games, будет мультиплатформенным. Он выйдет на мобильных платформах, ПК и консолях. Поэтому со всеми вопросами мы столкнемся вновь и, вероятно, познакомимся с новыми агентствам, с которыми до сих пор не работали. Так что если тема вызовет интерес, то через какое время я обязательно вам расскажу о нашем новом опыте.

9494
19 комментариев

Так почему и зачем мертвые люди в ледяных глыбах?

12

Ответ банален. Таков арт локации, они там для красоты. Сообственно такое и было разъяснение, что какой-то скрытой смысловой нагрузки это не несёт.)

9

Комментарий недоступен

7

вспомнил о существовании второго шадоу файта, замечательно, ща перепройдем 

7

Комментарий недоступен

3

Отвлеклись на пишущий сд-ром:)

5

Комментарий недоступен

3