Так грешно: взгляд на мир Blasphemous со стороны католицизма. Часть 2

Продолжение перевода статей с Reddit «Blasphemous с точки зрения католика» («Blasphemous: A Perspective from a Card Carrying Catholic»). С первой частью можно ознакомиться здесь.

Так грешно: взгляд на мир Blasphemous со стороны католицизма. Часть 2

Предупреждение: ниже следует перевод авторской статьи двухгодичной давности, ссылка на оригинал прикреплена в конце статьи, запрос на перевод отправлен, разрешение получено. Авторское употребление строчных и заглавных букв для терминологии игры сохранено. Я допускаю, что могу где-то ошибиться в переводе, а также в соотношении религиозных терминов, и буду рада, если вы укажите мне на ошибки, но, надеюсь, их нет.)

Посвящение для автора, который обещал забежать и почитать: Hello Ryousan82! Thank you very much from my Russian heart for Your interesting article and permission on translate!

Это еще одна часть моей аналитики мироустройства Blasphemous с точки зрения католической доктрины и истории, в которой я разберу, пожалуй, самый запутанный аспект сведений о мире игры, который, казалось бы, нужно рассматривать отдельно, но, полагаю, в таком случае понимание вне контекста будет затруднено. Я склонен углубляться в детали, потому вам придется это потерпеть, а также быть готовым к спойлерам, которых будет немало. Вы предупреждены.

Кающийся и Братство безмолвной печали

Примечание переводчика: здесь и далее для терминов или описаний из игры я буду использовать формулировки из локализации, а также приводить ссылки на Вики, если они потребуются.

Важным и необходимым пояснением является то, что следует из «плохой концовки», в случае, если игрок не берет на себя руководство не одной личностью, а вереницей, общностью Братьев безмолвной печали, которые, тем не менее, отличаются от Брата под управлением игрока, остановившего ужасающее воздействие Колыбели Скорби. Для удобства я буду называть эту личность «Кающийся», тогда как других, пытавшихся вскарабкаться и потерпевшим неудачу у Горы Пепла буду именовать «Братья безмолвной печали».

Кающийся и его братья, наравне с Чудом, являются одним из таинственных элементов истории, так как сведения, которые могут быть сказаны о нем с определенной долей уверенности даже более немногочислены. По моему мнению, сама идея была задумана авторами игры как способ создать атмосферу тайны вокруг Кающегося и одновременно представить его чистым листом, на который сможет проецировать себя игрок, как происходит со множеством молчаливых протагонистов.

С определенной уверенностью можно утверждать следующие вещи:

  • Кающийся и его Орден по некой причине впали в немилость Церкви Кастодии.
  • Кающийся и его братья совершают акт богохульства через Меч Mea Culpa.
  • Участь Кающегося и Ордена вызывает благосклонность Высшей Силы, судя по помощи протагонисту Детей Лунного света и присутствию Виридианы. Возможно, они заслужили и благосклонность Чуда.

Отмечу, Молчание — значительная деталь Кающегося, ибо это действительно Покаяние Его Воле, весьма схожее с «Молчанием Бога», весьма пугающим явлением для религиозных людей, однако, выглядящее почти естественным, учитывая, какие события происходят в Кастодии: не отдаление или молчание Чуда приносит беды, а его настойчивое влияние, способное с долей вероятности искажать время и пространство.

Так почему же молчание есть подходящее покаяние в данном случае? Что же, Духовность (Одухотворение) в Католицизме, являющимся основным источником вдохновения, может быть представлена большим количеством обрядов, шумных, громких и ярких процессий, значительно контрастирующих с закрытыми собраниями и монастырями, куда и посвященные, и самые обыкновенные люди прибывают с целью сбежать «от мирской суеты» (в оригинале «шума мира»).

И я считаю, что эта «мирская суета», связанная с мирскими отвлечениями и преградами, с которыми верующие вынуждены сталкиваться при попытке приобщиться к Божественному — вот причина, по которой Обет Молчания Кающихся осмысленно, но, как и все в Кастодии, принял более извращенную и мрачную форму: «мирская суета» не представлена как обычные мирские отвлечения, это не необходимость сделать что-то, поухаживать за девушкой, найти работу, накопить знания или блага и просто повеселиться. Реальность игры такова, что Кастодия тонет в рыке и криках Орды Чуда.

«Земля задрожала. И из глубин пепельной горы раздался ужасный крик. А потом ещё один, и ещё, и ещё. Гортанные вопли, звериный рык, чудовищные завывания, но страшнее всех был один голос: голос старика, который звучал так громко. словно его издавала глотка великана.» (Труды и милости Прескорбного Чуда, стих второй, из описания Сердца добродетельной боли, Вики Blasphemous)

В этих строках словно закрепляется роль Кающегося: «заставить замолчать» вспышку Чуда и вернуть тишину и покой единения с Божественным… в мир и освобождение от смерти.

«… Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа.»

Таким образом, роль Кающегося и его братьев Безмолвной печали сводится к бытию не еще одной Душой, подвергающейся покаянию в надежде на искупление, хотя приступают к своим действиям они с подобным замыслом, полагаю, что нечто изменилось между моментом, когда Кающийся и его орден были низвергнуты Крисантой, дитя агонии в обмотках, и битвой против Старшего Брата\ Хранителя безмолвной печали

На ваш вопрос «Что?» я отвечу: это еще одна моя теория о том, что Кающийся предположительно начал свой путь со стремления восстановить честь Братства Безмолвной печали, победив Хранителя безмолвной печали, в прошлом «Старшего Брата», вероятно соответствующего по чину Настоятелю, нарушившего Обет Молчания после того, как его коснулось скорбь Чуда. После Каюшийся приступает к помазанию себя кровью Старшего брата и облачается в его покров.

Это «помазание» (по аналогии с миропомазанием) кровью является значимым действием в христианстве и я не считаю случайным,что данное действие является первым «сюжетным», демонстрируемым игрой: кровь агнцев спасла иудеев в час, когда Ангел Господень сошел на землю Египетскую, забирая первенцев, это символ Ценнейшей Крови, защищающей Человека от Греха. Подобным путем Кающийся и его братья покрывают себя кровью Старшего брата, чтобы избежать его ошибки и сделать первый шаг по пути крови, что будет пролита к их новой цели.

Десятая казнь<br /> <a href="https://en.wikipedia.org/wiki/ru:%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B5,_%D0%93%D1%8E%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Гюстав Доре</a>
Десятая казнь
Гюстав Доре

Что же это? Осознание того, что именно Скорбь привела Старшего брата к падению, и пока она свирепствует, обет не может быть исполнен, а покаяние — окончено. Новой целью станет поиск Колыбели Скорби на вершине Горы Пепла, за перевернутым Троном в Матери Матерей.

Однако, что же такое Колыбель Скорби? Вопреки тому, чем она может казаться на первый взгляд, я не подразумеваю ее физическую форму, реликвию, «грааль крови и золота», как ее описывает Деограсиас, я полагаю, что он ссылается на ничто иное, как на самого Кающегося…

Понимаю ваши сомнения, прежде чем вы напишите свое ессэ на тему того, как я неправ, прошу, выслушайте: я следую логике, что, вопреки всей внешней схожести образов, не Эль Реторсидо\ Скрученный является аналогией Христа, а сам Кающийся. Причины, приведшие меня к подобному заключению следующие:

  • Первым элементом, натолкнувшим меня на гипотетическую возможность подобного замысла, была буквально первая же музыкальная композиция, очень точно названая «Dame tu Tormento», что сопровождает сражение с Хранителем. Если грубо перевести ее название с испанского, то получится «Отдай свои мучения», а вдохновением для ее написания по комментариям разработчиков была «Pasos», церемониальный мотив для сопровождения шествия Via Crucis (Крестный путь, традиционное католическое богослужение, воссоздающее в памяти христиан основные моменты страданий крестного пути Иисуса Христа) во время празднования Страстной Пятницы — дня Распятия Иисуса Христа.
    Название композиции достаточно красноречиво указывает на то, как Один понесет бремя грехов Других, также, как Иисус нес груз грехов Человечества на Кресте, что послужило искуплением перед Богом.
Процессия в <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Семана Санта</a> в Лас-Пальмас <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D0%BE_(%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F)" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Википедия</a>
Процессия в Семана Санта в Лас-Пальмас Википедия
  • В процессе достижения своей цели Кающийся помогал немногим оставшимся в здравом уме жителям Кастодии в их бедах и совершал немало знамений и Чудес ради их блага. Многие из них, такие как Сокорро и Старший брат, например, были подчинены силой Чуда, но все же Кающийся смог освободить их от ужасающих мучений. Вероятно, в этом находит свое отражение множество деяний Христа, когда он исцелял болезни, изгонял демонов и нечестивых духов из людей.

«…ибо Он спасёт людей Своих от грехов их.»

  • Нападения Кающегося в Пустошах и Сумрачных горах Кастодии напоминают случай, когда Иисус пребывал в пустыне, искушаемый Падшим Ангелом Сатаной. Похожим образом и первое посещение Кающимся Гор бесконечных сумерек прервано Перпетвой из Помазанного Легиона, похожей на ангела. Кстати, о них…
  • Помазанный легион и факт того, что они противопоставляются Кающемуся может являться отсылкой к демону по имени Легион, которого Иисус изгнал. Подобно ему Кающийся повергает Эсдраса, Перпетву и оставшиеся воинов Легиона, что злоупотребили защитой Сокорро, и таким путем Сокорро была «изгнана» и избавлена от своих страданий.
  • Кающийся позволил совершать паломничество Реденто из Ордена Коленопреклоненных, открыв пути и дороги, тем самым «освободив» его от покаяния. Похожим образом Иисус утверждал:

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.»

  • Маленький шип, подаренный Деограсиасом, что прорастает в колючий окровавленный куст, является ясной аллегорией на Терновый Венец, которым римские легионеры увенчали голову Христа.
  • Как Иисус «вошел в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей», что нарушали святость места, так и Кающийся сражается и побеждает множество чудовищ, которые оскверняют святые места Кастодии, «очищая храм».
  • То, что Кающийся и Братство Безмолвной печали были осуждены (и, возможно, уничтожены) Его Святейшеством Отцом Эскрибаром и Церковью Кастодии, может являться аллегорией на осуждение Иисуса и его последователей фарисеями, первосвященниками и законниками.
  • Его Святейшество Отец Эскрибар может являться аллюзией на иудейского первосвященника Каиафу, который отверг Христа как Мессию и приговорил его к распятию.
  • Сражение с Трес Ангустьяс или Тремя Печалями напоминает о Трех Мариях (более известный в католичестве термин), трех женщинах — Марии Клеопове, Марии Магдалине и Марии Зеведеевой (более известной как Марии, матери Иакова, одного из двенадцати апостолов Христа) — кто оплакивал Христа по дороге на Голгофу, и которых он успокоил и попросил утереть слезы. Кающийся также унимает плач трех женщин, правда, в более жестокой манере...
  • Очищение Братства Безмолвной печали в некотором роде схоже с Избиением младенцев Царем Иродом Великим, который прознал о том, что родится наследник Давида, истинный Король Израилев, и «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Подобным образом Отец Эскрибар, как Ирод, вероятно, подозревал, что кто-то из Братства будет избран Высшими Силами для участи Отца и отдал приказ о уничтожении ордена. С такой точки зрения в личности Скрученного можно узнать аналог Короля Давида, но эта версия, по мнению автора, требует большей доработки.
Избиение младенцев <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BE_%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B8" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Гвидо Рени</a>
Избиение младенцев Гвидо Рени

Теперь же, возвращаясь к теории о Кающемся, достаточно емко звучит фраза Деограсиаса о «Ему возносим мы молитвы наши» как подтверждение, что Кающийся и есть «грааль крови и золота», упомянутого им у подножия Перевернутого Трона. Грааль — чаша, обычно применяемая для важны церемоний, в христианстве символизирующая Новый Завет. И сам Господь наполнил чашу своей Спасительной Кровью, и каждый, кто пригубит ее, будет спасен и обретет жизнь вечную, так и Кающийся мечом Mea Culpa ранит себя и принимает тяжесть Вины и Грехов Кастодии, отдает свою Душу Чуду, которое, как и раньше, много, много лет назад с Узлом трех слов, скручивает его в дерево, символ принятия Чуда, утверждения его как Сына Чуда и становления Отцом Матери Матерей.

Орды, порождённые вспышками Чуда, исчезают или, возможно, даже возвращаются к нормальному существованию, и люди взбираются на Гору Пепла, возвращаясь в пустующие залы Матери Матерей. Они увидят Нового Отца на Троне, что больше не перевернут, но обращен к собравшимся, которые возрадуются Его явлению:

Тот, кто умер, но был возвращен к жизни Чудом, Тот, кто облегчил Страдания Старшего Брата, Нашей Леди Соккоро и Пресвятого Отца Эскрибара, Тот, кто утешил Эспозито, наследника отречения, кто принес покой Мелькиадесу, выкопанному архиепископу, Тот, кто примирил Эсдраса с его Сестрой, Тот, кто владел Мечом Вины и кто остановил неисчислимые вспышки Чуда, Тот, кого приняли в объятия Дети Лунного Света…

Тот, кто Отец, Последний Сын Чуда, Тот, кому возносим мы молитвы наши.

Во веки вечные.

Послесловие: автор сетует, что снова не успел добраться до Крисанты и Скрученного, но уж в следующий раз постарается. Он с радостью готов выслушать теории читателей или их мнение о том, насколько не прав, и просит не забывать, что все выше написанное создано благодаря его вере и его знаниям о Католической церкви.

109109
9 комментариев

Кривущий перевод, читать больно

1
Ответить

Тогда советую ознакомиться с оригиналом.)

6
Ответить

Оригинал не лучше написан.

Ответить

Спасибо за перевод, я думал продолжения уже не ждать

2
Ответить

Дазм есть богоугодная хуйня

1
Ответить

Мне игра очень понравилась, в особенности своим лором. По этому данная статья для меня была мягко говоря небезынтиресна. Спасибо автору и переводчику.)

1
Ответить

У всех этих параллелей есть одна большая уязвимость - третья, скрытая концовка, которой вероятно не было на момент написания или перевода данной статьи.
Я бы выдвинул 2 теории - чудо либо является лавкрафтианским чудищем, осознать мотивы которого человечество просто не в состоянии, либо чудо является ожившей аффирмацией - когда много людей хотели прихода Чуда, они создали его своей верой, что породило (по крайней мере до определенного момента) замкнутый цикл - Высшие Воли совершают чудеса -> из-за этого в них верит все больше людей -> интенсивность и частота чудес усиливается.
Но в определенный момент количество людей знающих о чуде достигла своего предела и оно больше не могло расти, что породило его внутренный кризис и заставило его создать, пусть и посредством Эскрибара гору пепла - которая.
Кающийся же по замыслу Чуда - это пешка, которая должна разжечь утихшую после инцедента с горой пепла веру людей, и обеспечить Эскрибару путь на верх, к Высшим Волям и Вечным Процессиям. Это - награда Эскрибара за его проделанную работу (и веру?). После выполнения своей "миссии" он больше не нужен живым, поэтому он может умереть и стать новым проводником символом, который больше не пугает людей, а притягивает их к себе снова, как когда-то прежде.
Скрытая концовка же подразумевает что есть третий путь - разрыв этого цикла и освобождение от Чуда в глобальном, мировом масштабе. Крисанта после освобождения ее воли от Высших Волей (тут уж никуда не деться от тафтологии) помогает Кающемуся откатить все на "как было". И после того как Скрученный и меч рассыпаются, как после щелчка Таноса - становится понятна судьба и Кающегося - ведь его уже убила 1 раз Крисанта, и только Чудо не давало ему умереть.
Откуда взялся Предатель? Откуда взялась Виридиана, и куда она уходит, если не умирает от старости? Возможно ответы на эти вопросы дадут новые dlc или сиквел, выход которого ожидается в 2023.
А может разработчики уже рассказали как все задумывалось, и обе вышеописанные теории не имеют ничего общего с реальностью. Но это не главное. Главное - это то, что игра цепляет, вызывает полемику и заставляет задуматься. А еще предостерегает перед исполнением ваших желаний

1
Ответить