Кхейн и Кхорн. Почему во вселенной Warhammer 40000 два бога войны?

Представьте, что война - это не просто сражения и кровь, а живая сила, которая может стать богом. Во вселенной Warhammer 40000 так и произошло, но не один раз, а дважды.

Перед вами Каэла Менша Кхейн (можно просто Кхейн) - древний бог войны эльдар и Кхорн - кровавое и яростное божество хаоса. Оба связаны с битвами и убийствами, но как так вышло, что одно и тоже явление представлено двумя разными богами? Давайте разбираться.

Откуда берутся боги

Когда живые существа испытывают эмоции, они стекаются в Имматериум (варп), потустороннее пространство, изнанку материальной вселенной. Эмоции, схожие по своей природе, начинают организовываться в самостоятельные потоки. Как только они набирают критическую массу - возникает зародыш бога. Продолжительное питание (процесс занимает тысячелетия, а то и миллионы лет) плюс яркие события, отдающиеся эхом в варпе, гарантируют рано или поздно появление того или иного бога. Это естественный процесс. Однако ничто не мешает вмешаться в эту процедуру, если знать как.


Кхейн

Кхейн и Кхорн. Почему во вселенной Warhammer 40000 два бога войны?

Давным давно (порядка 60 миллионов лет назад) во вселенной существовала цивилизация Древних - раса, которая достигла невиданных высот во многих областях, в том числе в психической инженерии. Во время «войны в небесах» (против некронов и Ктан) она начала активно создавать себе союзников, главная роль среди которых была отведена эльдарам. По идее должно было пройти немало времени прежде чем данная цивилизация естественным образом создала бы в варпе своих богов. Тем не менее согласно эльдарским мифам именно боги породили эльдар, а не наоборот, хотя нам доподлинно известно, что их сотворили Древние. Этот парадокс заставляет прийти к выводу, что Древние являются создателями не только эльдар, но и их богов. Выходит, что боги эльдар - это искусственные пси-конструкты или пси-программы, которые выполняли задачу управления вверенной им расы. Древние же встроили в эльдар подсознательный культ этих сущностей как часть прошивки, а также организовали систему пси-каналов для их подпитки. Именно вера эльдар со временем превратила их богов в самостоятельных варповых сущностей. К тому же после поражения в «войне в небесах» Древние покинули пределы известной вселенной, а быть может их и вовсе не осталось в живых. В результате эльдарские боги были предоставлены сами себе и начали вести себя как настоящие божества. И Кхейн не исключение. Он получал подпитку от эмоций, испытываемых эльдарами во время кровопролития, в результате из инструмента превратился в одержимого духа войны, который ближе к силам хаоса нежели порядка.

Возможна также альтернативная трактовка происхождения эльдарских богов, в частности Кхейна. Насколько известно Древние были способны менять свой облик, а пределы их сил сложно представить. И на период «войны в небесах» они могли принять облик существ, напоминающих эльдарских богов, чтобы вести в бой ещё молодую и неопытную расу. После исчезновения Древних эльдары обожествили эти образы, в результате чего в варпе со временем и родились эльдарские боги. В этом плане Кхейн - это не столько бог войны, сколько идеализированный портрет древнего полководца, чей образ навсегда впечатался в сознание эльдар.

Кхорн

Один из демонов Кхорна
Один из демонов Кхорна

Кхорн - один из четырех главных богов хаоса и появился значительно позже Кхейна. Он сформировался в варпе естественным образом и его идея не ограничивалась только кровопролитием среди эльдар или обожествлением какого-нибудь великого война древности. Кхорн впитывал проявления ярости по всей вселенной независимо от ее принадлежности к той или иной расе. При этом фонетическая близость имен двух богов войны не случайность, а следствие глубинных законов варпа.

Имена это якоря, бросаемые в океан варпа. Когда два якоря падают слишком близко, их цепи спутываются.

Подобное притягивает подобное, поэтому Кхорн подстроился под существующий архетип, которым был Кхейн, но со временем превзошел за счёт большого числа источников, подпитывающих его силу.

Финальн��й поединок

Кхейн и Кхорн. Почему во вселенной Warhammer 40000 два бога войны?

Каждый бог в варпе стремится к завершенности. Хоть Кхейн и старше, но одним своим существованием бросал вызов Кхорну, как отдельный аспект войны, не являющийся его частью. Именно поэтому, когда эльдары породили очередное божество в лице Слаанеш (бог хаоса, олицетворяющий запретное удовольствие и порок), которое начало поглощать весь эльдарский пантеон, Кхорн вступился за своего «собрата». Это была последняя возможность победить его самому. Однако Кхейн воспользовался моментом и как настоящий самурай совершил харакири (разделился на множество осколков в материальном мире), так и оставшись непобежденным. Данные осколки все еще можно пробудить с помощью специального ритуала, вызвав Аватара Кхейна, но это уже лишь малая часть былой мощи. В таком виде его кто только уже не побеждал, иной раз даже обидно за него.

Кхейн и Кхорн. Почему во вселенной Warhammer 40000 два бога войны?

Заключение

Во вселенной войны не может быть двух богов войны. Рано или поздно один из них должен был пасть. Бой за титул главного бога войны не состоялся, не дав Кхорну сполна ощутить свою победу. Тем не менее ни у кого не возникает сомнений, что Кхорн - эта сама суть войны, а Кхейн в его нынешнем виде лишь эхо, пародия на то, чем он когда то был.

Небольшой опрос для желающих «Кхейн, как и прочие боги эльдарского пантеона - это»:
Пси-конструкты цивилизации Древних, созданные для управления эльдарами, чья вера превратила их в самостояльные варповые сущности
Идеальные образы великих деятелей эпохи Древних (скорее всего самих древних), которых эльдары обожествили в своем массовом сознании, в результате чего в варпе зародились эльдарские боги

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи, всегда стараюсь подбирать оригинальные темы из лора Warhammer 40000.

7
1
1
8 комментариев