Кочевники в грядущем дополнении Crusader Kings 3
Доминирование, ранги, сезоны, наследование, перки - вот о чём авторы поведали.
Для Королей Крестоносцев 3 готовится расширение Ханы степи. Его главная особенность - реализация кочевников. Свежий дневник посвящён их гемплейным особенностям.
Для начала рассмотреть захотели авторы показатель доминирования. От него зависит возможное кол-во земель в личном владении и субъектов. На 1-ом уровне можно иметь лишь две территории и одного субъекта, приходится постоянно мигрировать, так пастбища быстро пустеют. Условно графский ранг.
2-ой уровень - это как герцог, 3-ий - король, 4-ый - император, 5-ый - великий Хан. С большим уровнем доступно больше территорий и данников, что позволяет меньше перемещаться.
Где-то на 2-ом уровне можно отказаться от кочевого образа жизни, феодализм принять, например. Понадобиться владение некочевое или хотя бы пастушеское, это будут неигровые персонажи-правители, предназначенные для восстановления плодородия, которых можно зависимыми делать.
Кочевые постройки и стада при смене режима будут обменяны на золото, вассалы обретут независимость, данники перестанут выполнять обязательства.
Остающимся кочевыми правителям же придётся мигрировать. При этом выбирается герцогство. И обычно за него придётся повоевать. Хотя кто-то может и уступить.
На новом месте можно расширяться с помощью особого повода для войны. У побеждённых отжимаются земли, либо поверженные станут данниками/вассалами. На 2-ом уровне простор этого расширения небольшой, чтобы строить более амбициозные планы нужен 3-ий и выше.
На 4-ом уровне, сродни императорскому, появляется система пайцзы. Создавать её дорого - надо заплатить 750 золота и престижа, 2000 скота. Тогда специальные таблички-артефакты появятся. Их могут просить всякие вассалы, придворные, данники. Дощечка даёт им право использовать авторитет вождя или даже им злоупотреблять ради своей выгоды. Получатели такой штуки обязаны правителю.
Можно даже устроить приём, чтобы разные просители, в том числе зарубежные, просили пайцзы. В обмен они предоставят деньги, артефакты, инновации и не только. Только в банкет придётся серьёзно вложиться, чтобы выхлоп был больше.
На высоких уровнях доминирования доступен повод к войне - захватить королевство. Буквально забрать некочевой королевский титул и стать этим королевством, оставив кочевой образ жизни. Часть территорий даже примет религию и культуру захватчика.
Добраться до последнего уровня сложно. Зато тогда можно стать великим Ханом. Он получает многое за прошлые уровни - типы войск, традиции, миграцию на более дальние территории.
Ранг Хана ещё больше увеличивает лимиты земель, вассалов, дальность миграции, мнение субъектов, а также даёт возможность реформировать каганат, сменить тип государства без захвата королевства.
Само доминирование повышается через войны. Надо выбрать титул и воевать за него. Не надо ничего фабриковать, это степь.
Итак скот постоянно пасётся, травка кончается. Плодородие зависит от сезонов, ландшафта, навыки учёности правителя помогают делать всё лучше. Но тут ещё есть нюанс - лошадки перемещаются по территориям, чтобы корм подъедался равномерно, и в других местах растительность возобновлялась. Потому чем больше земель, тем реже возникает необходимость мигрировать.
На тучность скота влияет контроль и развитие.
Однако при миграции, т.е. захвате земель, контроль будет низким. И тут нас встречают квесты по его повышению. Ну и с другими наградами полезными. Прямо как у авантюристов.
Степь делится на Восточную, Центральную и Западную. Погода в них может отличаться в конкретный момент времени.
Есть нормальный сезон, когда тучность 25%. Вассалы и народ в такое время, как правило, счастливее.
Будет сезон изобилия. Тучность вырастет на 75%, субъекты нарадуются прям очень сильно. Снабжение для войск вырастет на 50% даваемое.
А вот засуха - такое себе. Тучность повышается только на 20%. Зато в это время проще мигрировать, чаще уступать будут. При успешной миграции придворные будут радоваться больше. Но найм всадников будет медленнее.
Ещё хуже сезон джута, так называемого. В это время с тучностью всё не очень, так ещё и шанс распространения болезней выше. Зато требования от вассалов послушания и от других правителей становиться данниками с большими шансами будут приниматься.
В сезон холодных ветров скотина будет тратить ресурсы на согрев себя больше.
А когда выпадет снег, серьёзно увеличится потребление травки. Выдача припасов войскам снизится на 40%. Зато найм всадников станет дешевле и появится повод для войны - возмездие. Применяется, когда кто-то прогнал данника правителя, но сам платить отказывается.
И будет прям самый суровый сезон, включающий несколько стихийных бедствий одновременных. Рост тучности в ноль падает. Требование стать данником будет приниматься с большими шансами, а также появится решение отчаянных мер, что за 1.500 престижа откроет:
- Все вассалы и придворные станут послушными.
- Повод для войны - вторжение. Это чтобы свалить из степи независимо от ранга.
- Поводы для возмездия и повышения доминирования станут бесплатными, если применять против персонажа с более высоким рангом.
Будет и отличный сезон, просто неба благословение. На 300% тучность возрастёт. На 100% снабжение войск. Все обрадуются: вассалы и данники. На 25% меньше стресса персонажи получать будут.
Самые критичные сезоны будут редкими. Возможно даже, раз в партию случаться, и могут послужить причиной вторжения злых монголов из степи. Ещё когда в конце года Китай добавят, они смогут туда полезть.
Полезно иметь синоптика хорошего, чтобы погодку предсказал. Только прогнозы бывают полностью ошибочными. Либо в один раз правильно нагадает, второй - нет. Влияют навыки и рандом.
Они не только с бубном танцуют. Могут и что-то более полезное делать. Две задачи добавят им: улучшать подготовку к опасным сезонам и следить за пастухами, чтобы скот лучше рос. На исполнение престиж правителя расходуется.
Наследование тоже имеет свои особенности у кочевников. Приемниками становятся два старших сына (хотя пол зависит от настроек партии). Персонаж выбирает одного. Члены курултая в зависимости от своей послушности соглашаются, либо дробят державу на части, уводя скот.
Потери зависят от числа непослушных и размеров территорий. Император теряет больше, а с графа брать особо нечего.
Но в самый сложный сезон стабильность пошатнётся обязательно, хаотичность резко повысится при наследовании.
Для кочевников адаптировали образы жизни.
Для дипломатии есть:
- Улучшение мнения соратников по конфедерациям;
- Улучшение навыков придворных;
- Братья и друзья дадут бонусы к случайным навыкам и престижу;
- Повышение шансов на принятие запросов вступления в конфедерацию или становление субъектом.
Для военного дела:
- Бонусы для всадников при отступлении и атаке;
- Возможность вызывать на дуэль со старта;
- Возможность вызвать на дуэль любого персонажа-воина, не члена семьи;
- Увеличение верности супруга;
- Скидка на формирование всадников.
Управление:
- Увеличение выплат дани;
- Улучшенный прирост скота;
- Скидка на возведение кочевых построек;
- Увеличение дохода от стад и вассалов;
- Бонус к мнению данников;
- Бонусы к послушности подчинённых.
Интриги:
- Бонус к шансам на успех похищений при налётах;
- Бонус к налогам и скоту от запуганных вассалов.
Учёность:
- Территории послушных вассалов будут лучше перекрещиваться;
- Увеличится получение благочестия за помощь синоптику;
- Улучшение выпаса зверушек для повышения роста тучности.
Странствия:
- Вместо развития, улучшается выпас животных при проведении мероприятий;
- Бонусы к контролю и тучности скота при смене сезонов;
- Бонусы к исследованию культур курултая.
Есть отличия в легитимности. Она у кочевников на прирост скота, мнение данников и шансы принятия приглашений в конфедерации влияет, помимо прочего.
Чтобы её зарабатывать надо побеждать в войнах, на дуэлях, жениться на знатных дамах. Чтобы терять, всё наоборот делать.
Будет добавлена фракция кочевников. Она особенно часто будет возникать, когда оседлый правитель захватит регион степи. Степняки будут копить силы, чтобы потом освободить земли, став там независимыми кочевниками.
Вассалы кочевников будут в основном воинственными. Они хотят иметь сильного, доблестного правителя с высокой доминацией, любящего охоту, турниры, лично в них участвующего, требующего подчинения.
На следующей неделе больше расскажут о степных битвах и прочем колорите, например, события Чингисхана.
Дополнение выйдет 28 апреля.