🐝 APICO: обманчивый мир пчелпанка 🌺
Когда-то я играл в демку APICO и игра меня заинтересовала пчелпанковским сеттингом. Полная игра оказалась совершенно не тем, чего я ожидал. За развёрнутым пояснением, как всегда, прошу внутрь поста.
Пчелкапитализм
Наше приключение начинается на небольшом обжитом острове. За плечами — лишь объёмный мешок да руководство по пчеловедению.
Наше днище — тир-ноль, а значит, возможности предельно ограничены. Собираем хлипкий деревянный топор, начинаем вручную пилить брёвна на доски, а доски на палки.
Попутно бортничаем, добывая из диких ульев соты и первых пчёл.
Немного усилий — та-дам! — первый разборной улей готов. Дайте уединиться паре пчёл — и пчелиная матка с роем не заставят себя ждать.
Заполненные рамки нужно освободить от воска, чтобы добраться до самого ценного: мёда, семян цветов и уникальных продуктов пчеловодства.
Жители деревушки купят продукты за местную валюту — пчелмазы — и продадут за них же полезные вещи. В частности, станцию бутылирования, которая позволит реализовывать банки с разбавленным мёдом за приятную сердцу сумму.
Пропитав древесину смолой, мы сможем построить тир-два станки, работающие на заводных механизмах. Удобно и быстро.
Казалось бы, вот формула игры и понятна (это как раз то, что предлагала демка): продавай пчелдукты, зарабатывай пчелмазы, покупай более продвинутые технологии. Типовый экономический симулятор. Но игра не про это…
Пчеволюция
Накопив на лодку, мы, наконец, можем посмотреть на мир. Мы находимся в умеренной зоне, слева — снежная зона вечной мерзлоты, справа — дождливые жаркие тропики. По центру же священная пустыня, но таинственная сила не позволяет нам (пока что!) тронуть этот уголок природы.
Среди льдов мы встречаем изобретательницу (они/их), готовую продать свои тир-три механизмы пчеловоду. Очень опытному пчеловоду! А чтобы доказать свою опытность, надо найти с десяток видов разных пчёл.
Поплыв по миру мы насобирали всего восемь, а значит пришло время почитать совету по разведению в каталоге пчёл.
И оказывается, что игра на самом деле… головоломка? Ведь для воссоздания новых видов придётся поплясать с бубном. Одним нравятся определённые цветы, другие рождаются только в определённое время суток, третьи предпочитают свою погоду… Кому-то нужно окружение кучи других пчёл, а кто-то предпочтёт одиночество. Короче, три десятка уникальных условий нашлось. Благо, справочник вполне чётко намекает, что нужно делать.
В целом проблема с пчелмазами вас не будет беспокоить до конца игры. Пара минут работы на станках — и накоплена сумма на новую покупку.
Так что создаём нужные условия для пчёлок, запускаем гибридную матку и ищем интересных потомков. Вот такая вот головоломка. Или… нет?
Пчелекция
Каждая пчела в игре — уникальный объект. И это не пустые слова: кроме генов вида у пчелы есть любовь или ненависть к осадкам, оптимальный климат, свой режим «работы» и агрессивность. Кроме того у пчёл разная продолжительность жизни, продуктивность, плодовитость и мутативность, причём описываются они семибалльной шкалой с доминантными и рецессивными генами!
Если затупили и потеряли уже найденных пчёл, то ничего страшного — у помощника (он/их) профессора (он/его) их можно купить по невысокой цене. Интересно, и откуда только у него редчайшие, считавшиеся вымершими, виды?
При скрещивании и рождении матки берутся случайные параметры их родителей, так что можно попробовать одомашнить агрессивных пчёл, приучить к умеренному климату и привить любовь к дождю и снегу.
Другое дело, надо ли оно? Да, как минимум, для создания одного вида пчёл. Подвох в том, что гибрид должен иметь максимальную продолжительность жизни, а его предки стандартно имеют среднюю жизнь. Так что это настоящая генетическая задача.
Усидеть на пчелостульях…
Для меня главной проблемой было то, что игра старается как-то усесться на все три стула, но получается так себе. Видно, что игру делали энтузиасты, а не матёрые геймдизайнеры. Не буду голословным, вот конкретные примеры.
1. Искусственные ограничения. Что изобретательница (они/их) в арктике, что дедок-учёный (он/его) не продают тебе нужные вещи, пока ты не изучишь определённое количество видов пчёл. Это самый простой и самый неприятный тип ограничений. Почему вообще этих персонажей волнует, сколько видов пчёл я нашёл? Почему именно столько пчёл? Ответ простой: для баланса, но этот ответ лежит вне мира самой игры.
Знаменитая Slime Rancher всё время ставит перед игроком препятствия, но там они органически вплетены в мир игры: ты не пройдёшь дальше, не познакомившись с кучей разных слаймов и не покормив гордо, а лаборатория мотивирует развести всех слаймов.
Что можно было сделать тут? Привязать определённые технологии к конкретным пчёлам, а ещё лучше — к продукции этих пчёл. Я бы намного меньше удивился, если бы условный обогреватель зависел от огненных пчёл или работал на их пчелдуктах.
2. Бесполезная вторая валюта. Изобретательница (они/их) из арктики продаёт свои устройства и крепкие инструменты за отдельную валюту — кристаллы. Кристаллы просто добываются из жил вокруг её же дома и имеют единственное назначение — быть проданными.
Эта механика лишь ухудшает игру. С одной стороны добыча кристаллов скучна — мы просто бегаем и бьём киркой, это даже не мини-игра. С другой стороны, это отнимает полезность у пчелмазов, что позволяет забыть про обычную экономику почти до конца игры.
Радикальным и простым решением было бы вырезать вообще кристаллы из игры. Но на самом деле у игры уже есть готовый ответ: один из видов пчёл производит кристаллы. Пусть изобретения покупаются за пчелдукты от зимних видов — это сделает полезными пчёл и заставит немного поработать на своей пасеке, вместо того чтобы тупо лупить залежи на острове.
3. Бесполезные пчелдукты. Настоящий бич игры. Проблема в том, что почти половину продукции можно только продавать. И зачем мне куча разных пчёл, если они делают по факту одно и то же?
В игре уже есть интересные решения. Часть пчёл дают специи, которые можно добавить в разбавленный мёд. Такой напиток не только дороже, но и позволит быстрее бегать или рубить деревья с одного удара. А ещё нужен для квестов капитана (он/его). Есть вид пчёл, дающий восковые канистры, которые намного больше по объёму, чем обычные. Есть медовые краски — декоративно, но сойдёт. В конце концов есть пчёлы, добывающие камни и уже упомянутые кристаллы. Столько возможностей!
Можно было бы использовать ресурсы высокоуровневых пчёл для крафта тех же покупных механизмов — это тривиальное решение. В том же Slime Rancher’е тебе нужны разные ресурсы, но это позволит полуавтоматизировать производство или организовать сеть телепортов.
Среди всех ресурсов выделяется королевское желе, превращающее любую пчелу в матку. И по мне это ключ к успеху. Почему бы не сделать подобные продукты для увеличения/уменьшения продолжительности жизни пчёл, продуктивности, плодовитости и мутативности? Через них же менять устойчивость к жаре или холоду. Вы скажете, что это бы оказуалило генетические механики. Но факт в том, что…
4. Сложная генетическая система не нужна. Да, теоретически вы можете довести каждый вид пчёл до совершенства. Практически же это не нужно по уже упомянутым причинам: пчелмазы и так легко зарабатываются, их не особо есть на что тратить, как и большую часть пчелдуктов.
Единственное исключение — ранее упомянутый гибрид пчелы. И я скажу вам, это было не весело. Потому что пчёлы разводятся фиксированное время, которое не перемотать: сон прокручивает время суток, но не прокручивает таймеры.
Не помогает и то, что видов пчёл аж три десятка. Над тройкой начальных я ещё заморачивался, дабы наладить экономику, а дальше просто не видел смысла это делать.
Скажу честно: я расстроен. Клёвая идея с пчелпанком и интересные комплексные механики так и не смогли связаться в одно целое. Могло получиться гораздо лучше, а так получился проходнячок, который вскоре забудется.
Если сначала мне было интересно, то потом игра начала душить генетикой. Автор (он/его) посоветовал отключить рандом — и стало полегче, и даже интересно стало разгадывать тайны оставшихся видов пчёл. Но потом опять пошла очень медленная генетика, так что я тупо смотрел видосы, пока пчёлы в фоне плодились и прокачивали нужные характеристики.
Тут есть возможность попесочничать: изменить форму острова, построить аккуратный дом и пасеку, украсить их коврами и разными красками — но в игре нет эндгейма как такового, так что ничего меня не держало, чтобы этим заниматься.
А один из багов чуть не заставил меня поседеть. Вот я захожу в игру близко к финалу — и оказываюсь на отдельном острове… без лодки! Телепорта с собой нет, запасной лодки в рюкзаке не завалялось. Спасло то, что длительное нажатие на R вернуло на начальный остров.
Возможно игру допилят модами — возможность есть, было бы желание. Также есть кооп (но на релизе он был глючным) — в компании всегда веселей.
Скажу лишь одно: от игры я (он/его) ожидал другого. А подходит она вам или нет, решать уже вам самим.
В Стиме есть демка.
Обзор игры APICO (2022).