Теперь пристальнее посмотрим на список фильмов 1916-го. Сразу удаляю из него все общеизвестное (от 200 голосов на Кинопоиске): комедии Чаплина (средненькие, лучшая - One A.M.), фильмы Протазанова и Бауэра (отличные – в полный топ-10 я вернул бы и "Пиковую даму", и "Жизнь за жизнь"), а главное - «Нетерпимость» Гриффита. Я считаю «Нетерпимость» (кстати, не пора ли переименовать ее в «Нетолерантность» - ?) перехваленным фильмом. Это как раз тот тип историй, которые всегда нравятся критикам: с нравоучением, с размахом, с необычным нарративным приемом. Мораль фильма – азбучная истина, применимая только для белых людей (быть толерантным к неграм и азиатам пока что не принято). Размахом впечатляет только первый, вавилонский эпизод: все помнят слонов, но вспомнит ли кто-нибудь, что там было в "Нетерпимости" про Варфоломеевскую ночь? Нарративный прием впечатляет в кратком описании и начинает утомлять после первого часа просмотра: в дальнейшем он будет хорошо работать только в комедиях («Три эпохи») и в тех сюжетах, где историческая часть сведена к минимуму, а современная расширена (фильмы Демилля, «Мастер и Маргарита»).
Мне тоже кажется «Нетерпимость» перехваленной картиной, но для своего времени это был эпик небывалого размаха, по сути прото-пеплум
Костюмных фильмов было много, в том числе и пеплумов. Уникальным фильм Гриффита делает именно нарративный прием, а эпосом небывалого размаха была, например, и итальянская "Кабирия", из которой он многое стибрил.
Погуглил Бауэра и нашел мощный (по названию и описанию) фильм
https://www.youtube.com/watch?v=e8Zk21xMOyw&ab_channel=%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%28%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%29
Лучший у него - Умирающий лебедь, с руками из стены как в "Отвращении" Поланского.
Из них кстати только два фильма той страны которая пока не вступила в войну (США), один центральной державы (Германия) и перебежчицы к антанте (Италия). Остальные из нейтральных стран. Интересно, много ли фильмов в этом году сняли во Франции и Британии
Ну, я включал только то, что мне понравилось) Американских много сохранилось, но ничего особо выдающегося там нет.
Датская киноиндустрия процветала: фильмы шли в Германии, потому что немцы перестали покупать у американцев и французов. Во время войны голливудские фильмы реже попадали на европейский рынок, не было обмена и между соседними странами, поэтому процветали национальные кинематографии - и итальянская, и немецкая, и русская, у каждой были свои уникальные черты. Снимали много, но сохранилось мало: вот, у немцев в 1916-м был любопытный сериал "Гомункул", от него в хорошем качестве только несколько минут можно найти. Англичане до 1930-х снимали мало.
Shoes (1916)