О чем пишут программисты, когда хотят найти заказчиков

Собрали чек-лист для разработчиков и веб-студий. Мы проанализировали лучшие статьи за год по разработке приложений на habr и vc.ru. А потом собрали вопросы, по которым эти статьи написаны.

Программист ищет заказчика с деньгами
Программист ищет заказчика с деньгами

Большая часть клиентов любой разработки – это бизнес. Мотиваций у бизнеса две: либо денег заработать, либо сэкономить. Основываясь на этом тезисе мы разберем, что написать для привлечения бизнеса, когда говорить о своих проектах можно и когда это делать нельзя.

Если есть свои проекты, о которых можно написать

Идеально говорить о своих проектах и на своих примерах. И о том, что интересно слышать заказчику – а именно про деньги заказчика. Можно цифры выводить в заголовок.

Вопросы, которые хочет прочитать заказчик.

  • Как окупается разработка?

  • Если приложение можно продать — сколько денег?

  • Если приложение сокращает затраты производства — как это оценить?

  • Если приложение зарабатывает на подписчиках — сколько вложили, сколько получили?

  • Если приложение заменяет сайт — как это влияет на продажи?
  • Если приложение заменяет штатную единицу — сколько человек и как заменяет?

  • Если приложение увеличивает скорость производства — на сколько увеличивает и каким образом?

Цифры можно написать в заголовок или в статье, в заголовок лучше. Материалы из скрина: <a href="https://vc.ru/u/172072-rustam/707991-hudeem-k-letu-kak-noom-zarabatyvaet-600-mln-v-god-pomogaya-sbrosit-lishniy-ves" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Noom</a> — 11тыс. 👁, <a href="https://vc.ru/services/878817-koroche-keys-kak-faundery-zapustili-prostoe-rasshirenie-dlya-zapisi-ekrana-loom-i-prodali-ego-za-975-mln" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Loom</a> — 11тыс. 👁, <a href="https://vc.ru/services/850115-koroche-keys-kak-rebyata-sdelali-prostoe-rasshirenie-s-kuponami-za-6-nedel-i-prodali-ego-paypal-za-4-mlrd" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">купоны</a> — 9,8 тыс. 👁.
Цифры можно написать в заголовок или в статье, в заголовок лучше. Материалы из скрина: Noom — 11тыс. 👁, Loom — 11тыс. 👁, купоны — 9,8 тыс. 👁.

Сколько приблизительно нужно денег на запуск:

  • Сколько денег потрачено на техническую работу. На что именно.

  • На чем можно было бы сэкономить во время разработки

  • Сколько потратили на маркетинг
  • Какие непредвиденные расходы были

Не обязательно расписывать точную экономику. Цель — дать приблизительное понимание, сколько это стоит. Материалы из скрина: <a href="https://vc.ru/life/483873-potratili-5-mln-rubley-na-mobilnoe-prilozhenie-dlya-stomatologii-i-rasskazyvaem-gde-oshiblis-i-kak-ono-ustroeno" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">приложение стоматологии</a> — 15 тыс. 👁
Не обязательно расписывать точную экономику. Цель — дать приблизительное понимание, сколько это стоит. Материалы из скрина: приложение стоматологии — 15 тыс. 👁

Если приложение неудобное — пользователь уйдет. Для бизнеса это потери. Показываем, что мы не враг, тоже заинтересованы в успехе приложения. Знаем пользователя, умеем закрывать его потребности.

Маркетинг продукта:

  • Кто пользуется приложением?

  • В чем особенность психологии аудитории. Как это знание применили?

  • Какую проблему пользователя решаем?

Покажите, что вы знаете конкурентов. И у вас есть преимущества:

  • В чем отличие вашего приложения от конкурентов? — нестандартный подход.

Например, беговое приложение — обыденность. Приложение для бега с прокачкой своего игрового персонажа — оригинально. Или конкуренты делают вид, а вы на самом деле решаете проблему. Но, тут нужны доказательства.

<a href="https://vc.ru/tribuna/590831-victa-begovoe-prilozhenie-i-shagomer-dlya-lyubiteley-igr-i-anime" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Victa</a> — 12 тыс. 👁, <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fhabr.com%2Fru%2Farticles%2F253455%2F&postId=2247330" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">таск-киллер</a> — 20 тыс. 👁
Victa — 12 тыс. 👁, таск-киллер — 20 тыс. 👁

Напишите про фейлы и их решения. Ошибки всем интересны, они не делают вас некомпетентными. Рассказы о трудностях — всегда топ, поэтому набирают охваты. А с ними и заинтересованных.

Фейлы, трудности и решения:

  • Какие были трудности во время разработки? Как решили?

  • Какие косяки еще существуют, как планируете решать.

  • Когда приложением начали пользоваться, дополнялись или убирались какие-то функции?
  • Если не знаете как решить, попросите совета — вам подскажут.
О чем пишут программисты, когда хотят найти заказчиков

Запуск и продвижение:

  • Как рекламировали

  • Какие стратегии эффективны/неэффективны на рынке

  • В каких странах запускались. С какими проблемами столкнулись.
  • Были ли косяки в маркетинге? Если да, то разбираем по формуле: косяк → как повлиял на бизнес → как исправляли→ итоговый результат
  • Какие результаты продвижения: сколько пользователей получили? за какой бюджет? сколько платных пользователей? как LTV?
  • В завершении можно написать рефлексию пройденного пути.
О чем пишут программисты, когда хотят найти заказчиков

Если кейсов много — надо выбрать тот, где цифры внушительнее. Если информацию по окупаемости получить нельзя, выгода не понятна — нет смысла писать этот кейс. Если результат в том, что теперь люди могут пользоваться… это «ну умер и умер». Выберите другой или исходите из ситуации, что кейсов у вас нет.

Своих проектов нет или их нельзя разглашать

Все еще держим в голове, что пишем для заказчика, а не для коллег. А значит нет смысла писать о тонкостях программирования. Есть смысл писать о том, что заказчик увидит невооруженным взглядом — это дизайн, юзабилити, процесс, отзывы пользователей и конверсии подписок.

Писать можно о своем проекте или анализировать чужое. Мы разделили статьи на типы и выделили их жирным. У каждого типа — своя схема.

Чужой проект: критикуешь — предлагай

  • Какую потребность пользователя закрывает приложение.
  • Проблемы в приложении: интерфейс, работа.
  • Как влияет эта проблема на поведение пользователя, а значит и бизнес? Сюда можно вставить отзывы с Google Play и AppStore.
  • Какое решение предлагаешь взамен?
<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fhabr.com%2Fru%2Fcompanies%2Fgoogle%2Farticles%2F182400%2F&postId=2247330" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Приложение "ЖД билеты" </a>— 38 тыс. 👁. Приложение берем популярное.
Приложение "ЖД билеты" — 38 тыс. 👁. Приложение берем популярное.

Чужой проект: можно критиковать и не предлагать

Примеры должны причинять настоящую боль и их должно быть много. Это может быть невозможность отключить рекламные пуши, безосновательное разлогирование и т.п. Цель — развести публику на эмоции.

445 комментариев под статьей — это очень круто. В среднем на Хабре на залетной статье 100—200 комментариев. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fhabr.com%2Fru%2Farticles%2F709494%2F&postId=2247330" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Подборка косяков</a> — 35 тыс. 👁
445 комментариев под статьей — это очень круто. В среднем на Хабре на залетной статье 100—200 комментариев. Подборка косяков — 35 тыс. 👁

Мануал

Напишите о законах юзабилити, интерфейса и как их применять. В общем или на примере конкретного приложения. Упор — на цифры и психологию.

  • Почему это важно
  • Какое правило/закон существует
  • Как работает
  • Как применять

Анализ — сравнение

Сравниваем конкретные приложения или берем обобщенный продукт в нестандартной для читателя ситуации, например, как устроены сайты в Японии.

Пет-проект

Написать можно о своем личном проекте. Такой делается не для заказчика, а для души — ради творчества и экспериментов.

  • Предыстория, объяснить, почему взялись за задачу. Описать свои цели.

  • Планирование разработки — роадмэп

  • Почему выбрали эту платформу, язык программирования и т.д.
  • Реализация: что пошло не по плану? в чем были сложности?
  • Аналитика, как замеряли результаты?
  • Кто тестировал? Какие изменения вносили по результатам тестов?
  • Как распространяли? Что получилось?
  • Достигли своих целей?

Примеры:

Игра с шахматами — 49 тыс. 👁. Тут, конечно, всем интересно, что у автора не получилось достигнуть своих целей . Но он подробно рассказал, что за игра и как он ее делал.

Бот для заказа шавермы — 17 тыс. 👁. Интересная тема офисных заказов+реализация через тг-бота. Подробно описаны разработка, тестирование, даже график съеденных шавух есть.

К выводам

У меня в подборке совсем не было статей про само программирование: на чем писать, какие библиотеки подключать и т.д. Эти форматы совсем не отвечают цели найти заказчика — такие статьи пишут программисты для программистов. Это не значит, что их не надо писать, просто цели другие.

С точки зрения поиска заказов лучше всего работают выполненные проекты — часто заказчики ищут исполнителей в своей нише. То есть, если вы сделали одно фитнес-приложение и написали об этом — к вам придут за фитнес-приложениями. По крайней мере так это работает в маркетинге.

Титры

Я веду блог "упал, поднялся" с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех. Истории на основе интервью с предпринимателями выходят раз в неделю.

Вы прочитаете: как магазин в провинции кошмарили Смешарики, почему родная сестра бизнес-партнер стала «бывшей», как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн, почему на стрелке владелец сети квест-комнат решил просто помолчать, как я столкнулся с рэкетом Пикабу в 2023 году и др. истории..

Подготовка материала и иллюстрации: Эвелина Астапова Редактура: Анна Тыщенко
11
1 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить