Soma - годная деконструкция мифа о цифровом бессмертии

Только недавно поднимал этот вопрос в посте про фильм "Шестой день". Но, видимо, сейчас эта тема популярная, тут и Observer и Soma ( и, наверное, ещё немало игр и фильмов).

В Soma авторы чётко и наглядно бьют в слабое место теории "цифрового бессмертия".

Для начала, напомню, как часто выглядит перенос сознания в сай-фай фантастике - при жизни человека создаётся клон его тела и делаются бэкапы его сознания. И после смерти оригинала пробуждается его копия, с памятью на момент последнего бэкапа ( например, как в эпизоде 1 четвертого сезона Рика и Морти).

Вроде всё логично - раз в мире живёт человек с тем же телом и с теми же воспоминаниями, то, разумеется, он и есть тот же индивид, его продолжение. Он сам помнит себя оригиналом, для окружающих людей он тоже равнозначен оригиналу. Почему же это не бессмертие?

И снова обратимся к Рику и Морти, эпизод 1 третьего сезона. Как происходит перенос сознания в фантастических фильмах? Подразумевается, что сознание переносится из одного тела в другое, как вода переливается из одного сосуда в другой, покидая оригинал и заселяя собой новый мозг.

Но ведь информация переносится не так. Как это происходит при переносе информации с жёсткого диска на флешку - файл считывается и создаётся заново на флешке, а на жёстком диске она стирается. То есть, как такового "переноса" нет, есть сумма операций копирования и удаления.

“В чём разница?“, спросите вы. Итог то одинаковый. Не совсем. В случае с переливанием жидкости вы переносите сам исходник и, что важно, не можете создать копии. В случае же копирования вы можете создать не одну копию исходника, а две, три, пять, сколько угодно. А операцию удаления можете и вовсе не производить. И тогда будут одновременно существовать и исходный файл, и все его копии.

Вернёмся к ситуации с резервным клонированием человека. Представим, что клон выпущен при жизни оригинала. Более того, не один клон, а множество клонов, сотни, тысячи ( и ещё миллион на подходе). И они начинают жизнь каждый свою жизнь ( пусть это будут отдельные планеты).

Допустим, оригиналу было 20 лет. И вот, проходит ещё 20 лет. Клоны живут своей жизнью, кто-то уже умер, кто-то женился, кто-то разбогател, кто-то спился. Да, их объединяет общий набор ДНК и кусок общей памяти. В рамках мысленного эксперимента мы можем продлить жизнь клонов в этом мире и до 100 и до тысячи лет. Соответственно, с каждым годом, с каждым событием доля общей памяти у этих клонов будет всё меньше, и становится почти ничтожной. И их сходство всё больше будет стремится к тому же сходству, которое есть у биологических близнецов, не более. То есть, по сути, не будет никакого смысла даже говорить о чём-то общем, это будут полноценные индивидуальности.

При этом, вспомним про оригинал и зададим вопрос - наличие всех этих клонов , как оно влияет на его жизнь или смерть? Да никак не влияет. Закрыв глаза в этом мире в последний раз, он не проснется утром в теле одного из своих клонов. Он просто умрёт ровно так же, как умирают люди без клонов.

Да, разумеется, клон будет ощущать себя им. И для общества он будет эквивалентен оригиналу. Опять же, если для семьи желательна одна его копия, а две будет как-то перебор. То для общества команда клонов Эйнштейна однозначно более полезна одного.

Я всё это веду к тому, что для внешнего мира да, это будет выглядеть как бессмертие. Но для самого оригинала нет, смерть его настигнет точно так же. Файл не обладает самосознанием, у него есть только внешняя ценность, которую определяет пользователь. Поэтому разницы между оригинальным и скопированный файлами нет. У человека же есть самосознание, он знает, что при его уничтожении он не продолжится в этом мире. И копирование этого не исправит.

В сюжете Soma учёный Марк Саранг увидел этот момент, что при резервировании сознания оригинал не переносится в копию. Но он решил это исправить абсурдным способом - он создал концепцию "непрерывности", утверждая, что оригинал должен сразу после копирования немедленно уничтожить себя (видимо, доводя до конца аналогию с флешкой). В том, что это абсурд, думаю, объяснять не надо - сознание оригинала никак не переносится в копию, это два отдельных индивида, хоть и с частью общей памяти.

Ну и, наверное, самые впечатляющие моменты игры - это когда после переноса сознания в новое тело нам дают взглянуть на "неудаленный" оригинал, никуда не девшийся и обречённый на страшную смерть на затопленной базе.

В Observer сюжет проходит очень рядом, но акцент делается на другом верном наблюдении - что копии сознания являются полноценными личностями, а не зависимыми от оригинала копиями, которые можно без последствий стирать.

Поэтому все эти мечты техногиков про цифровое бессмертие не имеют ничего общего с логикой. Ну, разве только в том случае, если они считают, что обязаны оставить этому миру копию драгоценного себя.

11
4 комментария

И тут мы приходим к кораблю Тесея с вариантом постепенной замены частей мозга на кибернизированные...

2
Ответить

святые демоны, только не опять эта детсадовская хуйня что после телепортации путем репликации ты уже не ты

для того чтобы такие заявы делать, нужно хоть приблизиться к пониманию что такое вообще сознание, где оно вообще находится

почитайте про буддизм в пелевинской интерпретацией, познакомьтесь с концепцией что вообще нет никаких "я", а есть только мириады последовательных я-стопкадров

Ответить

Такая же хрень с телепортацией. (Но к слову это зависит от способа телепортации)
"За гранью реальности. Думай как динозавр."
На Луне разумная раса динозавров — таненов — проводит испытания и настройку телепортационной системы, которая поможет землянам покинуть гибнущую планету. Согласно технологии, телепортируемый объект подлежит уничтожению после успешной пересылки, чтобы не создавать двойников. Однако последний сеанс прошёл аварийно: не было получено подтверждение с «той стороны». Оригинал оставлен в живых до прояснения ситуации.

Ответить

Это все конечно пугающе, депрессивно и бла-бла-бла, но что если мы каждый день умираем, когда ложимся спать? Что если мы умираем каждую секунду с каждым новым нервным импульсом? Пугает? Да уже как-то не очень. Мы придаём слишком много значения смерти, для нас это что-то загадочное, сакральное, необъяснимое. В будущем оно может потерять всякую значимость

Ответить