Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Подборка любимых произведений создателя killer7 и No More Heroes.

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Suda 51 за свои 53 года успел поработать в похоронном агентстве, поучаствовать в разработке 29-ти игр (включая The Silver Case, Killer7, No More Heroes, Shadows of the Damned и Lollipop Chainsaw), основать собственную студию, поработать с режиссёром Джеймсом Ганном и крупными западными издателями вроде Warner Bros. и EA.

Гоити часто сравнивают с безумным режиссёром-многостаночником Такаси Миике, который за свою карьеру успел снять более сотни фильмов, а также с сюрреалистами вроде Дэвида Линча и Алехандро Ходоровски. Такое сравнение не случайно: игры Суды отличаются харизмой, странностями героев, «инопланетным» юмором и эпатажными сценами. Во всём мире произведения этого геймдизайнера выделяют на фоне всех остальных и называют их «Suda games».

В этой подборке мы собрали любимые произведения Гоити — фильмы, игры, музыку, аниме и мангу. Место нашлось и старым хоррорам, и гангстерскому кино, и эксплуатационной манге, и даже мобильной игре от Marvel. Возможно, после прочтения этого текста, вы начнёте слушать The Smiths.

Панк-рок и любимые группы — The Smiths, The Stranglers, Ride и другие

Фото группа The Smiths
Фото группа The Smiths

Гоити Суда — давний поклонник рок-музыки, особенно — панк-рока. Настолько, что именно в музыке он находит большую часть вдохновения, а в честь групп и их песен готов давать имена своим персонажам и даже играм.

Одна из самых любимых групп Суды — The Smiths. В честь коллектива геймдизайнер назвал героя Super Fire Pro Wrestling Special Морио Смита, а также дал фамилию Смит всем центральным персонажам Killer7. Также Гоити назвал игру Killer is Dead в честь песни The Smiths — Queen is Dead.

А первая No More Heroes получила своё название в честь одноимённой песни британской рок-группы The Stranglers.

При этом свою студию, Grasshopper Manufacture, Суда назвал в честь альбома Grasshopper группы Ride. Как говорит сам геймдизайнер, когда он работал над игрой Super Fire Pro Wrestling 3, то трудился по 14 часов в день, а пластинка Grasshopper давала ему силы продолжать разработку.

Манга Violence Jack

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Как и многие дети из страны восходящего солнца, Суда рос, читая мангу. Геймдизайнер не раз признавался в любви работам Го Нагаи (Devilman, Mazinger Z), однако никогда не считал Devilman любимой мангой. Ему больше нравился пост-апокалиптический эксплуатационный боевик Violence Jack. Настолько, что Гоити даже хотел создать его игровую адаптацию.

Нагаи рассказывал историю о жизни после катастрофы, которая превратила планету в бескрайнюю пустошь. Автор не чурался зрелищных экшен-сцен с расчленёнкой, издевательствами над женщинами, изнасилованиями, а также насилием над детьми. В Violence Jack Нагаи показывал максимально жестокий и злой мир, выжить в котором могли только отпетые негодяи и убийцы. Простым жителям пустошей может помочь только молчаливый главный герой — тот самый Жестокий Джек, готовый вырезать банды одну за другой.

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Нагаи выпускал Violence Jack c 1973-о года по 2008-й, а общая продолжительность истории составила 45 томов. По мотивам боевика вышло три отдельных эпизода аниме в формате OVA. Из-за обилия жестокости и сексуальных сцен они запрещены к показу в некоторых странах, включая Австралию.

Манга Violence Jack повлияла не только на игры Суды, который назвал пустынные локации No More Heroes в честь истории Джека, но и на других авторов. Например, фильм «Безумный Макс» Джорджа Миллера и мангу Fist of the North Star Буронсона и Тэцуо Хары. Ещё о влиянии Violence Jack рассказывал Кэнтаро Миура, автор манги Berserk.

Аниме и манга «Акира»

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Ещё одна любимая манга Суды — «Акира» Кацухиро Отомо. Причём дизайнер признавался, что ему одинаково нравятся и оригинал, и его влиятельная аниме-экранизация, которая изменила не только японскую анимацию, но и анимацию всего мира — благодаря инновационному подходу к режиссуре и заимствованию приёмов из кино.

По сюжету, в конце 1980-х годов началась Третья мировая, и Токио был уничтожен взрывом. Через 30 лет люди отстроили город заново и назвали его Нео-Токио. Как и в любом городе будущего, в Нео-Токио есть подростковые банды байкеров, которые рассекают по ночным хайвеям. В одной из таких поездок герой по имени Тэцуо натыкается на измученного ребёнка со старческими морщинами, который пытается скрыться от военных. Встреча пробуждает в Тэцуо необычные способности, из-за которых того сразу же доставляют на военную базу и начинают ставить над ним эксперименты. Спасти Тэцуо может только старый друг по имени Канэда. Однако у героя есть не так много времени — из-за экспериментов сила Тэцуо растёт, но подросток теряет свою человечность.

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

В киберпанк-блокбастере нашлось место не только детально прорисованным экшен-сценам и панорамам ночного города будущего, но и философской притче, проблемам поколений, критике ядерного оружия, парапсихическим способностям, а также взгляду на проблемы подростков сквозь призму боди-хоррора.

Именно экранизация «Акиры» заставила весь мир заинтересоваться японской анимацией и показала, что анимационное кино может привлекать взрослую аудиторию, развлекать и давать пищу для размышлений. Мангу Отомо несколько раз пытались экранизировать в Голливуде, а среди режиссёров-претендентов были Кристофер Нолан и Тайка Вайтити.

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Перед релизом No More Heroes 3 Суда попросил художников Grasshopper нарисовать постеры-оммажи для всех игр серии. На них главный герой Трэвис Тачдаун шёл к своему мотоциклу, словно Канэда с оригинального постера «Акиры».

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Сериал «Чудаки»

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Суда не раз говорил, что референсом для Трэвиса Тачдауна послужил американский актёр Джонни Ноксвилл, известный по сериалу Jackass или «Чудаки». Однажды Гоити объяснял сотрудникам нюансы характера героя, и чтобы все быстро поняли, включил видео, где Ноксвилла за грудь кусает детёныш аллигатора.

Шоу «Чудаки» стало одним из самых популярных в сетке MTV благодаря концепции и нестандартному формату повествования. В отличие от обычных сериалов, которые концентрировались на сюжетной линии, в Jackass происходило настоящее безумие — главные герои выполняли травмоопасные трюки на потеху зрителям, заключали безумные пари и всячески разыгрывали друг друга (зачастую довольно жестоко). Сюжета в сериале не было, но были дикие перформансы. Например, один из героев шоу мочился против потока ветра из турбины самолёта, а другой — спускался в бассейн, полный крокодилов.

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Сериал транслировался на канале MTV с 2000-го по 2002-й год, а после перешёл в полномеражный формат. В этом году выходит заключительный, пятый фильм — Jackass Forever.

Сериал «Твин Пикс»

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Помимо манги, аниме и шоу про членовредительство, Суда вдохновлялся работами режиссёра Дэвида Линча. Гоити нравится большинство его работ, но особенно геймдизайнер выделяет сериал «Твин Пикс».

По сюжету агент ФБР Дейл Купер приезжает в небольшой провинциальный городок Твин Пикс, чтобы расследовать загадочное убийство старшеклассницы Лоры Палмер. Её тело нашли на берегу реки, завёрнутое в полиэтилен. Купер начинает разбираться в деталях убийства и постепенно распутывает целый клубок интриг и страстей, которые кипят в скромном, с виду, городке. Одно расследование ведёт к другому, а оно в свою очередь — к ещё одному, до тех пор, пока цепочка событий не приводит героя к вещам, которые находятся за гранью его понимания, да и понимания человека в целом.

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Дэвид Линч и сценарист Марк Фрост в 1990-м году переизобрели жанр телевизионного американского сериала и привнесли в него не только приёмы из большого кино, элементы сюрреалистичного хоррора и подтексты, но и наполнили его совершенно новыми мистическими концепциями вроде сверхъестественной сущности, главная цель которой — олицетворять зло, совращать жителей и погружать городок в хаос. К тому же создатели активно развивали тему пространств, существующих вне человеческого мира. Вход в одно из таких мест был в Твин Пикс.

Как говорил Суда, ему нравилось самому думать над тем, что происходило в сериале, и нечто похожее дизайнер хотел создать и сам. Это вдохновение Гоити вложит практически во все свои проекты — от Super Fire Pro Wrestling Special, Flower, Sun and Rain и The Silver Case, до ещё не вышедшей Hotel Barcelona.

Фильм «Генри: Портрет серийного убийцы»

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

По сюжету герой, отсидевший тюремный срок за убийство матери, снимает квартиру пополам с бывшим сокамерником. Однажды к товарищу приезжает сестра, ненадолго пожить. Девушке нравится Генри, однако его внутренние демоны не дают герою наслаждаться спокойной жизнью.

Фильм МакНотона был снят в 1986-м году и целых три года лежал на полке, до 1989-го. Продюсеры ожидали, что режиссёр снимет обычный слэшер, но в итоге фильм получился таким, что ему даже не могли присвоить возрастной рейтинг.

Да и на хоррор «Генри» был почти не похож из-за того, что МакНотон не строил повествование вокруг развлекательной расчленёнки, скримеров или любых других стандартных жанровых приёмов. Вместо этого он знакомил зрителя с деяниями героя во всех подробностях, воспроизводя реальные места преступлений и состояния жертв по фото из полицейских рапортов. Именно дотошная, неуютная документальность и стала главным достоинством фильма, а вместе с тем и его главной проблемой.

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Для Генри убийство — лишь способ отдохнуть, поднять настроение, простая повседневная рутина. У него нет чёткого мотива убивать людей — он просто творит зло ради зла, а наказывать героя никто не спешит.

Работа Джона МакНотона вдохновляла Суду во время написания сценария для визуальной новеллы The Silver Case. Именно «Генри» дал геймдизайнеру понять, каким должен быть настоящий маньяк и как показать, что именно сделало его таким.

Фильм «Чудо Джо буревестника»

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Когда Гоити Суда обдумывал концепцию адвенчуры Flower, Sun, and Rain, то держал в голове идею о тропическом острове, на котором можно уйти от всех проблем мира и отдохнуть, смотря в бесконечный синий горизонт.

Главным ориентиром для создания необходимой атмосферы послужил фильм «Чудо Джо буревестника» режиссёра Тосии Фудзиты. Особенно геймдизайнер выделяет сеттинг — фильм был снят на юго-восточных островах Японии.

По сюжету гангстер по имени Джо убивает влиятельного криминального деятеля Окинавы. Поднимается шум, на героя начинают охотиться, и тот сбегает на Филиппинские острова. В новом месте он встречает девушку, которая разрешает герою пожить у неё. Постепенно между персонажами завязываются отношения, однако прошлое находит Джо. Его настигают бандиты, и герою предстоит ответить за то, что он когда-то делал.

На родине фильм был высоко оценён киноакадемией Японии и даже номинировался на премию за лучший саундтрек и актёрскую игру. Сейчас оригинальную японскую версию фильма очень трудно найти в интернете.

Серия фильмов «Записки Якудза»

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Главным источником вдохновения для экшен-адвенчуры Killer7 стала серия фильмов «Записки якудза» (Jingi Naki Tatakai). После просмотра Суда много стал думать о политике, взаимоотношениях между странами, людьми и обществе в целом.

Ленты стилизованы под документальное кино, а сюжет вращается вокруг бандитских группировок Хиросимы. Главный герой — бывший японский солдат по имени Сёдзо Хироно, который после войны стал боссом одного из кланов якудза.

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

«Записки Якудза» заслуженно считаются классикой японского кино. Зрителям и критикам пришлось по вкусу то, как режиссёр Киндзи Фукасаку изображал криминальный мир Японии — без прикрас, цинично и предельно реалистично. Заодно постановщик показал, как старое поколение преступников и их взгляды уходят в прошлое, а на их место приходят молодые и отчаянные новобранцы, думающие только о деньгах и власти.

«Звёздные войны»

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Сейчас «Звёздные войны» — огромная медиафраншиза, включающая в себя не только кино и сериалы, но и мультфильмы, книги, комиксы, игры и линейки игрушек. Джордж Лукас заложил фундамент для своего мира в конце 1970-х и за это время на историях из «далёкой-далёкой галактики» выросло несколько поколений зрителей. Не миновала эта участь и Суду.

Гоити вдохновлялся «Звёздными войнами» во время создания No More Heroes. Благодаря фильмам Лукаса, Трэвис Тачдаун получил своё знаменитое оружие — световую катану. При этом катана оказывается не просто оружием, но и сюжетным инструментом — с её покупки, собственно, начинается история первой игры.

Фильм «Крот»

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Бывший театральный хореограф из Чили, режиссёр-сюрреалист, специалист по Марсельскому Таро, психолог, писатель, сценарист комиксов и создатель «Метабаронов»; человек, который хотел экранизировать «Дюну», — это всё Алехандро Ходоровски. За свою карьеру режиссёра он успел снять не так много полнометражных фильмов, но в его фильмографии есть картина, которая повлияла на множество будущих кинематографистов вроде Николаса Виндинга Рёфна и сформировала целый поджанр «кислотного вестерна».

Этот фильм вышел в 1970-м году и называется «Крот». Повлиял он на всё творчество Суды — настолько, что Гоити называет фильм одним из самых любимых. Структура пути героя из работы Ходоровски так приглянулась дизайнеру, что он решил построить вокруг неё всю No More Heroes.

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Герой «Крота» — чёрный всадник, который бредёт по пустыне с одной целью — совершенствовать своё владение огнестрельным оружием. Он специально носит яркие перстни, чтобы привлекать бандитов и убивать их. Однако делает он это не для того, чтобы нести справедливость и мир, а просто чтобы тешить своё эго. Однажды он узнаёт о четырёх Мастерах пустыни и отправляется на их поиски, чтобы убить.

Фильм Ходоровски одновременно реалистичный и гротескный, простой и очень глубокий, китчевый и смертельно серьёзный. Картина насыщена разнообразными мистическими символами и аллегориями, из-за чего её можно трактовать одновременно сотней разных способов или вообще никак. Несмотря на то, что Алехандро сам сыграл главную роль в своём фильме, он неоднократно признавался, что ненавидит «Крота».

Фильм «Зловещие мертвецы»

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Культовая хоррор-серия Сэма Рейми тоже сильно повлияла на молодых кинематографистов нескольких поколений. А ещё она показывает, что изобретательное кино можно снимать с низким бюджетом и почти без опыта режиссуры. Именно нехватка опыта и изобретение новых приёмов без знания основ и сделали первых «Зловещих мертвецов» такими искренними, смешными и одновременно пугающими. После успеха оригинального фильма работа Рейми превратилась в трилогию, обзавелась видеоигровыми адаптациями и получила продолжение в формате сериала на канале Starz.

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Сюжет предельно прост и далеко не отходит от канонов слэшеров восьмидесятых. Главный герой Эш и его друзья приезжают в домик в лесу, чтобы отдохнуть как обычные американские подростки, но случайно находят Некрономикон — книгу мёртвых, которая может призывать демонов. В шутку герои зачитывают оттуда заклинание, и начинается самая интересная часть фильма — та, в которой всех жестоко, забавно и изобретательно убивают, а главный герой пытается противостоять силам тьмы и не потерять рассудок.

Когда Суда продумывал боевую систему для своего китчевого слэшера Lollipop Chainsaw, он вдохновлялся именно фильмом Сэма Рэйми. Гоити нравилась сцена, в которой герой «Зловещих мертвецов» лишается руки и заменяет её бензопилой. Геймдизайнер хотел, чтобы героиня его будущей игры обращалась с бензопилой и уничтожала противников так же эффектно, как Эш.

Фильм «Экзистенция»

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Компьютерные комплектующие, которые получают из разрезанных лягушек. Двуглавая рептилия. Пистолет из рыбных костей, который стреляет зубами. Повизгивающая игровая консоль из живой плоти. Всё это — образы «Экзистенции» режиссёра-фрейдиста Дэвида Кроненберга.

По сюжету Аллегра Геллер создаёт органическую игровую приставку, которая подключается к игрокам через био-порты в теле. Во время плейтеста устройства на Геллер нападает обезумевший фанат, вооружённый органическим оружием. Его останавливает охрана, однако парень успевает выстрелить в приставку. Опасаясь, что нападения продолжатся, Аллегра сбегает со своим охранником Тэдом Пайклом и уговаривает его сыграть с ней в единственную версию «Экзистенции», чтобы оценить масштаб поломки консоли. Так начинается сюрреалистичная история о снах и метаморфозах тела, не без своеобразного юмора, присущего Кроненбергу.

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Гоити вдохновлялся «Экзистенцией» во время создания Travis Strikes Again: No More Heroes. Ему нравилась идея о том, что герои попали в виртуальную реальность со своими правилами и всеми силами пытаются оттуда выбраться. Вокруг этой концепции он построил весь центральный сюжет игры.

Фильм «Рокки 3»

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Триквел истории о боксёре, который уверенно идёт к своей цели, падает и снова поднимается, вдохновил Суду на создание своего триквела — No More Heroes 3. На конференции Gamescom геймдизайнер рассказывал, что одним из главных источников вдохновения для третьей части была именно режиссёрская работа Сильвестра Сталлоне. Трэвис Тачдаун, как и Рокки, стал старше, осмыслил свою жизнь и перешёл к конфронтации с более сильными оппонентами.

Победа над Аполло Кридом в сиквеле далась Рокки тяжело, но он всё-таки стал новым чемпионом мира в тяжёлом весе и даже успешно защитил свой титул. Герой начал появляться на обложках журналов и в телешоу, а также заключил несколько рекламных контрактов с известными брендами. Тем временем боксёр Джеймс «Клаббер» Лэнг недоволен успехом Рокки. Он хочет забрать титул чемпиона, усердно тренируется и идёт вверх по карьерной лестнице, чтобы добраться до зазнавшегося героя.

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

В триквеле Сталлоне грубо, но непосредственно пытается переосмыслить суть самого Рокки и фильмов о нём. Чтобы показать героя с другой стороны, Сильвестр добавляет в сценарий антагониста, который почти зеркально отражает Рокки таким, каким он был в первом фильме — напористым, упёртым и верным цели. Режиссёр сталкивает своего персонажа лбом с его почти-двойником, который, несмотря на всю схожесть, немного отличается в мелких деталях. То же самое сделал и Суда в No More Heroes 3.

Панк-рок, «Акира», сюр и хорроры: чем вдохновляется Гоити Суда

Конечно, у Гоити Суды куда больше источников вдохновения и произведений-референсов. Геймдизайнер вдохновляется не только массовой культурой, но и разными видами спорта — рестлингом, футболом и бейсболом. Он даже назвал героя одной из своих игр в честь Райана Гиггса, а Трэвис Тачдаун добивает врагов суплексами известных профессиональных рестлеров.

В подборке мы собрали самые яркие примеры и объяснили их влияние на творчество геймдизайнера. Пишите в комментариях, с какими произведениями у вас ассоциируются игры Гоити и почему?

143143
16 комментариев

Помню в детстве горел с киллер7 на пс 2. Такая непонятная залупа была.

3
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

панк-рок в названии статьи первым же делом упоминает The Smiths

Автор, всё в порядке?

4
Ответить

Не знаю ребята, я когда был в Японии, я у гида решил узнать по поводу произношения, как правильно Кодзима или Коджима, суши или суси, а в данном случае Гоити или Гоичи, так вот она мне сказала, что в курсе, что многие русские произносят именно з, т, с, вместо шипящих. Но это неправильно, английский вариант тоже не совсем верно, но звук в произношении именно шипящий, но более смягчённый. Ну и со слова «суси» он улыбнулась.

3
Ответить

Ну и со слова «суси» он улыбнулась.boku no chinchin wa chiisai

1
Ответить

Это всё "благодаря" системе Поливанова.

1
Ответить

Типа японцы чет правильно произносят - киссу, вайфу, и т.д.

1
Ответить