«Давайте считать, что геймдева в России сейчас нет»: круглый стол о перспективах российской игровой индустрии
Мнения разработчиков, издателей и инвесторов.
С началом «специальной военной операции» многие зарубежные компании начали покидать российский рынок. Не только ритейлеры, но и производители софта закрыли свои представительства в стране, а платёжные системы перестали обслуживать клиентов из РФ.
Всё это сильно сказалось как на геймерах, которые больше не могут покупать игры привычными способами, так и на разработчиках. По данным Forbes, в мае-июне 2022 года работу потеряли более 2 тысяч сотрудников игровых студий. Кроме того, об уходе из России объявили такие компании как Plarium и Game Insight.
Мы поговорили с несколькими людьми из индустрии, чтобы узнать, какие перспективы ждут отечественный геймдев, сможет ли ему помочь государство, а также о том, что делать тем, кто остался без работы.
Что ждёт российскую игровую индустрию
Все спикеры, опрошенные DTF, сходятся во мнении, что ситуация на рынке крайне тяжёлая и, в то же время, неопределённая. Руководитель издательства tinyBuild (Hello Neighbor) Алекс Ничипорчик озабочен, в частности, чисто практическими вопросами: как завозить «железо» и как делать это надёжно.
Евгений Кистерев, основатель студии Mandragora (Skyhill), и вовсе отмечает, что прогнозировать что-то больше, чем на месяц, — в текущих условиях трудно.
Я думаю, большинству сейчас вообще трудно планировать дальше 2-4 недель, поэтому мы можем лишь догадываться. Сейчас только вторая волна компаний начнет уходить из России и закрываться — те, кто решил потерпеть и не стал паниковать сразу. Запас прочности у всех разный. У кого-то он был на три месяца, у кого-то — на 6, но рано или поздно при текущих условиях игры издаваться, хранить свои IP, в России не будут.
Те, кто найдёт как платить людям в России, смогут это делать, но опять же только если рубль ослабнет, в такой схеме будет смысл. Это если как вводную, а кратко — давайте считать уже сейчас, что его (геймдева в России) нет, а потом посчитаем тех, кто остался, и поздравим как возродившихся из пепла фениксов.
Илья Еремеев, сооснователь венчурного фонда The Games Fund, также отмечает проблемы с платежами, которые возникают у разработчиков при работе с зарубежными компаниями. По его словам, сейчас у работодателей остались только «серые» схемы вроде оплаты посредством криптовалюты — иных способов перевести деньги сотрудникам фактически не осталось. Кроме того, из-за курса доллара компаниям стало невыгодно нанимать разработчиков в России.
Когда рос доллар, за ним росли зарплаты, так как выручка у компаний была в основном валютная и у компаний была возможность платить высокие зарплаты. Я бы даже сказал, высокие с перекосом. Может быть, не так как в РБ, но всё-таки люди в геймдеве в последние годы прямо очень хорошо зарабатывали.
А теперь, из-за курса, стоимость разработки в долларах резко стала в два раза выше. И что с этим делать — никто не знает. На мой взгляд, правильное решение — снижение зарплат до разумного предела, плюс, фиксация в валюте выручки. Для стабильности нужно убрать элемент арбитража на курсе внутри компании как лишний риск.
Другая проблема, о которой говорят в индустрии — культурная. Многие международные компании отказываются работать с Россией. Сильнее всего, считает продюсер Owlcat Games (Pathfinder: Kingmaker) Максим Фомичев, этот отказ сказывается на «среднем и малом» геймдеве, так как магазины могут закрыть глаза на российский офис крупной компании с миллионными оборотами.
Другое дело, сотрудничество непосредственно с командами из РФ, а также привлечение ими инвестиций.
Российские активы и фаундеры в моменте стали токсичными на международном рынке. Это осложнило процесс привлечения средств, из-за которого последние годы индустрия цвела и разрасталась по 1-2 новых студий в месяц с крутыми фаундерами и интересными проектами.
С Фомичевым солидарен и Ничипорчик.
Перспективы именно для локального рынка на ближайшие 10 лет — не радужные. Большинство топ-менеджеров уже уехали. С международными компаниями тяжело заключать договора и проводить платежи. Русофобия реальна. Инвестиции от русских фондов — это риск. Привлекать западные инвестиции невозможно.
Отсутствие финансирования из-за рубежа, уход международных компаний, укрепление рубля — всё это неминуемо влечёт за собой сокращение рабочих мест. Как отмечает Ничипорчик, если раньше у России было преимущество в плане затрат на разработку, то теперь регион этого преимущества лишился.
По словам Еремеева, ситуация на рынке вакансий уже кардинально изменилась.
Если раньше на 10 вакансий было 2 хороших кандидата, то теперь на 2 вакансии 15 кандидатов и каждую неделю происходит закрытие очередной локальной студии. Это одновременно сокращает рабочие места и выбрасывает новых людей на рынок труда, повышая конкуренцию за работу сразу с двух сторон.
Максим Фомичев считает, что специалисты junior-middle уровня, которые остались без работы, будут либо уходить в другие сферы, теряя экспертизу в геймдеве, либо сидеть в ожидании вакансий, затрудняя вход в индустрию для новых кадров. «В любом случае, зарплаты будут падать, а цены в магазинах будут расти», — заключает Фомичев.
Что до игроков, то, по мнению Ильи Еремеева, «они не пропадут» и так или иначе будут получать контент. «Локальные» разработчики, то есть ориентированные на российский рынок, будут получать больше трафика, хотя и без того имеют миллионы долларов в месяц. «Условно, аудиторию CoD заберет Warface», — говорит Еремеев. В то же время основатель The Games Fund ожидает роста пиратства.
Пиратство повлияет на потребительские привычки — зачем платить в лицензионный Warface, когда можно погонять в пиратский CoD? И в целом, зачем платить за игры, если теперь разрешили параллельно импортировать?
Способно ли государство помочь геймдеву
Во второй половине июня «Ведомости» и «Коммерсантъ», со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, сообщили, что чиновники готовят законопроект о поддержке игровой индустрии. В частности обсуждаются налоговые льготы, выдача грантов и заморозка комиссии в магазинах приложений.
Почти все спикеры, с которыми мы поговорили, считают, что государственная поддержка не способна спасти российский геймдев. По словам Ничипорчика, огромное количество свободных кадров обычно привлекает инвестиции извне и влечёт создание новых стартапов. Однако в РФ ситуация сложная, так как сокращения связаны с макроэкономическими факторами, мешающими нормальной работе.
Макрофакторы также влияют на уже принятые властями меры. Так, Евгений Кистерев напоминает о решении правительства освободить IT-компании от налога на прибыль до конца 2024 года. Однако в текущих условиях, когда компании по сути не получают эту самую прибыль, льготы особенно не спасают.
Илья Еремеев, в свою очередь, уверен, что господдержка может помочь корпорациям, но не коммерческому геймдеву. Основатель The Games Fund уверен, что поддержка должна заключаться, в первую очередь, в коммерческих грантах и обучении кадров. «Поддерживать откровенный бред и распил, на мой взгляд, это ужасно и только вредит», — говорит Еремеев.
По его словам, есть два пути развития российского геймдева в нынешней ситуации и с государственным участием.
Открываются рынки и на платформах снова можно распространять игры, плюс нормализуется курс и зарплаты — тогда [геймдев] выживет. Никаких инвестиций можно не ждать извне, будет тяжело но самые сильные выживут и, возможно, это будет даже на пользу. Возможно, тут помогут альтернативные платформы и веб.
Второй вариант — полная изоляция и условная национализация геймдева, где вся коммерческая разработка и дистрибуция будет практически подконтрольна госкорпорациям. Где будут делать то, что надо делать, и играть в то, во что надо играть. И зарабатывать будут те, кому положено.
Я очень надеюсь, что всё пойдёт по первому пути, и надеюсь, что люди во власти сделают шаги к разрешению кризиса и реинтеграции с миром.
Наиболее скептически к государственной поддержке относится Максим Фомичев. Он считает, что в текущих условиях власти вообще ничем не могут помочь индустрии.
Я думаю, что самый реалистичный сценарий, при котором эти меры могут помочь, следующий: в рамках отечественной игровой индустрии появляется hardware R&D отдел, который изобретает машину времени и отправляет законотворцев в 2008 год, где они протаскивают данные меры поддержки индустрии, покупают биткоины и живут свободной жизнью.
Честно говоря, на мой взгляд, это единственный реалистичный сценарий, при котором, в условиях банковских санкций, сокращения рынка, массовой миграции специалистов и ряда других внутренних факторов, меры поддержки индустрии, которые готовят чиновники, способны спасти ситуацию.
Что делать разработчикам
Напоследок, мы попросили спикеров поделиться советами с разработчиками, которые потеряли работу. И Ничипорчик, и Еремеев рекомендуют заняться развитием языковых навыков — учить английский и китайский.
Мой совет всем, кто ищет работу в России — не паниковать и развивать свой английский. Мы уже видим, как на собеседованиях у людей главная мотивация — уехать. Логично. Правда, это не внушает доверия лидам команд, и надо думать про прокачку своих скиллов в первую очередь. Второе — это искать компанию, в которой можно добавить реальную ценность и быть позитивным членом команды.
Мотивацией должно быть то, что вы хотите делать долгосрочно и построить карьеру. Это делается в окружении людей, с которыми классно работать. Делайте это главной мотивацией. Остальное придёт рано или поздно. Ведь нельзя проиграть, если не сдаёшься.
Илья Еремеев отмечает, что без знания языка невозможно привлекать инвестиции.
[Язык — это] cамая критичная и важная инвестиция в карьере. Без языка не привлечь инвестиции, не заключить партнёрства, ты ограничен в перемещении, в выборе работы в доступе к информации. Это просто самая необходимая база. Второй совет — не поступаться совестью и не идти на компромиссы.
Максим Фомичев рекомендует «демпинговать» зарплатами, потому что прежнего уровня дохода в России уже не будет. Кроме того, продюсер Owlcat советует найти работу в ближайшие месяц-два, потому что «дальше будет хуже».
Напутствие Евгения Кистерева более обнадёживающее.
Счастье можно найти даже в тёмные времена, если не забывать обращаться к свету. Ну, а если серьёзно, то есть в этом часть правды, лично для меня: начинайте новые проекты, ищите людей, собирайте команды — сейчас куча безработных. Для людей, которые потеряли работу по найму, вероятно будет выгоднее выехать из РФ в ближайшее зарубежье и искать работу уже оттуда.
Ситуация, которая сложилась в российской игровой индустрии, мягко говоря, не радужная. Неизвестно, сможет ли геймдев перестроиться под новые условия. Но, исходя из того, о чём нам рассказали спикеры, ясно, что прежней отрасль уже не будет.
Комментарий недоступен
Наверное, я тут буду звучать совсем как спам реклама, но позвольте показать наш проект хотя бы гифкой.
Делаем такой добротный слэшер и в нынешних условиях не собираемся останавливаться до тех пор, пока не выведим проект в релиз.
Игрушка называется Арена Нового Мира.
В августе планируем выкатить первую демку, дабы было что попробовать напрямую.
Эта "тонна мобильного три-в-ряд дерьма" кормит многих людей, позволяет им работать там, где им хочется и заниматься любимым делом. Люди в них играют, им нравится. Если для вас оно дерьмо, не значит, что для всех оно дерьмо.
Я, как человек из индустрии, люто ощутил все перемены после 24 февраля. У моей семьи были планы, мы строили будущее, которое в одночасье отобрали ради каких-то там целей и амбиций, которые даже внятно несформулированы.
И сейчас, я бы отдал ухо на отсечение, чтобы работать где-то не в этой стране на дерьмовом три-в-ряд проект, но знать, что мое будущее и будущее моей жены, ребенка не под угрозой.
Комментарий недоступен
Там тебе скинули весьма интересный на вид проект. Я тоже хочу :) У нас не триплэй, но я хочу просто вкинуть гифач нашего проекта. Называется PaperCut. Стараюсь делать максимально прикольной на вид, ну и геймплей чтобы весёлый был.
Об уровне Pathfinder'a, но теперь можешь забыть даже о нем
о чуть выше нуля благодаря Owlcat