Социальная история смерти в Древнем Египте: Assassin’s Creed: Origins, JoJo's Bizarre Adventure и Морт Синдер

Социальная история смерти в Древнем Египте: Assassin’s Creed: Origins, JoJo's Bizarre Adventure и Морт Синдер

Введение

Добрый день! В первой статье из цикла, посвященного социальным исследованиям смерти в истории и ее иллюстрации в поп-культуре, я предлагаю окунуться в мир «культа смерти» эпохи фараонов (и не только!) и посмотреть на ее репрезентацию в современной индустрии развлечений. Меня интересует социально-исторический аспект, поэтому здесь будут обсуждаться аспекты прошлого, связанные не с географией, архитектурой и ведением хозяйства, а с культурой, религией и социальными отношениями (хотя, несомненно, они часто пересекаются и влияют друг на друга). Древний Египет – очень плодородная тема для death studies, и с каждым годом выходит все больше исследований, а также тема очень популярна в массовой культуре. Надеюсь, мой текст покажет, как сильно порой авторы прорабатывают аспекты своих вселенных, собирая мифы, легенды и исторические интерпретации воедино и отражая в произведениях искусства, а также Вы узнаете нетривиальные факты из исследований по теме. Основными источниками для иллюстраций будут заявленные в названии 3 работы:

- Игра "Assassin’s Creed: Origins" = «Истоки» от Ubisoft

- Манга (и аниме) "JoJo’s Bizarre Adventure: Stardust Crusaders" Хирохико Араки

- Графический роман (комикс) "Морт Синдер" Эктора Оэстерхельда и Альберто Бреччиа

Но также будут задействованы несколько других, а анализ будет опираться на научные статьи (и прекрасный интерактивный тур «Истоков»). В этот раз серьезных спойлеров не будет (только к JJBA: Stardust Crusaders — скрыто под спойлером) Приятного прочтения!

Религия и культура: победившие смерть

Кажется, что для происхождения самого явления смерти в Египте не было создано объяснительного мифа. Но легенды о смерти и загробной жизни не только были распространены по всей территории страны, но и оказывали огромное влияние на жизнь. Люди верили в жизнь после смерти, возможность мертвецов как посредников между мирами вмешиваться в судьбы живых и необходимость поддерживать с ними связь на условиях взаимных обязательств друг перед другом, реальность проклятий и священность могильных мест.

Началом всем известных обрядов бальзамирования, мумификации и мавзолейного захоронения можно считать миф об Осирисе, боге смерти и воскрешения, первом короле Египта. По одной из версий мифа его брат Сет узурпировал трон, убил Осириса и разделил его на части, которые он разбросал по всему Египту. Исида – жена Осириса – собрала воедино и вместе со своей сестрой воскресила его. Уже в текстах о данном событии заметна большая детализация смерти и акцент на телесности мертвеца, что в дальнейшем выльется в культ смерти с мумификацией и погребальными сооружениями.

<p>Осирис в «Морте Синдере»</p>

Осирис в «Морте Синдере»

<p>Осирис (с женой) на стене гробницы в Assassin’s Creed: Origins</p>

Осирис (с женой) на стене гробницы в Assassin’s Creed: Origins

У Осириса были дети – законный Гор и бастард Анубис, которые также имеют непосредственное отношение не только к верованиям, связанным с загробной жизнью (например, суду мертвых), но и к людским похоронным ритуалам. Часто божеств изображали в виде статуй, на фресках и саркофагах, а также на погребальных урнах (за счет этого приобретающих символическое значение – боги охраняют части тела покойного).

<p>Гор – там же</p>

Гор – там же

<p>Гор из «Морта Синдера»</p>

Гор из «Морта Синдера»

<p>А вот и Анубис оттуда же – в том числе и в виде урны («канопы»), в которых хранили внутренние органы мумифицируемого</p>

А вот и Анубис оттуда же – в том числе и в виде урны («канопы»), в которых хранили внутренние органы мумифицируемого

<p>Кровожадный станд-Анубис из JoJo</p>

Кровожадный станд-Анубис из JoJo

<p>Канопы в «Истоках»</p>

Канопы в «Истоках»

<p>И они же в фильме «Мумия» (1999)</p>

И они же в фильме «Мумия» (1999)

<p>Изображение суда мертвых в манге Yu-Gi-Oh! (адаптация реального папируса Хунефера)</p>

Изображение суда мертвых в манге Yu-Gi-Oh! (адаптация реального папируса Хунефера)

Неравенство в повязках: стратификация мумий

Немного поговорив про мифологический аспект религии древних египтян, предлагаю перейти к ритуальному и начать с мумификации. Ключевой идеей прогресса ритуалов у множества народов было усложнение процедур и их дифференциация по мере развития социальной стратификации общества. Даже у незахороненных мумий была иерархия, основанная не только на достатке, – например, в определенный временной период только фараону разрешалось извлекать мозг и внутренние органы для захоронения рядом с собой в канопах несмотря на то, что состоятельные люди могли себе финансово позволить такое действие. Но все же деньги были очень важны, так как полная мумификация была очень дорогой, из-за чего приходилось отступать от высоких идей ради экономии, уменьшая количество и качество процедур. Самые бедные слои населения не могли позволить себе ритуал, только осуществить практический аспект – высушить тело и положить в гидроксид натрия.

Теперь отчетливо видна идея, проходящая сквозь все ритуалы – сочетание мирского и священного, профанного и сакрального (в основном в качестве первого выступала мирская практичность, расчетливость и бережливость ресурсов, а второго – соблюдение древних законов и четкое следование нормам, что, очевидно, невозможно в несовершенном материальном мире). Сама идея создание мумии является пересечением верований египтян о возможности возрождения при нетронутости тела и необходимостью избавляться от тел (и сопутствующим им болезням и проблемам) в жарком климате.

В процессе тело: обмакивалось «святой» водой и другими; заматывалось в чистую белую оборотную ткань; клались амулеты, связанные с возрождением; использовались травы и благовония как для дальнейшего «очищения» и прохождения суда мертвых, так и для практической цели – устранения запаха (который был большой проблемой, из-за чего часто бальзамировали трупы на окраинах населенных пунктов и в местах с хорошей естественной вентиляцией).

<p>Тела бедняков из «Истоков» – на каменных плитах в лачуге на окраине города</p>

Тела бедняков из «Истоков» – на каменных плитах в лачуге на окраине города

<p>Вот уже человек побогаче, над которым работает жрец в специальном месте, также заметны урны и набор инструментов для извлечения внутренностей</p>

Вот уже человек побогаче, над которым работает жрец в специальном месте, также заметны урны и набор инструментов для извлечения внутренностей

<p>И, скорее всего, представитель высшего класса, над которым работают в таком большом храме. Можно подметить иерархию не только мумий, но и жрецов их изготавливающих.</p>

И, скорее всего, представитель высшего класса, над которым работают в таком большом храме. Можно подметить иерархию не только мумий, но и жрецов их изготавливающих.

До изобретения процедур мумификации из-за климата и мест захоронения она могла произойти и естественным путем – как и при погребении заживо в гробницах (что тоже иногда случалось как непреднамеренно, так и специально).

Социальная история смерти в Древнем Египте: Assassin’s Creed: Origins, JoJo's Bizarre Adventure и Морт Синдер

(Социальная) пирамида и ее враги

Теперь перейдем к местам захоронения. До появления пирамид и мавзолеев использовались похоронные ямы, маленькие некрополи с телами в шкурах и с бытовыми предметами без особого неравенства – так как оно совсем не так отражалось в структуре общества охотников и собирателей, как в дальнейших эпохах. С развитием технологий и общества появлялись более комплексные постройки с обилием декораций и явными признаками социальной стратификации.

Для обычных людей создавались небольшие гробницы: мастабы (небольшие пирамидальные каменные строения с отделкой внутри), или выдолбленные в скалах пещеры. Сначала стены были пустые, потом на них создавали изображения повседневности, воспроизводя ушедший мир покойника, в котором он вечно пребывает. После вектор сместился в сторону фресок с богами и мифов из «Книги Мертвых», которые должны были помогать человеку в загробной жизни.

<p>Мастабы в «Истоках» снаружи</p>

Мастабы в «Истоках» снаружи

<p>И внутри – виден небольшой размер и отсутствие роскошной (или любой) отделки</p>

И внутри – виден небольшой размер и отсутствие роскошной (или любой) отделки

Для фараонов – конечно, пирамиды.

<p>Пирамиды Гизы в ДжоДжо</p>

Пирамиды Гизы в ДжоДжо

<p>Они же в «Ассасине»</p>

Они же в «Ассасине»

Но не для всех создавались огромные гладкие сооружения с запутанной сетью ходов – они были разные: большие, маленькие, «нестандартной» формы (пирамида Джосера), кто-то мог вообще отказаться от идеи создания отдельного строения и выбрать гору как подходящее место для могилы. На их форму также влияла культура, а именно верования, связанные с солнцем и небом – ступенчатая пирамида как лестница на небеса или идеальная форма пирамиды и гладкая поверхность как отражение превращения духа в солнечный луч.

<p>Разные стили постройки пирамид </p>

Разные стили постройки пирамид

Они строились еще во время жизни, выступая постоянным memento mori. Сам факт возведения такого грандиозного творения выступал легитимизирующим власть фараона фактом как в глазах простого народа, так и при междоусобной борьбе за трон. Не все сооружения получались удачными, поэтому есть некоторое количество недостроенных и заброшенных пирамид (из-за неудачного конструирования и других культурных факторов). Со временем влияние пирамид все больше уменьшалось.

Но пирамиды почти не стояли в одиночестве. Образовывался целый комплекс – рядом часто находились вспомогательные здания: более мелкие пирамиды и мастабы для семьи и придворных, другие пристройки и крытые расписные пути к пирамидам. Во время постройки их четко располагали, воссоздавая двор фараона при жизни с иерархией позиций и отношений.

<p>Комната с макетом, где виден комплекс рядом с пирамидами, а также стелы и фрески с богами из классики в лице «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981)</p>

Комната с макетом, где виден комплекс рядом с пирамидами, а также стелы и фрески с богами из классики в лице «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981)

<p>Заметна упорядоченность пристроек в ровные ряды</p>

Заметна упорядоченность пристроек в ровные ряды

<p>Обветшалый путь к пирамиде</p>

Обветшалый путь к пирамиде

Но со временем жестокая реальность и минимизация издержек вынуждали к повторному использованию гробниц. Разрушающиеся под действием окружающей среды постройки и мавзолеи не самых знатных людей разбирались для создания новых, которые могли построить относительно недалеко в том же комплексе, создавая скученность построек. Также в пирамиде могли захоронить нового человека, по-разному поступая с телом уже захороненного.

<p>Время не пощадило пирамиды и пристройки – даже при условии, что действие игры хронологически происходит до нашей эры, тысячи лет и десятки династий подорвали былое великолепие</p>

Время не пощадило пирамиды и пристройки – даже при условии, что действие игры хронологически происходит до нашей эры, тысячи лет и десятки династий подорвали былое великолепие

<p>Персонажи JJBA посодействовали разрушению памятников египетской культуры в битве насмерть с «Анубисом»</p>

Персонажи JJBA посодействовали разрушению памятников египетской культуры в битве насмерть с «Анубисом»

Взгляд изнутри: ритуалы и символы

И в конце обратимся к «внутренностям» пирамид. Не во всех из ниххоронили людей и даже иногда не задумывали погребение тел там – например, существуют отдельные, предназначенные сугубо для захоронения статуи, символизирующей жизненную силу («ка») покойника. Археологам понять это очень сложно – некоторые «тайные» комнаты до сих пор не найдены в силу как природных, так и антропогенных причин (деятельность расхитителей, или иногда фараоны могли передумать и быть захороненными в другом месте в пирамиде – из-за этого находят недостроенные пустые комнаты, в которых по первоначальной задумке и должен стоять саркофаг).

<p>Выстроенный разработчиками «беспорядок» отлично передает ощущение прикосновения к погребальной египетской культуре даже в проходных помещениях</p>

Выстроенный разработчиками «беспорядок» отлично передает ощущение прикосновения к погребальной египетской культуре даже в проходных помещениях

Мародерство (именно незаконное, так как уже было сказано, что повторное использование с позволения власти и под ее нужды разрешалось. Более того, пирамиды политических соперников могли пострадать в трудные времена) и разграбление пирамид были большой проблемой еще в те времена – очень много сокровищ древнего мира было растащено из катакомб. Из-за этого нетронутые богатства и кучи драгоценностей всегда вызывают восхищение своей волшебной неправдоподобностью.

Сокровищница в Origins
Сокровищница в Origins
Величественный золотой саркофаг из фильма «Боги Египта» (2016)
Величественный золотой саркофаг из фильма «Боги Египта» (2016)
<p>Нетронутая гробница загадочной принцессы Лисиды (скорее всего, отсылка на ту самую богиню Исиду, тем более что ее охраняют…</p>

Нетронутая гробница загадочной принцессы Лисиды (скорее всего, отсылка на ту самую богиню Исиду, тем более что ее охраняют…

<p>…шакалы, символизирующие Анубиса)</p>

…шакалы, символизирующие Анубиса)

Для борьбы с ними в культуре существовали жестокие проклятия и наказания.

Обсуждение артефактов из Yu-Gi-Oh!, защищающих покой фараонов
Обсуждение артефактов из Yu-Gi-Oh!, защищающих покой фараонов

Но их не хватало, поэтому инженеры придумывали хитроумные ловушки, располагали входы и камеры в случайных местах с тайными ходами, создавая запутанные лабиринты (не просто так в «Истоках» есть квест на спасение ребенка, потерявшегося в гробнице), ставили огромные каменные блоки весом в десятки тон, закрывая проход к саркофагам. Иногда воры просто копали вокруг этих камней более легкие породы, прорубая себе путь внутрь. Поэтому бывает непонятно что есть практическое углубление, что – церемониальное, а что было вырыто грабителями в поисках драгоценностей.

Запутывают и узкие шахты в пирамидах – сделанные то ли для вентиляции при работе или выхода работников после замуровывания основной камеры, то ли для связи духа фараона с небом и звездами.

Социальная история смерти в Древнем Египте: Assassin’s Creed: Origins, JoJo's Bizarre Adventure и Морт Синдер

Также внутри пирамид можно встретить тупики и ложные двери.

<p>Тупик и многоярусность пирамиды Хеопса с тайными ходами в Origins</p>

Тупик и многоярусность пирамиды Хеопса с тайными ходами в Origins

Иногда появившиеся от несовершенства проектирования или строительства, но некоторые из них были предназначены для посмертной жизни – стела с изображением и именем («рен») покойника, а также ложная дверь рядом с саркофагом символизировали портал между мирами и позволяли надеяться на успех в прохождении суда Осириса.

<p>Статуи, фрески, ритуальный постамент – все имело религиозное значение</p>

Статуи, фрески, ритуальный постамент – все имело религиозное значение

Уже упоминалось, что очень важным для египтян было сохранение тела и его нетронутости, и страх разложения и его последствий для жизни покойника в другом мире во многом и вынуждал так заботиться о безопасности гробниц. Саркофаг выступал «защитником» целостности тела и даже восстанавливающей оболочкой, которая поможет трансформироваться телу, освободившись от оков земного несовершенства. Но в то же время во многих источниках описан скептицизм современников к возможности ненарушенного и продолжительного существования в гробу тел даже верховных правителей, что уж говорить о «простых смертных», склепы которых могли запросто разобрать. Поэтому «культ смерти», вынесение обрядов и горечи утраты на общественный уровень и отрицание через это бесповоротности и окончательности земной жизни сосуществовали с циническим отношением к некоторым вещам и осознанием высоковероятной тщетности таких сложных процедур.

<p>Во многом готический, но не лишенный египетского колорита гроб (и зал с ним) вампира в Египте…</p>

Во многом готический, но не лишенный египетского колорита гроб (и зал с ним) вампира в Египте…

<p>…был вскрыт протагонистами JoJo</p>

…был вскрыт протагонистами JoJo

Согласно вере не в освобождения души, а возрождение физического тела для загробной жизни к могиле покойного необходимо было не только возложить сокровища, которые могли лежать сотни лет, но и регулярно приносить свежую еду, а также социально поддерживать и за пределами склепа путем семейных, церковных и общественных обрядов. Сложность таких ритуалов через поколения пытались заменить написанием заговоров на стенах, которые при прочтении любым магическим образом поддерживали дух умершего. Также необходимые этапы перехода из нашего мира в иной описывались в «Книге Мертвых» и клались в гроб к покойному (также по легендам с ее помощью можно было «посмотреть» стадии метаморфозы тела, не вскрывая саркофаг), но это было дорогим удовольствием

В «Истоках» есть квест про возвращение украденной книги старику. Когда ГГ возвращается с ней, старика уже нет в живых. Но протагонист знает, что важнее погребение с ней вместе, поэтому находит тело, готовящееся к мумификации, и кладет книгу рядом
В «Истоках» есть квест про возвращение украденной книги старику. Когда ГГ возвращается с ней, старика уже нет в живых. Но протагонист знает, что важнее погребение с ней вместе, поэтому находит тело, готовящееся к мумификации, и кладет книгу рядом
<p>Не совсем реалистичный вариант – не так часто хоронили людей заживо, но книгу все же какое-то время читали. Но смотрится очень «по-египетски» – образ могущественных фараонов, повелевающих судьбами слуг</p>

Не совсем реалистичный вариант – не так часто хоронили людей заживо, но книгу все же какое-то время читали. Но смотрится очень «по-египетски» – образ могущественных фараонов, повелевающих судьбами слуг

Символы постепенно стали заменять реальные действия, и, здесь, конечно, несколько неуместно о симулякрах, но со временем сохранилось лишь подобие процедур – статуи вместо тел, пустые контейнеры для еды, ложные двери, неполноценная мумификация (лишь замотанное тело в гробу для видимости), таблички и изображения вместо ритуалов памяти.

Заключение

Вот и лонг подошел к концу. Конечно, освятить даже в теме смерти получилось не все – можно было проанализировать влияние верований, связанных с Нилом, посмотреть на гендерный аспект, трансформацию казней и похорон с приходом римлян. Но нас ждут Средние века: в следующий раз – история смерти через призму Kingdom Come: Deliverance, Скайрима и «Саги о Винланде», а также других игр, фильмов и аниме. Подписывайтесь, будет интересно.

Спасибо за прочтение! Буду рад мнениям и идеям в комментариях.

Социальная история смерти в Древнем Египте: Assassin’s Creed: Origins, JoJo's Bizarre Adventure и Морт Синдер

Основные источники:

Baines, J., & Lacovara, P. (2002). Burial and the dead in ancient Egyptian society: respect, formalism, neglect. Journal of Social Archaeology, 2(1), 5-36.

Brandon, S. G. F. (1966). The Origin of Death in some Ancient Near Eastern Religions1. Religious studies, 1(2), 217-228.

Brown, M. (2017). TO DIE LIKE AN egyptian. Archaeology, 70(5), 44-47.

Dodson, A., & Ikram, S. (2008). The tomb in ancient Egypt. Royal and private sepulchres from the Early Dynastic Period to the Romans.

Meskell, L. (2001). The Egyptian ways of death. Archeological Papers of the American Anthropological Association, 10(1), 27-40.

1919
6 комментариев

Отличная статья

3

Всё круто, но выведи картинку в ленту, а то так и проглядеть можно

2

Спасибо, вывел

1

Вот это хороший Лонг получился, спасибо. Интересно было читать
Но картинку все таки нужно вывести в ленту, а то и правда можно не обратить внимания на статью

1

Ну и могу еще вот дать полезную ссылку, если планируешь и дальше выкладывать статьи. https://dtf.ru/team/28097-kak-pravilno-oformit-vyvod-posta-v-lente-dtf-i-pochemu-vashu-zapis-mogut-otredaktirovat

1