Мои игровые итоги 2022 года

Мои игровые итоги 2022 года

Здравствуйте, и с наступающим вас праздником! Этот год подходит к концу, и на фоне полной неопределённости ожиданий от следующего мне почему-то захотелось подвести некоторые итоги. Я кратко расскажу об играх, которые я прошёл и в которые просто играл, и поделюсь впечатлениями о приобретённых игровых устройствах.

В этом году я прошёл особенно много всего. Возможно, хотелось как-то отвлечься от безумных событий, которые сейчас происходят. Здесь я постарался кратко описать плюсы, минусы и личные ощущения от пройденных игр. Обратите внимание на оглавление ниже; поскольку люблю я разное — от ААА-проектов до малоизвестных инди — думаю, что-то интересное для себя вы точно найдёте.

Так получилось, что в этом году я приобрёл сразу два значимых для себя игровых устройства — гарнитуру виртуальной реальности и Steam Deck. Причём эти девайсы для меня лежат как бы на разных полюсах — в то время как один требует определённой подготовки пространства, физической подготовки (шутки про «потеть в VR» не так уж далеки от правды) и предполагает процесс экипировки, другое устройство наоборот гейминг максимально упрощает и позволяет играть в любом месте, пространстве и времени. Поскольку «принимать себя в семью» отдельными постами я не просил, а поделиться личным опытом хочется, я решил разделить пост по типу устройств, на которых играл, и в начале каждого раздела кратко описать впечатления от девайса.

Оглавление

Мои игровые итоги 2022 года

PS4 Pro я купил ещё в конце 2019 года и с тех пор успел пройти ряд эксклюзивов, в том числе — исполнил давнюю мечту: прошёл серию Uncharted. Покупал с рук, к тому же, предыдущий хозяин заказывал консоль из Германии, что положительно сказалось на стоимости. Самыми насыщенными для приставки были предыдущие года, а в 2022 я прошёл лишь две игры на PlayStation — God of War и Hidden Agenda — и ещё вторую Сибирь на Nintendo Switch.

Мои игровые итоги 2022 года

God of War (2018)

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: PS4 Pro

Это был финальный аккорд в моём прохождении игровой серии GoW. В прошлом году я прошёл все части (даже Betrayal на эмуляторе Java) и начал последнюю на тот момент игру — 2018 года. Да, серия сменила направление, но мне эта игра полюбилась по-своему. Даже выбил вторую в своей жизни платину (первая — в Horizon Zero Dawn). Боёвка мне понравилась, сюжет будто бы стал чуть посложнее тестостероновых припадков предыдущих частей, картинка красивая — я выпустил три поста со скриншотами из «Бога войны», вот они слева направо:

Чёрно-белые снимки имеют для меня особое значение: на мой взгляд, получились одни из лучших моих скриншотов, и такое вряд ли возможно провернуть, не испытывая к игре определённых чувств.

Было самое начало года, игра как раз вышла на ПК, но я купил диск ещё в прошлом году; довольно долго он лежал и ждал, пока я пройду предыдущие части — да и начал я прохождение ещё до выхода ПК-версии, наивно надеясь успеть пройти всю игру. Поэтому, пока остальные помогали Кратосу наводить порядки в новом для него краю в 60 фпс и с ультранастройками графики, я тихо-мирно рубил врагов в капусту при 30, завернувшись в пледик. Хорошее было время.

Мои игровые итоги 2022 года

Не хочу вмешиваться в эти воспоминания, расписывая плюсы и минусы игры. Да и минусов лично для меня кот наплакал — есть вопрос к сценарию в одном месте да претензии к душным Муспельхейму и Нифльхейму, предназначенным чисто для гринда на топовую броню (и обязательным для платины). Валькирии были сложные, но выполнимые, хоть и пришлось попотеть. Ещё одна претензия — к рендеру картинки. В 4К на скриншотах видна пиксельная сетка, возникающая, видимо, при апскейле из 1080, и с ней каждый раз приходилось бороться при обработке, слегка разблюривая изображение. Но рядовой игрок вряд ли такое заметит. В общем, 9/10 (или, пользуясь моей системой, пять сердечек из пяти).

Мои игровые итоги 2022 года

Hidden Agenda

Оценка: 💚💚💚💚🖤

Платформа: PS4

Интерактивное кино от студии Supermassive Games, известной по Until Dawn и серии The Dark Pictures. Проходили на новогодних праздниках вместе с другом на его консоли.

Игра представляет собой детектив и использует технологию PlayLink: играется в коопе, а управляется происходящее на экране со смартфонов.

Игра понравилась мне сильнее, чем Fahrenheit и пройденный уже после Heavy Rain. Во-первых, она короткая, её можно пройти за один заход, и это положительно сказывается на реиграбельности. Во-вторых, она не провисает, из неё убрано всё лишнее (вроде чистки зубов и расстановки тарелок по столу — кто понял отсылку, тот понял). Красивая картинка. Минус за довольно клишированный сюжет и не всегда отзывчивое управление.

В целом — игра не шедевр, больше похожа на фильмец, которым можно скоротать вечер в компании, и с этой задачей она справляется.

Мои игровые итоги 2022 года

Syberia 2

Оценка: 💛💛💛🖤🖤

Платформа: Nintendo Switch

Первую Syberia мы с другом проходили в прошлом году, а в самом начале этого, в январе, добрались до второй части. Обоим играм я поставил 3/5, сейчас уже не вспомню точно, почему. Я ещё и периодически засыпал в процессе, но это связано с особенностями моего организма, а не с игрой: играли мы чаще всего поздно вечером, практически ночью, когда я уже был вымотан. В общем, сейчас сложно восстановить всю цепочку событий)

Мы играли в версии для Switch — конкретно про порт ничего плохого сказать не могу, всё удобно управляется и приятно выглядит. Мне понравился мир — оригинальный и красивый. Основные претензии — местами спорный сюжет, много лишней беготни туда-сюда при решении головоломок, откровенно глупые эпизоды (то же помещение Ганса Форальберга в экзоскелет). И это при том, что я люблю адвенчуры. Но конкретно Syberia мне не вполне зашла. Через некоторое время после этого мы начали проходить третью часть на PS4, но там всё настолько плохо, что даже отдельного параграфа в этом посте игра не заслуживает. Бросили на середине или во второй половине, и возвращаться желания нет у обоих.

Мои игровые итоги 2022 года

Здесь будет мало записей, потому что я редко прохожу новинки. Мне самому это не очень нравится — люблю быть на одной волне с окружающими, когда дело доходит до игр/фильмов/сериалов. Но почему-то всегда получается так, что свежие релизы до меня практически не доходят — то стартовая цена слишком высока, то прохожу что-то из бэклога. Впрочем, может, оно и к лучшему — как показывает практика, на старте игры зачастую имеют технические проблемы (привет, Cyberpunk 2077 и The Callisto Protocol).

Мои игровые итоги 2022 года

Stray

Оценка: 💚💚💚💚💚

Ждал эту игру с презентации Sony, что была 2 года назад. В ожидании что-то есть: пока игра не вышла, ты ещё не знаешь, какой она окажется, занижаешь или завышаешь ожидания, фантазируешь. Stray получилась не совсем такой, какую я нарисовал в голове, но я говорю это без какой-то нотки негатива. Мне понравилось исследовать этот мир, понравилось перемещаться по нему — я лишь отключил подсказки на экране, говорящие, где можно прыгать, так движение ощущалось более свободным. Сюжет тоже интересный.

У игры есть и минусы, конечно. В паре мест у меня был дикий затуп, когда я не мог понять, куда идти. В игре нет карты, и локации нужно заучивать наизусть. Хотя отчасти мне это понравилось, просто бегаешь, натыкаешься на какие-то побочные задания, помогаешь (или не помогаешь) кому-то, всё это погружает в мир. Ещё любители пылесосить могут быть разочарованы тем, что при переходе из локации А в локацию Б и затем обратно в А те коллекционные предметы, что находились в А до этого, пропадут и заменятся новыми, актуальными для этой главы. Если вы что-то не успели собрать, то даже после возвращения на локацию добить уже не сможете.

В целом, это приятное и атмосферное инди на несколько вечеров. Окружение красивое, хочется его разглядывать, исследовать. Рекомендую к прохождению, просто знайте заранее, что это небольшая линейная история с решением несложных головоломок и небольшим количеством геймплея. И милым котиком.

Мои игровые итоги 2022 года

Scorn

Оценка: 💛💛💛🖤🖤

Выход Scorn я ждал много лет. Возможно, с самого её анонса в 2014 году. Под конец я даже уже перестал рисовать в голове проект мечты и хотел, чтобы игра просто вышла. И она это сделала. Как и многие, отчасти я был разочарован — например, душной боёвкой, неочевидными головоломками, тем, что это оказался не столько хоррор, сколько мрачно выглядящий результат скрещивания симулятора ходьбы с неудобной боевой системой. Ещё так вышло, что большую часть проекта я проходил без геймпада на ноутбуке в 1080p, который вывозил игру только с включённым FSR, а в совокупности с UE4, на котором основан Scorn, производительность местами оставляла желать лучшего, что дополнительно подпортило впечатление.

В процессе игры я прошёл несколько стадий — от отвращения в самом начале (только гении могли додуматься вставить в качестве первой головоломки пятнашки, да и вообще — начало игры связано с самыми жёсткими моими затупами, я еле через него продрался) до какого-то погружения: кривая боевая система и агрессивность среды заставляли постоянно находиться в напряжении, напоминали о том, что это враждебный мир, где за каждым углом тебя норовят сожрать. Добил игру я на пришедшей аккурат в это время деке, и там она шла лучше, чем на ноуте, как ни странно.

Из однозначных плюсов игры:

  • Визуал — точнее, арт-дирекшен и работа художников. К сожалению, общее впечатление слегка портит мыльноватость картинки, особенно с FSR. Но было бы неплохо дать игре ещё один шанс и перепройти уже на игровом ПК в 4К, заодно немного поснимать. Это действительно крутой проект с точки зрения арта.
  • Звук — звучит игра просто изумительно. От окружения на фоне до разнообразных криков, чавканий и прочего. Моя единственная претензия к очень тихим шагам: порой кажется, что герой не идёт/бежит, а парит в воздухе. Хотя ожидаешь самые разнообразные шлёпания, особенно по органическим поверхностям, коих в игре порядочно.
  • Анимации — на уровне ААА, честно. То, как двигаются враги, объекты в сцене, как анимировано оружие в руках — я натурально кайфовал, глядя на всё это.

В целом я оценил проект как средний. Не могу рекомендовать или не рекомендовать. Я рад, что он всё-таки вышел, но есть чувство некоторой горечи, потому что он мог быть лучше.

Мои игровые итоги 2022 года

The Stanley Parable: Ultra Deluxe

Оценка: 💚💚💚💚💚

DLC и сиквел одновременно. С одной стороны, это ремастер — новый движок, обновлённая графика. С другой — в игре порядочно нового контента, в котором разработчики рефлексируют на тему изменившейся индустрии видеоигр и прошлого релиза оригинала (который сам, по сути, HD-ремейк мода Half-Life 2).

В своё время оригинал оставил очень сильное впечатление. Это было удивительно — вести диалог с игрой, пусть и зависевший от проницательности разработчиков, предсказывавших твои действия. В ремейке/сиквеле уже нет такого эффекта новизны, но смещённые акценты тоже хороши. Можно предаться ностальгии, нотки которой встречаются в новом контенте.

И заново выбить ачивки. Помнится, в первой части я получил «Go Outside» честным путём, просто несколько лет играя в остальной бэклог.

🔥🔥🔥 Достойно уважения, я считаю.

Мои игровые итоги 2022 года

Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder's Revenge

Оценка: 💚💚💚💚💚

Прикольное и ностальгичное кооп-приключение на один-два вечера (мы с другом прошли за один присест с небольшим перерывом на заказ пиццы — для максимального погружения). В новых «Черепахах» больше механик и стратегий, чем может показаться; не все мы уловили и использовали, о некоторых штуках узнавали уже потом из видео на YouTube или постов в сети.

Играется приятно, хотя есть несколько мест, где можно сгореть — например, на эпизодах с покатушками. Не помню, на какой сложности мы прошли игру в первый раз, но, когда спустя время начали перепроходить на более высокой, эти погони стали настоящим испытанием для наших седалищ.

Мои игровые итоги 2022 года

Unusual Findings

Оценка: 💚💚💚💚🖤

Игра, название которой недвусмысленно отсылает к нашумевшим «Очень странным делам». Unusual Findings тоже давит на чувство ностальгии по 80-м (и классическим Point-and-click адвенчурам)

Мои игровые итоги 2022 года

Проходили втроём (одна голова хорошо, а три — лучше), а под конец даже вчетвером. По традиции для квестов, в нескольких местах встретились загадки с таким неочевидным решением, что без старины гугла было не обойтись (дополнительно усложнял дело тот факт, что играли мы на релизе, и порой нужной информации просто ещё не было). Также сюрпризом стало то, что в этой игре не совсем линейное решение загадок. По ходу прохождения нужно несколько раз выбирать реплики-ответы, и, судя по всему, выбранные варианты напрямую влияют на то, какие загадки встретятся дальше и как их нужно будет решать. Поэтому, если вы тоже будете гуглить решение и внезапно осознаете, что в найденном прохождении всё не так, как у вас — не пугайтесь, вы не сходите с ума)

Я снял один балл за несколько слишком неочевидных решений и за сюжет — он интересный, но немного вторичный (наверное, так и задумывалось), а главные герои-дети несколько раз за игру изображаются чуть ли не маньяками-социопатами, расправляясь с врагами довольно бесчеловечными способами)

Но игру рекомендую, приятно покопаться в отсылках, разгадывая загадки.

Мои игровые итоги 2022 года

Когда Valve анонсировали Steam Deck, я был заинтригован. Ещё в 2017 году я купил Steam Controller и прошёл с ним не одну игру. А дека виделась мне его продолжением, эволюцией. Но я не мог найти причину, по которой она мне нужна. «Хочу» — да. Но «нужен»? Я не так часто куда-то езжу, а дома у меня есть консоль и неплохой ПК, зачем мне ещё и портативное устройство?

Всё это омрачалось ещё и сроками отгрузки деки. Valve не предусмотрели степень интереса со стороны игроков, произведено было значительно меньше экземпляров, чем было востребовано. В итоге необходимо было вставать в очередь, внося символическую предоплату, и ждать до полугода. Мне это совершенно не импонировало, поэтому про деку я думал всё реже и реже.

Так продолжалось до тех пор, пока не сошлись два момента. Во-первых, Valve нарастили производство, очереди стали сокращаться, и отгружать деки покупателям стали намного интенсивнее. Во-вторых, этим летом я столкнулся с крупным и тяжёлым рабочим проектом. Иногда приходилось вкалывать по 12 часов в день, и к концу я был совершенно измотан. Тогда я понял, что даже после завершения проекта у меня нет особого желания сидеть за компьютером ещё и для игр.

И я заказал заветный Steam Deck. В моём случае всё было довольно просто, и многие предварительные этапы я смог пропустить: например, у меня уже был американский аккаунт в Steam, оставшийся с тех пор, когда я покупал второй стимпад (про запас) на финальной распродаже напрямую у Valve.

Что тут можно сказать? Steam Deck это реально убийца бэклогов. Пока не прошло почти ни одного дня, когда я бы не брал деку в руки. С ней можно уйти в любую комнату, можно играть в общественном транспорте, в очереди. Поначалу мне потребовалось раскурить многие вещи, потому что были интересны возможности деки за пределами обычной стимовской библиотеки. Я установил Lutris и подключился к библиотекам GOG, EGS и Uplay с Origin, настроил обмен файлами с ПК, установил эмуляторы и многое другое. Сейчас как раз потихоньку пишу довольно объёмный пост с компиляцией подобных настроек, но готов он будет только в следующем году.

Некоторые игры из этого раздела я прошёл целиком на деке, в некоторые играл попеременно за ней и за ПК. Благодаря облачным сохранениям, процесс игры на разных устройствах проходит довольно гладко.

Да, и в очередной раз спасибо Павлу за подробный пост с его опытом заказа деки, он мне здорово пригодился.

Мои игровые итоги 2022 года

Aperture Desk Job

Оценка: 💚💚💚💚🖤

Платформа: Steam Deck

Игра, разработанная Valve специально для деки и первый мой пройденный на ней проект — подумал, это будет символично. В целом, Aperture Desk Job в юмористической форме обучает азам управления на деке, и с этой своей задачей она справляется отлично. Хоть действие и происходит в рамках вселенной Portal (и, следовательно, Half-Life), не думаю, что сюжет тут хоть сколько-то каноничный и важный для серии. Кроме того, к нему у меня есть претензии — для простого туториала здесь слишком много болтовни и этого самого сюжета. Порой приходится просто ждать, когда прекратятся разговоры. С юмором тут порядок, но с балансом между сценарием и геймплеем, на мой взгляд, разработчики промахнулись.

Мои игровые итоги 2022 года

Paradise Killer

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: ПК + Steam Deck

Paradise Killer мне подарила моя Санта в честь предыдущего новогоднего ивента (к сожалению, не знаю, какой у тебя ник на DTF, но если ты это читаешь и узнала своего внучка — большое спасибо!). Даже не помню, когда и при каких обстоятельствах я обратил внимание на эту игру и добавил её в список желаемого. Причём на тот момент я даже не посмотрел по ней ни одного видео и до конца не понимал, что же она из себя представляет. Это визуальная новелла? Похоже — нарисованные двумерные персонажи, диалоги с ними, выбор реплик. Но по описанию в игре есть открытый мир. Как он выглядит? Это адвенчура с видом от первого лица? Если так, то почему персонажи двумерные? Или на скриншотах пререндеры?

Когда игру мне подарили, я по-прежнему мало что о ней знал, но она меня уже тогда сильно интересовала. И в итоге, пройдя её, могу сказать, что это был один из самых интересных опытов в этом году.

Мои игровые итоги 2022 года

Да, в Paradise Killer есть открытый мир — пусть и небольшой. Но это одна из немногих игр, где открытый мир существует не для галочки, а является частью кор-геймплея. Дело в том, что в странном, сюрреалистичном мире игры происходит убийство. Убийство дерзкое и таинственное, и лишь мы вместе с Lady Love Dies в состоянии распутать клубок тайн. Улика может ждать нас в любом месте, за каждым углом, и от внимательности игрока зависит, какую информацию он получит. Найденные улики добавляют новые реплики, позволяют попадать в неизученные до этого места.

Мои игровые итоги 2022 года

В итоге изучение открытого мира — не приятное дополнение, а обязательная для прохождения вещь. А визуал игры, при всей своей технической простоте и малом количестве полигонов, меня поразил. Vaporwave-стилистика тут как нельзя к месту, подчёркивая обыденность проводимых в мире игры кровавых ритуалов и быта, наполненного демонами, поклонением богам и приношением людей в жертву. Яркая обложка контрастирует с безумием.

Одна из немногих игр, которую я наснимал в этом году:

На Steam Deck игра идёт хорошо, будто под него и создавалась, хоть и пришлось снизить количество кадров и частоту обновления экрана до 40 фпс/Гц. Делал скриншоты я уже за ПК.

В общем, если смесь адвенчуры в открытом мире, детектива и визуальной новеллы в стилистике vaporwave вас привлекает, однозначно рекомендую. Ах, да, ещё в игре божественный саундтрек. Потратьте время на поиск всех аудиотрансляторов, собирая треки в Старлайт. Ну, или просто послушайте саундтрек на YouTube. Там есть версии треков из игры с вокалом!

Epoch feat. Fiona Lynch – Paradise (Stay Forever)
Мои игровые итоги 2022 года

Ghostbusters: The Video Game Remastered

Оценка: 💚💚💚💚🖤

Платформа: ПК

Эту игру мне подарил пользователь vladko zevs, за что ему огромное спасибо. Обожаю оба фильма (хотя первый всё-таки больше, второй во многом просто повторяет его сюжет, из-за чего кажется чуть-чуть вторичным).

Примерно в середине года решил устроить себе минимарафон по франшизе, пересмотрел первые два фильма, прошёл игру и затем глянул "Наследников". Хотя сюжетно они и не пересекаются; что игра, что фильм — самостоятельные продолжения первых двух частей. Но если закрыть глаза на некоторые вещи, можно пофантазировать на тему того, что всё это произошло в одной вселенной.

Мне очень зашёл геймплей, я даже расстроился, что сервера для сетевой игры уже не пашут. Не отказался бы в тот момент побегать с кем-то в кооперативе. Доступны несколько типов зарядов для протонной пушки со своими эффектами, поимка призрака не сводится к обыкновенному шутеру: призрака надо сначала ослабить, измотать, потом захватить лучом, бороться с ним и силой затягивать в выброшенную ловушку, которую потом ещё нужно не забыть поднять. Управление с геймпада прекрасное. Выглядит игра тоже симпатично, хоть и несколько мультяшно. Но герои узнаваемые, как и их голоса.

Работающие зеркала в 2009 — утерянные технологии предков<br />
Работающие зеркала в 2009 — утерянные технологии предков

Что разочаровало, так это огромное количество фансервиса. Некоторые сцены из фильмов воспроизводятся в игре точь-в-точь, порой выглядя лишними. Возможно, сыграло роль то, что я буквально перед прохождением видел всё это в оригинальных картинах, но из-за фансервиса как минимум начало игры выглядит очень несамостоятельным, не тянет на настоящее продолжение фильмов, коим игру в своё время окрестили, т.к. в работе над сценарием принимали участие в том числе и Дэн Эйкройд и Гарольд Рамис, авторы сценария первой и второй частей. Герои снова прибегают в публичное заведение, устраивают там переполох, чуть не убив сотрудницу (буквально кадр в кадр, как это было в фильме, только вот там охотники ещё даже не успели опробовать своё оборудование, а в игре они уже матёрые и не имеют права на подобного рода ошибки), затем сражаются с гигантским зефирным морячком. К счастью, чем дальше, тем более закрученным и самостоятельным становится сюжет. А возможность побегать по детально воссозданному штабу охотников, изучить их быт, рассмотреть Экто-1б вблизи вызывает желание прикрыть глаза на недочёты.

Мои игровые итоги 2022 года

Heavy Rain

Оценка: 💛💛💛🖤🖤

Платформа: ПК + Steam Deck

Heavy Rain занимает особое место в моей жизни. Я заинтересовался ей давным-давно, ещё будучи студентом. Примерно тогда же, когда я прошёл первую часть будущей трилогии Tomb Raider и страстно захотел поиграть во что-то похожее. Но тогда выяснилось, что из похожего — только серия Uncharted на PlayStation. Консоли у меня не было, телевизора для неё тоже, и с тех пор я стал потихоньку грезить о мире эксклюзивов Sony.

До определённого момента у меня и в мыслях не было покупки приставки. Не могу сказать, почему; но всерьёз я этот вариант даже не рассматривал. Поэтому я был шокирован и обрадован, когда узнал, что игры Quantic Dream перестают быть эксклюзивами и выходят на ПК. Наконец-то я смогу пройти Heavy Rain, о которой так давно мечтал!

И вскоре после этого мне проспойлерили игру. Намеренно, из вредности.

Я сильно переживал по этому поводу. Пытался даже научиться самогипнозу, чтобы забыть спойлер, но в итоге забил. Просто отложил прохождение в долгий ящик в надежде, видимо, на старческий маразм. При этом игра успела побыть эксклюзивом EGS, выйти в Steam, всё-таки попасть в мой вишлист и быть подаренной мне небезызвестным пользователем Yuriy, причём не в рамках какой-либо раздачи, а просто так (ну разве не золотой человек?).

Наконец, в этом году я созрел для прохождения. Подумал: неизвестно, что произойдёт в следующем. Вдруг вообще все умрём, а я так и не закрою гештальт.

И... Игра-то оказалась средней.

Правда, не скажу, что ожидание того стоило. Возможно, отчасти сказалось то, что я знал, кто убийца, но мне в целом не зашёл геймплей. В игре очень много лишнего. Как сказал Хичкок, драма — это жизнь, из которой вырезано всё скучное. Разработчики Heavy Rain, видимо, это выражение не слышали, поэтому сделали интерактивное кино по-своему. Игра долго и неинтересно разгоняется, при этом особое внимание уделено скучным и необязательным эпизодам. Много времени и мокапа было потрачено на то, чтобы показать, как герои принимают душ, готовят яичницу и ходят в туалет, но критически важные для сценария эпизоды поставлены из рук вон плохо.

Наверное, для хорошего сюжета очень важно то, как вы умеете завязывать кому-то галстук<br />
Наверное, для хорошего сюжета очень важно то, как вы умеете завязывать кому-то галстук

Игра актёров часто безэмоциональная, местами просто отвратительная. К тому же, разветвлённость сюжета не идёт ему на пользу. В моём случае сценарий буквально оборвался на полуслове (как было и в случае с пройденной мною ранее Fahrenheit). Видимо, не так-то просто добавить кучу развилок и при этом убедиться в том, что любое их сочетание выдаёт складный и интересный сюжет. Лично я бы поиграл в более линейное (и короткое), но более складное приключение.

Из плюсов — мрачная «финчеровская» атмосфера, удобные QTE в сравнении с той же Fahrenheit, красивая картинка, лица персонажей даже по современным меркам кажутся правдоподобными (а вот мимика уже выдаёт возраст игры).

Как я потом понял, я просрал почти все ключевые повороты и QTE и получил чуть ли не худшую концовку. Возможно, если переиграть и сделать другой выбор, игра оставит более приятное впечатление по части сценария. Но пока чувствуется скорее разочарование.

Мои игровые итоги 2022 года

Shank

Оценка: 💚💚💚💚🖤

Платформа: Steam Deck

Довольно бодрый beat 'em up от Klei Entertainment, которых вы наверняка знаете по Don't Starve (и Don't Starve Together). Игра стилизована под низкобюджетные вестерны, рисовка приятная, геймплей динамичный, хоть и однообразный. За однообразие и снял один балл, а также за то, что не всегда было сразу понятно, что нужно делать в боссфайтах. Кроме того, некоторые схватки с боссами были откровенно скучными, когда паттерн действий врага не меняется на протяжении всей битвы, и ваша победа сводится к многократному повторению одного и того же приёма.

На деке играется отлично, самое то.

Мои игровые итоги 2022 года

GRIS

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: ПК

Красивый платформер. Потратить несколько вечеров, прыгая по этому миру (и время от времени пытаясь понять, что же здесь вообще нужно сделать) — самое то, когда хочется от чего-то отвлечься. А ещё в игре очень красивое музыкальное сопровождение.

Мои игровые итоги 2022 года

Florence

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: Steam Deck

Короткая история о жизни и о любви, которую можно пройти буквально за одну поездку в общественном транспорте (как это вышло у меня). Мне понравилось, что история (и концовка) получилась не такой тривиальной, как я ожидал. А некоторые геймплейные элементы отлично вписываются в повествование — как, например, складывание реплик из элементов паззла при первом разговоре, что намекает на то, как сложно поговорить с кем-то, кто тебе нравится, это же гениально!

В общем, рекомендую, чтобы скоротать вечер, благо игра стоит практически копейки, особенно на распродажах.

Мои игровые итоги 2022 года

Pony Island

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: Steam Deck

Обожаю игры, которые заставляют to think, что говорится, outside the box. Pony Island проходится на одном дыхании, хоть на некоторых головоломках мне и пришлось попотеть. По идее, это смесь платформера, головоломки на основе базового понятия алгоритмов и инфернального сюжета. Проходится за пару-тройку вечеров, у меня ушло часов пять.

В портативе играется довольно бодро, хоть и не совсем удобно из-за того, что нужно управлять мышкой и периодически вводить текст. Я вообще нашёл тач-панели на деке менее удобными в сравнении с таковыми у стим контроллера. Но, в целом, проходимо.

Мои игровые итоги 2022 года

Before Your Eyes

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: ПК

И вновь спасибо моей прошлогодней Санте за игру, ты лучшая!

Необычный проект, в котором всё управление сводится к морганию. Если нет вебкамеры, можно пройти, заменив моргания кликами мышью, но, имхо, ощущения будут не те. Картинка красивая, анимации бюджетные, история трогательная и грустная, под конец может быть сложно управлять игрой из-за нахлынувших слёз :D

10/11 ачивок, почувствуйте всю боль перфекциониста через этот скриншот<br />
10/11 ачивок, почувствуйте всю боль перфекциониста через этот скриншот

Из минусов могу отметить лишь забагованные ачивки. Одна у меня так и не выбилась, хотя ради неё я прошёл игру несколько раз (каждый — в надежде, что уж сейчас-то я эту ачивку получу). Хорошо хоть игра довольно короткая.

Мои игровые итоги 2022 года

Sam & Max: Season 1 (Save The World)

Оценка: 💚💚💚💚🖤

Платформа: ПК

Одно из ранних творений студии Telltale. Очень угарная штука, абсурдный юмор соседствует с порой не самыми простыми задачками. Проходили с другом в начале этого года. Существует ремастер, но мы играли в старую версию, которая завалялась у меня в стиме. Для неё существует русская озвучка (не уверен, что есть для ремастера), мне понравилась, хоть я в большинстве случаев и выбираю оригинал. Единственная претензия — качество звука у этого перевода очень низкое, и он довольно тихий. Лучше сразу поднять в настройках голос на максимум, а остальные звуки скинуть до половины или ниже.

К сожалению, не обошлось и без ложки дёгтя. Под конец стало немного занудненько, плюс в конце каждого эпизода — своеобразный боссфайт, при этом не очень интересный. Но игра всё равно стоящая, рекомендую.

Мои игровые итоги 2022 года

Gomo

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: ПК

Забавная Point-and-click адвенчура, разработанная Fishcow Studio и изданная Daedalic Entertainment, подарившей нам мир "Депонии". И, если честно, какое-то время я был уверен, что разработали игру сами Daedalic: тоже интересная стилистика, тоже порой абсурдный юмор, интересные задачки. Играем мы за Гомо, тряпичного человечка, чью собаку похитил злобный инопланетянин, который готов вернуть её в обмен на некий кристалл, до которого ещё нужно добраться. Игра короткая (я прошёл за 6 с небольшим часов), смешная, просто, но вместе с тем классно анимированная. Выглядит так, будто сделана на флеше (а может, так и есть), что дополнительно теребонькало мои струны ностальгии по тем временам, когда у меня только появился компьютер, скоростного интернета не было, а сборники флеш-игр передавались друг другу на дисках.

На сайте разработчиков есть информация о разработке второй части, но последние новости публиковались в 2018 году, и что-то мне подсказывает, что проект мёртв, а жаль.

Мои игровые итоги 2022 года

Samsara Room

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: ПК

Игра-предшественник игровой вселенной Rusty Lake. По-моему, впервые я познакомился с серией по летсплеям Дмитрия Куплинова, который проходил Rusty Lake Paradise. С тех пор давно хочу пройти всю серию, но пока не доходят руки. "Комнату Самсары" мы прошли вдвоём с другом в начале этого года. Игра короткая и лично мне очень зашла. Есть оригинальные решения для головоломок, заставляющие думать необычно. Постараюсь всё же выбрать время для прохождения игр студии.

Мои игровые итоги 2022 года

Doctor Who: The Adventure Games

Оценка: 💚💚💚💚🖤

Платформа: ПК

Как можно было заметить ещё по списку игр в оглавлении, я фанат «Доктора Кто». Начал смотреть сериал году в 2018 с первой серии первого сезона (1963) и закончил просмотр осенью 2022-го, захватив все спин-оффы, некоторые игры и парочку аудиодрам. Мимо этой игры тоже не смог пройти.

Мой единственный скриншот по игре<br />
Мой единственный скриншот по игре

По сути, её цель — продать фансервис, но мне было приятно. Минус за не вполне удобное управление и за большое количество беготни. Также жаль, что здесь нет каких-то уникальных злодеев, и с точки зрения сценария игра не привносит ничего в общий таймлайн, но оно и понятно, это в большей степени фансервисный проект. При этом сюжеты непосредственно в игре довольно интересные.

Мои игровые итоги 2022 года

Doctor Who: The Edge of Reality

Оценка: 💛💛🖤🖤🖤

Платформа: ПК

Это ПК-порт VR-игры Doctor Who: The Edge of Time, про которую можно почитать в соответствующем разделе. Игру расширили, переделали управление, подтянули графику. Однако VR-версия — несмотря на меньший размер — ощущается лучше.

Локации переработаны, расширены, но появилось очень много пустой ходьбы. Также появились лаги, баги, мешающие прохождению. Вся новая часть игры (с киберлюдьми) геймплено отвратительна. Разработчики предлагают тупую беготню от киберлюдей и «ужасающего» Кибержнеца, который не может догнать несчастного протагониста. Появление Десятого Доктора — топорный, неприкрытый фансервис и не привносит ничего в историю игры. Вырежи его, и ни грамма не поменяется. Сама история субъективно мне вообще не зашла (впрочем, она тут на уровне сценариев сериала эпохи Джоди, так что разработчики, в какой-то степени, выдержали марку).

К прохождению не советую; лучше поиграйте, по возможности, в оригинал в VR.

Мои игровые итоги 2022 года

Doctor Who: The Lonely Assassins

Оценка: 💚💚💚💚🖤

Платформа: Android, ПК

Игра в жанре «Найденный телефон», действия которой происходят во вселенной «Доктора Кто». Самого Доктора полноценно не завезли, но в игре присутствуют второстепенные персонажи из сериала: Петронелла Осгуд, сотрудница UNIT, и Ларри из серии «Не моргай». Лично я до этого не играл в подобное, и мне понравилось. Прошёл на Android, а затем на ПК (игра есть в Steam). Будто бы тычемся по чужому телефону, постепенно получаем доступ ко всё большему количеству файлов, потом в дело вступают Плачущие Ангелы (куда же без них). Хотя мне немного не хватило интерактивности: во время переписки с Осгуд можно выбирать разные реплики, но зачастую всё сводится к одному и тому же, и выбор мало на что влияет.

Мои игровые итоги 2022 года

Если найти все коллекционные файлы, можно открыть секретную концовку, в которой прояснится судьба одного из героев.

Мои игровые итоги 2022 года

SEPTEMBER 1999

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: ПК

Очень короткий (буквально 5 минут) симулятор ходьбы, стилизованный под съёмку на старую видеоплёнку. Интерактива нет, просто ходим по небольшой кватирке, слушаем звуки и вглядываемся в детали. Люблю такие атмосферные штуки, поэтому порекомендую.

Мои игровые итоги 2022 года

The Fan

Оценка: 💚💚💚💚🖤

Платформа: ПК

Игра, тематически отчасти перекликающаяся с предыдущей. Мы играем за серийного убийцу, который поймал и держит у себя в подвале молодую девушку. Геймплей строится на том, что мы кликаем по статичным задникам (по сути, фотографиям). Честно скажу, игра показалась мне довольно жуткой. Мы с холодной методичностью проникаем в дом жертвы уже после похищения, наблюдаем за деталями её личной жизни, читаем переписку, воруем предметы. Задумываешься о том, что в мире на самом деле существуют такие люди.

Снял один балл за не вполне очевидные моменты — например, вместо того, чтобы осмотреть спящего хозяина дома, получилось перерезать ему горло, хотя я не хотел этого делать. Потом переиграл и сделал всё по-нормальному — в игре есть ограниченная нелинейность и несколько концовок.

Мои игровые итоги 2022 года

Tram of Wishes

Оценка: 💚💚💚💚🖤

Платформа: ПК

Небольшая приятная игрушка, арт которой создан в стиле акварельного рисунка. Проходится быстро, хорошо подходит для небольшой релаксации. Единственная претензия — не сразу понятно, что вообще от тебя требуется. Сначала я думал, что геймплея в игре и нет, но оказалось, что надо выполнять определённые действия — находясь в роли водителя трамвая, слушать мысли пассажиров и, основываясь на них, отвозить их в те места, где они будут счастливы.

Мои игровые итоги 2022 года

Wurroom

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: ПК

Point-and-click адвенчура, вылепленная из пластилина. Загадки довольно сюрреалистические, но по наитию в итоге всегда можно догадаться, что нужно сделать. Мне понравилось, довольно оригинальная штука.

Мои игровые итоги 2022 года

Half-Life (перепрохождение)

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: ПК

Игра-легенда. Half-Life прочно поселилась в моём сердечке, став одной из самых любимых игр (и самой перепроходимой). Обычно я редко перепрохожу игры, потому что мне жалко тратить время, ведь так много проектов, к которым я ещё не прикасался. Но в случае с халфой и Max Payne всё не так однозначно.

В первой части мне нравится почти всё. Она не даёт заскучать (разве что только на уровне On a Rail), постоянно подбрасывает новые геймплейные ситуации. Ты успеваешь побывать и в самых разных лабораториях, и на поверхности, в пустыне, и даже

Впервые я увидел Half-Life у друга на компьютере, когда у меня ещё не было своего. Она оказалась на диске с Counter-Strike, в который мы тогда периодически играли. Честно, я уже не помню, какая именно это была контра, но подозреваю, что Condition Zero Deleted Scenes — та, в которой был сюжет, а в самом начале первой или второй миссии нужно было прокрасться в какой-то деревянный домик посреди джунглей. Не знаю, принято сегодня её ругать или хвалить, но нам тогда очень нравилось. Для меня вообще эти ранние игры были настоящим волшебством. Но, думаю, тут дело в том, что в детстве вообще впечатления ярче.

Мои игровые итоги 2022 года

Мы пытались играть и в Half-Life, но в ней не было русского языка, и мы, два мелких пацана без знания английского, ожидаемо буксовали в самом начале — во время поездки на монорельсе. Трамвай ехал вперёд, выйти из него было нельзя, остановить — тоже, и мы просто выключали игру, запуская привычную контру. Но однажды я пришёл к другу в гости, и он сказал мне, что накануне решил снова запустить это непонятную игру и ушёл на кухню, чтобы налить себе чай, а когда вернулся, трамвай приехал, и началась крутая фантастическая стрелялка!

Но пройти тогда халфу целиком на чужом компьютере мне не удалось. Произошло это уже после того, как у меня появился свой — думаю, году в 2008. Я проглотил залпом первую часть (скорее всего, в версии на движке Source; тогда я ещё не знал, что в приличном сообществе её принято чморить 🙃), вторую, а также оба эпизода и первый Portal. Причём его я прошёл, видимо, до эпизодов, потому что помню то удивление, которое испытал, увидев логотип Aperture Science на борту Борея.

Мои игровые итоги 2022 года

Вернулся я к халфе, уже будучи студентом. Тогда у меня был слабый ноутбук, и я играл в старые вины вроде No One Lives Forever, NFS: Porsche Unleashed и т.д. Повезло, что я кайфую от графики, но по-особому: оцениваю её с точки зрения года выхода игры. Таким образом, я могу натурально восхищаться первым квейком или даже оригинальным думом — или той же халфой.

Однажды мне было скучно, я установил первую часть и прошёл её за вечер. Примерно за 4 часа. Знатно прифигев от этого. В этот раз я не обращал внимание на монстров, а попробовал просто пробегать мимо, когда была такая возможность. Для меня это было своего рода открытием: можно играть в игры не так, как запланировали разработчики, а по-своему.

С тех пор я пытался воспроизвести свой успех, но безуспешно. Я даже ставил старые версии халфы, где ещё возможен распрыг, и учился ему. Но мне так и не удалось пройти эту игру за 4 часа. Понятия не имею, как я сделал это в тот раз) Причём тогда я ещё не был знаком с глитчами и скипами и прошёл всё честно, не пропустив ни We've Got Hostiles, ни отдельные участки On a Rail, ни прочие моменты.

Мои игровые итоги 2022 года

Шло время, я периодически заглядывал в ставшую уже знакомой Half-Life. В этот раз я перепрошёл её в рамках марафона по серии, который затеял перед тем, как приступить к HL: Alyx. Что сказать — старушка всё ещё держится. Даже наделал в ней и аддонах кучу скриншотов, как-нибудь опубликую. В следующий раз буду играть в неё уже в виде VR-мода (надеюсь, что от местной скорости меня не укачает).

Мои игровые итоги 2022 года

Half-Life: Opposing Force (перепрохождение)

Оценка: 💚💚💚💚🖤

Платформа: ПК

Аддоны Opposing Force, Blue Shift и Decay разрабатывали уже не Valve, вместо них этим занимались Gearbox. Первый аддон я проходил довольно давно. В целом, он нравится мне больше Blue Shift.

В Opposing Force много нововведений, новое оружие, лазанье по верёвкам, новые враги (хоть и задаёшься вопросом, почему с ними не пересёкся Фримен). Плюс есть шанс посмотреть на некоторые события оригинальной игры со стороны (впрочем, это характерно для всех аддонов).

Однако у игры скверное техническое состояние — мышь глючит, и нужно обязательно включать raw-инпут, только вот настройки при каждом запуске игры сбрасываются, и починить это у меня не получилось. Да и в целом, присутствует некоторая общая сумбурность. Хотя аддон всё же ощущается цельной игрой, только с чуть меньшей продолжительностью и не таким отполированным левел-дизайном и геймплеем по сравнению с халфой.

Мои игровые итоги 2022 года

Half-Life: Blue Shift

Оценка: 💚💚💚💚🖤

Платформа: ПК

А вот до Blue Shift руки у меня дошли впервые в этом году. Почему-то не прошёл её в своё время. Что могу сказать? Играем мы в этот раз за Барни (и не за какого-то там Барни, коих пруд-пруди на территории Чёрной Месы, а за того самого Барни, который будет помогать Гордону во второй части). Аддон получился очень коротким — кажется, были какие-то сложности во время разработки — но при этом очень сложным.

С одной стороны, я не против небольшой продолжительности: игра не затянутая, много экшена. Также мне понравилась особенность с подъёмом брони с павших товарищей-охранников. У Барни нет H.E.V.-костюма, как у Гордона, или военной экипировки, как у Шепарда из Opposing Force, поэтому такое решение смотрится более чем уместным.

Однако экшен получился довольно душным. Врагов очень много, приходится постоянно сейвскамить, чтобы им что-то противопоставить. К тому же, в сравнении с Opposing Force аддон чувствуется шагом назад. Нет особых нововведений, нет новых пришельцев, а из оружия Барни доступно только земное.

Мои игровые итоги 2022 года

Half-Life: Decay

Оценка: 💚💚💚💚🖤

Платформа: PlayStation 2, ПК + Steam Deck

Если до Blue Shift у меня просто долгое время не доходили руки, то с Decay всё интереснее, т.к. этот аддон — кооперативный, и проходить его нужно вдвоём, да ещё и является консольным эксклюзивом. Я был в курсе о существовании мода для ПК-версии Half-Life, но проходить всё равно было не с кем, а играть в одиночку, попеременно переключаясь между персонажами, я не хотел — желал оригинального игрового опыта.

И вот, в этом году у меня-таки появилась возможность поиграть в оригинальный Decay на оригинальной консоли. Играли вдвоём с другом (который в этой статье упоминался уже не раз) на его PlayStation 2. И дошли мы ровно до половины, после чего пришлось прерваться. Добивал я аддон всё-таки уже в виде ПК-мода, переключаясь между девушками-учёными.

Что могу сказать — оригинальный аддон очень сложный. Сохранения есть только между миссиями, хоть один персонаж умер в процессе прохождения — начинайте заново. Врагов очень много, убиваются сложно, прицеливание не самое удобное. Под конец мы врубили читы и уже проходили так, потому что без них там просто поседеть можно.

На ПК чуть попроще, хотя то место, что нас особенно вымотало на консоли, заставило попотеть меня и в моде. Со второй половины игра становится проще.

Мои игровые итоги 2022 года

Black Mesa

Оценка: 💚💚💚💚🖤

Платформа: ПК + Steam Deck

Вольный ремейк первой части Half-Life, ожидаемый многими долгострой от команды Crowbar Collective, состоящей из тех, кого в своё время не устроило качество официального порта халфы на движок Source. Впервые в Black Mesa я поиграл давно, будучи студентом, тогда, когда у неё ещё была приписка «Source». Тогда игра ещё была бесплатной и, разумеется, не доделанной до конца. В этом году добрался-таки до уже готовой версии.

В целом, ребята из Crowbar Collective постарались на славу. Во время игры понимаешь, куда ушло столько времени.

Графика красивая, проработанные локации, всё выглядит очень красиво. Начало инцидента стало суператмосферным, повсюду творится хаос, раздаются крики, кто-то плачет, кто-то воет. Да и дальше по сюжету разработчики умело передают ощущение паники даже среди военных. Осознаёшь, что трындец творится не только в Чёрной Месе, но и по всему миру, и от этого становится жутковато. Также разработчики сократили без этого весьма душный уровень "On a Rail".

Однако есть и минусы. Многим локациям добавили логику, но некоторые локации и фрагменты игры выглядят искусственно раздутыми, словно просто чтобы сделать больше и круче. В итоге то, что в оригинале пробегается за пару секунд, в ремейке может потребовать решить головоломку или разобраться ещё с какой-то задачей, что уже немного затягивает процесс. Особенно затянутым ощущается Зен. Многие на это жалуются, и я тоже это ощутил. Под конец Interloper'а я уже откровенно устал от бесконечной беготни, попыток понять, что делать, и толп откровенно душных врагов. В этом есть логика: всё же Фриман двигается в самое логово захватчиков, и защита должна всё усиливаться, но на практике играть в это наскучивает.

Кроме того, у меня есть претензия к смене арт-дизайна Зена. Разработчики полностью отмели всё, что было в оригинале, и выдали какой-то свой пограничный мир, больше похожий на Пандору из «Аватара», чем на Зен.

Например, в оригинальной игре в Зене наблюдаются вот такие грибки:

Мои игровые итоги 2022 года

При этом в Half-Life: Alyx, о которой речь пойдёт дальше, они тоже встречаются и выглядят так:

Мои игровые итоги 2022 года

В Black Mesa их нет вообще. И так со многими вещами. По этой причине, несмотря на схожесть геймплея и графики со второй халфой, Black Mesa всё равно не выглядит частью серии. Конечно, многим может быть плевать на такие мелочи, да и играется игра бодро (за исключением Зена), так что не обращайте внимания на ворчание старика и попробуйте сами, оно того стоит.

Мои игровые итоги 2022 года

Half-Life 2 (перепрохождение)

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: ПК + Steam Deck

Half-Life 2. Отличное продолжение отличной игры. Помню, как впервые прошёл вторую халфу в школе и остался под впечатлением. И так сложилось, что её не постигла судьба предшественницы — в том плане, что перепрошёл я её лишь сейчас. В отличие от пройденной не раз, не два и не три первой халфы. Думаю, тут сказывалось то, что основной период перепрохождений Half-Life пришёлся на период владения слабым ноутбуком, и играть в неё было проще, чем во вторую, которую мой ноут тянул бы еле-еле.

Сейчас я перепрошёл вторую игру с трезвым взглядом. И она всё ещё играется с большим удовольствием. Разнообразие механик, гравипушка, уровни на ногах чередуются с поездками на транспорте, сначала мы скрываемся от муравьиных львов, а вот они уже наши союзники. Игра не даёт заскучать, регулярно подкидывая что-то новое. А как она звучит! Нет ничего раздражающего, всё складывается в цельную картину, а от звука подбираемых патронов каждый раз ловишь микроэкстаз.

Отдельные музыкальные треки из Half-Life 2 и эпизодов я регулярно переслушиваю. Думаю, тут сошлось многое — и талант Келли Бейли, и грамотно подобранная библиотека звуковых сэмплов. Один из любимых треков этой части — LG Orbifold:

Kelly Bailey — LG Orbifold

Конечно, если отбросить все восторги, то кое-что всё таки бросается в глаза. Например, крутые на момент выхода лицевые анимации уже устарели, молчаливый протагонист воспринимается как атавизм, графика в игре красивая и реалистичная, но арт-дизайн довольно серый — бесконечные заброшки, кирпичные развалины, мусорки, свалки и прочее. От игры, претендующей на звание блокбастера, ожидаешь несколько другого. Даже охрененный и разнообразный геймплей ощущается уже не так, если посмотреть презентацию игры на Е3 за год до выхода. В подготовленном специально для мероприятия демо есть много уникальных и зрелищных ситуаций, которых попросту нет в игре, а некоторые релизные механики выглядят урезанными по сравнению с демкой.

Но это если придираться. А если не придираться — я получил огромное удовольствие. Всё же Half-Life 2 это отличная игра, которая даже сейчас может дать фору многим современным проектам по части физики и геймплея. Кроме того, разработанный в процессе движок Source оказал огромное влияние на индустрию, на сообщество мододелов.

Игра неоднократно обновлялась на протяжении жизни, в неё завезли Steam Pipe, Steam Input, специально под деку разработали удобный интерфейс главного меню, который удобен для геймпада. На деке вторая халфа играется так, будто под неё и создавалась 20 лет назад.

Правда, без приколов всё же не обошлось. Несмотря на перевод игры на новые рельсы, ачивки в ней всё равно считаются по старинке. Есть там одно достижение, связанное с поиском всех тайников. Так вот, информация о найденных тайниках хранится в текстовом файле (!) в виде шестнадцатиричного числа, и этот файл не синхронизируется через облако. Так что, проходя игру на разных устройствах и беспокоясь об ачивках, будьте готовы к ручной синхронизации содержимого этих файлов.

Впрочем, это всё мелочи. Из дальнейших планов — эту часть в будущем я тоже хочу перепройти в VR.

Мои игровые итоги 2022 года

Half-Life 2: Episode One (перепрохождение)

Оценка: 💚💚💚💚🖤

Платформа: ПК + Steam Deck

Первое сюжетное дополнение к Half-Life 2. В нём есть новые геймплейные элементы, и в целом радует, что в Valve продолжали экспериментировать на всём протяжении разработки. Однако с сюжетной точки зрения первый эпизод ощущается филлером, в отличие от второго. Мы посещаем те же места, что и в основной игре, даже вновь проходим через апгрейд гравипушки внутри Цитадели. Но в конечном итоге геймплей всё вытягивает.

Любимый трек эпизода — Guard Down:

Kelly Bailey — Guard Down
Мои игровые итоги 2022 года

Half-Life 2: Episode Two (перепрохождение)

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: ПК + Steam Deck

Это дополнение уже ощущается более важным для вселенной игры. В нём особое внимание уделено сюжету, а геймплей по-прежнему разнообразен. Помню, как в детстве мне снесло крышу от сцены обрушения моста с вагонами из самого начала. Сейчас оно уже, конечно, смотрится не так зрелищно, но всё равно круто. Ну, и концовка, куда же без неё. Сколько же я ждал продолжения этой истории. Да что там, до сих пор жду и надеюсь: вдруг на этой презентации произойдёт анонс третьей части, который никуда не слили, а вдруг на следующей. Раньше ждал Е3, сейчас TGA. И продолжение серии пришло, пусть и не в том виде, на который я рассчитывал. Но об этом — в следующем разделе.

Kelly Bailey — Vortal Combat
Мои игровые итоги 2022 года

Half-Life 2: Lost Coast

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: Steam Deck

По сути, это технодемка, события которой происходят во вселенной Half-Life, но не являются каноном. Valve выкатили Lost Coast для демонстрации работы их новой системы HDR. Игра очень короткая и прошлась за один присест на деке между делом. Не скажу, что содержит в себе что-то оригинальное, просто идём вперёд, прыгаем по выступам на горе, сражаемся внутри храма, а потом побеждаем местный "босс-вертолёт". Но играется бодро, да и в целом оценку снижать не за что.

Мои игровые итоги 2022 года

Я давно хотел попробовать VR. Серьёзно задумываться о покупке шлема я стал после выхода Alyx. Сначала мы хотели скинуться на Quest вдвоём с другом (на этот раз не тем, который ранее мелькал в строках этого поста :D). Но случилась крайне неприятная вещь. У меня произошла отслойка нейроэпителия сетчатки в правом глазу. Казалось, на виртуальной реальности можно ставить крест (да и на реальной реальности как бы его не поставить)...

Я подвергся лазербарражу, прошёл курс терапии, долгое время старался не напрягать глаза. Постепенно привык к своему состоянию — правый глаз видит хуже левого, хуже воспринимает цвета, в нём искажаются линии. Но мозг — гибкий инструмент. Многое переложилось на левый глаз, который вытягивает картинку так, что я практически не замечаю негативных проявлений. Хоть читать текст и стало сложнее.

В этом году я решил, что пора.

Заказывал Quest 2 летом с али. Тогда как раз была распродажа, да и на сам шлем ещё не успели поднять цену, так что гарнитура вместе с докупленными потом аксессуарами обошлась мне примерно в 30к.

Первые впечатления — ахуй. Уже на этапе меню. Вот во время первичной настройки я надеваю шлем... и оказываюсь посреди белой пустоты. Где-то далеко внизу — сетка, обозначающая пол. Повезло, что я сидел в кресле, иначе подкосились бы ноги из-за высоты, на которой я «оказался».

Далее — виртуальное окружение. Выбрал наугад зимний коттедж посреди горнолыжного курорта. Стою посреди всего этого, не издавая ни звука. Впитываю. Честно, я был в шоке. Несмотря на низкополигональность, несмотря на разрешение экранов шлема и видимую сетку, несмотря на эффект водолазной маски... первое впечатление было чем-то нереальным.

Затем — игра «Первые шаги». Первый шок от антропоморфного персонажа, который появляется рядом со мной и предлагает вместе потанцевать, держась за руки. Тогда это показалось настоящим нарушением зоны комфорта, будто кто-то реальный оказался слишком близко.

Впоследствии эффект постепенно сходит на нет, к виртуальной реальности привыкаешь, начинаешь видеть недостатки. Например, то, на что мы часто делаем скидку в плоских играх, в VR сразу бросается в глаза: нечёткие текстуры, полигоны. Многие объекты кажутся не реальными, а словно сделанными из бумаги, тонкими и покрашенными снаружи, лишь имитирующими реальные поверхности. Но это искупается геймплеем, если он хорош. Да и, честно говоря, подобная графика раскрывается в VR как-то по-своему, по-особенному, будто ты оказываешься в старой игре времён твоего детства, где были такие же нечёткие текстуры, такое же простое окружение, но при этом какая-то душа.

Мои игровые итоги 2022 года

Half-Life: Alyx

Оценка:💚💚💚💚💚

Платформа: ПК (Steam VR)

Ирония в том, что Alyx идёт первой в этом списке, логично продолжая мои впечатления от серии Half-Life, но в реальности из всех проектов в VR я прошёл её последней. Впрочем, я не успел ещё поиграть в большое количество виарок. Сначала в конце лета навалилась работа, а потом, осенью — скажем так, произошли другие обстоятельства (думаю, можно догадаться, какие).

Итак, Half-Life: Alyx. Долгожданная. Подаренная мне на день рождения ещё на релизе тем самым другом, с которым мы планировали потом её проходить. И потом ещё два с половиной года находившаяся в моей библиотеке в ожидании своего часа.

Первое, что бросилось в глаза — реалистичные модели и окружение. Предметы, которые можно взять в руки, выглядят, как настоящие. Общая интерактивность играет на руку: почти всё можно поднять, потрогать, швырнуть. Правда, у большинства предметов не ощущается вес, они будто картонные, но это обусловлено несовершенством технологии, я думаю.

После первых строго положительных впечатлений игра начинает слегка проседать. Примерно всю первую треть мы занимаемся тем, что лишь идём вперёд и отстреливаем зомбей и хедкрабов. Я понимаю, почему разработчики так поступили — чтобы дать игроку освоиться в виртуальной реальности, привыкнуть к механикам, к процессу перезарядки, к перемещению. Но, имхо, получилось затянуто. В середине игра начинает разгоняться: появляются более живые перестрелки с комбайнами, уникальные геймплейные ситуации — всё, как в предыдущих частях. Ближе к концу становится сложно остановиться, я добивал игру уже запоем.

При этом, если задуматься, то даже комбайны в игре ведут себя довольно аутично: стоят на месте, очень неохотно отбегают от брошенных им под ноги гранат. Впрочем, я пережил несколько моментов, которые пройти удалось лишь попытки с десятой: меня и окружали, и заходили сбоку, и брали числом. Ещё и мэнхаки эти вечно подлетают исподтишка. Так что жаловаться, в общем-то, и не на что.

Отдельного упоминания заслуживают хоррорные элементы. Когда в темноте меня окружили хедкрабы и начали прыгать на лицо, а я от них отстреливался, высвечивая их маленьким пятном наручного фонарика, было круто. А ещё, крутясь и паникуя в процессе, я слегка наступил на кошку — благо, никто не пострадал, и все отделались лёгким испугом.

Кто знал, что этот комментарий окажется пророческим<br />
Кто знал, что этот комментарий окажется пророческим

У меня не самая большая комната под VR в мире, и если кошке я не навредил, то себя жалеть не приходилось: я и бился шлемом о край стола, когда выпрямлялся после приседания, и со всей дури лупил руками с контроллерами по шкафу во время бросков гранат. Хорошо, что перед этим я заказал защиту для гарнитуры — чехлы для шлема и контроллеров, которые гасят удары. Хотя больше-то страдают руки, если честно)

Наверное, одной из самых любимых у меня оказалась глава с названием «Джефф». В ней мы в лучших традициях хорроров от первого лица оказываемся на локации с неубиваемым существом, которое реагирует только на звук. Его нужно отвлекать, бросая бутылки, временно обезвреживать, запирая где-то, бегать от него, прятаться — в общем, полный спектр. В виртуальной реальности это ощущается просто охуительно, до потных ладошек.

Музыка в игре в меру драйвовая, хорошо подчёркивает экшен, хоть и не уровня Half-Life 2. В геймплее всё ощущается к месту, но переслушать отдельно желания не возникло.

Что вызвало спорные эмоции, так это головоломки. Valve добавили в игру процесс «хакинга» различной техники. Мультитул был у Аликс ещё во второй части, но здесь его решили развить и добавили много связанных со взломом миниигр. Их главная проблема, на мой взгляд — в однообразности. Многие из них не развиваются на протяжении игры, да и вообще эти головоломки просто растягивают время прохождения. Лучше бы добавили больше задачек, завязанных на физике окружения.

Также халфу «осовременили», добавив в неё прокачку оружия. На протяжении игры нужно скитаться по всем углам и выискивать так называемую «смолу» — местный материал для крафта. На своём пути мы находим верстаки и можем улучшать оружие, выбирая различные модификации и тратя на их создание найденную смолу. Я могу понять причины такого решения: изначально количество оружие, которое носит Аликс, ограничено (по сути, всего три пушки), и его модификаци призваны внести разнообразие, чтобы эти три ствола не надоели за прохождение. Но, на мой взгляд, всё это сильно вторично и не подходит игре, в названии которой присутствует сочетание «Half-Life». Я ждал большее количество разнообразных пушек, что-нибудь инопланетное, органическое, как было в первой части, или завязанное на физике, как было во второй.

И ещё я не понял, как можно было промахнуться с загрузками в такой игре. Очень часто бывали ситуации, когда я куда-то входил, спрыгивал, залезал, и включалась загрузка. То есть, эта игра не умеет осуществлять подгрузку уровня на лету, бесшовно. Я понимаю, что халфа не халфа без надписи «Loading» посреди экрана, но не в 2020 же году. Для аутентичности не хватало только слов «Node graph out of date. Rebuilding...» Причём часто я какое-то время тусовался на уровне перед тем, как ступить в новую зону — что мешало подгружать уровень в это время, мне не ясно. Игра была установлена на SSD, если что, 10 Гб видеопамяти, 32 Гб оперативки.

Но это так, неприятные мелочи. Поначалу я хотел поставить игре четвёрку, но чем дальше играл, чем больше получал кайфа от экшена, тем сильнее забивал на шероховатости. Всё-таки, несмотря на них, перед нами продукт уровня ААА, да ещё и в виртуальной реальности. Продукт фановый, драйвовый и расширяющий вселенную. Мне понравилось, как в Valve представили привычные по второй части аксессуары в ранней стадии разработки: например, к висящим на стенах медкитам пока ещё нужно вручную присоединять контейнеры с лечебными личинками, знакомыми по второму эпизоду (только тут они не светятся). Всё выглядит знакомым, но при этом более детализированным, проработанным вглубь, и это ощущается прекрасно.

Сюжет поначалу казался фанфиковым, но сценаристам всё-таки удалось обмануть мои ожидания, и я даже готов принять новый канон.

В общем, оно стоило того. Но надеюсь, что моё путешествие по виртуальной реальности не заканчивается, ведь впереди ещё много непройденного: меня ещё ждут Lone Echo, Red Matter, SUPERHOT VR и Boneworks с Bonelab. А дальше я расскажу про игры, которые хронологически прошёл до Alyx.

Мои игровые итоги 2022 года

The Lab

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: ПК (Steam VR)

Бесплатный набор различных миниигр, который позволит протестировать весь спектр возможностей виртуальной реальности: тут вам и из лука дают пострелять во время обороны ворот замка, и побывать в волшебной хижине, и порисовать, и пострелять из огромной рогатки. Штука приятная, увлекательная, и сказать больше нечего — надо щупать самостоятельно.

Мои игровые итоги 2022 года

Propagation VR

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: ПК (Steam VR)

Хоррор-шутер, в котором требуется стоять на месте и отстреливаться от прущих на вас зомби, гигантских пауков и прочих мутантов. Лично мне поначалу было сложно принять эту игровую условность, меня так и подмывало не стоять, а куда-то метнуться, потому что, ну, это же логично — зачем стоять на месте, когда к тебе приближаются злые ребята с не самыми добрыми намерениями. Игра на самом деле довольно страшная, а один момент меня напугал так, что я натурально вскрикнул: ближе к концу появляется финальный босс-паук, и я на какое-то время потерял его из вида. Начал крутить головой, смотреть по сторонам, а потом случайно поднял голову вверх, а он на потолке, и пырит на меня. Вот тут я знатно подобделался.

Во время этой игры я потянул себе мышцу на шее, после чего у меня ещё несколько дней болела спина, а первые две ночи я практически не мог уснуть от боли. Так что, господа, перед VR лучше хорошенько размяться.

Мои игровые итоги 2022 года

Elixir

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: Quest 2

Небольшая демка, в которой можно взаимодействовать с окружением без контроллеров. Quest 2 поддерживает трекинг рук и управление при помощи жестов, и эта игра задействует данную возможность на максимум. Качается из родного стора, запускается нативно на шлеме, проходится быстро, при этом дарит прикольные эмоции (особенно, когда ваши руки видоизменяются под действием магии).

Мои игровые итоги 2022 года

Doctor Who: The Runaway

Оценка: 💚💚💚💚💚

Платформа: ПК (Steam VR)

Милая мультяшная виарка. Скорее, виртуальный экспириенс, нежели игра, потому что делать почти ничего не нужно — только стоять на месте, наблюдать, как Доктор в исполнении Джоди наводит суету и изредка ей в этом помогать.

Игра бесплатна в Steam и проходится за 15 минут.

Мои игровые итоги 2022 года

Doctor Who: The Edge of Time

Оценка: 💚💚💚💚🖤

Платформа: Quest 2

В отличие от описанной ранее The Edge of Reality, это приятная штука для фаната. Конечно, здесь опять много фансервиса, знакомые враги, возможность исследовать TARDIS в виртуальной реальности. Хотя я бы не отказался побродить по версии Одиннадцатого-Двенадцатого Докторов; при них, на мой взгляд, был лучший интерьер, вы только посмотрите на эту красоту:

Красота
Красота

Ещё в игре есть возможность побывать внутри брони далека, непередаваемые ощущения. Да и вообще, находиться в любимой вселенной в виртуальной реальности — дорогого стоит. Это была одна из первых пройденных мной VR-игр, я ещё находился под впечатлением от технологии. Исследовал TARDIS, крался мимо далеков, направлял звуковую отвёртку, куда следует (и куда не следует тоже).

Из минусов – очень мало взаимодействий с окружением, к полу и прочим поверхностям «прибито» всё, кроме сюжетно важных предметов. Мне это ещё тогда не понравилось, а уж когда я прошёл Alyx, она вообще задала определённую планку. Когда ты находишься в VR, так и тянет всё пощупать, поднять, швырнуть, покрутить, толкнуть.

Я играл в нативную версию для Quest 2, и в ней текстуры не отличались чёткостью, кое-где ассеты были склеены криво, и можно было посмотреть в бесконечность за пределами уровня. Не знаю, лучше ли версия для ПК, но подозреваю, что да. Впрочем, не скажу, что это как-то мешало прохождению.

Ещё концовка в игре сильно смазанная, да и в целом сюжет, несмотря на эпичный замах, тут для галочки. Но за возможность чуть ли не лично оказаться в любимом сериале я простил эти огрехи.

Что ж, пора закругляться. Многое не вошло в этот пост. Некоторые игры я начал проходить, но не успел закончить. Мне очень понравилось играть на деке в Vampire Survivors (в которой я оставил на момент написания статьи почти 35 часов), Ghost of a Tale, Teardown. Надеюсь, в следующем году напишу подобный материал и уже смогу их полноценно туда добавить.

Я ещё раз поздравляю всех дочитавших (и не дочитавших) до конца с Новым годом. Пусть всё у вас в жизни сложится так, как вы желаете. Сил вам и здоровья, добра и мира. С наступающим!

Делитесь вашими итогами и игровыми впечатлениями от уходящего года. Во что вы играли, что понравилось?

Ну, и желаю найти у себя под ёлкой заветный Steam Deck (или любую другую вещь, которую вы очень хотели)!

Мои игровые итоги 2022 года
4242
12 комментариев

3 из 5 за Сибирь 2 - мое детское "я" плачет в уголке D;
Но пост классный, красиво оформлен и приятно написан 👍

3

Спасибо) Сибирь красивая, обе. Дизайн автоматонов интересный. Но просто вот не вполне зацепило, хотя и прошли мы в итоге обе части. Хотя знаешь, оценку я поставил сразу после прохождения, а сейчас, спустя почти год, как-то вспоминается больше хорошего, чем негативного. Ну, и когда я оценивал, у меня ещё не было референса в виде начатой третьей Сибири) Вот там всё очень плохо. Юколы вместо таинственного народа представлены стереотипными эскимосами, к сюжету были бааальшие вопросы, а техническое состояние на PS4 было ужасным, игра постоянно статтерила, управление какое-то неудобное, лицевые анимации (да и анимации в целом) довольно посредственные, и всё в таком духе.

1

Увожаемо
Полсписка халфы)

2

Любимая серия, что поделать)

1

Комментарий недоступен

1

Спасибо) И тебе того же, лишь были возможность и желание

1

Автор невть

1