Panos Terlemezian
Армянский художник Фанос Погосович Терлемезян (1865—1941), Народный художник Армянской ССР (1935). Один из лидеров самообороны Вана в 1915 году.
Родился в семье землевладельца. В 1870-х самостоятельно занимался рисунком. В 1880–1885 учился в студии Партугаляна в Ване. В начале 1890-х за участие в армянском освободительном движении...
...был приговорен правительством Турции к смертной казни и бежал через Персию в Россию.
В 1895–1897 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у Л. Е. Дмитриева-Кавказского. Ездил на этюды в Эстляндию. После ареста и заключения (в тюрьмах Ревеля, Тифлиса и Эривани, 1897–1899) был выслан в Персию, откуда эмигрировал во Францию.
*Эривань – историческое название Еревана в русской транскрипции до 1936 года. Тифлис – Тбилиси. Ревель — прежнее название столицы Эстонии города Таллина.
Поселился в Париже, в 1899–1904 посещал Академию Р. Жюльена, где занимался под руководством Ж.-П. Лорана и Ж.-Ж. Бенжамен-Констана. Работал в Бретани, периодически приезжал в Россию. Выставлялся в Осеннем салоне (1901).
В середине 1900-х жил в Эривани, работал над росписями в монастыре Эчмиадзин. Преподавал в Нерсисяновском и Овановском училищах в Тифлисе. В 1908 вернулся в Париж. В 1910 поселился в Константинополе. Много путешествовал по Европе, Азии, Африке. В середине 1910-х вместе с художником С. Комитасом совершил поездку по территории Турецкой Армении, посетил Ван. В 1913 был награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене за картину «Притвор Санаинского монастыря» (картина ниже). В 1914 принял участие в антитурецком восстании в Ване.
В 1916 стал одним из основателей Союза художников-армян в Тифлисе и его филиала в Ростове-на-Дону, экспонировал свои работы на выставках Союза (1917, 1921). В 1919 провел персональную выставку в Париже.
После 1915 года Терлемезян дважды возвращался в Стамбул. Конечно, город уже не был прежним, но культура и искусство продолжали бить ключом. В 1919–1920 годах он пытается возобновить армянскую интеллектуальную жизнь в столице. Терлемезян активно пишет картины и проводит художественную выставку в армянской части Пера, которую посетили многие высокопоставленные люди уже покоренной империи.
В 1920 году Терлемезян покидает Стамбул и отправляется в Италию, а затем в Париж. Последний раз он бывает в Полисе (так называли Константинополь османские армяне) в 1922 году, поскольку в это время надежды армян на мирную жизнь в Турции рушатся из-за побед националистических турецких сил во главе с Мустафой Кемалем.
Свою жизнь после долгих путешествий Терлемезян заканчивает в Армянской ССР. Перед своим возвращением он пять лет жил в США, переехав туда из Парижа. И в 1928 году по приглашению Закавказской СФСР художник возвратился домой на армянскую землю и поселился в Ереване.
Являлся членом армянского филиала АХРР. Участвовал во многих групповых выставках, в том числе «Изобразительное искусство Армянской ССР за 11 лет» (1931), «Галерея ударников» (1932), в выставке, посвященной XVII годовщине Красной Армии (1935) в Эривани, «Выставке лучших произведений советских художников» в Москве (1941). Неоднократно совершал творчески командировки по Армении. В 1935 был удостоен звания народного художника Армянской ССР.
Терлемезян — один из крупнейших армянских художников. Работал как пейзажист и портретист, писал натюрморты.
В своем творчестве испытал влияние импрессионизма, его картины отличаются тонкостью светотеневых моделировок и сдержанностью колористического решения.
Одним из первых создал индустриальные пейзажи Армении.
Жизнь вечного скитальца и борца оборвалась 30 апреля 1941 года — за несколько месяцев до начала Великой отечественной войны. Его жизнь была примером для многих патриотов и творцов. Он внес огромный вклад в развитие турецкого и армянского искусства, и стал героем армянской национальной борьбы.
Про жизнь Фаноса Терлемезяна без сомнений можно сказать одно: он был преданным и любящим ванцем. Он пронес свою нежную любовь и трепет к Вану через всю жизнь. Под конец жизни, записывая свои воспоминания уже в Советской Армении 1930-х годов, Терлемезян напишет в своем дневнике о своих чувствах — когда он впервые увидел Ван после долгих лет отсутствия:
«Моя душа затрепетала от необъяснимого чувства, когда я увидел родину так мне недостающей; я не мог ни говорить, ни дышать. Необыкновенная красота окрестностей и близость мест, где я жил в детстве и юности, еще больше усилили постоянно тлеющую, глубокую боль, которая была заключена в моем сердце».
Полотно отображает ужасные события, современником которых пришлось стать Терлемезяну. Перед нами масса трупов, сваленных у дороги. Вокруг кружат вороны, которые поедают тела мертвых, и изображены люди, насаженные на колья. И на этом фоне женская фигура в черном одеянии прижимает руку трупа к своему лицу, пока его голова безжизненно свисает к земле. Трупы становятся частью пейзажа, поскольку это уже не люди, а просто тела без лиц.