Panos Terlemezian

Армянский художник Фанос Погосович Терлемезян (1865—1941), Народный художник Армянской ССР (1935). Один из лидеров самообороны Вана в 1915 году.

Entrance to the Mosque (1919) 
Entrance to the Mosque (1919) 

Родился в семье землевладельца. В 1870-х самостоятельно занимался рисунком. В 1880–1885 учился в студии Партугаляна в Ване. В начале 1890-х за участие в армянском освободительном движении...

Panos Terlemezian

...был приговорен правительством Турции к смертной казни и бежал через Персию в Россию.

Panos Terlemezian

В 1895–1897 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у Л. Е. Дмитриева-Кавказского. Ездил на этюды в Эстляндию. После ареста и заключения (в тюрьмах Ревеля, Тифлиса и Эривани, 1897–1899) был выслан в Персию, откуда эмигрировал во Францию.

*Эривань – историческое название Еревана в русской транскрипции до 1936 года. Тифлис – Тбилиси. Ревель — прежнее название столицы Эстонии города Таллина.

Portrait d'ouvrière, 1908
Portrait d'ouvrière, 1908

Поселился в Париже, в 1899–1904 посещал Академию Р. Жюльена, где занимался под руководством Ж.-П. Лорана и Ж.-Ж. Бенжамен-Констана. Работал в Бретани, периодически приезжал в Россию. Выставлялся в Осеннем салоне (1901).

«Лорийский пастух», 1905
«Лорийский пастух», 1905

В середине 1900-х жил в Эривани, работал над росписями в монастыре Эчмиадзин. Преподавал в Нерсисяновском и Овановском училищах в Тифлисе. В 1908 вернулся в Париж. В 1910 поселился в Константинополе. Много путешествовал по Европе, Азии, Африке. В середине 1910-х вместе с художником С. Комитасом совершил поездку по территории Турецкой Армении, посетил Ван. В 1913 был награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене за картину «Притвор Санаинского монастыря» (картина ниже). В 1914 принял участие в антитурецком восстании в Ване.

«Притвор Санаинского монастыря», 1904
«Притвор Санаинского монастыря», 1904

В 1916 стал одним из основателей Союза художников-армян в Тифлисе и его филиала в Ростове-на-Дону, экспонировал свои работы на выставках Союза (1917, 1921). В 1919 провел персональную выставку в Париже.

«Портрет Комитаса», 1913
«Портрет Комитаса», 1913
Panos Terlemezian

После 1915 года Терлемезян дважды возвращался в Стамбул. Конечно, город уже не был прежним, но культура и искусство продолжали бить ключом. В 1919–1920 годах он пытается возобновить армянскую интеллектуальную жизнь в столице. Терлемезян активно пишет картины и проводит художественную выставку в армянской части Пера, которую посетили многие высокопоставленные люди уже покоренной империи.

«Женщина у источника. Бретань», 1900
«Женщина у источника. Бретань», 1900

В 1920 году Терлемезян покидает Стамбул и отправляется в Италию, а затем в Париж. Последний раз он бывает в Полисе (так называли Константинополь османские армяне) в 1922 году, поскольку в это время надежды армян на мирную жизнь в Турции рушатся из-за побед националистических турецких сил во главе с Мустафой Кемалем.

Большой Каньон Колорадо, 1920
Большой Каньон Колорадо, 1920

Свою жизнь после долгих путешествий Терлемезян заканчивает в Армянской ССР. Перед своим возвращением он пять лет жил в США, переехав туда из Парижа. И в 1928 году по приглашению Закавказской СФСР художник возвратился домой на армянскую землю и поселился в Ереване.

«Женская модель. Париж», 1903
«Женская модель. Париж», 1903

Являлся членом армянского филиала АХРР. Участвовал во многих групповых выставках, в том числе «Изобразительное искусство Армянской ССР за 11 лет» (1931), «Галерея ударников» (1932), в выставке, посвященной XVII годовщине Красной Армии (1935) в Эривани, «Выставке лучших произведений советских художников» в Москве (1941). Неоднократно совершал творчески командировки по Армении. В 1935 был удостоен звания народного художника Армянской ССР.

«Вид озера Ван и горы Сипан с острова Ктуц», 1915
«Вид озера Ван и горы Сипан с острова Ктуц», 1915
Panos Terlemezian

Терлемезян — один из крупнейших армянских художников. Работал как пейзажист и портретист, писал натюрморты.

«Монастырь Татев», 1929
«Монастырь Татев», 1929

В своем творчестве испытал влияние импрессионизма, его картины отличаются тонкостью светотеневых моделировок и сдержанностью колористического решения.

Self-Portrait, 1897
Self-Portrait, 1897
My Feet, 1897
My Feet, 1897
Détails de la porte du monastère de Geghard, 1907
Détails de la porte du monastère de Geghard, 1907
La Fontaine de l'Observatoire, Paris, 1909
La Fontaine de l'Observatoire, Paris, 1909
La Fontaine de l'Observatoire, Paris, 1909
La Fontaine de l'Observatoire, Paris, 1909
La tombe du sultan Zelabi à Bursa, 1913
La tombe du sultan Zelabi à Bursa, 1913
Mosquée, Erevan, 1917
Mosquée, Erevan, 1917
Ararat en automne, 1929
Ararat en automne, 1929
Արագած Փանոս Թերլեմեզյան
Արագած Փանոս Թերլեմեզյան
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian

Одним из первых создал индустриальные пейзажи Армении.

Panos Terlemezian

Жизнь вечного скитальца и борца оборвалась 30 апреля 1941 года — за несколько месяцев до начала Великой отечественной войны. Его жизнь была примером для многих патриотов и творцов. Он внес огромный вклад в развитие турецкого и армянского искусства, и стал героем армянской национальной борьбы.

Panos Terlemezian
Panos Terlemezian

Про жизнь Фаноса Терлемезяна без сомнений можно сказать одно: он был преданным и любящим ванцем. Он пронес свою нежную любовь и трепет к Вану через всю жизнь. Под конец жизни, записывая свои воспоминания уже в Советской Армении 1930-х годов, Терлемезян напишет в своем дневнике о своих чувствах — когда он впервые увидел Ван после долгих лет отсутствия:

«Моя душа затрепетала от необъяснимого чувства, когда я увидел родину так мне недостающей; я не мог ни говорить, ни дышать. Необыкновенная красота окрестностей и близость мест, где я жил в детстве и юности, еще больше усилили постоянно тлеющую, глубокую боль, которая была заключена в моем сердце».

Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Скалы Севана 
Скалы Севана 
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Портрет художника Г. Башинджагяна 
Портрет художника Г. Башинджагяна 
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Портрет художника А. Фетвачяна. 1906 
Портрет художника А. Фетвачяна. 1906 
Panos Terlemezian
Согомон Тейлерян 
Согомон Тейлерян 
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Гурген Маари. 1932 
Гурген Маари. 1932 
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Panos Terlemezian
Дворец Долмабахче в Стамбуле. Фанос Терлемезян, 1911 год.  Национальная галерея Армении  
Дворец Долмабахче в Стамбуле. Фанос Терлемезян, 1911 год.  Национальная галерея Армении  
Мать ищет сына среди трупов. Фанос Терлемезян.  Национальная галерея Армении  
Мать ищет сына среди трупов. Фанос Терлемезян.  Национальная галерея Армении  

Полотно отображает ужасные события, современником которых пришлось стать Терлемезяну. Перед нами масса трупов, сваленных у дороги. Вокруг кружат вороны, которые поедают тела мертвых, и изображены люди, насаженные на колья. И на этом фоне женская фигура в черном одеянии прижимает руку трупа к своему лицу, пока его голова безжизненно свисает к земле. Трупы становятся частью пейзажа, поскольку это уже не люди, а просто тела без лиц.

Статья
К 150-летию художника.
К 150-летию художника.
Panos Terlemezyan, Levon Qyurqchyan. 1920
Panos Terlemezyan, Levon Qyurqchyan. 1920
12
3
7 комментариев