Leonardo di ser Piero da Vinci

Итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452—1519).

Благовещение, 1472—1475
Благовещение, 1472—1475
Благовещение - пейзаж (фрагмент), 1472—1475
Благовещение - пейзаж (фрагмент), 1472—1475

Полное имя художника — Леонардо ди сер Пьеро да Винчи. Леонардо родился вне брака в семье нотариуса Пьеро да Винчи и крестьянки Катерины в городе Винчи, в области Флоренция, Италия. Леонардо получил образование в мастерской знаменитого итальянского художника Андреа дель Верроккьо. Большая часть его ранней трудовой жизни прошла на службе у Людовико иль Моро в Милане, позже он работал в Риме, Болонье и Венеции. Последние три года жизни он провел во Франции, где и умер в 1519 году.

Ginevra de’ Benci (obverse), 1474—1478
Ginevra de’ Benci (obverse), 1474—1478

Хотя у него не было формального академического образования, многие историки и ученые считают Леонардо главным образцом «человека эпохи Возрождения» или «универсального гения», человека «неутолимого любопытства» и «лихорадочного изобретательского воображения».

Дама с горностаем (Dama con l'ermellino), 1489–1490
Дама с горностаем (Dama con l'ermellino), 1489–1490

Полотно находится в коллекции Национального музея, экспонируется в музее Чарторыйских, Краков.

Традиционно считается, что моделью была любовница миланского герцога Чечилия Галлерани.

Лоб женщины перехвачен тонкой фероньеркой, на голове у неё прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком. На её шее ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляющее шею и спускающееся второй, длинной, петлёй на грудь, где оно визуально теряется на фоне квадратного выреза платья.

Чечилия Галлерани изображена в повороте головы чуть в сторону, что, несмотря на сильный наклон головы к левому плечу, смотрится весьма естественно. Это впечатление дополняют мягкие и нежные черты незрелого лица, обрамлённого гладко уложенными под подбородок волосами. Строгость причёски и отведённый в сторону от зрителя взгляд создают ощущение неяркого, сдержанного образа, во внешности Чечилии чувствуется какая-то незаконченность, что придаёт ей своеобразное очарование.

На портрете Чечилия поворачивается налево, словно прислушиваясь к кому-то невидимому (это впервые отметил поэт Бернардо Беллинчионе). Такой портрет в три четверти был одним из изобретений Леонардо.

Леонардо да Винчи был итальянским эрудитом эпохи Высокого Возрождения, которого многие считают одним из величайших художников всех времен. Мона Лиза — самая известная из его работ и самый знаменитый портрет из когда-либо созданных.

Мона Лиза. Точная дата написания неизвестна (по некоторым сведениям, написана между 1503 и 1505 годами).
Мона Лиза. Точная дата написания неизвестна (по некоторым сведениям, написана между 1503 и 1505 годами).

Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближённой к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками.

Оригинал полотна находится в Лувре в Париже.

«Тайная вечеря» — самая тиражируемая религиозная картина всех времен.

Тайная вечеря, 1495—1498
Тайная вечеря, 1495—1498

Монументальная роспись, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Да Винчи также известен своими записными книжками, в которых он делал рисунки и заметки о науке и изобретениях; они касаются самых разных предметов, включая анатомию, картографию, живопись и палеонтологию.

Витрувианский человек, 1492. Золотое сечение в изображении человека
Витрувианский человек, 1492. Золотое сечение в изображении человека

Рисунок Леонардо да Винчи и сопровождающий его текст, написанный зеркально, справа налево, относится к теме пропорционального канона и связан с записками художника по теории пропорций древнеримского архитектора Витрувия (Книга III, Глава первая трактата «Десять книг об архитектуре»). Он находился в одном из так называемых дневников Леонардо.

Однако структура рисунка не имеет непосредственного отношения к теории Витрувия о связи пропорций в архитектуре с размерами тела человека, а отражает иные представления Леонардо, которые он искал в собственной творческой практике. Поэтому «назначение и смысл, который придавал сам Леонардо этому рисунку, не вполне ясны». Современное название рисунка впервые было использовано в 1490-х годах и исследователи сомневаются в его правильности.

Единственное, что объединяет текст Витрувия и рисунок Леонардо да Винчи, это то, что рост «идеального человека» должен быть равен ширине его распростёртых рук.

Его считают одним из самых разносторонне одаренных людей, когда-либо живших на земле. По словам историка искусства Хелен Гарднер, масштаб и глубина его интересов не имели прецедентов в истории, и «его ум и личность кажутся нам сверхчеловеческими, а сам человек — загадочным и далеким».

Salvator Mundi, 1500
Salvator Mundi, 1500

Ученые интерпретируют его взгляд на мир как основанный на логике, хотя эмпирические методы, которые он использовал, были неортодоксальными для своего времени.

Sheet of Studies, 1470-1480
Sheet of Studies, 1470-1480

Леонардо почитают за его технологическую изобретательность. Он придумал летающие машины, тип бронированной боевой машины, концентрированную солнечную энергию, суммирующую машину и двойной корпус. Лишь немногие из его проектов были построены или даже осуществлены при его жизни, поскольку современные научные подходы к металлургии и инженерии только зарождались в эпоху Возрождения.

The Head of the Virgin in Three-Quarter View Facing Right, 1510–1513
The Head of the Virgin in Three-Quarter View Facing Right, 1510–1513

Однако некоторые из его небольших изобретений вошли в мир производства без огласки, например, автоматизированная машина для намотки шпуль и машина для проверки прочности проволоки на разрыв. Ему также иногда приписывают изобретение парашюта, вертолета и танка. Он сделал значительные открытия в анатомии, гражданском строительстве, геологии, оптике и гидродинамике, но он не публиковал свои открытия, и они практически не оказали прямого влияния на последующую науку.

Head of an Old Man, and Studies of Machinery, 1503–1506
Head of an Old Man, and Studies of Machinery, 1503–1506

В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвящённых анатомии, однако не публиковал свои работы. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала своё время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея» (классический учебник XIX века).

6868
12 комментариев

@Lythandas ❤️

4
Ответить

Я в телевизоре! Всмысле ты в телевизоре!

3
Ответить

в тексте есть ссылки на картины в высоком разрешении, можно рассмотреть все трещинки

2
Ответить

А я то думал что мне эта картина напоминает...

2
Ответить

лицезрел в Кракове Даму с горностаем, поляки негодники этакие держат её в какой-то полутьме и не рассмотреть толком, ну я и подсветил фонариком с телефона - публика почему-то не оценила

1
Ответить

ничего себе) и как она тебе показалась?

Ответить