John William Waterhouse
Джон Уильям Уотерхаус (1849—1917) — английский художник, творчество которого относят к позднейшей стадии прерафаэлитизма.
Прерафаэлиты (англ. Pre-Raphaelites) — направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.
Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн и Джон Уильям Уотерхаус.
Моделью для художника была мисс Гвендолин Ганн, лицо которой можно увидеть на многих картинах Уотерхауса. О жизни натурщицы практически ничего неизвестно, но ее дружба с семьей художника продолжалась в течение многих лет до самой смерти Джона Уильяма в 1917 году. Гвендолин поддерживала отношения с Эстер (женой Уотерхауса) до ее смерти в 1944 году.
Психея — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. В мифах её преследовал Эрот (Амур): то она мстила ему за преследования, то между ними была нежнейшая любовь. Хотя представления о душе встречаются, начиная с Гомера, миф о Психее впервые был разработан лишь Апулеем в романе «Метаморфозы». На картине знаменитого английского художника Джона Уильяма Уотерхауса Психея – всего лишь человеческое существо, противостоящее божеству смертное создание. Будучи порождением земной реальности, Психея жаждет стать равной божественному любовнику. В своей фемининной, слишком фемининной премудрости она словно внушает себе: «Быть просто душой недостаточно... Возможно, мои деяния и мои страдания тронут и восхитят его!».
Оракул или терафим представлял собой человеческую голову, обработанную специями, которая была прикреплена к стене, и перед ней и другими ритуалами зажигались лампы, воображение прорицателей было так возбуждено, что им казалось, будто они слышат тихий голос, говорящий о будущих событиях
Окружающий пейзаж туманен, как будто не вполне реален, и фигуры на заднем плане становятся различимыми лишь при ближайшем рассмотрении, что сделано художником намеренно, дабы образ ведьмы смотрелся как единственный важный объект на полотне.
Сила ведьмы подчёркивается её решительным выражением лица.
На полотнах изображён персонаж из драмы «Гамлет» Уильяма Шекспира.
Все три картины находятся в частных коллекциях.
Картина посвящена героине одноимённой баллады Джона Китса.
И, вздыхая, меня увлекала
в свой приют между сказочных скал,
и там её скорбные очи
поцелуями я закрывал.
В 2018 году картина была продана за 3,8 млн фунтов стерлингов и находится в частной коллекции.
Основана на мифе об Эхе и Нарциссе из «Метаморфоз» Овидия. Полотно находится в коллекции Художественной галереи Уокера в Ливерпуле.
Название заимствовано из поэмы XVII века «Девственницам: спешите наверстать упущенное», автором которой является Роберт Геррик. Поэт, прославляя радости молодости и весны, советует отбросить скромность и скорее надевать подвенечный наряд, потому что молодость быстротечна и всё «ближе миг заката».
Gather ye rosebuds while ye may,
Old Time is still a-flying;
And this same flower that smiles today
Tomorrow will be dying.
Буквально «Gather Ye Rosebuds While Ye May» можно перевести, как «Срывайте розовые бутоны, пока можете».
Срывайте розы поскорей,
Подвластно всё старенью,
Цветы, что ныне всех милей,
Назавтра станут тенью.
Однако, это вторая версия картины. Ниже представлена первая версия, которая находится в частной коллекции.
Уотерхаус тесно связывал женщин с красотой, простотой и цветами.
Сюжет полотна основан на греческой и римской легенде, рассказанной Овидием и другими древними писателями о юноше аргонавте Гиласе.
Гилас был сыном царя племени дриопов Феодаманта. После того, как Геракл убил отца Гиласа, тот стал компаньоном Геракла, а затем и его любовником. Они оба стали аргонавтами и сопровождали Ясона на корабле Арго в поисках Золотого руна.
Во время путешествия, когда Арго причалил к одному из островов, Гилас отправился на поиски пресной воды. Он нашёл пруд, населённый наядами, которые заманили его в воду, после чего он исчез. Поиски Гиласа аргонавтами не увенчались успехом.
Нимфы заманивают Гиласа войти в воду, из которой он уже не вернётся. Одна из нимф держит его за запястье и локоть, вторая срывает с него тунику, а третья протягивает на ладони жемчуг. Лицо юноши показано в профиль, оно затенено и едва видно. Наоборот, лица смотрящих на него нимф ясно видны.
Сцена изображена с небольшого возвышения и зритель смотрит вниз на воду, как и сам Гилас, поэтому неба не видно. Поза Гиласа заставляет зрителя сосредоточиться на нимфах в воде, подчеркивая, что полотно — повествование не об отношения Гиласа с Гераклом, а о колдовской природе нимф.
Картина входит в коллекцию Манчестерской художественной галереи (Великобритания). Некоторые из подготовительных эскизов к картине хранятся в музее Эшмола при Оксфордском университете.