Пламенное клеймо геймера | Летописец 📝 Записка на полях 📖

Сегодня перо мое ведет в сторону, сегодня — пишу на полях. И мысли мои строги будут.

По мнению физиков, мир состоит из атомов. Химики мыслят крупнее — молекулами. Остальные живут в осязаемом и понятном макромире. Пиво, девушки, Bugatti Veyron, видеоигры. Все, к чему нам приятно прикасаться, следует с любовью маркировать в языке. Как вы лодку назовете, так она и поплывет. Тысячу раз верно. Что бы ни говорили ученые, кирпичиками нашего с вами мироздания являются слова.

На конференции DICE 2014 в Лас-Вегасе тогда уже бывший геймдизайнер, а ныне зубр американской оборонки Гилман Луи обозначил:

У тех, кто выступает с антиигровой риторикой, богатый словарный арсенал. С его помощью удобно критиковать и обвинять. Америка пережила стрельбу в «Сэнди-Хук», трагедии в других школах, но и без них игры — слишком легкая мишень для тех, кто ищет в них причину наших социальных недугов.

Гилман Луи

Гилман зрил в корень еще 10 лет назад, хочется пожать ему руку. Культурная блокада, а местами без пяти минут война, объявленная интерактивным продуктам, подпирается лингвистическими штыками. Любая попытка прощупать под играми полезную языковую почву оборачивается падением в словарную яму. И если вы думаете, что это проблема журналистов, то ошибаетесь. Это проблема самоидентификации поколения.

Важнейшая для индустрии речь, не утратившая и грамма.

Центральный терминологический вопрос звучит для нас максимально просто: а кто, собственно, играет? Игрок? Слишком общё, опасно рядом с казино и Достоевским, и вообще — подмножество не выделяет. Геймер? Усилиями широковещательных СМИ, по крайней мере, в русскоговорящих странах к этому слову привязана исключительно негативная, маниакальная коннотация. Показательно, что СМИ профильные ничем не провинившегося «геймера» (обычную транслитерацию английского слова) никак не защищают. Напротив, покорно соглашаются: «геймер» лет десять был табуирован в «Игромании», лишь изредка захаживал он на электронные страницы Kanobu и других сайтов.

Понимаете? Одно это ставит нас в проигрышную позицию: прежде чем высказаться на тему игрока [геймера] публично, мы должны взять тряпку и публично же оттереть бедолагу ото всех априорно приставших к нему негативных смыслов. Потратить время и эмоции. А там, глядишь, и с трибуны попрут — эфирное время вышло.

Что показательно, четыре десятилетия бурного развития и стомиллиардный оборот игровой индустрии не смогли дать нам никакого слова взамен.

Ждать Евангелие от Фила Спенсера и Откровения от Кодзимы действительно бесполезно — ни одна система не может познать сама себя сверху. Познать себя может только конечный потребитель.

Наш терминологический багаж — что бревно в бородатом анекдоте. Если его бросить, бежать станет легче. «Шутер», «платформер», «фаталити» и целая вязанка трехбуквенных аббревиатур — совсем не то, что латинские термины в архитектуре или французские в живописи. Это все еще эсперанто для внутреннего конспирологического общения, его не разомкнуть во вне.

Индустриальный гуру Сергей Галёнкин в комментарии к спичу Гилмана предлагал нести в массы ясные расшифровки: «… Скажем, «Half-Life 2 — обучающая игра об основах физики» или «Mortal Kombat — познавательный экскурс в психологию капиталистического насилия». Это полезное упражнение для ума, но главной задачи оно не решает. Прежде чем нарекать объекты, нужно разобраться с субъектом.

Автор ушел, вопрос — остался 🧐

Тот, кто выявит и закрепит термин, обозначающий нормального потребителя, для которого игры — одна из привычных, в меру необходимых досуговых опций, получит место в истории и печеньку. В XIX-м веке что-то подобное удалось Петру Боборыкину, напитавшему новыми смыслами термин «интеллигенция». И значение этого слова для понимания современного общественного организма переоценить трудно.

Писатель, драматург и журналист Боборыкин и сам был интеллигентом до мозга костей. Что подчеркивает: лучшим адвокатом взглядов на мир можешь выступить только ты сам. Каким бы неотразимо современным ты ни был — будь еще кем-то. И манифестируй себя. Кто такой ты? Хотелось бы верить, что тот, кто следит за киноновинками, читает интересную мейнстримовую литературу, порой захаживает в театр и да, играет в новое-интересное. Ты — нормальный, с кругозором, без перекосов.

Признаемся честно: можно сколько угодно признаваться в любви к The Last of Us или воспевать победы любимых киберспортсменов — в гуле планетарного интершума это не более чем говор в придорожном кафе. В то время как столбовые рупоры общества — оперирующие «геймером» метровые телеканалы и новостные медиахолдинги — с успехом и громко загоняют нас под одну непривлекательную гребенку.

Для всех нас — от метающих птичек в метро по дороге к офису до круглосуточных Dota-маньяков — у этого мира есть одно пламенное клеймо.

Хотите жить с ним молча? Или готовы назваться?

Подбирайте слова в комментариях.

Ваши подписки и комментарии согреют меня пуще всех свечей монастырских 🌟 Пишите, что любо вам, а что нет в заметках сих, поправляйте ошибки досадные да предлагайте идеи смелые. Будем сочиняти повесть игровых лет вместе🙏

А еще подписываетесь на канал Летописца в Telegram, где старец разыгрывает игровую классику и прочие призы славные, ценные 🙀

22
Начать дискуссию