Изысканность и утончённость эпохи барокко

Сегодня я расскажу про одну из моих любимых эпох в музыке — эпоху барокко, предвестницу эпохи классицизма. Чтобы не пытаться объять необъятное, я расскажу только про нескольких самых известных композиторов и их творений.

Величественный символ эпохи — орган
Величественный символ эпохи — орган

Главный мастер фуги

Иоганн Себастьян Бах — пожалуй, самая известная фигура периода барокко, и одна из самых известных фигур в мировой музыке в принципе. Он знаменит своим комплексным и красивым стилем фуг — полифонических произведений, насыщенных сложно структурированными мелодиями. Расскажу более подробно про один из сборников произведений композитора.

Изысканность и утончённость эпохи барокко

The Art of Fugue это сборник фуг Баха в исполнении немецкого органиста Хельмута Вальхи, исполненных на органе. Здесь присутствуют все элементы, которые ожидаешь увидеть у Баха: комплексные мелодии, куча мелодических линий, разведённых по разным диапазонам (в том числе мелодический бас), и очень «нейтральное» настроение. Несмотря на то, что я раньше упрекал музыку Баха в слабом ощущении ритма, в исполнении Хельмута ритм чувствуется прекрасно.

Каждая обложка любого сборника академической музыки, который я знаю, выглядит по-разному :)
Каждая обложка любого сборника академической музыки, который я знаю, выглядит по-разному :)

Тем не менее, у сборника есть несколько проблем. Во-первых, сборник очень длинный: на одном только первом диске 34 композиции. Во-вторых, тут очень много мелодических линий, и соответственно, плотность звука здесь крайне высокая. При этом пауз практически нет, соответственно нет пространства для того, чтобы осмыслить услышанное. Более того, здесь как будто нет динамики, весь сборник играется на примерно одной громкости. Всё это делает прослушивание сборника довольно трудоёмкой задачей. В остальном слушать его очень приятно, великолепный вариант для тех, кто хочет услышать, как звучит барокко.

Гений клавишных

Изысканность и утончённость эпохи барокко

Итальянский композитор Доменико Скарлатти для меня выделяется среди своих коллег: когда я впервые услышал его сборник из 52 сонат, я был поражён тем, насколько быстрая и вместе с тем чётко ритмичная была его музыка. Скарлатти наиболее известен своими сонатами для клавишных. Сегодня я расскажу про ещё один сборник его сочинений в исполнении Тона Купмена.

Изысканность и утончённость эпохи барокко

Эти сонаты написаны для клавесина, и исполняются на нём же. Сразу хочется отметить качество звука и исполнительское мастерство клавесиниста Тона Купмена, слушать очень приятно и к каким-либо огрехам придраться очень сложно. Стиль Скарлатти очень степенный и аристократический, под такую музыку ярко представляешь себя на каком-нибудь королевском балу в Испании, а использование клавесина эту атмосферу только усиливает. Вместе с тем довольно часто можно заметить некоторые сходства с более поздними композиторами эпохи классицизма, например, с Бетховеном. Дело в том, что Скарлатти заметно повлиял на классический стиль, задействовав многие элементы, затем перекочевавшие в классическую музыку, например, повторение несколько раз подряд какого-нибудь музыкального элемента.

Русское барокко

Изысканность и утончённость эпохи барокко

Закончу свой экскурс рассказом об отечественной музыке этой эпохи. Одной из главных фигур этой эпохи в России был Дмитрий Степанович Бортнянский. Родом он из казацкой семьи из Глухова. Отучившись в Италии, он вернулся в Петербург, где стал первым уроженцем империи, возглавившим хор Императорской Придворной певческой капеллы. Бортнянский написал огромное количество произведений, как религиозных, так и светских, включая оперы, сонаты и концерты.

Изысканность и утончённость эпохи барокко

Но хватит вводной части, перейдём к самой музыке. Про творчество Бортнянского я буду рассказывать на примере вот этого сборника его произведений. На удивление, произведения здесь весьма разнообразны, есть резвые затейливые вещи, есть и более медленные и степенные. Объединяет их все аристократичность и грациозность музыки, очень чёткий ритм (в этом мне Бортнянский напоминает скорее Скарлатти, нежели Баха), мелодичность широкое использование полифонии и, конечно же, гигантский профессионализм музыкантов. Короче говоря, музыка мирового уровня.

Что дальше?

Если изучать полный каталог каждого из композиторов, про которых я здесь написал, на это уже запросто можно потратить десятки часов, но, конечно же, эти трое далеко не все интересные представители своей эпохи, пусть и самые яркие. Есть учитель Баха Дитрих Букстехуде, есть братья и дети Баха, которые и сами сочиняли очень интересную музыку, есть брат Доменико Скарлатти Александро, есть Максим Березовский. А если зайти на территорию хорового барокко, интересного можно найти даже больше! Надеюсь, эта заметка зажгла в вас интерес к такой музыке.

———————————————————————

Если вам интересно, про что я рассказываю, и хочется узнать больше, предлагаю посмотреть мой телеграм-канал или сказать мне, что я не прав, в комментариях. А самым смелым предлагаю заглянуть на мой второй канал с разными интересными техническими рассказами про сети, операционные системы и другие низкоуровневые вещи.

1313
4 комментария

Какое совпадение. Прямо сейчас слушаю Баха в исполнении классической гитары.
https://www.youtube.com/watch?v=ojBYW3ycVTE

3

На гитаре звучит прям необычно, хотя меня всё равно как-то больше привлекает орган или клавесин.)

Читать про классику от того же человека, что писал про Cattle Decapitation, даёт довольно контрастные ощущения :)

1

А они довольно прямо связаны на самом деле. Есть целая плеяда прог-дэтстеров, которые пишут свою музыку под сильным влиянием барокко: https://m.youtube.com/@TheArtisanEra
Из самых известных это Archspire, First Fragment или Inferi.