Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

Какой была жизнь во времена древней Японии, когда жизнь простого человека не стоила ничего? Те времена, когда каждый стремился только к одной цели – прожить эту самую жизнь так, чтобы тебя запомнили! Времена, когда один взмах катаны, определял всё - жизнь, смерть и саму судьбу.

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

Задаваясь схожими около-философскими вопросами мангака Такэхико Иноуэ взялся за очень сложное задание – а именно, ни много ни мало, перенести в другой медиа формат, классический японский роман Ёсикавы Эйдзи «Десять меченосцев» написанный в далёком 1935-ом году.

Как обычно, представляю вашему вниманию видео-версию статьи, в которой больше иллюстраций.

Доброго времени суток, уважаемые читатели и зрители. Я продолжаю делиться своим мнением о произведениях, которые достойны вашего внимания. И на повестке дня у нас манга «Бродяга» / Vagabond (1998), за авторством Такэхико Иноуэ.

Но перед тем как понять, что же перед нами за произведение, мы должны немножко взглянуть на самого автора этой манги. И поэтому, обо всё по порядку.

Мини творческий путь Такэхико Иноуэ

Иноуэ родился в городе Иса, префектуры Кагосима, и рос очень спортивным парнем. В начальной и средней школе он обожал кендо и баскетбол, настолько, что вступил в оба спортивных клуба. На этом поприще он быстро достиг успеха даже став капитаном баскетбольной команды клуба. Но при этом по вечерам удалял внимание и своему давнему хобби – рисованию.

Но жизнь она такая штука никогда не знаешь, что произойдёт дальше.

Так и Иноуэ с каждым годом все больше отдавался именно рисованию, отдаляясь от непосредственно спортивной деятельности. И уже, будучи на третьем году старшей школы, он начал ходить на подготовительные курсы для поступления в художественный университет.

Вот только обучение в художественном университете оказалось для него и его семьи неподъёмным в финансовом плане, поэтому молодому Иноуэ пришлось поступить в обычный университет недалеко от родного города. Но страсть к рисованию было уже не остановить.

Именно поэтому, Иноуэ решает бросить институт и уехать в Токио, чтобы стать профессиональным мангакой.

Практически, как и все молодые мангаки, перед своим дебютом Иноуэ поработал ассистентом у уже публикующегося профессионального автора. Им стал Ходзё Цукаса, который с 1985 года во всю работал над своим хитом для журнала «Weekly Shōnen Jump», под названием – «Городской охотник / City Hunter» (1985) история которого насчитала к концу аж 35 томов.

Получив хорошую базу знаний и подкрепив её практикой, Иноуэ в 1988-ом году отправляет в «Weekly Shōnen Jump» свой первый вашнот Kaede Purple (1988), который был посвящён его любимой теме – баскетболу. И за этот дебют он даже получил приз на престижной 35-ой премии имени Осаму Тедзуки.

После такого сильно первого шага, Инуоэ заметил писатель Казухико Ватанабэ (Kazuhiko Watanabe) который в 1989-ом году предложил вместе выпустить мангу Chameleon Jail (1989), в которой Ватанабэ выступил автором сценария, а Иноуэ взял на себя работу с рисунком.

История вокруг Chameleon Jail немного походила на всё того же популярного «Городского Охотника», это история про парня который берётся за любые опасные задания и частные расследования. Вот только у главного героя Chameleon Jail есть настоящая суперсила, как всамделишней хамелеон он может превращаться в других людей, что делает его абсолютным мастером маскировки.

Правда, все эти ужимки не помогли манге стать особенно популярной, и сотрудничество Ватанабэ и Иноуэ не продлилось долго, потому что после двух томов Weekly Shōnen Jump закрыл их совместную мангу.

Тогда в 1990-ом году Такэхико Иноуэ и решил вернуться к своей любимой теме, за которую его первый ваншот и получил премию, а именно – тема баскетбола. И он не прогадал, потому что в 1990-ом году всё тот же Weekly Shōnen Jump начинает выпускать спокон, который станет настоящим хитом – «Слэм-данк» / Slam Dunk (1990) или «Коронный Бросок».

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

Это была история трудного подростка и хулигана по имени Сакураги, которого судьба заносит в школьный баскетбольный клуб. Манга очень ловко совмещала в себе тему янки и хулиганскую романтику которая совмещалась со темой спортивных достижений и нерушимой силы воли. Кажется классическая если не шаблонная история о том, как хулиганы направляют свою неуёмную энергию в спорт и добиваются там солидных результатов, пришлась вкусу читателям во всём мире.

Согласно информации по продажам на 2007-ой год, продажи томов манги «Слэм-данк» превысили 120 миллионов. А в 1995-ом году манга была награждена пренимей Shogakukan в категории сёнэн, за популяризацию спорта и баскетбола в частности среди подростков. А так же в 2007-ом году под эгидой японского агентства по делам культуры по результатам фестиваля Japan Media Arts Festival манга «Слэм-данк» так и вовсе была названа лучшим произведением всех времён. А в 2010-ом году за свой труд Такэхико Иноуэ был награждён премией от Баскетбольной ассоциации Японии за популяризацию баскетбола в стране. И в завершении, не так давно в 2018-ом в 20 томах выходит полное переиздание манги «Слэм-данк», которые еще существенно увеличили общие продажи этой без сомнения культовой манги.

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

А в 1993 из-под пера студии Toei Animation начинает выходить одноимённое аниме «Слэм-данк» / Slam Dunk (1993), которое в итоге насчитало 103 серии.

Завершив историю «Коронного броска» в 1996-ом году, Иноуэ практически сразу засел за другую баскетбольную мангу – «Забить на последней секунде» / Buzzer Beater (1996). Хотя мангой это произведений можно было назвать с большой натяжкой. Это были 8-10 страничные фреймы, которые выкладывались на сайте Sports-i ESPN, а впоследствии выпускались в приложении к ежемесячному журналу Monthly Shōnen Jump.

Обладая форматом 8-10 фреймов на главу, мангака всё равно умудрился создать пусть и простенькую, но всё же самодостаточную историю про баскетбол, только в этот раз с элементами фантастики. И рассказывала манга о мире, где баскетбол стал популярнейшим спортом во всей галактике, вот только людям стало всё сложнее соревноваться со сверхсущностями с других планет, до тех пор, пока в дело не вступил главный герой!

Да, сразу же в голове всплывают ассоциации с мультсериалом Галактический футбол (2006) или старым добрым Космическим джемом (1996).

Не смотря на то, что каждая глава занимала примерно 8-10 маленький кадров, общее количество глав было больше 80. И это не помешало TMS в 2005ом году выпустить 13 серийное аниме по этому произведению, а 2007-ом вышел даже второй сезон.

Да, подводя вышесказанное Такэхико Иноуэ был на коне. Он автор настоящего хита, которого носило на руках издательство Shueisha и весь Weekly Shōnen Jump и поэтому у автора был полны карт-бланш на его действия, он мог спокойно не работать до конца жизни и даже дальше рисовать один фрейм в месяц для ежемесячника. Но даже так, своим следующим заявлением Иноуэ умудрился удивить всех людей, которые следили за его творчеством.

Бродяга, что искал ответ

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

В 1998-ом году в еженедельном журнале Weekly Morning Magazine начал выходить «Бродяга» / Vagabond (1998).

К слову, именно в этом журнале, например, выходит манга «Космические братья» (2007) / Space Brothers, а ведь это ни много ни мало первая мага в истории, которая побывала в настоящем космосе, стараниями японского космического туриста!

Но вернёмся к нашей теме. Как я уже говорил выше, манга «Бродяга» имеет в своей основе классический японский роман 1935 года «Десять меченосцев». И роман, как и манга рассказывают о жизни легендарного японского мечника по имени Миямото Мусаши.

Фигура Миямото Мусаши в Японском фольклоре одновременно является и исторической и полумифической, но так или иначе существуют записи о существовании человека именуемого «Святым мечом», которого почитали как одного из самых знаменитых мечников.

И да, манга скорее всего как и оригинальный роман во многом опираются на исторические события, 1600ых годов. Упоминая и показывая разнообразных исторических деятелей, а так же исторические события, такие как, например битва при Сэкигахаре.

Рассуждая на тему, насколько близки роман и манга, сам Иноуэ в одном из интервью сказал, что сам не знал насколько ему нужно дистанцироваться от оригинального романа. Изначально он сильно осторожничал и довольно близко придерживался событий книги. Его друзья и коллеги, часто говорили ему, что это нормально – отклоняться от оригинала, ведь он создаёт собственное произведение. Поэтому с течением времени, Иноуэ по его собственным словам стал всё более отходить от оригинала, если этого требовало течение повествования в его манге.

«Вообще-то, мне не очень интересно рассказывать историю – что я хочу нарисовать, так это то, каким Миямото Мусаши был человеком. По сути, я вижу то, чего хочу добиться, больше похожим на поэзию, чем на историю.»

Такэхико Иноуэ
Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

В общем, отвечая на вопрос, насколько сильно отличается манга и книга, то самый близкий и правильный термин, который можно применить к манге «Бродяга», это назвать его именно художественным переосмыслением романа «Десять меченосцев».

Но, как мне кажется, корни литературного первоисточника сильно видны в манге, особенно по началу, когда автор старался максимально следовать оригиналу.

Именно по этому, мне кажется, нужно отметить, то что «Бродягу» может быть тяжело, читать некоторым людям, которые не будут к такому готовы. Тяжело предётся именно тем людям, которые привыкли к западным романам и четким структурам повествований. Корни «Бродяги» растут именно из японской литературы, и одним из моментов с которым вы рискуете столкнуться это – несфокусированность истории. В любой момент вас может поджидать массивный флешбек или перескакивание в другое время, другое место, к другим совершенно незнакомым персонажам.

И если, имея на руках всё произведение сразу, это воспринималось вполне нормально, то я предположу, что в онгоинге читать мангу написанную с таким подходом было довольно проблематично. И читатели, наверное сидели и ждали порой по несколько лет, когда события вернутся к их любимому главному герою.

Но именно здесь, как мне кажется, и скрывается ещё один важный момент.

«Бродяга» - это не совсем история про Миямото Мусаши. И пусть он позиционируется автором как главный герой, пусть именно его имя и вынесено в название оригинального романа - Мусаси / Musashi (1935-1939, в русском переводе - «Десять меченосцев»), и наверное если сделать детальный подсчёт страниц то именно ему будет уделено больше всего внимания во всём произведении. Но на самом деле, в процессе чтения я был удивлён насколько часто история перемещалась между десятком персонажей, которые все вместе, но каждый по своему, ищут свой собственный ответ на вопрос – «Что такое путь меча?».

И если вы, уважаемые читатели, сможете принять такой подход к повествованию, то вы будете награждены десятком интересных историй и десятком интересных личностей, которые будут часто переплетаться друг с другом. Дружить, страдать, предавать, сражаться, умирать, расходиться и снова встречаться. Как волны на берегу океана, на которые смотрит старик, в надежде вспомнить ответ на тот самый заветный вопрос.

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

Сам Миямото Мусаши в «Бродяге» начинает свой путь больше как жестокий человек и хулиган, который всегда провоцирует драку, что опять же является ключевым моментом, который прослеживается во всём творчестве автора.

К пример в одной из арок, Миямото целенаправленно приходит в додзё чтобы затеять там драку. Не смотря на то, что его как гостя приняли хорошо, Миямото вёл себя всё хуже и раз за разом пытался начать драку.

А после череды событий, главный герой так и вовсе оказывается возле постели спящего старика. Старика, который являлся знаменитым и уважаемым мечником и учителем.

И Миямото, стоя над спящим стариком, всерьёз рассуждает, стоит ли ему убить спящего? Станет ли он от этого сильнее или более знаменитым? Ведь победа есть победа. Я жив, а он нет – это самое главное!

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

Во истину, некоторые моменты в манге могут поражать своей дикостью, поэтому нужно постоянно не забывать о времени в котором происходят действия, и не нужно забывать о том что Миямото в манге не имел никакого воспитания. Он лишь бешеный пёс одержимый желанием стать самым сильным.

Великими воинами не рождаются. Путь, который пройдёт главный герой, будет усыпан сложными вопросами, на которые будет трудно найти ответ в виду их неоднозначности. Его победы, его поражения, его друзья, его враги, его саморефлексия и поиск ответа на тот самый важный вопрос. Всё это однажды превратит грубого и жестокого парня в «Святого меча» и легенду.

При этом манга «Бродяга» дарит очень интересные образы, которые откладываются в памяти. Например талантливейший геймдизайнер Хидетака Миядзаки, создавая свою серию игр «Дарк Соулс», часто делал отсылки, и заимствовал образы из манги «Берсерк». И только сейчас прочитав «Бродягу», я вижу что один из финалов игры «Секиро» невероятно сильно вдохновлён одним эпизодом из манги «Бродяга». Потому что главный герой, который сидит в доме монаха резчика и вырезает деревянные статуэтки Будды, это явно не просто совпадение, товарищ Миядзаки!

Манга «Бродяга», как мне кажется, довольно близко подошла к понятию Визуальный Роман. И это не всегда так хорошо, как может показаться на первый взгляд.

Не смотря на отличный уровень рисунка, и сильные и запоминающие образы и моменты, в произведении довольно мало именно мощного визуального повествования. Если вы смотрели моё о «Творческом пути Кентаро Миуры», я рассказывал как сильно в манге «Берсерк» мне нравится сцена с лестницей, которая разделяет Гриффита и Гатса, в момент когда первый рассказывает «что такое мечта».

Насколько сильно визуальное повествование подчеркивает и усиливает нарративное повествование. Да, ещё раз повторю, что в «Бродяге» много сильных сцен, которые прекрасно работают сами по себе. А арка со старым мастером, который днями смотрел на море, так и вовсе стала моей любимой.

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

Старый мастер школы фехтования был повержен своим учеником. После такого позора школа быстро распалась, а сам старик со сломанной волей удалился в мелкую рыбацкую деревушку, где и доживал остаток своих дней. Старик, что бесконечно смотрит на море и желает себя и свою долю, задаваясь бесконечными вопросами о жизни, смерти и пути меча.

Его жизнь переменилась, когда в один день по воле случая он встретил глухонемого ребёнка сироту, которому в будущем суждено стать великим мечником. Ребёнок, что изменил судьбу старого мастера и вернул его к жизни. Эти два персонажа внутри своей арки были настолько притягательными, что читатель всей душой начинал за них переживать.

И я сам как читатель понимал, почему старый мастер так отчаянно отказывается обучать ребёнка искусству меча. Потому что это самое искусство меча уже разрушило его жизнь, и он не хочет, чтобы этот путь погубил и его единственную радость в этой жизни. Даже когда, старик начал обучать жителей деревни, он всё ещё до последнего отказывался обучать своего названного сына, как можно дальше оттягивая момент их прощания.

Во время прочтения этой арки она мне не нравилась. Я хотел, чтобы события поскорее вернулись к Мусаши, и не понимал, почему эта арка длится так долго. Но потом я проникся этими событиями настолько, что арка стала для меня одной из самых запоминающихся и любимых в манге.

Старик, что смотрит на море. Это действительно сильный образ, но он сильный сам по себе. Этот момент вполне самодостаточен и он мог быть просто описан словами. Да, визуализация образа усиливает и закрепляет уже написанный образ старого мастера, что с печалью смотрит на море, но усиление и закрепление уже написанного образа, не идёт в сравнение с дополнением образа, который возможен только благодаря визуализации. Ведь уже упомянутую сцену с лестницей Миуры из «Берсерка» просто невозможно было бы описать словами так, как с этим справилась пара страниц рисунка.

Возвращаясь к сравнению работы Миуры и Иноуэ. Одной из причин такого различия мне видится в том, что «Берсерк» Миуры был именно авторским произведением. Он был придуман, написан и визуализирован одним человеком.

В то время как изначально Иноуэ в «Бродяге» брал за основу не свои мысли, а визуализировал уже существующее. Поэтому «Бродяга» в этом плане именно перенос событий книги на страницы манги. Но тут на выручку приходит именно сочетание сильного первоисточника, и отличной работы самого художника. Всё же Иноуэ очень сильный художник. Позы, ракурсы, передача эмоций, всё это выполнено выше всяких похвал. И наслаиваясь на сильный литературный первоисточник, данное произведение превращается в настоящий шедевр, который был по достоинству оценён во всём мире.

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ
Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

В 2000 году манга «Бродяга» выиграла гран-при премию на Japan Media Arts Festival и в том же году манга получила премию издательства Коданся.

В 2003-северо-американское издание манги «Бродяга» было номинировано на премию Айснера - наиболее престижная американская награда в сфере комиксов.

Но перед этим, год назад, в 2002-ом манга «Бродяга» получает престижную Японскую культурную премию имени Осаму Тэдзуки, где она и обходит «Берсерка».

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

Опять же возвращаясь к видео о «Творческом пути Кентаро Миуры», я был удивлён что «Берсерк» не смотря на свою культовость, был обделён престижными наградами. И единственным значимым призом, было второе место за культурные достижения на премии Осаму Тедзуки. Именно на той премии, по мнению жюри, «Бродяга» обошел «Берсерка».

Действительно ли манга «Бродяга» была лучше «Берсерка»?

«Бродягу» и «Берсерка» на самом деле объединяет многое, и вовсе не то, что в русском языке обе манги они начинаются на букву «Б».

На самом деле, саморефлексия занимает внушительную часть истории в обоих произведениях.

Быть лучшим, быть сильнейшим, идти за своей мечтой. И что важнее найти ту самую мечту, за которой стоит идти на край света.

Я вспоминаю моменты с молодым Гатсом, который устремив свой меч в небо, лежит и думает о том: «каким должно быть его место в жизни?» «Какая именно у него должна быть цель?» «Чего на самом деле он хочет?» И в эти моменты неуловимо ловишь знакомые нотки параллели между двумя произведениями, глядя как Мусаши отчаянно пытается разобраться в себе занимаясь самокапанием.

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

Да, ответ на вопрос «кто лучше» лежит на поверхности. Имея примерно схожий уровень рефлексии, именно «Бродяга», имея сильный литературный первоисточник, лучше резонирует с тонкой японской душой. И для судей и жюри премии, этот факт, возможно, оказал ключевое значение.

Да, лично я, как глупый гайдзин, выбирая между «Берсерком» и «Бродягой», я, скорее всего, выберу «Берсерка». Но делает ли это «Бродягу» плохим? Однозначно – нет. Творение Иноэ всячески рекомендуется к ознакомлению, даже если вам, как и мне, придётся делать существенные паузы во время прочтения и отдыхать от этого произведения.

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

Пусть и с небольшими перебоями, но история «Бродяги» двигалась вперёд. Так продолжалось вплоть до 2010 года, когда завершив 33ий том, автор заявил, что приостанавливает выпуск манги «Бродяга» из-за своего физического состояния.

Для миллионов поклонников по всему миру это был шок, хотя для закоренелых фанатов манг это был далеко не первый случай, когда из-за постоянных переработок авторы уходили в бесконечный отпуск, а то и вовсе умирали на рабочем месте.

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

В 2012 году Такэхико Иноуэ стал первым лауреатом культурной премии Asia Cosmopolitan Awards. И в том же 2012-ом, очевидно поддавшись уговорам разнообразных редактором мангака наконец-то смог продолжить «Бродягу». Правда, сменив формат, и перейдя на ежемесячный выпуск глав.

Но счастье фанатов не продлилось долго, уже в 2015-ом манга снова встала на паузу, оборвав историю. И её выпуск так и не продолжился на момент написания этих строк, в 2022-ом году.

Иноуэ проходил несколько медицинских обследований и отдых сильно помог ему восстановить силы, но всё это не помогло ему с работой. Сильные головные боли, стресс и быстрое утомление. Вот что ждало мангаку, стоило ему только подумать о приложении «Бродяги».

Цитируя слова самого автора из интервью:

«Дошло до того, что я не понимал, в каком направлении должна развиваться история, я даже не помнил, на чем остановился. Вот как мне все надоело. Я так сильно погряз в мелочах, что забыл о своем внутреннем мире»

Такэхико Иноуэ
Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

Бесконечная рефлексия и самокопание главных героев наложили настолько сильный отпечаток на самого автора, что он просто не мог больше работать дальше. Поэтому ему ничего не оставалось, как поставить историю Миямото Мусаши на паузу оставив её незаконченной.

Но, на самом деле тут существует небольшой нюанс. Существует одна особая глава, которую в некотором роде можно считать эпилогом всей истории. На самом деле эта «глава», если её так можно назвать является частью специальной картинной выставки, которая проходила в 2008-ом году.

Т.е. все страницы этой главы были нарисованы на стенах выставки вместе с другими работами. И это была история о молодом мастере меча, который отчаянно хочет увидеть легендарного Миямото Мусаши. История, которая вплетена в настоящие картины и панорамные изображения, которые висели на стенах галереи. И готов поспорить, что для посетителей выставки, которые действительно любили всем сердцем эту историю, данная работа, вызывала настоящий трепет.

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

Манга «Бродяга» без сомнения имеет культовый статус, как минимум на территории Японии. Но и за пределами страны восходящего солнца это произведение получило широкое признание, и продажи томов этой манги превысили 82 миллиона копий.

И от того снова невероятно наблюдать то, что у такого культового произведения нет аниме адаптации. Ни одна студия так и взялась за то чтобы перенести историю Миямото Мусаши в формат аниме. И причин у этого может быть бесконечное количество. Скорее все проблема была в структурировании и подгонке под стандартный формат серий. Культовое произведение пришлось бы сильно менять, а все мы знаем, как фанаты относятся к такому. Или же, например, рисунок Иноуэ мог быть слишком хорош, и ни у одной студии не нашлось таких бюджетов, либо они не хотели портить культовую работу плохим качеством. Хотя, это сомнительно, ведь авторов второго сезона «Берсерка» же это не остановило!

Но это всё домыслы, а факт остаётся фактом - ещё одна культовая манга так и не получила аниме.

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

Такэхико Иноуэ - жизнь после Бродяги

А что же сам Такэхико Иноуэ?

Важным нужно отметить, что мангака с самого начала не смог долго продержаться без своего любимого баскетбола. Уже в следующем году после запуска «Бродяги», он начинает выпускать параллельно вторую мангу под названием «Реальность» / Real (1999), которая стала выходить в Weekly Young Jump. Хотя, нужно отметить, что манга тоже часто прерывалась, порой из-за состояния здоровья автора, а порой из-за того что Иноуэ начинал сильно концентрироваться на «Бродяге».

В общем, окончательно восстановившись после продолжительно отдыха, и полностью отложив в сторону «Бродягу», мангака полностью сосредоточился на манге «Реальность», которая и продолжается на данный момент 2022 года.

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

В этой манге рассказывается сразу о нескольких персонажах, которые ищут смысл жизни в спорте. Тут не обошлось без уже классического для творчества Иноуэ – хулигана-янки. Но так же хватило место, в некотором роде нескольким уникальным персонажам, например один из главных героев - старшеклассник, который оказался парализован после аварии, и в итоге он играет в баскетбол, сидя в инвалидной коляске.

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

По заверениям самого автора работа над «Бродягой» помогла стать ему лучше как автору, не только в художественном, но и в повествовательном плане. И он намного лучше стал распределять внимание между персонажами истории, а не только концентрироваться на главном герое, как это было в «Слэм Данк».

Так же мне хочется отметить, что в 2002-ом выходит сборник коротких историй, приуроченный к Чемпионату Мира по футболу 2002 года. При активном спонсорстве со стороны кампании «Адидас» для этого сборника были приглашены иллюстраторы со всего мира. И этот сборник получил название «Адидас — Лихорадка».

И коротенькую зарисовку под названием «I LOVE THIS GAME», для этого сборника нарисовал Такэхико Иноуэ. И для тех, кто помнит зарисовки из «Забить на последней секунде» эта четырёх страничная история не станет визуальным сюрпризом.

А вот что действительно сможет произвести впечатление, так это вышедший в 2008-ом году Артбук «Чернила: коллекция иллюстраций из Бродяги» / The Sumi: Vagabond Illustration Collection. Где было собрано более сотни великолепных иллюстраций, из манги «Бродяга».

Манга «Бродяга/Vagabond» - На кромке лезвия жизни и смерти! // Такэхико Иноуэ

На этом заканчивается моё знакомство с мангой «Бродяга», а нам пришло время подводить итог.

Подводя итог

Я, наверное, не смог бы нормально погрузиться в это произведение, если бы мне было 20. Скорее всего, я бы просто не усидел на месте и пошел читать что-то более быстротечное и не растянутое. Десятки глав посвятить старику, который сидит на камнях и смотрит на волны, рассуждая о пути меча. Закрыть глаза и слушать ветер и рефлексировать. Насколько же приятно сейчас вспоминать эти моменты.

Но, если вы пришли в поисках динамичного самурайского боевика, в духе, манги «Обходимые смертью» / Shigurui (2003), то вы рискуете не вытерпеть долгие главы посвящённые саморефлексии и самокапанию. Потому что «Бродяга» в первую очередь история про поиски себя, поиск своего пути и места в жизни, и уже во вторую очередь про красивые битвы на мечах.

Это был мир, где по дорогам Японии ходили люди, которые искали ответ на тот самый единственный вопрос. Во времена, когда луки и огнестрельное оружие переворачивали исход битвы, оставались люди, для которых поиск своего пути был дороже самой жизни.

Я сильный! Неважно сколько костей нужно сломать, сколько крови нужно пролить. Я должен быть сильнейшим! «В чем же его путь меча?»

Старик, что смотрит на море, и, не прекращая думает о том – смог бы он стать сильнейшим, если бы не сдался? «В чем же был его путь меча?»

Человек, что построил свою жизнь на обмане, человек, которые просто хотел всего, что имели другие, он так отчаянно хотел стать сильнейшим, но язык его был острее катаны. «Как же ему найти путь меча?»

Мальчик, что не мог слышать и говорить, но глаза его могли видеть самую суть. Каким же простым был его ответ на такой сложный и сокровенный вопрос. «Что такое путь меча?». Но был ли он правдивым?

Сложные персонажи. Сложные судьбы. Сломанные жизни. В поисках ответа на тот самый вопрос. На который в манге, по всей видимости, мы так уже никогда и не услышим ответа.

А на сегодня это всё, спасибо, что дочитали до этого момента и услышимся в следующих статьях.

Использованная литература

168168
31 комментарий

Вагабонд прекрасен. Читал его даже в 20 лет запоем, манга просто погружает в себя полностью. Кстати, если не ошибаюсь, впервые узнал про нее из материала Артемия Котова на сайте Игромании.

12

@Анимемания @Виабу Будьте любезны :)

7

Прочитал 2 года назад и до сих под впечатлением и всегда с теплыми воспоминаниями о ней. Все хочу прочитать 10 меченосцев, когда-нибудь обязательно доберусь.
Больше спасибо за лонг, из замечаний есть много опечаток, не говоря уже о знаках препинания, это можно отредактировать при желании.
Читать было интересно. Всегда люблю напоминания о вещах, которые мне нравятся.
Ну и раз о Берсерке вы написали, о Вагабонде написали, остается завершить трилогию моих любимых произведений мангой Скалолаз. Был бы очень благодарен за разбор.

Желаю всего вам доброго.

Пс. Так и не нашел ничего лучшего на заставку экрана с момента прочтения

7

Очень понравился Real, а вот с Вагабондом так у меня и не сложилось. Вроде, и рисовка крутая и персонажи интересные, но чего-то не хватает. Возможно, потому что я мангу скорее читаю, чем смотрю, мне важно именно повествование. А в Вагабонде упор явно не на это и основной сюжет это довольно стандартная история про бродячего самурая, который ищет себя.

4

Рекомендую почитать Вехи истории, тоже из жанра полу-историзма и о поисках себя(хотя постепенно автор отошел от этой темы) с западной рисовкой, но почему то мало популярная.

4

Невероятно, спасибо. Подпишусь в ожидании дальнейших лонгов.

3