Трилогия Blair Witch
Не совсем та ведьма, о которой вы скорее всего подумали.
Оригинал, фильм 1999 года, известен большинству.
Трое студентов: Хизер, Майкл и Джошуа, снимают свой фильм-курсовую, расследуя легенду о ведьме из Блэр. Женщину по имени Элли Кедвард обвинили в колдовстве -- нередкая в то время практика, и жертвами обвинений стало множество безвинных женщин. Якобы Кедвард со своей участью не смирилась, и местные жители, в основном дети, продолжили пропадать в лесах.
Позже некий отшельник Растин Парр признался в убийствах под влиянием ведьмы. Заканчивают студентики, как полагается, плохо, прямо как в легенде (в легенде о Парре).
Фильм в свое время мне не понравился. Грубо говоря, я его не поняла. Раздражающая ругань и истерики героев, странные местами диалоги, низкое качество изображения и темнота. Да-да, понятно, что это "мокьюментари", что все это должно играть на атмосферу ужаса и реализма, но я просто не поняла половину происходящего в фильме, а вторая половина выбесила.
Кстати, вторая часть, более стандартно-хоррорная и банальная, как ни странно, произвела более приятное впечатление. Третью я не смотрела, и не думаю, что что-то потеряла.
Игра 2019 от Bloober Team года мне тоже не понравилась. Да, там есть милая собачка. Но в какой-то момент сюжет, где главный герой с психологическими проблемами (да еще и таймпарадокс), стал дурным тоном.
Но я сейчас о трилогии игр 2000 года. Разработка велась тремя разными командами, что наложило свой отпечаток.
Играются все три игры практически одинаково. Это олдскульные сурвайвл-хорроры со статичной камерой. В наличии у героев огнестрельное и мили оружие. В первой части у героини есть прибор ночного видения, который от первого лица.
К управлению тех времен нужно привыкнуть. Местами оно душит (когда нужно убрать оружие, чтобы открыть дверь, а за тобой гонится толпа монстров), но оно приспособлено под клавомышь, что приятно.
Запустить игры можно без особых сложностей, если раздобыть себе какой-нибудь хороший репак. Полагаю, что есть некие фиксы на широкоформатное разрешение, и они делают картинку плоской. Записать игру корректно у меня не получилось, но играется она вполне нормально, без танцев с эмуляторами.
Есть русские субтитры и озвучка от разных команд, в том числе легендарного Фаргуса. Озвучку я не ставила принципиально (голос Незнакомца трогать, вы что?), ну а субтитры местами сомнительны: не только из-за ошибок, но и пропусков реплик. То есть я слышу, что хозяин отеля советует героине купить карту в магазине, но субтитров нет. Это может вызвать затруднения у игрока.
Blair Witch Volume I: Rustin Parr
Первая глава была сделана студией Terminal Reality и принадлежит к вселенной Nocturne/Bloodrayne (о них я уже писала ранее). В роли главного героя выступает Элспет "Док" Холлидей. Также нам встречаются и другие персонажи серии - Незнакомец, Светлана Лупеску, Хан.
Задача Холлидей как члена секретного общества по борьбе со сверхъестественным - разобраться со злом, обитающим в городке Буркетсвилл (или Блэр), штат Мэриленд. Собственно, сюжет отсылает к фильму - к делу убийцы Растина Парра.
В отличие от Ноктюрна, где мы играем за харизматичного циника Стрейнждера, всегда готового немного пострелять, геймплей за Док предполагает более детективную составляющую: нужно много бегать и общаться с местными, решать загадки (для них даже есть настройка сложности).
Холлидей ведет аудиодневник, прямо как один агент, отсылку на которого можно увидеть в местной забегаловке.
Именно работа Terminal Reality кажется мне самой качественной. Во-первых, первая часть - единственно страшная. С самого начала на нас вываливается густая нуарная атмосфера вперемешку с фирменным терминаловским юмором, сдобренным капелькой терминаловской эротики.
Обучение с отстрелом созданий ночи выставляется как нечто обыденное для агентов Дома с привидениями, но первая же кошмарная ночь в городе заставляет немного понервничать. В игре есть несколько очень хорошо поставленных скримерных моментов.
Самая неприятная часть игры - лес. Он большой, в нем легко заблудиться, и бэктрекинг по нему утомляет.
Графически игры вроде бы на одном уровне, но вот у Терминалов Элспет даже выдает эмоции, в то время как в третьей части героям не сделали анимацию губ при разговоре. Да и задники, модели объектов выглядят более прорисованными и четкими.
Не обходится без проблем, например, эти просвечивающие через текстуры конечности, или Холлидей, ходящая кругами во время катсцен. Впрочем, это некритичные баги.
Холлидей выясняет, что дело далеко не в ведьме: местный индеец Асгайя рассказывает героине о древнем демоне Хекайтомиксе, который невзлюбил невежественных белых, и теперь сподвигает людей на ужасные поступки. Среди его сосудов была и пресловутая Элли Кедвард, и многие-многие другие. Ох уж эти индейские кладбища, вечно там что-то происходит.
Проблему удается решить с помощью магии Асгайи и Незнакомца. В ответ на беспокойство доктора "достаточно ли они сделали?" последний замечает, что если зло появится снова - они тоже будут здесь. Это интересное утверждение в рамках трилогии.
Blair Witch Volume II: The Legend of Coffin Rock
Самая короткая часть за авторством Human Head Studios (они еще делали Prey, ну знаете).
Рассказ тут идет о спасении девочки Робин, той старухи, которая встречается доктору Холлидей. Главный герой - солдат Союза Северных штатов, страдающий от амнезии. Девочка находит раненого и приводит на ферму свой бабушки, а затем пропадает в лесу. В благодарность за помощь получивший прозвище Лазарь солдат собирается найти Робин.
Выглядит игра как сайд-стори, в ней мало "фильмовой" составляющей. Она не страшная, а скорее...меланхоличная? Это больше история об одном человеке, чем о зловещей хтонической сущности. Как Драгон Эйдж 2.
У героя нет дневника или карты, потому что "а зачем?".
Игра одновременно движется в двух временных линиях: настоящее и флешбеки-воспоминания главного героя. Персонажей тут меньше, меньше диалогов, больше стрельбы.
Таймпарадокс, да. Лазарь спасает девочку через 20 лет после своего ранения.
Хотя модели самих персонажей неплохи, все остальное невероятно мыльное. Но анимация лиц есть.
Blair Witch Volume III: The Elly Kedward Tale
Третья глава от Ritual Entertainment (Heavy Metal: F.A.K.K.²). Игрок принимает на себя роль священника и охотника на ведьм Джонатана Прая. Его мы тоже встречали в первой главе, в лесном видении. В Блэр Прай занимается все тем же - ищет ведьму и ее пособников, а находит демона. Помогает ему знакомый нам индеец Асгайя, а также местные судья и священник.
Прай вроде бы и крутой, но все еще не настолько крутой, как Незнакомец.
Часть его взаимодействий связана с женщиной по имени Элизабет, которая совсем не подозрительно практикует магию. Роковая красотка по душу доблестного героя - есть, и индейский побратим тоже есть. Что-то напоминает.
Игру трудно назвать страшной. У меня даже появились какие-то схожие с любимыми модулями Невервинтера уютненькие ощущения.
Как уже было сказано, героям не сделали даже простенькую анимацию лиц. Но зато боссов в этой игре больше, чем в предыдущих. А хилки выпадают из поверженных врагов.
У моделей женщин есть какие-то проблемы с ногами, поэтому они выглядят как призраки в юбках.
У игры есть две концовки в зависимости от того, как вы обойдетесь с ведьмой. В общем-то разница между ними очень условная. Так или иначе, Джонатан побеждает и отбывает в свой приход. Но демон еще вернется, иначе не было бы предыдущих двух глав.
Наверное, как таковой ведьмы здесь не так много (потому что она не главное зло), но и в оригинальном фильме ее тоже было мало. По словам разработчиков, многие идеи, использованные в игре, принадлежали авторам самой франшизы, в том числе и индейский демон, и ничего сильно нового они не придумали.
Поскольку игры делались разными командами, их связь носит скорее условный характер, но при этом разработчики постарались отнестись к чужим работам с уважением и постарались сделать отсылки.
Что сказать в итоге? Несмотря на "древность", это довольно неплохие игры, как для любителей хоррора, так и любителей шутера.