Классическая музыка для чайников: Георг Фридрих Гендель
История о побитом скрипаче, потерянном парике и одном из величайших несчастий во всей истории музыки. Знакомимся с барокко, слушаем и просвещаемся.
Продолжая тему: «Краткая история классической музыки для таких же «чайников», как я».
Текст взят из книги: «Классическая музыка для чайников», авторы Пог Дэвид, Спек Скотт.
В то время, когда Вивальди творил в Венеции, другой композитор Георг Фридрих Гендель (1685–1759), кружил головы в Германии и Англии. Он также оказал громадное влияние на развитие всей музыки, современной ему и последующей.
Самый итальянский из немецких англичан
Гендель родился в Германии и учился в Италии. Что, безусловно, сразу объясняет, почему он считается одним из величайших английских композиторов. Даже не пытайтесь это понять с первого захода.
На самом деле, какая-то логика в этом есть. Гендель был сыном немецкого парикмахера и по совместительству хирурга. В те времена парикмахеры частенько брались за хирургические операции, не говоря уже о таких мелочах, как поставить банки или пустить кровь.
Неудивительно, что имея папашу, который проводил все свое время, удаляя один орган человеческого тела за другим, юный Гендель выбрал в качестве музыкального инструмента именно...
орган.
В 18 лет он покинул домашний очаг и отправился в большой город Гамбург, где затем нашел работу композитора и исполнителя.
Гендель понимал, что итальянская опера скоро покорит всю Европу. И поэтому в возрасте 22 лет, он уезжает в Италию, чтобы постичь искусство сочинения музыки в итальянском стиле. Он надеялся познакомиться с композиторами — звездами тех дней, в том числе и с Антонио Вивальди, «динамо-машиной», чьим концертам он подражал. Возвратившись в Германию, Гендель через короткое время бросил родной дом и отправился в Лондон. Этот поступок, как не трудно догадаться, вызвал негодование домашних. На что Гендель сгоряча ответил:
«Тупицы!»
В Англии Гендель написал 36 опер, многие из которых были шедеврами в своем роде. Но вкусы публики требовали другого. В моду входили музыкальные зрелища, основанные на библейских историях. Гендель пошел на уступки; он начал писать оратории — пьесы для солиста, хора и оркестра, обычно использующие библейские сюжеты.
Наиболее значительной его ораторией была Мессия, впервые исполненная в 1742 году. С этим произведением Вы совершенно точно уже знакомы. Вскользь об этом хите: Мессия стала настолько популярной, что джентльмены, собираясь на концерт, оставляли дома свои шпаги, а дамы — юбки с кринолином, — так тесно было в зале.
“Генделя бы на вас!”
Гендель, при всех его музыкальных талантах, не был душкой и симпатягой. Слухи о его раздражительности поползли в музыкальных кругах; он стал мишенью для всякого рода остряков. Хорошо известно, например, что Гендель терпеть не мог звуки настраиваемых инструментов. Поэтому, собираясь на концерт, он требовал, чтобы все инструменты были настроены до его прихода. В один из таких вечеров перед концертом какой-то озорник проник в театр и расстроил их все.
Как только Гендель начал дирижировать, публика услышала такую визгливую, режущую ухо какофонию, какую только могли исторгнуть 50 расстроенных инструментов. Гендель превратился в баллистическую ракету.
В ярости он схватил контрабас и вышвырнул его вон, затем поднял литавры и со всей силы запустил их...
в первого скрипача.
В припадке бешенства Гендель потерял свой парик, и под гомерический хохот публики стремительно покинул сцену.
Горе от королевской глупости
В 1749 году в ознаменование подписания договора с Австрией Гендель сочинил Музыку для королевского фейерверка, первое исполнение которой было отмечено одним из величайших несчастий во всей истории музыки.
По случаю торжеств король нанял архитектора для строительства огромной декорации, специально предназначенной для этого концерта, который должен был завершиться захватывающим зрелищем фейерверка. Архитектор разразился конструкцией в 400 футов длиной и 100 футов высотой, увенчанной чудовищного размера солнцем на 200-футовой мачте. В целом вещь смотрелась как подмостки для мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера (композитор хитов для мюзиклов, таких как «Призрак Оперы», «I Don’t Know How to Love Him» из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», «Don’t Cry for Me Argentina» из «Эвиты» и «Memory» из «Кошек»).
Когда назначенный час пробил, Гендель собственноручно стал дирижировать спектаклем.
Все шло великолепно до конца первого акта.
Затем начался фейерверк.
Гендель был, вероятно, серьезно раздражен уже тем, что фейерверк запустили во время его выступления. Но, что самое худшее, некоторые из горящих петард стали падать прямо на сцену, которая как будто бы только и ожидала, чтобы полыхнуть пламенем. Толпа, охваченная паникой, ринулась прочь, спасая свои жизни, а Гендель упорно продолжал дирижировать.
Гендель посинел от злости. Можно только гадать, какой собственный фейерверк устроил королю он, обладающий пресловутым взрывным темпераментом, на следующее утро.
Слушая музыку Генделя
Произведения Генделя — самые яркие примеры музыки Барокко: они свежи, одухотворенны, иногда танцевального характера, и эмоционально заряжены. Изумляет скорость, с которой Гендель творил. Свою знаменитую ораторию Мессия, которую исполняли по всему миру на каждые Рождество и Пасху и которая длится более двух часов, он написал всего за три недели.
Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель — делать их лучше…
Гендель был плодовит, вот что стоит послушать из его произведений, чтобы сформировать своё мнения по поводу музыку Барокко и самого композитора:
- Мессия, оратория для солистов, хора и оркестра, HWV 56
Обязательно к прослушиванию.
- Сюита ре минор, HWV 437
Мне очень нравится это произведение.
Sarabande
Allemande
- Кончерто гроссо, соч. 6, номер 1–12, HWV 319-330
Данный концерт состоит из 11 частей, их номера 319-330. Каждый из которых в свою очередь состоит ещё из нескольких частей, так, например, № 319 включает в себя пять частей. И вот одна из них:
- Кончерто гроссо, соч. 3, номер 1–6, HWV 312-317
№ 312
№ 313
№ 314
№ 315
№ 316
№ 317
- Музыка на воде, сюиты 1–3, HWV 348-350
Упоительная музыка, написанная специально для иcполнения во время плавания короля Георга на барже вверх и вниз по Темзе.
В случае, если Вам захочется ознакомиться с данным концертом целиком, то в этом альбоме можете найти все части концерта. Обращайте внимание на номера произведений, и в данном случае стоит искать № HWV 348-350.
- Музыка для королевского фейерверка, HWV 351
1. Overture
2. Bourrée
3. La Paix: Largo alla siciliana
4. La Réjouissance (Allegro)
5. Menuets I and II
Обратите внимание на то, что в приведенном выше списке после названия произведения указан его номер по каталогу, с помощью которого вы сможете отыскать произведение в музыкальном магазине или в исполнении других музыкантов, оркестров.
Следующая публикация в этой рубрике будет про Иоганна Себастьяна Баха.
Мой интерес к этой теме вызван простым любопытством, потому что сама я учусь играть на пианино. Моя цель — ознакомиться с самыми известными произведениями выдающихся композиторов, и иметь хотя бы небольшое представление о том, чем они выделяются среди остальных. И я подумала, что кому-нибудь из вас это тоже может быть интересно.
Ранее первым композитором из рубрики стал Антонио Вивальди. Не менее увлекательная история жизни композитора. О том, как его отдали под трибунал, а до конца жизни он работал в богадельне.
И если Вы упустили эту публикацию, то рекомендую начать ознакомление с темой именно с неё — с краткой истории.
Следующая публикация в этой рубрике будет про Иоганна Себастьяна Баха.мм, классно
Сразу же обращаю внимание на этот ужасный эмоциональный концерт и канал с запретной ересью (исключительно в ознакомительных целях, изъято у эмоциональных преступников. слушать запрещено):
https://www.youtube.com/watch?v=W6jve3z22Vk&t
Гайдн будет сразу после Баха. А про Баха будет следующий пост, предположительно через неделю)
Комментарий недоступен
а сейчас хотелось бы играть на фортепьяно?
Комментарий недоступен