Как менялась концепция Ада и Рая в Библии и в массовой культуре?

Как менялась концепция Ада и Рая в Библии и в массовой культуре?

Благодаря кинематографу и компьютерным играм в голове при упоминании "Ада" то и дело возникает образ подземного мира, сплошь и рядом окружённого неопалимым пламенем и вулканической лавой, управляемый Тёмным Лордом Сатаной, а его приспешники - злобные бесы - с едкой усмешкой и хихиканьем терзают, колют вилами и жарят на сковороде несчастных провинившихся пред Богом людей. А вот в Раю - напротив - есть заоблачный светлый мир, где расположен золотой дворец, подобный вершине Олимпа. Там на троне восседает седовласый Бог Саваоф-Яхве, по левую сторону от Него (одесную Отца) сидит Иисус Христос со священной книгой, а по правую - Дева Мария. Сонм ангелов то и дело снуёт туда-сюда на белоснежных крыльях, трубят, славят Бога и играют на арфе на досуге. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Начнём, пожалуй, с образа Рая, и он в оригинале разительно отличается от того, что мы себе представляем. Это и неудивительно, учитывая то, что Библия формировалась на протяжении многих веков, она отражает изменяющиеся модели религиозных верований. Следовательно, описанная в ней космология не всегда была непротиворечива. На самом деле, это всё - лишь глупые стереотипы, неоднократно высмеянные в мультсериалах вроде "Гриффинов". А Библию нельзя воспринимать буквально - каждое слово изначально являлось лишь иносказанием или метафорой. В оригинале авраамических религий есть два "официальных" эсхатологических понятия, которые следует разграничивать - Царствие Небесное и Царствие Божие. Второе называют также "раем на земле" или "грядущим миром", и относится этот термин не к абстрактному месту, царству, которым правит Бог Яхве, а к тому утопическому состоянию, в котором будет пребывать наш мир после Второго пришествия Христа, согласно учению христианства, и после Страшного Суда.

Как менялась концепция Ада и Рая в Библии и в массовой культуре?

И фраза "Царствие Небесное" встречается в Евангелии от Матфея только как эквивалент Царству Божию. По сути, эти понятия обозначали одно и то же, просто "Царствие Небесное" употреблялось чаще в обиходе священников, поскольку имя Бога произносить было строго запрещено. И это слово описывало «процесс, ход событий, посредством которых Бог начинает управлять или действовать как Царь». В оригинале Библии, ещё в Книге Бытия, никакого Рая не было вовсе - там упоминается "ган-Элохим" или "ган Эден", то есть в переводе с иврита - "Сад Божий" или "Эдемский сад". И это было вполне себе реальное место, расположенное на земле. И Вселенная в оригинальной Торе обычно делится на два царства: "небо" (шамаим) и "землю (эреш).

Согласно Книге Бытия, Эдем описан как источник четырех притоков рек - Тигра и Евфрата, Фисона и Гихона (или Нила и Ганга). А вот насчёт конкретного географического положения есть спорный момент - учёные размещают Эдем то в начале Персидского залива, то в южной Месопотамии (ныне Ирак), то в Армении. Некоторые учёные помещают Эдем даже в Иерусалиме. Интересен также мотив Мирового Древа, изображаемого в Библии. Оно как бы раздваивается на Древо Жизни (на ивр. ‏עץ החיים‏, Эц ха-Хайим) и Древо Познания Добра и Зла (ивр. ‏עץ הדעת טוב ורע‏, Эц ха-Да’ат Тов ва Ра). Реки, опоясывающие Эдем, берут своё начало именно из сада и тесно связаны с двумя Древами, находящимися в гармонии друг с другом до описания грехопадения первых людей.

Как менялась концепция Ада и Рая в Библии и в массовой культуре?

Сюжет с садом и Мировым Древом, растущим в нём, вовсе не редкость для мифов древних народов. Древо как бы рассекает планету на три части, метафорически описывает нижний мир, который составляют реки и Змей или Дракон, крону венчает верховное божество, ветви - либо боги рангом поменьше, либо иные мифические существа. В этом плане в Библии проводится параллель со скандинавским мифом про Иггдрасиль или шумерским - с древом Хулуппу, которое погубила богиня войны Инанна. Гибель Мирового Древа означает гибель старого мира. Но в Библии акцент ставится на том, что путь к Древу Жизни был заказан человечеству, дабы оно не жило вечно в состоянии греховности ( Бытие 3:22–24 ).

Есть плоды (не имевшие конкретного названия) с Древа познания, как мы знаем, было строжайше запрещено самим Богом Яхве. В еврейской традиции Древо познания и поедание его плодов представляют собой начало смешения добра и зла. До этого времени границы меж ними были размыты, и зло имело только смутное потенциальное существование. В то время как свобода выбора существовала до того, как съесть плод, зло существовало как сущность, отдельная от человеческой психики, и желать его было не в человеческой природе. Поедание и усвоение запретного плода изменили это, и так родилась "йецер хара", склонность ко злу. В западно-христианском искусстве плод дерева обычно изображается как яблоко, что отсылает к греческим мифам про яблоки Гесперид или яблоко раздора. Это возникло в результате перевода Библии на латынь, и то в качестве каламбура: съев "малум" (яблоко), Ева заразилась "малум" (зло).

Существуют споры насчёт того, могут ли Древо Жизни и Древо Познания быть одним и тем же мифическим растением. Христиане воспринимали Древо Жизни, как прообраз Креста, а в еврейской мифологии оно известно, как «дерево душ», которое расцветает и производит новые души , которые попадают в Гуф (тело), Сокровищницу Душ. Ангел Гавриил берет из неё первую попавшуюся ему в руки душу и вселяет её в чрево матери. Затем Лайла, ангел зачатия, наблюдает за эмбрионом, пока он не родится.

Эдем во многом схож с Дильмуном из месопотамского мифа об Энки и Нинхурсаг — это обитель бессмертных, где даже болезням нет места. В еврейской Библии первое время Адам и Ева гуляют обнажёнными в знак своей безгрешности. Есть сходство и с сотворением первых людей из глины, а женщин - из ребра: в шумерском мифе есть богиня Нинту, владычица ребра, а другая богиня - праматерь по имени Намму говорит богу Энки: «Избавь богов от терзаний! Сделай людей из моей плоти. Эту плоть называют глиной». Повторяется сюжет и о Потопе, и даже о Вавилонской башне. Но не стоит этому удивляться. Дело здесь вовсе не в плагиате или "бродячем сюжете", а в историческом событии - израильтяне вступили в ожесточённую борьбу с Месопотамией, потерпели поражение и в конечном итоге были порабощены. Это событие стало известно как "Вавилонское пленение", и оно было также отражено в Библии. Поэтому имело место смешение двух культур. В попытке хоть как-то сохранить свою религию, некоторые евреи начали писать свои священные книги: Тору и Талмуд. Но как же тогда Эдем стал Раем? А тут имели место быть трудности перевода древних текстов.

Слово "Эдем" происходит, согласно одной версии - от аккадского "edinnu", согласно другой - от шумерского "edin". Причём оба означают «равнина » или «степь». Также "Эдем" тесно связан с арамейским корневым словом, означающим «плодоносный, хорошо орошаемый». Есть и другая интерпретация, где это наименование происходит от еврейского слова, означающего «удовольствие». Слово «рай» вошло в английский язык от французского "paradis", унаследованного от латинского "paradisus" и от греческого "paradeisos" ( греч. παράδεισος ). А вот в греческом языке это слово произошло от протоиранского "parādaiĵah- ", «огороженная стеной». В иудаизме Эдем называют также «Садом Праведности», который был создан с самого начала и в Конце Времён всё человечество неизменно должно туда вернуться. В раннем христианстве местом, куда попадают души праведников до воскресения мёртвых, являлось "Лоно Авраамово". На Небеса же его перенесли благодаря эллинистической концепции.

Как менялась концепция Ада и Рая в Библии и в массовой культуре?

А если копнуть глубже, то можно заметить, что обитель Бога Яхве раньше помещали не в облаках, а на вершину горы в Сионе (Иерусалиме), подобно греческому Олимпу. Яхве, отождествляемый с громовержцем Зевсом, поселился там после Сотворения Мира и двух известных мотивов мифологии - теомахии (битвы богов) - свержения прежних ханаанских богов (верховного Эля, богиню плодородия Ашеру/Атират, бога бурь Баала и т.д.) и хаоскампфа - мотива, где божество-победитель подавляет силы хаоса, воплотившиеся в морских змеях и чудовищах (Раав и Левиафан). Псалмы описывают Бога, восседающего на троне над космическим морем, известном как Техом, в своем небесном дворце или Храме Божием (Псалом 29:10). Точкой соединения двух царств Бога - земного и небесного - как раз и является «Сад Божий», то есть - Эдем. Так, Иезекииль 28:12–19 помещает сад на гору, тогда как в Бытии 2–3 местоположение более расплывчато, просто далеко «на востоке». В обоих случаях есть предположение, что сад примыкает к храму или дворцу.

Как менялась концепция Ада и Рая в Библии и в массовой культуре?

Что касается Ада, то и здесь всё было не так просто. На протяжении всего Ветхого Завета упоминается загробный мир, но с другим названием, которое в настоящее время едва не кануло в Лету - "Шеол". Здесь нет привычной нам концепции человеческой души или вечной жизни. Даже приверженцы яхвизма и иудаизма верили, что смерть — это неизбежный конец, и всех людей в итоге ждала одна и та же участь в Шеоле. И грешники, и праведники ещё не существовали - все без разбора вынуждены влачить жалкое существование в забвении, без знания и чувств, согласно Иов 14:13 и Когелот 9:5. Простые смертные не могли и не имели права попасть на Небеса. Оказавшиеся в Шеоле после смерти люди именовались рефаимами/рефаитами (тенями).

Как менялась концепция Ада и Рая в Библии и в массовой культуре?

В данном контексте Шеол рассматривался, как аналог греческого подземного мира, куда попадали умершие, причём независимо от их морального выбора в жизни. Это место также можно интерпретировать либо как метафору «братской могилы», либо как представление загробного мира древних израильтян. Но есть и заметное различие с концепцией Аида - обитатели Шеола лишь в РЕДКИХ случаях взаимодействовали с живыми и возвращались на землю - иудаизм, а позже и христианство, осуждал практику некромантии. Историю с призывом пророка Самуила Аэндорской Ведьмой, единственный описанный случай возвращения из Шеола в мир живых, можно даже не брать во внимание.

Шеол упоминается в Библии, как минимум, 66 раз. Это слово трактуется и как метафора состояния смерти, ощущения вечной завершенности. Так, ветхозаветный персонаж Иаков клянется, что он «сойдет в Шеол», оплакивая смерть своего сына Иосифа. Позже та же самая формула повторяется при описании горя, которое постигнет Иакова, если другой из его сыновей, Вениамин, не вернется в Израиль со своими оставшимися братьями. В Книге Чисел, когда персонаж Корах пытается поднять израильтян на восстание против Моисея, тот клянется, что Яхве докажет свою законность, расколов землю, чтобы низвергнуть заговорщиков в Шеол. Что и происходит, но Корах при этом попадает туда живым, а не мёртвым. Во Второзаконии Моисей поет, что гнев Яхве – это пламя, горящее в «глубинах» Шеола, пожирающее всю землю снизу вверх.

Предполагалось, что Шеол, как и Аваддон/Абаддон - это и наименование божества Подземного царства, но есть одно отличие от других древних мифологий - Яхве одновременно управляет тремя мирами, а не конкретной областью. Так что, полновластным владыкой Шеола его не назовёшь. Есть версия, что еврейское слово "Шеол" происходит от Шувалы ( аккад. 𒋗𒉿𒆷 шу-ва-ла), имени богини подземного мира хурритского происхождения. В данном случае Шеол также отождествлялся и с богом смерти Мотом в ханаанской мифологии.

Концепция Ада впервые появилась лишь в Новом Завете, и то лишь в период Второго Храма (примерно 600 лет назад), когда всё население Израиля окончательно перешло к современному иудаизму. Но самого названия "ад" ещё не придумали. Были радикально переработаны все богословские тексты. Примерно после 330 г. до н.э. евреи позаимствовали у греков новую концепцию (у греков в Аиде было разделение на Элизиум - "Острова Блаженных" с асфоделевыми лугами, куда попадали немногие, и другое место, где персонажи вроде Данаид, Сизифа и Тантала страдали после смерти). Поэтому и израильтяне, вдохновившись этой структурой, Эдемский Сад поместили на Небеса, и праведники уже либо ждали награды от Господа, либо помогали людям после смерти (что тоже появилось далеко не сразу и раньше подвергалось резкой критике и осуждению), а вот Шеол и родственные термины - Абаддон , Бор , Шахат и т. д . были сведены к синонимам сферы божественной кары грешников.

Как менялась концепция Ада и Рая в Библии и в массовой культуре?

Абаддон же из бездны трансформировался в Ангела Смерти, а после того, как его место занял Азраил у мусульман (христианство же вскоре избавилось от этого персонажа окончательно), оказался понижен до уровня демона и остался таковым в массовом сознании навечно. Ну, а дальше, как Вы уже поняли с историей Сатаны, который под влиянием зороастрийской фигуры Ангра Майнью приобрёл репутацию противника Бога и Падшего Ангела, так и Шеол преобразился в одну из областей привычной Преисподней. Хотя, раньше и это слово являлось синонимом Шеола («земля тьмы», «земля нижняя», «яма» и др.) и обозначало Подземный мир. Кстати, в греческом языке есть прилагательное «хтонический» — связанный с Подземным миром....

Как менялась концепция Ада и Рая в Библии и в массовой культуре?

При этом, стоит заметить, Сатана, вопреки распространённому мнению, не населяет и не наблюдает за Адом. Его сфера деятельности — человеческий мир, и только в Конце Времен он будет брошен в огонь вместе с остальными грешниками после Страшного Суда. Сатана вовсе не свободен и также обречён на вечные терзания. На протяжении всего Ветхого Завета он появляется скорее не как враг Бога, а как его министр, «своего рода генеральный прокурор с следственными и дисциплинарными полномочиями», как в Книге Иова. Только у ранних отцов церкви он отождествлялся со змеем в Эдемском саду и стал рассматриваться как активный мятежник против Бога, стремящийся помешать Его плану и развращающий человечество. А после Нового Завета и "Откровения Иоанна Богослова" Сатана предстаёт перед нами как узник, который страдает и низвержен вместе со всеми без исключения. А вот в образе "владыки" Сатану стали изображать лишь в Средние Века, и то лишь в качестве насмешки и более гротескно. Это вовсе не означало, что он был царём на самом деле.

Для сравнения можно привести знаменитую сказку братьев Гримм о титуле "Короля Птиц". Единственным носителем ее был Орёл, так как он и крупнее всех был и летал высоко. А вот пичужке Крапивнику (в русском переводе - "корольку"), который был меньше Воробья, нечем было похвастать, и он присвоил себе это звание хитростью. Так и здесь - истинным Царём мог быть только Бог Яхве, которого изображали на фресках в одеяниях римских императоров во всём величии, а вот атрибуты Сатаны в этом плане были куда ничтожны.

С понятием современного Ада также тесно связано выражение "Геенна Огненная". И нет, с гиенами оно никак не связано. Что же это было за место? Слово "Геенна", согласно одной версии, является фонетической транскрипцией иудео-арамейского языка евреев Вавилона (ивр. ‏גהנא‏ "гихана"). Согласно другой - это изменённое название реально существующей долины Еннома (Гинном, «Хенном» или «Бен Хенном»), расположенной на юго-западе от Иерусалима. Название долины происходит от имени древнеханаанского божества подземного огня Хена (иные вариации - «Хин (Хна), Кен (Кна)», упоминаемого также и в текстах из Рас-Шамры (Угарита). У него была супруга, богиня Хенат (Кенат). Согласно одной из легенд, эти божества являлись родоначальниками некоторых племён ханаанеев. Следовательно, выражение «Бен Хенном» означало "Сыны Хена", употреблялось как буквально, так и в качестве метафоры для обозначения страны в целом.

Долина Еннома
Долина Еннома

В Ветхом Завете Гинном употребляется один-единственный раз. Как сообщает Иеремия 7:31, в поздний период Первого Храма здесь находился Тофет, где некоторые цари Иудеи устраивали жертвоприношения божеству Молоху, сжигая детей. Поэтому пророк Иеремия наслал на всю округу проклятие: "Посему вот, наступают дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом и долиною сына Енномова, но долиною убиения". В Новом Завете же слово "Геенна" упоминается 12 раз устами Иисуса Христа, как описание противоположности жизни в Царстве Божиим/Небесном (Марка 9:43–48 ).

Начиная со II в. до н. э. Геенна стала символом загробного воздаяния за грехи после Судного Дня, а потом это понятие и вовсе сделали синонимом Ада. В некоторых случаях христианская Библия называет Геенну местом, где и душа, и тело могут быть уничтожены в «неугасимом огне», согласно синоптическим Евангелиям от Матфея 10:28 и Марка 9:43. Также Геенна - это реальное место, где люди сжигали мусор, поэтому там всегда горел огонь (информация о том весьма противоречива). Тела тех, кого считали умершими во грехе без надежды на спасение (например, людей, покончивших жизнь самоубийством), были брошены туда на уничтожение.

Геенна Огненная
Геенна Огненная

Слово "Ад" появилось благодаря трудностям перевода. В Септуагинте (древний перевод Библии на греческий язык) еврейский Шеол стал отождествляться с Гадесом/Аидом (греч. ᾅδης) из-за невероятного сходства между ними - и то, и другое - подземный мир, населённый душами умерших и имевший в себе как Повелителя, так и Ангела Смерти, приходящего в определённый час за человеком на смертном одре. В Септуагинте Шеол также стал ассоциироваться и с Тартаром (греч. ταρταρώσας;), согласно его концепции места кары провинившихся после смерти во времена Римской Империи. В английском языке слово «Аид», позаимствованное из греческого пантеона богов и лишённое одной буквы посередине, впервые появляется около 1600 года нашей эры как транслитерация греческого слова "adis" (греч. «ᾅδης») в строке "Символа веры": «Он сошел в ад». Также есть версия, что современное английское слово "Hell" происходит от древнеанглийского "hel" или "helle", которое было впервые засвидетельствовано около 725 года нашей эры для обозначения мира мертвых.

Царство, в которое , согласно Новому Завету, спустился Иисус Христос, некоторые христианские богословы также называют "лимбом" - состояние тех, кто умирает в первородном грехе. А чуть позже, уже в Средневековье, "Адом" стали величать состояние тех, кто окончательно проклят. Другое, более известное слово - "Инферно"- происходит от латыни. Слово "infernus" или "infernum" встречается в Вульгате и также означает "обитель мёртвых". Оно появилось как эквивалент греческого Аида. Ну. а дальше переводчики и развитие концепции сделали своё дело.

6969
85 комментариев

ТЛ;ДР:
Никак не могу разобраться с главным концептом - Бог был одинок, создал вселенную, потом человека. А откуда ангелы взялись, змей искуситель и нахрена? Ну типа скучно - сделал человека, ок. А ангелов нахрена делать? А человека нахрена, если уже сделал ангелов и демонов, и они рубятся на потеху?

4
Ответить

Никак не могу разобраться с главным концептом

Ну так, если интересно, надо изучать вопрос, а не сидеть и вопрошать на DTF

3
Ответить

в современном состоянии религии это следует воспринимать как не связанные между собой сюжеты, выдуманные в разные время

эдакая мультивселенная, где Сатана одновременно и ангел Божий, и владыка Ада, и царь Земли, и узник Тартара - и все это как бы один и тот же Сатана, но в то же время нет

5
Ответить

Слишком много вопросов. Иконы покупал бы лучше!

2
Ответить

Ангелы изначально были сыновьями верховного ханаанского божества Эля - Бенэ Элохим. Примчался из ниоткуда Яхве, его приняли в сонм этих богов, и он их потом всех собой вытеснил и сверг по одному, а имена (Эль) себе захапал. А Бене Элохим понизили до ранга ангелов, да и крыльев они не имели никогда - с крыльями их стали изображать позднее, аргументируя это как метафору их служения Богу и списав образ с греческой Богини Победы Ники/Виктории, которая также изображалась крылатой. А уж потом пошло-поехало. Со змеем история другая, да и с Сатаной он не отождествлялся.

Ответить

Демонов то раньше не было. Они появились позже, и то лишь с принятием концепции Падшего Ангела.

Ответить

Там вообще, если закопаться глубже в вопрос, то будет ересь еретическая))
Это если оглядываться на современные трактовки христиан и мусульман.

В старом варианте и Ангелы с демонюками такие, что им место в Киберпанке.
И концепция реинкарнации в полный рост, после того, как ты "отсидишь" в Аду свой срок, либо надоест тусить в Раю.
И многое, многое другое.

2
Ответить