Геймдев по-питерски: грант ИРИ, нейросети и фотографии голодных детей

Поучительная история о том, как взять деньги у государства, сделать игру и не сойти с ума.

Геймдев по-питерски: грант ИРИ, нейросети и фотографии голодных детей

Два с небольшим года назад в одно не самое прекрасное февральское утро я проснулся, сладко потянулся, протер глаза. Потом оделся и пошел чистить зубы, привычно прихватив с собой смартфон. Открыв Телегу, я моментально забыл про цель своего визита в ванную и ошеломленно смотрел на разрывающиеся от напора постов ТГ-каналы. В тот момент я еще не подозревал, что поиск нового офиса для недавно собранной команды станет одной из самых мелких проблем на ближайшие пару лет.

Два с небольшим года назад мы были молоды (как команда) и полны энтузиазма поднять на ноги активную инди-студию и делать бодрые игры. В активной разработке находился платформер про Блокаду Ленинграда, и параллельно мы ваяли прототип динамичного экшена про борьбу с нечистью в вымышленном стимпанк мире. К сожалению, в несколько следующих месяцев день за днем приходили лишь плохие новости, и к концу лета состав команды сократился до нескольких человек, работа над проектами была заморожена.

Почти год студия находилась в состоянии глубокой комы, оставшихся членов команды активно хантили крупные компании, а я бегал по выжженному полю инвестиций в РФ-геймдев в тщетных попытках найти хоть какие-то признаки жизни. Мы фрилансили, перебиваясь непостоянными заказами, и надеялись на что-то. Горизонт планирования стал короче, чем жизнь сотрудника класса D.

И тут друг за другом посыпались новости о том, что государство не даст врагам убить отечественную IT-индустрию (и геймдев, как ее небольшую часть). Гранты, льготы, всесторонняя поддержка – с высоких трибун было произнесено немало громких слов. К делу подключили теперь уже хорошо известный ИРИ, который взял под свое крыло несколько отечественных проектов. И мы решили попробовать копнуть эту тему поглубже и подали заявку на грант…

Геймдев по-питерски: грант ИРИ, нейросети и фотографии голодных детей

Я не буду описывать, как устроена работа с ИРИ – материалов об этом уже хватает. Не буду срывать покровов с принципов распределения грантов – свечку не держал, доступа к секретным документам не имею. Скажу лишь, что мы запрашивали небольшой грант, и нам никто никаких “предложений” не делал. Нас попросили немного доработать поданную заявку, затем пригласили на очную защиту, после чего еще через пару недель мы получили письмо о том, что грант одобрен.

По секрету скажу, что мы подавали 2 заявки (правилами конкурса разрешалась подача до 3 проектов от одной команды, из которых одобрить могли не более одного): на небольшой грант для игры про Блокаду Ленинграда и на более крупный (хоть и тоже скромный) грант для игры в жанре экшен-детектива. Вторая заявка не дошла даже до стадии очной защиты.

В правилах проведения конкурса описаны критерии оценки заявок. Эксперты присваивают баллы за соответствие проектов тому или иному критерию. К сожалению, после завершения конкурса эти оценки нигде не публикуются, и даже нельзя узнать, чего не хватило твоей заявке, чтобы доработать ее и податься на следующий конкурс. Поэтому для нас осталось загадкой, почему первая заявка получила поддержку, а вторая – нет.

Геймдев по-питерски: грант ИРИ, нейросети и фотографии голодных детей

Следующий месяц ушел на согласование с ИРИ условий договора, дорожной карты, графика платежей за сданные майлстоуны. Если кто не знает: сначала ты сдаешь часть работы, затем ИРИ ее проверяет, дает фидбэк и т.д., и только после одобрения полученного материала ИРИ проводит оплату за эту часть работы. Сначала нам вообще предложили разовую оплату после завершения разработки. К счастью, удалось согласовать более адекватный график платежей, т.к. работать на полную ставку порядка 7 месяцев без оплаты в надежде потом получить оплату – так себе идея.

Были трения с ИРИ в процессе работы? Да, но не шибко больше, чем при любой разработке на чужие деньги. Есть ли в ИРИ бюрократические заморочки? Само собой, это же государственная контора со своими строгими правилами. Навязывает ли ИРИ свое видение проекта? Нет, за время разработки нам лишь пару раз дали рекомендации по небольшим визуальным правкам. Довольны ли мы опытом работы с ИРИ? Пока рано говорить об этом, ведь нам еще предстоит выполнить требования по KPI и сдать отчетность. Но об этом поговорим чуть ниже.

Геймдев по-питерски: грант ИРИ, нейросети и фотографии голодных детей

Команда, с некоторой долей опасений, принялась за работу. Жесткие ограничения по бюджету, по срокам, по немногочисленным оставшимся членам команды, по требованиям соответствия итогового проекта заявленному на конкурс привели нас к решению сменить жанр проекта. Когда мы начинали разработку за счет собственных средств, мы экспериментировали, заменяли одни механики другими, пробовали разные инструменты. Теперь же нам надо было за строго фиксированное время выполнить строго прописанный в договоре объем работ, поэтому мы переформатировали концепт проекта. Теперь это не платформер, а визуальная новелла с мини-играми.

Мы оставили без изменений канву сюжета и ключевых персонажей, при этом значительно расширили роль второстепенных персонажей. Значительная часть рефов уже была собрана, так что нашим художницам не пришлось повторно проходить через такое морально сложное действо, как просмотр сотен архивных фотографий и видео, демонстрирующих ужасы Блокады: разрушенные дома, истощенные дети, многочисленные трупы на улицах и многое-многое другое.

Поскольку часть подготовительной работы была проделана еще до заморозки проекта, то требовалось только разобраться в том, как собрать диалоговую игру на Unity, пересобрать сцены, написать механики для мини-игр, а затем усиленно наращивать контент, главу за главой. График работ был расписан на 7 месяцев с точностью до недели. Мы уложились в срок, хоть и застревали пару раз на сдаче майлстоунов. Каких-то солидных факапов во время разработки не случилось, и надеемся, что обойдется без них после релиза.

Подробно описывать игру в данной статье вряд ли имеет смысл – вы ведь здесь не за этим. Скажу лишь, что создавать проекты по таким сложным темам – это путь, вставать на который надо осознанно. Мы принимались за “Бессмертную Симфонию” потому, что хотели внести свой, пусть и небольшой, вклад в дело сохранения исторической памяти об одном из самых страшных периодов в мировой истории. Получилось ли у нас что-то годное – это решать вам.

Будем ли мы продолжать заниматься проектами на серьезные темы? В немалой степени это зависит от результатов “Бессмертной Симфонии”. К декабрю этого года нам надо набрать количество пользователей, прописанное в договоре. В противном случае нам может прилететь штраф от ИРИ в размере, который приведет к закрытию студии. Чего нам ты точно не хотелось. Так что надеемся на вашу поддержку.

Геймдев по-питерски: грант ИРИ, нейросети и фотографии голодных детей

Игра будет распространяться бесплатно в Steam и VK Play. Ни внутриигровых покупок, ни сезонных пропусков, ни лутбоксов и т.п. способов монетизации. Хоть игра содержит сцены с вариативностью, в целом, сюжет является линейным и приводит к одной концовке. Прохождение игры с чтением диалогов, внутриигровых текстов и небольшим подтупливанием в мини-играх занимает порядка 3 часов.

Надеемся на вашу поддержку.

Играть бесплатно в загнивающем Steam:

Играть бесплатно в цветущем VK Play:

Геймдев по-питерски: грант ИРИ, нейросети и фотографии голодных детей

Вот как-то так заканчивается мой недолонгрид. Надеюсь, что месяцы усердной работы не пропадут, как…

PS: на этом моменте въедливый читатель с хорошей памятью может спросить: “А что насчет нейросетей, указанных в заголовке статьи?” А я похвалю наблюдательность этого уникума и прямо отвечу, что мы пока наблюдаем за развитием нейросетей со стороны и применяли их лишь пару раз, когда геймдизайнеру надо было запрототипировать механики для мини-игр – помог ChatGPT. Может быть со временем начнем применять их в большем объеме, но пока мы от них так же далеки, как любители криптохомяков от списка Forbes.

3838
11
76 комментариев