Марафон серии Halo. Эпоха 343 Industries. Часть 1
Halo Evolutions Motion Comics
Halo франшиза американская, так что рано или поздно по ней обязаны были выйти комиксы. И вышли. В большом количестве. Но я пока не настолько преисполнился восхищением к такому виду продукции, поэтому ограничился просмотром версии для ленивых. Встречайте, анимированные комиксы!
Во франшизе всего четыре таких произведения. Причём все они основаны не на комиксах, а на рассказах и, не поверите, стихотворениях, которые в 2009 году вышли в составе антологии Halo: Evolutions – Essential Tales of the Halo Universe (с англ. Halo: Эволюции – Ключевые истории вселенной Halo).
Всего в сборнике восемнадцать историй с редкими иллюстрациями. На русском не издавался. Анимированные комиксы, разумеется, тоже на великий и могучий никто не переводил. Зато посмотреть их можно без особых проблем на том же Youtube. Я же, специально для вас, перевёл короткие их отрывки для этой статьи.
Среди авторов нет прям уж каких-то заметных творцов, хотя один товарищ набрал достаточно приличное число важных литературных наград для фантастов. В основном, это писатели специализирующиеся на написании книг по различным франшизам. И сотрудники самой 343 Industries. К счастью, те, кто и отвечает за лор и сюжеты вселенной Halo. К несчастью, они сотрудники 343 Industries.
В предисловии к антологии Фрэнк О'Коннор, бывший ответственный за всю франшизу, через предложение сравнивал книгу с кухней, а рассказы в ней – со всякими вкусняшками. Кулинарные сравнения – запрещённый приём, поэтому и мне пришлось почитать рассказы, но только те, которые потом превратили в анимированные комиксы. Забавно, но из четырёх, скажем так, экранизированных работ, три оказались за авторством сотрудников 343i.
The Return
Одна из историй – The Return (с англ. Возвращение), где повествование скачет по двум временным отрезкам жизни безымянного элита.
Её автор Кевин Грейс. Трудился этот товарищ менеджером по франшизе в нашей с вами 343i. Но успел отметиться в Halo 3 и Halo 3: ODST. А если вам понравились терминалы в переизданиях Halo 1 и 2, то радуйтесь, это тоже его работа. Ну и самое весомое его достижение, на мой взгляд, он нарративный дизайнер Halo Wars 2.
Но вернёмся к нашей одинокой ящерке. В звании Шипмастера (что-то вроде ковенантского варианта адмирала) он руководил осадой людской колонии Холо (Kholo в оригинале). Это как раз один из временных отрезков. Второй – Безымянный уже после войны шатается по этой же колонии, но уже остеклённой.
Познавательная минутка. Остекление (или Застекление) что-то вроде экстерминатуса из вселенной Warhammer 40000. Корабли Ковенанта буквально выжигают планеты землян, да так, что камни плавятся до состояния стекла. Причём делали это, по-видимому, довольно искусно. Шипмастер из нашего рассказа умудрился выжечь на поверхности планеты ковенантский символ "вера".
Элиты вообще довольно религиозные товарищи. Вера – очень важный элемент их культуры. Эта вера должна была привести их к Богам, чью волю передавали им Пророки. Вот наш Шипмастер и отправился на место своей величайшей победы. И в поисках искупления. Не то чтобы его сильно терзали смерти многочисленных людишек, скорей его мучило то, что он служил Пророкам, которые были попросту лжецами. И весь путь, который прошёл он и его народ, оказался ложным.
В Богов, то есть Предтеч, элиты продолжают верить, но теперь не могут их слышать. И из-за этого, по их мнению, находятся на грани вымирания. Ведь они были у самого истока Ковенанта, то есть тысячи лет назад. И всё это время занимались почти только военным ремеслом. У них нет своих учёных, инженеров, технологий. Поэтому им и нужно найти новый путь к своим Богам. По крайней мере, так считает герой этого рассказа.
Судить чужие произведения, да ещё и написанные на не родном языке, занятие не благородное. Но и я далеко не Ноубл. Классно я ввернул, да? Ну так вот. На мой взгляд, рассказ уж точно не тот формат, где надо пару страниц описывать пустынные пейзажи планеты. Зато этот приём скрывает совсем уж прямолинейную историю, несмотря на флешбэки. Ну и проживающий в Испании художник, скрывающийся за псевдонимом One, благодаря куче описаний смог неплохо визуализировать саму историю. Правда, некоторые анимации уж совсем печальные. Ну и стиль на любителя.
Правда в комиксе, почему-то, опустили самую, на мой взгляд, интересную деталь рассказа. А именно, отношение элитов к людям. Например, Шипмастер описывает архитектуру человечков как невнятную и недолговечную. А их технологии – как неказистые, но неожиданно надёжные. И удивляется способности людей сражаться до конца, когда их загоняют в угол.
Я только приветствую взгляд на мир Halo глазами кого-то из Ковенанта. Поэтому, в принципе, рассказ мне был интересен. Но уж точно не его художественная составляющая. То же касается и комикса. Хотя здесь есть неплохая такая аллюзия. Это когда наша ящерка должен пересечь собственноручно им выжженный символ "вера", чтобы добраться до своей цели.
Midnight in the Heart of Midlothian
Следующая история – Полночь в Сердце Мидлотиана (Midnight in Heart of Midlothian). Рисовал её и анимировал, опять же, One, а вот написал Фрэнк О'Коннор. Да, тот самый босс всей франшизы Halo.
Как я уже писал в обзоре Halo Legends, Фрэнк шотландец, поэтому и рассказ у нас назван с прямым намёком на шотландскую классику. У меня, правда, заглавие больше ассоциируется с футбольным клубом из Эдинбурга Heart of Midlothian. Эх, прекрасная у меня там карьера была в Football Manager 2014. Забавно, но Heart of Midlothian, это любимая команда Фрэнка.
Более же культурно подкованные товарищи скорей вспомнят роман Вальтера Скотта "Эдинбургская темница". Который в оригинале, разумеется, называется Heart of Midlothian. В рассказе же так гордо именуется корабль.
Ключевых персонажа тут два. Первый – десантник Майкл Бэрд. Разумеется, он шотландец. И если в рассказе Бэрд почти никак не светит своим акцентом, используя в речи только довольно британские arse и bloody, то его комиксная версия во всю радует нас типичным для героев Храброго сердца говором.
Второй персонаж – ИИ Мо Йе. Выглядит она как классическая китайская бабуля. Очередной раз у меня возникают вопросы к Кортане по поводу её внешности. Ну и говорит она, если я ничего не путаю, тоже с акцентом, только кантонским.
Сюжет не то чтобы оригинален, если только в деталях. Наш бравый представитель ODST, вдруг узнаёт, что у него рак. И он понятия не имеет, что это такое. К его счастью, эту гадость полностью научились лечить ещё в двадцать втором веке. Ему нужно всего лишь пройти простую процедуру и поваляться пару дней в отключке. Естественно, пока он дрых в медотсеке, корабль неожиданно на абордаж взяли силы Ковенанта. И всех порезали.
Так два наших героя остаются единственными выжившими на корабле. Спящего Бэрда тупо не обнаружили, а ИИ отключили от корабля и лишили почти всех функций, ей только удалось оставить часть себя в медотсеке.
Так что бравой десантуре надо не дать злобным инопланетным карасям и черепашкам узнать местоположение Земли. А найти его можно в навигационном компьютере. Пока Ковенант пытается взломать этот чудо-девайс, десантник и мудрый ИИ разрабатывают план, как им помешать.
Первый план воплотить не удаётся, но у шотландцев всегда есть план Б. Разумеется, в духе спартанцев. Так что конец немного предсказуем. Но не обошлось без шуточек ИИ.
В литературном плане – ничего интересного. Единственное, я понял, что Фрэнк очень любит слово "объём" (bulk, в оригинале). Зато в визуальном плане комикс выполнен совсем в другом стиле, более грубом. На мой взгляд, One очень хорошо в таком угловатом рисунке передал характер твердолобого шотландского десантника.
The Mona Lisa
Самый же длинный анимированный комикс получил рассказ Мона Лиза. Целый час нам будут показывать историю об очередном космическом корабле, не подающем признаков жизни. Назвали его, внезапно, в честь картины да Винчи. Рисовал всю эту кровавость, опять же, наш друг из Испании One.
В антологии Мона Лиза – самое большое произведение. Если судить по нашим меркам, то это повесть. Если по английским, то это новелла. Короче, ещё не роман, но уже и далеко не рассказ. Его авторы Тесса Кам (серьёзно, по-английски её имя звучит как Tessa Kum) и Джефф Вандермеер.
Если про мадам Кам даже в антологии говорится, что она пишет целыми днями и, в общем-то, всё, то Вандермеер ещё до написания Мона Лизы умудрился пару раз ухватить Всемирную премию фэнтези, а после номинировался на Хьюго и Локус, а Небьюла даже выигрывал. Да, в последнее время их дают, такое ощущение, за коммерческие успехи, а не писательские. Но сам факт.
Вернёмся к нашему комиксу. Навороченный корабль UNSC Красный конь сам незнамо зачем патрулирует область около разбомбленного кольца из Halo 1. Среди обломков, дрейфующих в космосе, его команда вылавливает спасательную капсулу. Челик, оказавшийся внутри неё, вылил из себя литры крови, но, несмотря на сей прискорбный факт, успел сообщить местным морпехам, что он сбежал с корабля Мона Лиза.
Местный ИИ, Ребекка, нарядившаяся как феминизированная версия греческого бога Ареса, быстренько вычисляет, где этот корабль и какого он класса. Мона Лиза оказалась тюремным судном. Бравым морпехам приказано высадиться на него и разобраться, что к чему.
Если вы смотрели/читали/играли в любое произведение с хоррор налётом и космическим кораблём, то примерно уже знаете, чего ожидать от рассказа/аникомикса. А если ещё и вдруг знакомы с Halo, то и подавно. Непонятно, чего так с интригой тянуть.
Комикс и повесть очень сильно отличаются в деталях. Атмосферу, такую гнетущую, авторам удаётся создать в обоих случаях, но она постоянно рассеивается именно в комиксе после реплик местного сержанта. Бабца настолько непробиваема, что происходящее на корабле её не особо задевает. Как будто с детишками вышла погулять в торговый центр.
В новелле же много времени уделяется мыслям героев. От того сержант не кажется такой уж каменной. В некоторых моментах она расчетлива и понимает, кем можно пожертвовать, если вдруг дело запахло жаренным. В некоторых, чувствует такие же эмоции, как и её солдаты, но просто не даёт им выйти наружу. Если в комиксе она просто не в восторге от вышестоящих чинов и Ковенанта, то в повести у неё на это есть чёткие причины.
Теряет и небольшая линия капитана Красного коня, который, по факту, отправляет морпехов на суицидальную миссию. В комиксе, кажется, что ИИ Ребекка просто голос разума, хоть у неё и есть кое-какая секретная информация насчет происходящего. У неё нет чувств, от того она может оценить ситуаций гораздо точнее капитана. В повести же она, буквально, командует капитаном, так как приставлена к нему флотской разведкой.
В угоду хронометражу сократили и состав морпехов, отправленных на Мону Лизу, но это сказалось только на уровне жестокости.
Основные же персонажи все в строю. Помимо сержанта ещё один значимый герой – медик Бенти. Опять же, в повести у неё много мыслей по поводу происходящего и одного из членов её отряда, который окажется местным вотэтоповоротом.
В комиксе же вотэтоповорот дают буквально в лоб. Я бы на месте авторов анимированных картинок провернул фишку из экранизации Турецкого Гамбита, когда шпион в фильме и книге отличался. Но лучший момент повести и комикса – появление Генри.
Это здоровенный элит, который, как и часть его сородичей, оказался среди заключённых на Мона Лизе. Этот факт здорово удивил морпехов, так как общеизвестно, что земляне Ковенант в плен не берут.
Генри своё имя получил от одного заключённого, которому он помог во время распространения Флуда. Оказалось, появление орд зомби на корабле – дело рук той самой флотской разведки – ONI.
В целом, комикс значительно уступает в проработке повести. Это просто прямолинейный хоррор. Новелла же немного глубже. Здесь есть недовольство солдат командованием, есть принятие сложных решений этим самым командованием, да и сами персонажи более проработанные. Но, самое главное, Генри всё равно доберётся до финальных титров в обеих версиях.
Пусть финал для него открытый, но все мы понимаем, как эта схватка закончится.
Headhunters
Конечно, Halo без спартанцев не совсем Halo, поэтому и эти клёвые ребята получили свою порцию движущихся картинок. На этот раз только двое из них. Они относятся к редкому классу Охотников за головами (Headhunters, также называется и сам рассказ).
Автор рассказа Джонатан Гофф. Да, в то время он тоже был сотрудником 343i. Но, интересно другое. Обычно в мире Halo один путь, из Bungie в 343 Industries. Но он умудрился сделать наоборот. Так, бывший вояка (Гофф служил в ВВС США) своим пером/стилусом/ручкой наваял сюжетов обеих Destiny. А потом вернулся в Microsoft, сочинять истории злодеев в Crackdown 3.
Но вернёмся к спартанцам. Это ребята из третьего поколения Роланд-B210 и Джона-B283. Как было сказано выше, они Охотники за головами. Их тренировкой занималась вездесущая ONI. Набирали парней из новообращённых Спартанцев-III, потом оценивали их совместимость и определяли в пары. Обычно таких солдат было всего 16 на всю людскую армию.
Их задача, творить хаос где-то в глубоком тылу врага. Причём выживание команды абсолютно необязательно. Такой расклад их не смущал. Как у их старших братьев, Спартанцев-II, долг для них первостепенен, за ним же сразу идёт верность.
Ещё одно отличие Охотников за головами от обычных спартанцев в их обмундировании. ONI испытывает на них свои последние примочки. В основном, это обратная разработка технологий Ковенанта. Так Роланд и Джона – обладатели уникальных (на то время) визоров, помечающих врагов (как, например, в шлеме у ODST), а костюм Роланда ещё оснащён активным камуфляжем.
Наших героев закинули прямо в хвост Ковенанту. Их задача – хорошенько разворошить несколько лагерей вокруг очередных раскопок альянса, ослабив тем самым оборону противника для последующей атаки уже крупными силами Спартанцев-III. Как ни странно, всё, относительно, идёт по плану.
Опять же тут нам показывают культуру элитов. Максимально унизить и как можно более кроваво убить врага для них – милое дело. Ну что же. Спартанцы такие правила игры принимают. При этом сами элиты такие подлые трюки в свою сторону терпеть не готовы.
Заканчивается миссия, скажем так, моральной победой людей. Джона осознаёт, что инопланетный альянс боится спартанцев. Ковенант готов снимать свои лучшие силы с передовой, чтобы разобраться с горсткой суперсолдат.
Строго говоря, эта работа не совсем анимированный комикс. Здесь нет классической раскадровки. Охотники за головами, скорей, сильно обделённый кадрами мультфильм. Местами красивый. Ну и стиль его заметно отличается от трёх предыдущих работ. Нашего друга из Испании, наконец, отпустили и дали поработать аниматорам из MoreFrames.
Рассказ почти без изменений перенесли в новый формат. Чуть сократили историю подразделения Охотников за головами, чуть убрали личную историю Джоны и его философские беседы с Роландом. Так что если рассказ не прочитаете, то ничего не потеряете. Почитайте лучше других Охотников за головами. Автора Ю Несбё. Или посмотрите. Там Джейме Ланнистер играет.
В принципе, мне приглянулся другой взгляд на вселенную Halo. Более кровавый, менее пафосный, но и пустоватый. Из рассказов только Мона Лиза способна на какие-то литературные подвиги, но этот факт ставит в неловкое положение одноимённый аникомикс. Зато другие истории неплохо работают в симбиозе литературы и комикса. Хотите отвлечённые неформатные истории о любимой вселенной? Можно заценить. Не хотите? Не страшно, много не потеряете.
Вторая часть лонгрида ниже:
чет мальца удивился, что хало комиксы есть.
Мало того, там есть целый графический роман.
Хех, самая незаметная часть франшизы меньше всего отклика собирает даже в формате статьи. Прочитал как всегда с удовольствием, спасибо