Экспедиция в Хребты Безумия. Часть 2: Дель Торо (и не только)

Экспедиция в Хребты Безумия. Часть 2: Дель Торо (и не только)

«Изгой и другие истории» Говарда Лавкрафта были его первой самостоятельно купленной книгой. Книгой, которая изменила его жизнь.

Обложка того самого сборника
Обложка того самого сборника

В те годы Гильермо был простым мальчишкой, обитающим с религиозной бабулей в мексиканском городке Гвадалахара, также известном как Город роз. Со сверстникам он не особо ладил, зато обожал старые фильмы – вроде «Планеты вампиров» или «Нечто из иного мира».

Постеры фильмов «Планеты вампиров» и «Нечто из иного мира»
Постеры фильмов «Планеты вампиров» и «Нечто из иного мира»

А ещё он мечтал снять свой фильм. Фильм по одному из произведений, оказавшемуся в том самом судьбоносном сборнике. Фильм по «Хребтам Безумия» Говарда Лавкрафта.

Поэтому когда в начале девяностых Джеймс Кэмерон спросил начинающего режиссёра о проекте мечты, Гильермо назвал именно этот проект. И тогда же засел за первый драфт сценария.

Однако… Давайте не будем торопиться. И вспомним, каковы были успехи на поприще экранизаций Лавкрафта к тому моменту?

Постеры фильмов "Заколдованный замок" и "Данвичский ужас"
Постеры фильмов "Заколдованный замок" и "Данвичский ужас"

Начал всё мастер снять что-то интересное за пригорошню центов Роджер Корман. В 1963 году он выдал «Заколдованный замок» с Винсентом Прайсом. И хоть формально было указано, что это экранизация Эдгара По, на деле же постановка по мотивам лавкрафтовского «Случая с Чарльзом Декстером Уордом».

Следующими постановками стали адаптация «Цвета из иных миров» с Борисом Карлоффом (под названием «Умри, монстр, умри»), вышедшая в 1965, адаптация «Снов в Ведьмином доме» с тем же Карлоффом, а также Кристофером Ли и Барбарой Стил (под названием «Проклятие багрового алтаря») в 1968 и «Данвичский ужас» с молодым ещё Дином Стокуэллом.

Хоть Корман снял и не всё из вышеперечисленного (чаще выступая продюсером), именно его видение и отпечаталось на большинстве последующих экранизаций: что-то интересное, дешёвое, но абсолютно лишённое лавкрафтовской атмосферы.

У Кормана этот ход подсмотрели вездесущие в те годы итальянцы. Так фильмографию лаврафтовских адаптаций пополнили «Остров амфибий» (1979) и «Дом на краю кладбища» (1981). И, справедливости ради, картину Фульчи стоит похвалить – на тот момент она была одной из немногих наиболее близко подошедших адаптаций – в плане атмосферы.

Постеры фильмов "Остров амфибий" и "Дом на краю кладбища"
Постеры фильмов "Остров амфибий" и "Дом на краю кладбища"

Однако эпоху итальянцев очень быстро завершил «Реаниматор», вышедший в 1985 году.

Постер фильма "Реаниматор"
Постер фильма "Реаниматор"

Картина Стюарта Гордона весьма отличалась от первоисточника – вплоть до переноса действия в наше время, - однако при этом сумела оставить в себе что-то от Говарада Филлипса. Что привело к успеху и дальнейшему сотрудничеству режиссёра и актёров Джеффри Комбса и Барбары Крэмптон. Так появились «Извне» (1986) и «Урод в замке» (1995).

Но не Гордоном единым был пополнен список фильмов по Лавкрафту.

Постеры фильмов "Невыразимый ужас", "Восставший" и "Гемоглобин"
Постеры фильмов "Невыразимый ужас", "Восставший" и "Гемоглобин"

Наиболее заметными экранизациями тех лет являются дилогия «Невыразимый ужас», антология «Книга мёртвых», а также «Воскресший» - снятый Дэном О'Бэнноном. Тем самым, который перед смертью сказал, что ближе всего приблизился к переносу духа произведений Лавкрафта в «Чужом». Он же, к слову, в 1977 помог Гигеру выпустить его артбук «Некрономикон».

"Некрономикон" Г. Гигера (1977)
"Некрономикон" Г. Гигера (1977)

Но вернёмся к Дель Торо. К моменту написания им первого драфта «Хребтов Безумия» последней более-менее нормальной адаптацией Лавкрафта был «Гемоглобин» 1997 года с Рутгером Хауэром. Смог ли Гильермо лучше? Вопрос спорный.

По заверению очевидцев, первая версия сценария была больше похожа на смесь «Агирре, гнев Божий» и «Мумии», поскольку даже события были перенесены в Центральную Америку и крутились вокруг древнего индейского захоронения.

Смотрю и вспоминаю недавний "Круиз по джунглям"
Смотрю и вспоминаю недавний "Круиз по джунглям"

Благо, в следующей версии, над которой он работал со своим соавтором по «Мутантам» и (позднее) «Багровому пику» Мэттью Роббинсом, сюжет вернули в полярную местность. Однако, мы торопимся…

Ожидаемо, что с постановкой первой версии ничего путного не вышло – ни одна студия не хотела вкладывать большие деньги в молодого режиссёра, решившего экранизировать автора дешёвых (как казалось студийным боссам по прежним адаптациям) ужастиков.

Ситуация изменилась в 2000 году, когда Дель Торо нанял Майкл Де Лука, чтоб Гильермо снял сиквел «Блэйда». Для режиссёра это была важная встреча, ведь именно Де Лука перед этим написал сценарий «В пасти безумия» - фильма, который не являясь прямой экранизацией, максимально точно переносил на большие экраны дух Лавкрафта. Поэтому неудивительно, что после успеха «Блэйда 2» Гильермо предложил DreamWorks «Хребты Безумия». Проект тогда поддержал даже Спилберг, правда потом он пропал с радаров, уйдя в свои проекты, Де Лука сменил студию, а всем остальным на проект оказалось совсем плевать.

Тогда Гильермо предложил их с Роббинсом сценарий Warner Bros., но студия не была готова профинансировать этот проект – их смутил бюджет, а также полное отсутствие любовных линий и хэппи-энда.

Иллюстрация к "Хребтам Безумия"
Иллюстрация к "Хребтам Безумия"
Сцена вскрытия из "Хребтов Безумия"
Сцена вскрытия из "Хребтов Безумия"

И вот наступает 2010 год. Дель Торо и Кэмерон вновь пересекаются на вручении премии «Сатурн» и вновь обсуждают планы: Кэмерон твердит о грядущих частях «Аватара», а Дель Торо рефлексирует на тему «Хребтов». Джеймс решает подбодрить друга – и предлагает совместными усилиями снять фильм.

Кэмерон и Дель Торо
Кэмерон и Дель Торо

Дель Торо переписывает сценарий вновь, Кэмерон заявляет, что зрители не видели ничего подобного со времён «Чужих», Universalпытается диктовать свои правила, кастинг-директор выбирает исполнителя главной роли между МакЭвоем и Пайном…

Кандидаты на главную роль
Кандидаты на главную роль

Бум! Проектом начинает интересоваться Том Круз!

Том Круз машет ребятам - в этой гонке они ему не конкуренты
Том Круз машет ребятам - в этой гонке они ему не конкуренты

Студии готовы выделить больший бюджет, но всё ещё не рады рейтингу R. ILM создаёт ту самую сцену-визуализацию. Дель Торо высматривает подходящие локации…

Все уже видели

Начало 2011 года. Гильермо вылетел на Аляску, чтоб посмотреть несколько мест для съёмок. Сотрудник студии по телефону сообщает, что проект «Хребты Безумия» отменён – Universal не готова согласиться на бюджет в 160 миллионов долларов и рейтинг R.

И буквально следом подтверждается другое опасение Дель Торо – «Прометей» Ридли Скотта перенёс на экран ту идею, которую Гильермо хотел выделить в своём фильме: человек – всего лишь одно из созданий более древней и мудрой внеземной цивилизации («Всего лишь космическая шутка», - так Гильермо сформулировал этот тезис на встрече с поклонниками). Теперь «Хребты» даже если выйдут, то смотреться будут вторично…

"Прометей" ближе к Лавкрафту, чем кажется
"Прометей" ближе к Лавкрафту, чем кажется

Тем не менее, в 2014 году Гильермо решился на ещё одну попытку – в этот раз переговоры велись с Legendary, бюджет обговаривался заметно меньший, а о рейтинге выше PG-13 и речи не шло. Как и во всех предыдущих случаях, ничего не выгорело.

Иллюстрация к "Хребтам Безумия"
Иллюстрация к "Хребтам Безумия"

Конец 2022 года. На экраны выходит сериал, шоураннером которого выступил Дель Торо, а также анимационный фильм «Пиноккио». Гильермо выглядит бодрее – даже шутит на вечернем шоу Джимми Фэллона, - и охотно раздаёт интервью. Честно говоря, мне приятно смотреть на режиссёра и я благодарен за это Netflix – именно их стараниями Дель Торо снова ожил. Да, огонь в его глазах уже не столь яркий, как во времена первого «Хэллбоя», он уже не твердит о масштабных съёмках – скорее, наоборот.

Комикс-адаптация "Хребтов Безумия" от И. Кулбарда
Комикс-адаптация "Хребтов Безумия" от И. Кулбарда

В недавнем интервью Гильермо заявил, что вероятнее всего «Хребты» будут экранизированы, но в формате стоп-моушн анимации. Это перекликается с прежними заявлениями режиссёра об отказе от студийного эпика в пользу более камерной авторской истории. Но если взглянуть шире, то станет ясно, что перед нами снова тот самый мальчик из Гвадалахары, который просто хочет поделиться интересной историей с миром…

Считайте, что на этом постере юный Гильермо открывает для себя мир Лавкрафта
Считайте, что на этом постере юный Гильермо открывает для себя мир Лавкрафта

____

На этом пока всё. Информации собралось очень много для одной публикации, поэтому вместо изначально запланированных двух частей лонгрида будет три. В следующей я сравню произведение Лавкрафта со сценарием Дель Торо, а также разберу некоторые слухи, окружавшие процесс создания..

До скорого!

___

___

Для тех, кто пропустил первую часть

5050
20 комментариев

Какие же эти Боссы кинокомпаний очкуны и придурки. Кретины вбухивают в проигрышную повесточку, а человека неоднократно доказавшего свою годноту отфутболивают. Кретинизм и маркетинговое слабоумие.

4

Классика жанра.
Особенно если учесть, что одна из студий, отказавшись от "Хребтов", сделала ставку на "47 ронинов" и "Морской бой"..

2

Я так и не понял, где Дель Торо доказал прямо свою годноту неоднократно. Человек занимается красивой картинкой, а сюжетов и их подачи к нему в фильмы не завезли. Чаще всего это скука практически без всякой химии. Одной красивой картинкой сыт не будешь

Досадно за нереализованный потенциал произведений Лавкрафта. Стюарт Гордон всё; Ричард Стенли начал за здравие с "цветом из иных миров", закончил сами знаете как (карьера, с трудом реанимированная после "Острова Доктора Моро", похоронена)... Вот и "ребенок" Дель Торо никак не может воплотить свою детскую мечту (

1

Думаю, что нас ещё ждёт что-то хорошее по Лавкрафту.
А из нереализованного жаль ещё "Извне" от Нолана. Он переключился на "Интерстеллар" и режиссёрское кресло отдали сценаристу. Получился "Секретный эксперимент" - неплохо, но на любителя псевдодокументальных хорроров

1