«Хочу с вами работать!», или Об искусстве холодных писем

Как предложить свою кандидатуру и не отпугнуть работодателя.

Я ведущий звукоинженер студии Owlcat Games (Pathfinder: Kingmaker), разрабатывающей компьютерные ролевые игры. За последние несколько лет мне довелось получить разными способами (на рабочую почту, пересылкой от коллег, личными сообщениями в соцсетях) около сотни писем, в которых композиторы, саунд-дизайнеры и актёры предлагают сотрудничество.

Как можно догадаться, эти предложения высылаются не по запросу или в ответ на конкретную вакансию, а просто наудачу — в поисках новых деловых связей.

«<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.flickr.com%2Fphotos%2F91374488%40N07%2F8337105656&postId=601296" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Mailbox</a>» Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.flickr.com%2Fphotos%2F91374488%40N07&postId=601296" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">nick.amoscato</a>
«Mailbox» Автор: nick.amoscato

Такие письма принято называть «холодными»: это непрошенная корреспонденция с коммерческим предложением, которая рассылается адресно, а не массово по базе данных. Давайте посмотрим, как её воспринимают «с той стороны», что можно сделать, чтобы она лучше выполняла свою задачу, и как избежать распространённых ошибок, способных подпортить первое впечатление.

Так как я рассматриваю в основном свой опыт, речь будет идти о специалистах в области аудио, но советы применимы и к другим направлениям.

Уровень 1: как рассылать

Для начала стоит помнить, что массовая рассылка писем с коммерческим предложением, если на её получение не давали предварительного согласия, является не только неэтичной, но и незаконной. Поэтому если вы и решили написать сразу в несколько компаний, соблюдайте несколько простых правил.

  • Не используйте программы или сервисы для массовых рассылок. Пишите со своего личного почтового ящика.
  • В строке «Кому» должен быть только один адресат, без добавления кого-либо ещё в копию. Нарушение этого может квалифицировать письмо как спам.
  • Тема письма должна обозначать суть предложения: чем вы можете помочь адресату. Если вместо этого в ней указано только что-то вроде «Музыка», «Имярек Имярекович, актёр» или «Хочу у вас работать», то письмо может не пройти даже простейший спам-фильтр.

Уровень 2: куда рассылать

Обычно у каждой компании есть почтовый ящик общего характера для предложений или приёма резюме (в нашей студии, например, это job@owlcatgames.com). Это самый простой и действенный способ донести информацию о себе тем, кому она может быть полезной: всё, что попадает в этот ящик, пересылается ведущим специалистам соответствующих направлений, и они уже принимают решение, стоит начинать переписку или нет.

Возможно, вы удивитесь, но очень много людей не пользуются этим способом. Нередко они предпочитают отправить своё предложение через личные сообщения на странице компании, оставить его в комментариях под постом, или даже выслать его в ответ на вакансию, которая никак для этого не подходит:

«У вас открылась вакансия графического дизайнера, а не нужен ли вам композитор?»

«Решил откликнуться на вакансию младшего программиста! Я не пишу код, но я очень люблю ролевые игры и закончил курсы по саунд-дизайну — может, у вас что-то найдётся для меня?»

«Привет, есть предложение, напишите мне в личку».

Делать так категорически не стоит. Во-первых, ни коммьюнити-менеджеры, ни сотрудники других отделов студии не обязаны рассматривать предложения, которые не направлены на закрытие актуальной вакансии. Такие комментарии или письма могут без прочтения улететь в корзину, и тот человек, которому они могли бы быть полезны, их не получит.

Во-вторых, такими письмами и комментариями вы отвлекаете людей от их первоначальной цели — найти программиста или дизайнера, ответить на важные вопросы в комментариях, просто разобрать десятки или сотни личных сообщений. Даже если они и уделят время, чтобы переслать полученную информацию нужному специалисту, последний вряд ли будет рад вашему поступку.

Особый случай, который я считаю допустимым: найти аккаунт нужного специалиста в компании на LinkedIn и написать своё предложение ему лично. Это не отрывает других сотрудников от их занятий и сразу доносит вашу информацию до того, кому она в принципе может быть интересной.

Важно также помнить, что холодные письма не накладывают никаких обязательств по ответу. Если вы не получили никакой реакции на своё предложение, не стоит продолжать бомбардировать ящик студии или пытаться «продвинуть» своё письмо окольными путями — скорее всего, прямо сейчас компания просто не может ничего вам предложить.

Уровень 3: как предлагать

Итак, ваше предложение попало в ящик человека, который готов его прочитать. Как не дать ему потерять интерес при чтении первых же строк?

Когда вы пишете холодное письмо, помните, что его не ждут — по вашему профилю нет открытой вакансии, рабочие процессы в компании уже настроены, и пока что максимум, на что можно надеяться, что вас включат в них в близком или далёком будущем.

Из этого следует, что ваше письмо не должно ставить целью найти работу для вас в сию же минуту: это инструмент для создания потенциальных деловых связей, которые будут полезны обеим сторонам, и начинать нужно с того, что является важным именно для адресата письма, а не вас лично.

Структура письма должна работать максимально эффективно. Его главные задачи: 1) уведомить о том, чем вы можете помочь компании или её проекту в актуальных задачах; 2) предоставить подтверждение своих слов; 3) оставить контактную информацию. Также, если ваша ценовая политика уже сформирована, будет нелишним указать примерную стоимость вашей работы в диапазоне от простых до сложных заданий.

Давайте пройдёмся по первым двум пунктам немного подробней, так как они чаще всего страдают от слабых формулировок.

  1. Прежде, чем писать письмо с предложением, потратьте немного времени и изучите, где ваши знания/навыки пересекаются с деятельностью компании. То, что вы пишете хорошую музыку или умеете делать красивые звуковые эффекты, не интересно само по себе. Но если то, что вы делаете, является близким к проектам компании и способно, с вашей точки зрения, их улучшить или дополнить, то это достаточно хороший повод написать. Узнайте, в чём специализируется компания, какие у неё флагманские проекты — если ваши знания и опыт для неё актуальны, в случае успеха вы сможете достаточно быстро встроиться в процесс работы.

    В том случае, если совпадений мало (например, вы несколько лет делали звук для рекламы, а хотите найти работу в студии разработки игр), то подумайте, есть ли смысл отправлять письмо именно в эту компанию, и правильно ли вы себя позиционируете? Если в ней не существует стажировки или не открыта вакансия начинающего уровня, то маловероятно, что им понадобится контрактный сотрудник «на всякий случай», которого придётся ещё довольно долго переучивать под нужную специфику.

  2. Главным поводом начать обсуждение сотрудничества является не низкая цена и не большой послужной список, а примеры вашей работы. Ваш деморил (или его аналог) должен бить точно в цель и показывать в первую очередь то, что вы собираетесь предложить компании в качестве опытного специалиста.

    Если вы гордитесь своими невероятно атмосферно звучащими локациями, сделайте для них отдельный ролик. Если вы считаете, что вы, как композитор, можете справиться с большой компьютерной ролевой игрой, соберите видео с примерами подходящих по динамике сцен и покажите на них то, как ваша музыка делает их богаче и глубже. Это поможет не только сэкономить время читающего, но также и позволит ему оценить ваш «творческий почерк» и сделать предварительную оценку, насколько он сочетается с тем, что делают в компании.

    Даже если вы специалист широкого профиля и «делаете всё», будет лучше создать несколько тематических роликов и дать на них отдельные ссылки: авторам футуристичных шутеров не нужны примеры вашей работы над мобильными играми из категории «три-в-ряд», а создателям мобильных игр, в свою очередь, не очень помогут ролики с саунд-дизайном заставок для регионального телевидения. Главное правило: показывать сначала важное и направленное именно на проекты компании, в которую вы пишете.

Только после того, как вы рассказали, чем можете помочь компании, и показали актуальные примеры своей работы, имеет смысл переходить к списку проектов, дополнительным навыкам или индустриальным наградам (без лишнего усердия, можно ограничиться ключевыми пунктами). Это поможет оценить ваш опыт немного шире.

Суммирую всё вышесказанное: проявляйте заботу о времени получателя, для которого вы готовите холодное письмо. Сделайте своё предложение кратким, вежливым и актуальным — даже если оно не пригодится сегодня, к нему могут вернуться в другой день.

Уровень 4: как не стоит предлагать

Следующие пункты могут кому-то показаться очевидными, но на практике они случаются довольно часто. Основные моменты, которые способы испортить впечатление от письма:

  • Вы пишете историю своей жизни или живописуете в ярких эпитетах свою страсть к компьютерным играм на протяжении нескольких абзацев.

    С энтузиастами всегда приятно иметь дело, но, пожалуйста, не переусердствуйте с описанием событий, которые сподвигли вас написать письмо. Сохраните время читающего для самого важного — знакомства с вашими навыками и демонстрационными материалами.

  • Вы спешите сходу заявить, что вы точно знаете, как добиться наилучшего результата, и что ваша работы непременно оставит адресата в приятном удивлении.

    На самом деле, это мнение ничем не подкреплено: пока вы не познакомились с проектом «изнутри» и не обсудили заложенные в него идеи и эстетику с авторами, вы не знаете, как сделать его лучше. Попытка сходу «продать» себя на словах может сыграть не в вашу пользу.

  • Вы познакомились с проектом компании, пришли в ужас от некачественной работы и сгоряча пишете авторам о том, что у них всё плохо. Но вы-то понимаете, как надо делать, и вы можете сделать намного лучше — только дайте шанс.

    На самом деле, вы не знаете, какие причины повлияли на то, что проект вышел не идеальным, и с какими трудностями пришлось столкнуться авторам, которые совершенно точно не собирались выпускать своё детище с явными проблемами. Источником проблем можете стать и вы сами, заболев в сложный период или не сумев справиться с переделкой особо сложного участка игры в запланированный срок.

    Поэтому писать подобные слова категорически не стоит — максимум, можно вежливо предложить дать экспертную оценку в качестве первого шага по налаживанию связей.

Финал

Рекомендации, написанные выше, многим покажутся очевидными. Тем не менее люди, только начинающие свой профессиональный путь или пытающиеся поменять карьеру, часто не задумываются о том, как сделать этот процесс проще и эффективней.

У человека, который получил холодное письмо, есть буквально минута времени на то, чтобы охватить его взглядом, кликнуть по паре ссылок и посмотреть навскидку примеры работ. Если за это время вам не удалось сообщить ему ничего интересного для решения его задач, письмо уйдёт в корзину.

Если же вы смогли показать, что заинтересованы именно в проектах его компании, предлагаете актуальные навыки, показали подходящие примеры и выразили желание сотрудничать (разобраться в настоящих потребностях проекта и помогать их реализовать), то к вам, скорее всего, обратятся, когда будет подходящий случай. Например, именно благодаря хорошо составленным холодным письмам наша студия начала успешно работать уже с тремя внешними специалистами по саунд-дизайну.

275275
66 комментариев

Етить, сам Ейбог! Добро пожаловать!

32
Ответить

Кто не понял, тому желаю понять.

11
Ответить

Нужно понимать, что все порой работает и в обратную сторону. Иногда пишешь и на официальный почтовый ящик, и даже когда вакансия открыта, а тебе банально даже не отвечают простым отказом. И тут сидишь, и думаешь, то ли тебя не хотят брать, то ли просто банально в этот почтовый ящик никто не заходит. Поэтому люди и ищут альтернативные способы связаться с представителями компании.

17
Ответить

Знакомая ситуация. Иногда ответ тормозит потому, что потенциально интересных кандидатов довольно много и с каждым надо провести беседу, прежде чем выбрать кого-то и сообщить остальным об отказе — это может занять до месяца или больше.

Я думаю, что в таком случае имеет смысл запросить фидбек реплаем на своё оригинальное письмо (спустя 2-3 недели после того, как оно было выслано). Если компания активно ищет, она обычно не "теряет" людей, которые ей нужны.

3
Ответить

Подтверждаю - почти всегда серьезный разговор шел где напрямую общался с директорами или продюсерами, арт директорами. А через эйчаров, тишина в  основном - если конечно с этмм эйчаром ты лично не знаком :) 
хотя исключения тоже есть рокет джамп и воронежский мэйл ру. 

2
Ответить

В свое время пытался устраиваться в небольшие компании по разработке игр. Обычно даже не отвечают на письма, что в итоге оставило неприятное впечатление.

PS/оффтоп:
Удачи с новым Пазфайндером, очень жду.

9
Ответить

Крутая статья! Блин, вообще не хватает материалов, касающихся деловой коммуникации. :( А ведь тема очень актуальная и интересная, особенно сейчас, когда все посредством имейлов всяких происходит в основном.

7
Ответить