Dragon Age не нужен: обзор Baldur’s Gate 3 после 100 часов

Главная классическая RPG современности.

Dragon Age не нужен: обзор Baldur’s Gate 3 после 100 часов

Я не участвовал в раннем доступе игры и никогда не был фанатом серии. Из похожего больше всего зависал в Dragon Age: Origins от BioWare и пробовал многие прошлые творения от бельгийской студии Larian. Поэтому для меня все приключения долгожданного (но не мной) триквела оказались в новинку.

Сразу хочу подчеркнуть, что Baldur’s Gate 3 нельзя назвать идеальной игрой. У неё много как технических проблем, так и различных недоработок в интерфейсе и даже в контенте. Однако на фоне всей остальной работы студии Larian всё это кажется сущей ерундой — мелкими царапинками на гигантском мраморном монументе. Такими, которые попадаются на глаза лишь изредка, если подойти к потрёпанному месту поближе. А стоит окинуть взором произведение искусства целиком, как сразу захватывает дух.

В сегодняшнем обзоре я постараюсь проанализировать пережитые приключения на Побережье мечей на сколько смогу объективно. Хоть и сомневаюсь, что это правильный подход для подобного события в жанре.

Мир игры и сюжет

Триквел не требует знания сюжета предыдущих частей BG. Да и события происходят спустя много поколений — примерно через 120 лет после второй части. Хотя в игре встречаются персонажи из прошлых частей. Одни из них эльфы-долгожители, а другие, вероятно, подверглись какой-то форме магического анабиоза (хотя того же Минска я в игре так и не встретил).

Место действия Baldur’s Gate 3 — окрестности заглавного города Врата Бальдура и само поселение. Врата Бальдура — независимое торговое город-государство на континенте Фаэрун, в регионе Побережье мечей. Процветание города обеспечено географическим положением — в стратегической точке между королевствами Севера и Юга. Во Врата Бальдура предстоит попасть лишь ближе к финалу сюжета.

Больше всего Побережье мечей напоминает средневековую Западную Европу. Однако населено не только (и даже не столько) людьми, но и различными человекоподобными существами. Кроме привычных по фэнтези эльфов, гномов и гоблинов, здесь встречаются тифлинги (похожи на демонов), иллитиды (напоминают осьминогов) и другие существа из вселенной Dungeons & Dragons, а точнее — из подсерии Forgotten Realms («Забытые Королевства»). Если вы смотрели сериал «Очень странные дела», то можете вспомнить, что его главные герои играли именно в «Подземелья и Драконов».

Хорошие гейммастера по D&D — одни из самых уважаемых людей среди гиков до сих пор
Хорошие гейммастера по D&D — одни из самых уважаемых людей среди гиков до сих пор

По сюжету главного героя похитили пришельцы — те самые человекоподобные осьминоги иллитиды. На борту воздушного корабля его держали в плену вместе с остальными несчастными, чтобы подсадить им личинок. Эти личинки затем должны прорасти в организме носителя и превратить их в новых иллитидов. Таким способом раса человекоподобных осьминогов размножается.

Нужно сбежать с корабля иллитидов, а затем найти способ избавиться от личинки. Однако внезапно оказывается, что последняя даёт некие сверхсилы. Она как минимум позволяет читать мысли других людей, а также, например, вампирам с личинкой в голове не страшен дневной свет.

Иллитид подносит личинку к глазу главного героя
Иллитид подносит личинку к глазу главного героя

Редактор персонажа

В качестве протагониста может выступать один из готовых персонажей с прописанной биографией и характером, либо можно создать собственного. Готовые персонажи — это настоящие личности, которые во многих разговорах и конфликтных ситуациях будут действовать, исходя из своих принципов и убеждений. Например, вампир Астарион вечно стремится всех одурачить ради личной выгоды, а некий Тёмный Соблазн испытывает постоянную жажду крови и ведёт себя соответствующе.

Игра за Тёмного Соблазна может кардинальным образом повлиять на прохождение — он может просто искалечить страждущего вместо того, чтобы выслушать его. Это пригодится, например, тем, кто захочет повторно пережить знакомые приключения, но за откровенного злодея.

Похоже, что до того как Астариона укусили, он принадлежал к расе высших эльфов
Похоже, что до того как Астариона укусили, он принадлежал к расе высших эльфов
Представитель расы драконорожденных по прозвищу Тёмный Соблазн
Представитель расы драконорожденных по прозвищу Тёмный Соблазн

Также нужно понимать, что игра за готового персонажа не позволит поговорить с ним. Поэтому для первого прохождения, вероятно, всё-таки лучше сделать собственного героя. Благо, редактор в Baldur’s Gate 3 довольно богат на возможности.

При создании протагониста разрешается выбрать расу, пол, происхождение, класс и различные способности. Также можно довольно детально настроить внешность. Правда, нельзя менять параметры тела (кроме женской или мужской разновидности), а лицо приходится выбирать из готовых пресетов. Но вариантов для остальных черт довольно много.

Я решил играть за тифлинга с красноватой кожей
Я решил играть за тифлинга с красноватой кожей

Глубокие механики

Уже в самом начале игры дают неплохо освоиться с управлением, системой диалогов и боями. Благо, противниками здесь пока в основном выступает всякая мелочь вроде бесов, прислужников иллитидов. И как во многих классических RPG, боевая система в Baldur’s Gate 3 сильно зависит от класса.

Маги могут творить невероятные вещи на поле брани: от банальных фаерболов и молний до телекинеза или ледяных луж у обрывов. Причём многие стихии можно совмещать между собой, заставляя огонь погаснуть от воды, а кислоту взорваться от пламени. Однако, если играете за бойцов ближнего боя, то система куда более прямолинейная: подходим и бъём врагов по одному, а также ослабляем особо крупных различными подсечками. Кому-то второй вариант покажется слишком скучным, другие же будут рады меньше забивать голову десятками заклинаний и сочетанием стихий.

Не сразу понял, что в этом моменте иллитид выступал на нашей стороне (он думал, что мы стали безвольными, и стал защищать своих «рабов»)
Не сразу понял, что в этом моменте иллитид выступал на нашей стороне (он думал, что мы стали безвольными, и стал защищать своих «рабов»)

За пределами боев всё происходит в реальном времени, но как только разгорается конфликт, время застывает и игра переходит в пошаговый режим. Причём за ход можно сделать 3 действия: основное (удар или заклинание), дополнительное (толкнуть врага или ослабить каким-то приёмом или заклинанием) и отдельно идёт перемещение на небольшое расстояние, чтобы подойти к врагу или лучше прицелиться. Перемещение можно сочетать с прыжком, который поможет запрыгнуть на высоту, чтобы получить преимущество, или же просто преодолеть препятствие.

Большинство сражений в Baldur’s Gate 3 предопределены заранее. Можно даже сказать, что они срежиссированы, что и делает их интересными. Бои часто разворачиваются на сложной местности или в многоуровневых помещениях. Можно предварительно или даже во время битвы занять высоту, чтобы получить преимущество. А также вовсю использовать окружение: от банальных взрывающихся бочек, до камней или каких-нибудь бутылок с маслом. Последние можно разбить под врагами, чтобы заставить их поскользнуться, а затем ещё и запустить огненный шар по разлитому маслу, чтобы случился взрыв на большой площади.

Сопартийцев можно спрятать за укрытиями перед или в начале сражения. В этом случае враги могут даже не замечать кого-то из союзников, пока он не атакует. А ещё в игре есть разные способы становиться полностью невидимым: с помощью заклинания, свитка или зелья. Это позволяет наносить критический урон исподтишка, пока кто-то не заденет невидимку или не расколдует контр-заклинанием. Причём незримыми могут становиться и некоторые враги, включая мини-боссов.

Кроме боевых, в игре есть и множество других механик. Одни связаны с исследованием мира и часто не очевидны (их находишь случайно или в ходе экспериментов). Другие встречаются в диалогах. Как вам, например, возможность перенестись через большинство врагов на локации с помощью стрелы перемещения? Или предварительное наложение заклинания очарования на собеседника, чтобы его было легче убедить в чём-то? Или оживление союзников разбиванием возле них зелья исцеления? Или возможность обманывать мирных жителей ради собственной выгоды?

Часто во все эти механики вмешивается элемент случайности — тот самый двадцатигранный кубик. Кому-то это может не понравиться, однако результаты проверок навыков всё же не полностью случайные. Игра иногда подтасовывает выпавшее число, исходя из сильных сторон протагониста или его успехов. А также к этому числу обычно прибавляются различные бонусы, которые можно заранее узнать при выборе вариантов ответа в диалогах. И, даже если провалить проверку навыка, часто можно бросить кубик повторно, используя очки вдохновения, полученные за недавние подвиги.

Эта престарелая леди-рыцарь просила раздобыть яйцо гитьянки, но его можно оставить себе, отдав совсем другое
Эта престарелая леди-рыцарь просила раздобыть яйцо гитьянки, но его можно оставить себе, отдав совсем другое

В игре многие из проблем можно решить красноречием. Система диалогов в Baldur’s Gate 3 немного похожа на ту, что была в Divinity: Original Sin 2. Во время разговоров с персонажами игра переходит в кинематографический режим, где можно видеть лица и эмоции собеседников. В диалогах предлагают различные варианты ответов, которые зависят от характеристик, навыков, расы и класса героя. Например, можно попытаться убедить, запугать, обмануть или очаровать собеседника, используя свою харизму, силу, интеллект или другие параметры. Однако, для этого нужно пройти проверку на удачу (главное отличие от дилогии Divinity: Original Sin) — бросить 20-гранный кубик и получить нужное число или больше. Это добавляет элемент случайности и непредсказуемости в разговоры.

Диалоги могут различаться в зависимости от того, кто из спутников находится рядом с героем. Каждый из них имеет своё мнение и взгляд на происходящее, и может вмешиваться в разговор или даже начинать свой. Иногда это может привести к конфликтам между спутниками или с другими персонажами. Например, если герой собирается помочь кому-то из мирных жителей, то вампир-аристократ Астарион может высказать своё неодобрение, что мы зря тратим время на всяких оборванцев. А самоотверженному Уиллу может наоборот не понравиться, если мы откажем кому-то из нуждающихся.

Эта девушка хотела убить одного из наших сопартийцев, так как считала его опасным для окружающих, но её удалось переубедить силой навыков и броском кубика
Эта девушка хотела убить одного из наших сопартийцев, так как считала его опасным для окружающих, но её удалось переубедить силой навыков и броском кубика

Всё это не только раскрывает сюжет и персонажей, но и даёт возможность повлиять на прохождение. В зависимости от выборов игрока, могут открываться или закрываться целые квесты и локации, а также присоединяться или избегать компании главного героя новые спутники.

Столь проработанная система диалогов позволяет игроку почувствовать себя частью живого и реагирующего на его действия мира. Она также должна сделать каждое прохождение уникальным и неповторимым. И Baldur’s Gate 3 правда имеет огромный потенциал для ролевого отыгрыша и экспериментов с разными персонажами и ситуациями.

Великолепие первого акта

Dragon Age не нужен: обзор Baldur’s Gate 3 после 100 часов

Кажется, что только вчера я очнулся на берегу реки Чионтар, к югу от Рощи друидов. За сотню часов, проведённых в этом мире, я успел к нему привыкнуть и привязаться ко многим сопартийцам. У большинства из них захватывающее и в то же время печальное прошлое. А их будущее зависело от наших с ними отношений. Но о спутниках расскажу позже, а пока поговорим про особенности первого акта.

Стартовая локация оказалась значительно больше, чем я ожидал. Причём всего в первом акте целых три локации: окрестности Рощи друидов, Подземье и горный перевал. Последний — самый маленький по размеру и продолжительности. А Подземье примерно сопоставимо со стартовой локацией во всех смыслах.

Вообще первый акт оказался в Baldur’s Gate 3 самым проработанным и вариативным. Даже если стараться идти только по главному сюжету, у большинства ключевых квестов обнаружатся разные подходы к их выполнению. А у побочных заданий есть разные точки входа: от банального квестодателя до случайно найденной улики.

Dragon Age не нужен: обзор Baldur’s Gate 3 после 100 часов

Кроме того, многие ключевые персонажи связаны между собой. Главный квестодатель вообще может погибнуть из-за последствий решений игрока (или его нерасторопности), но задание всё ещё можно будет получить от его близкого или знакомого. Или, как уже было сказано выше, просто найти что-то странное на локации.

Вариантов завершения (в том числе побочных) квестов тоже всегда больше одного, а часто и больше двух. У некоторых историй может оказаться второе дно, если проявить особую внимательность и дотошность. И это часто даже не касается банальной проверки на внимание через бросок кубика. Например, если на месте оставшегося за кадром преступления есть тело, то его можно… допросить специальным заклинанием. А если не догадаться это сделать, то не удастся найти реального убийцу. Хотя формально вы и выполните квест по поиску пропавшего.

Dragon Age не нужен: обзор Baldur’s Gate 3 после 100 часов

Более того — по невнимательности можно пропустить не только дополнительные задания, но и целые цепочки квестов, отдельные истории и даже большие локации. Например, в Подземье достаточно сложно попасть в город дуэргаров (подземных дварфов). На первый взгляд, они довольно агрессивные и враждуют с более миролюбивой фракцией миконидов (человекоподобных грибов). На деле же окажется, что всё как обычно глубже и запутаннее.

Локацию Горный перевал можно пройти достаточно быстро. Однако как раз здесь расположено одно из ключевых мест Baldur’s Gate 3 — ясли гитьянки. Это крепость-питомник народа жабоподобных эльфов, одна из которых составляет нам компанию. В яслях произойдёт достаточно много неожиданных поворотов сюжета, но самое интересное, что… в них можно не ходить вовсе. Пройти дальше по горной дороге до Проклятых земель второго акта или добраться туда вообще через Подземье.

Эта часть сюжета в целом опциональна. Но глубина некоторых глобальных конфликтов, а особенно история нашей спутницы Лаэзель раскроется значительно лучше, если в ясли всё же заглянуть. Так или иначе затем нас ждут Проклятые земли и оставшаяся часть игры.

Лаэзель
Лаэзель

Приключения на Проклятых землях довольно атмосферны, но куда более линейны, а события во Вратах Бальдура могут утомить (количество контента в 3-м акте зависит от ранее принятых решений и тщательности исследований). Также в третьем акте многие обнаружили сюжетные дыры и другие странности. Например, я не особо понял, почему Стальная стража сначала заключила моих героев в тюрьму, а затем мне сошло с рук вооруженное бегство из заточения и меня даже сразу пригласили на аудиенцию к герцогу…

Видимо, ближе к концу игры сюжетные ветки переплелись слишком сильно и где-то возникло противоречие.

Персонажи и моральные выборы

С Карлах связан один из первых важных моральных выборов
С Карлах связан один из первых важных моральных выборов

Студия Larian смогла сделать очень запоминающихся персонажей и глубокие диалоги. И они отлично проявляются на протяжении всего приключения. Как я говорил выше, у каждого из сопартийцев есть довольно необычная предыстория. И с её последствиями предстоит ещё разбираться во время прохождения игры.

Выполнять личные квесты всех товарищей необязательно, но некоторые из них связаны с главной сюжетной линией. Например, как выясняется ещё в первом акте, добросердечный Уилл заключил сделку с дьяволицей, а милая Шэдоухарт — последовательница тёмной богини. Первому можно помочь разорвать контракт, но цена окажется очень высокой. А если не раскрыть глубже предысторию второй, то она может ополчиться против главного героя.

Шэдоухарт — главная игровая альтушка современости
Шэдоухарт — главная игровая альтушка современости

Как и в любом хорошем художественном произведении, содержание диалогов определяют отношения персонажей между собой, их осведомлённость в темах, которые они обсуждают, а также внутренние конфликты. Поэтому, когда товарищ по команде рассказывает тебе свою историю, по-настоящему проникаешься (хотя можно высмеивать его и язвить в ответах, отыгрывая мудака).

Также впечатляют ругательства и проклятия некоторых влиятельных персон, от которых иногда становится не по себе и даже немного страшно. В вышеупомянутых яслях будет возможность пообщаться с богиней гитьянки (это было в трейлерах, поэтому не спойлер). Это довольно своенравное существо, которое постоянно пытается поставить собеседников на место. Если её разозлить, то от проклятий в адрес команды игрока кровь просто стынет в жилах. И после этого даже может случиться Game Over.

Богиня гитьянки
Богиня гитьянки

Да и в целом в Baldur’s Gate 3 часто сталкиваешься с ситуациями, когда вокруг происходит какой-то кошмар, а ты долго думаешь как не сделать ещё хуже. Причем усугубить ситуацию можно даже банальным бездействием. Стороны могут просто поубивать друг друга или казнить кого-то из знакомых персонажей. А если вмешаться, то иногда приходится драться в том числе с невинными.

В игре особо нет правильных решений. Скорее — варианты прохождения. Пройти основной сюжет можно, даже если запороть большинство квестов и убить почти всех встречных. Можно вообще творить любое зло, лишь бы суметь потом справиться с последствиями. Для такого прохождения даже есть отдельный стартовый персонаж — Тёмный соблазн. Я ещё не пробовал за него играть, но по рассказам в интернете прохождение превращается в настоящий хоррор.

Dragon Age не нужен: обзор Baldur’s Gate 3 после 100 часов

В заключение могу сказать, что Baldur’s Gate 3 — это настоящее событие в жанре RPG. В прошлый раз подобное случалось, наверное, в 2009 году, с выходом Dragon Age: Origins. И вот, спустя 14 лет, Baldur’s Gate 3 показывает, что даже классические правила Dungeons & Dragons могут быть адаптированы для современных видеоигр, сохранив при этом глубину и сложность. Она также демонстрирует, что старомодная ролевая игра может быть не только интересной и захватывающей, но и красивой и атмосферной.

Fallout, Planescape: Torment, Arcanum и первые две части Baldur’s Gate отличались тем, что давали большую свободу выбора и действий, а также предлагали глубокие сюжеты, запоминающихся персонажей и интересный мир. BG3 продолжает эту традицию, используя правила пятой редакции «Подземелий и Драконов». Она также добавляет множество новых элементов и улучшений, которые делают игру более современной и доступной. Красивая картинка и дотошная проработка всего создают реалистичный и живой мир. А продуманный интерфейс и подсказки помогают игроку разобраться в сложных механиках.

Baldur’s Gate 3 заставляет игрока думать, выбирать, экспериментировать и отвечать за свои поступки. Она не навязывает единственного правильного пути или стиля прохождения, а предлагает большую свободу действий и множество вариантов развития событий. Какие-то из последствий этих событий заставят радоваться своим удачам, а другие грустить или даже крепко задуматься.

Baldur’s Gate 3 не только уважает наследие классических RPG, но и развивает его. Она показывает, что жанр не устарел и не потерял свою привлекательность. А также доказывает, что пошаговые игры с глубокой ролевой системой могут быть интересным и понятными для широкой аудитории. Если вы ещё не пробовали эту RPG, то очень даже зря.

301301
5959
1414
44
33
33
22
22
11
11
374 комментария

ага. шедевр, который за год до ума не довели и отдали на откуп мододелам xD

74
41
6
1
1
Ответить

Starfield где-то в другом месте обсуждают.

223
3
1
Ответить

Давай посмеши нас, что в игре не доделано.
Как хороший мальчик - приведи примеры.

8
Ответить

Причина тряски ?

7
Ответить

Если что игру все еще делают. Ларианы по такой же схеме работали с ДОС 1-2 до этого. Игра будет закончена, только когда выпустят энчантед эдишн.

2
Ответить

Ээ. Прошел без модов. Игра чувствуется полноценной и законченной, на релизе.

1
Ответить

Ты ведь даже не играл, признайся. Такую глупость мог написать только человек, не запускавший игру.

Ответить