Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

Всем привет. Продолжаю знакомиться с играми от Ice-Pick Lodge, и следующей по хронологии выхода является «Тургор», за который я и взялся. Следует отметить, что все мои знания об игре были в виде просмотра пары скриншотов и геймплейных отрывков, а также прослушивании комментариев Дыбовского по поводу игры во всяких интервью/лекциях/подкастах. Обзоры я не смотрел и не особо углублялся. Но за счёт крайне ярких эмоций после «Мора», за «Тургор» я садился с заранее положительным настроем, что сейчас поиграю в «ещё один шедевр от Ice-Pick Lodge».

Вообще, изначально я планировал просто пройти базовую версию The Void, которая есть в Стиме. Я знал, что это что-то вроде «переиздания» и можно поставить оригинальную версию, но думал, что обойдусь и без этого. Но чем ближе я перемещался по бэклогу к Тургору, тем сильнее у меня появлялось осознание того, что надо пройти обе версии игры и сделать нормальный обзор со сравниваем, как в итоге и получилось.

Две разные игры

На мой взгляд, самое главное, с чего стоит начать обсуждение, так это с того, что по факту у нас есть 2 разные игры: оригинальный «Тургор» и своеобразное «обновлённое расширенное издание» «Тургор: Голос Цвета». Скажу открыто и откровенно, Ice-Pick Lodge конкретно «насрали» с таким решением. Если 2 человека, которые прошли «Тургор», встретятся и начнут вести беседу про игру, то в какой-то момент оба начнут с недоумением смотреть друг на друга, потому что у них было совершенно разное прохождение, которое вообще не походит на то, что говорит собеседник. А окажется, что всё дело в том, что один прошёл оригинальный «Тургор», а другой — «Голос Цвета».

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

Немного истории.

Ладно, думаю, для начала надо сделать небольшой экскурс в историю и разобраться с тем, что это вообще за Голос Цвета и откуда он взялся.

В 2008 году выходит оригинальный «Тургор». После +- нормального финансового успеха «Мора», «Новый Диск» без особых проблем согласились профинансировать разработку и релиз «Тургора». Тут, кстати, есть интересный факт, что «Тургор» должен был выйти и на Nintendo DS, потому что «Новый Диск» был заинтересован в выходе на новые консоли. Да и «Тургор» с его механикой цвета и рисования знаков отлично подошёл бы к DS-Wii. Дыбовский и Ice-Pick были только за, но «Новый Диск» долго морозились, не открывали бюджет на DS-версию, и по итогу на это просто забили.

В России «Тургор» хорошо продался. Ice-Pick даже получили роялти и начали искать иностранных издателей, которые продадут его в Европе. Надо отметить, что игра действительно хорошо продавалась и долгое время помогала студии оставаться на плаву. По словам Дыбовского из интервью 2014 года, на тот момент игра продалась в Стиме тиражом в 140+ тысяч копий, а за одну распродажу к этому количеству могло прибавиться ещё 5 тысяч копий. Также из того интервью можно привести цитату: «Мы сделали «Эврику» и надеялись с ней заработать. По итогу «Эврика» нам ни копейки не принесла, а с «Тургора» до сих пор шли деньги, из-за чего команда сильно расстроилась».

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

Ну и возвращаясь к поиску иностранного издателя. Самым важным тут будет то, что Ice-Pick смогли договорить с Atari о том, чтобы они издали игру в Германии. В этом им решил помочь немецкий продюсер по имени Вольфганг. И, по словам Николая Дыбовского, именно к нему сходятся все дороги при попытке понять, что это вообще за Голос Цвета. По словам Николая, именно этот Вольфганг «посмотрел на Тургор, сказал, что круто, но вот тут, вот тут и вот тут надо исправить». После чего довольные Айспики внесли изменения и выпустили в Европе «Тургор: Голос Цвета», заодно решив выпустить и в России.

В общем, всё сводится к тому, что под руководством немецкого продюсера Айспики сделали «Голос Цвета». Видимо, считая, что такой опытный человек не посоветует фигни и поможет продажам. Хотя, беря в расчёт то, что «Тургор» хорошо продавался, в том числе и в Европе, может, это было и не зря.

Возвращаемся к двум версиям

Если вы сейчас купите и скачаете в Стиме «Тургор», то у вас по умолчанию будет именно версия «Голос Цвета». К счастью, можно поставить оригинальную версию. Для этого в настройках Стима меняем версию игры на польскую, скачиваем и устанавливаем русификатор, после чего можем играть в тот самый «Тургор». Тут, конечно, возникает вопрос с тем, почему именно поляки удостоились чести спокойно играть в оригинальный «Тургор». Но, как мне кажется, скорее всего, дело в том, что у них была уже готовая и локализованная версия «Оригинал», а к «Голосу Цвета» они не смогли сделать дополнительную текстовую и голосовую локализацию. Я считаю, что более лучшим вариантом было бы давать выбор перед запуском, какую именно версию игры запустить. Но увы...

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

Как-то не хочется сразу переходить к сравнению версий, не углубившись в игру. Так что для начала разберу общие моменты для обеих версий, а потом пойдёт сравнение.

Техническая часть

Разбор «Мора» я начал с технической части и здесь сделаю так же. Если «Мор» я хвалил и за все 55+ часов прохождения у меня только 2 раза игра зависла в мёртвую, то «Тургор» хочется ругать. У этой игры есть проблемы. Она часто зависает. Самое неприятное в оригинальном «Тургоре», где нет автосохранений. Иногда игра могла зависнуть в начале нового цикла, из-за чего я всегда немного нервничал, потому что думал, что сейчас цикл закончится и игра снова зависнет. Она может виснуть как на карте, так и в локациях. К счастью, это не какая-то критическая проблема, которая решается только перезапуском ПК. Нет, alt + tab, нажимаем «Закрыть» и через пару секунд всё станет нормально. Но осадочек остаётся неприятный, особенно если последнее сохранение было давно.

Про что вообще игра

Вот я и вступаю в лужу размышлений о бесконечно-вечном. Ведь очень многие воспринимают Тургор по-разному. По моему мнению, т. е. человека, для которого важен именно геймплейный аспект, Тургор в обеих вариациях — это игра о постоянном менеджменте одного единственного ресурса. В игре есть один ресурс, на котором завязано просто-напросто всё, — это Цвет. Цвет — это наше здоровье, скорость, защита, атака и сила атаки, способ взаимодействовать с предметами в мире. Основной ресурс, который мы даём сёстрам, способ общения с этими самыми сёстрами. Цвет — это всё.

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

Что нужно для прохождения? В игре мы ищем так называемые сердца. Это что-то вроде внутренних органов нашего аватара, которые дают нам новые способности и которые мы можем наполнить каким-либо цветом, тем самым увеличив какую-либо характеристику. Но цвет тратится и очень быстро. Для этого его надо выращивать на деревьях, предварительно собирая его небольшие остатки на локациях. С деревьями работает принцип: «Чем больше отдашь, тем больше тебе вернут». Дал дереву 100 единиц цвета, а через несколько циклов собрал с него 300-700. И так тут работает практически со всем. Чем больше отдаёшь, тем лучше будет реакция.

Всего у нашего персонажа должно набраться 21 Сердце, после чего откроется доступ к финалу. Либо мы сами «Возносимся», либо «возносим» одну из сестёр, либо третья или четвёртая концовка.

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

На мой взгляд, айспики слишком перегнули с менеджментом. Цвет постоянно тратится, он постоянно нужен, чем дальше, тем меньше его будет и труднее добыть. Надо помнить, где, сколько и какой у тебя цвет в садах, защищать эти самые сады от братьев, рассчитывать цвет, который надо потратить на всякие второстепенные штуки, сколько цветов потратить на сестёр. После перемещения по карте в какую-нибудь локацию надо раз за разом открывать меню и наполнять опустевшие сердца цветом, что также очень задалбывает на 228-ой раз... Короче, на мой взгляд, слишком перемудрили.

Безусловные плюсы

Тут я выделю вещи, к которым у меня каких-либо претензий в обеих версиях игры.

-Графика. Да, понятно, что сейчас она явно устарела и можно было бы сделать куда лучше. Но лично у меня во время прохождения не было никакого визуального отторжения. Всё выглядит красиво, интересно, и глаза радовались.

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

- Не отходя далеко от визуала, локации. Мне просто было приятно гулять по этому причудливому миру, исследуя каждый угол в поисках чего-то необычного, а также каких-нибудь пасхалок (а они тут есть). Сейчас, пожалуй, было бы очень круто, если бы перемещение между локациями было бесшовным, да и сами локации были бы больше. Но делаю скидку на время и технологии, работа проделана хорошо.

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

- Ну и завершает всё музыка. Атмосферная, приятная, и, что мне особенно понравилось, есть знакомые мотивы из «Мора».

ПОШЁЛ РАЗБОР

Рисуем кораблики в пейнте

Как я писал выше, основной ресурс — это цвет. А основной способ использовать этот цвет — рисовать. Иногда мы можем вообще ничего не рисовать, а просто поводить мышкой по какой-то области. И чем дольше мы будем водить, тем лучше будет эффект (например, урон во время битв). Но если мы хотим использовать какую-нибудь способность или пообщаться с сёстрами, то нужно рисовать определённые знаки. Самый главный знак — Донор. С помощью него мы отдаём цвет деревьям и сёстрам. Казалось бы, простой символ, но как же часто я за оба прохождения слышал фразу: «ЛУЧШЕ БЫ ТЫ РИСОВАЛ ДОНОРОМ».

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

Видите ли, несмотря на то, что основной геймплей в рисовании, игра очень плохо распознаёт символы, которые мы рисуем. Иногда я делал просто максимально чёткую и выверенную фигуру донора, но слышал: «ЛУЧШЕ БЫ ТЫ РИСОВАЛ ДОНОРОМ» (это фраза, обозначающая, что ты нарисовал не донором). А иногда я делал какую-то мазню за 3 секунды, сам понимал, что сделал какую-то фигню и это вообще не похоже на знак, но на удивление символ проходил и донор засчитывался.

По личным ощущениям, в оригинальном «Тургоре» знаки распознаются лучше, а вот в «Голосе Цвета» вообще беда...

Сёстры и Цвет

Сёстры — это своеобразная фишка игры. 11 девушек, среди которых мы ищем своих фавориток, раздеваем (тем самым освобождая от «оков») и либо возносим, либо оставляем в Тургоре. Когда я только садился за игру, то думал, что всё будет очень просто. Выберу свою «топ тян», раздену до гола и вознесусь вместе с ней. Но когда я начал играть, то понял, что по сути... а мне никто из них и не нравится...

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

Все они какие-то не слишком привлекательные, +- похожи друг на друга лицами и телосложением и, что самое главное, какие-то однохарактерные. Эта постоянно грустная и в депрессии, эта дэд инсайд и ей вообще на всё пофиг, эта стерва, которая любит интриги и секреты, эта хочет, чтобы мы вознеслись, а эта не хочет. Короче, просто один характер и тип личности, никакой многогранности, персонажи-функции.

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

Но, к моему большому удивлению, когда я после ГЦ сел за оригинал, то там сёстры совершенно другие. Они много общаются и говорят новую инфу, которой вообще не было в ГЦ. У некоторых совершенно другой характер и диалоги по сравнению с «Голосом Цвета». У меня даже начала появляться симпатия к некоторым из них. А в конце я думал, кого же мне выбрать и вознести, ведь было 3 варианта. Кстати, по личным ощущениям в оригинале сёстры также гораздо быстрее «насыщались цветом».

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

Ещё помню, что периодически видел комментарии про то, что в «Голосе» есть цензура. Но, по крайней мере, в нынешней версии в Стиме всё нормально. Никакой цензуры нет, и все сёстры спокойно светят сосками.

Также в «Голосе Цвета» появился «новый персонаж». Это сам Цвет. По факту — это Борис Репетур, который шёпотом говорит нам забить на всех сестёр и вознестись самому. Его отголоски были и в оригинале, когда мы подбирали цвет или отдавали его дереву. Но в ГЦ у него полноценная роль, и мы достаточно часто будем слышать его голос. Я бы даже сказал, что слишком часто.....

Братья

Своеобразным антиподом сёстрам выступают братья. Их 10, по одному на каждую из сестёр, кроме безымянной.

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

Если я правильно понял их лор, то проще всего интерпретировать его так: некие существа, отдалённо похожие на людей, смогли выбраться из Ада в Чистилище. Сказали: «Вот это в Чистилище красота, не то, что в Аду. Теперь мы будем здесь жить, потому что это лучшее место из возможных, а сестёр, которые тут были до нас, поработим». А разговоры про то, что сверху чистилища может быть что-то получше, они даже не хотят слышать и расценивают такие разговоры и мысли за смертельную ересь. Вот и живут они в этом Чистилище, даже не пытаясь двинуться дальше.

У братьев очень причудливый дизайн, и может быть так, что практически со всеми из них нам придётся драться. К счастью, это подобие боссфайтов не вызывает проблем. В левом/правом верхнем углу есть полоска с хп босса, а также показывают цвет, к которому он в данный момент уязвим. Выбираем необходимый цвет и беспорядочно закрашиваем босса. Чем дольше тратим цвет, тем больше урон. Также можем рисовать различные атакующие знаки, чтобы урон был ещё лучше. Ещё есть упоротый момент с тем, что во время боссфайтов с братьями на фоне зачитывается какое-то максимально «проклятый» стих, от которого вянут уши и чуть ли не понос начинается. Экспириенс очень своеобразный. В ГЦ он был во время всех боссфайтов. В оригинале во время битвы с самым первым братом его не было, но следующие 3 битвы он был. В целом файты не особо сложные. Проблемы доставил только Броненосец в ГЦ, у которого очень много брони, а я сносил ему мало хп, так ещё и надо бить в определённый момент.

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

Общие впечатления от геймплея и сюжета

Говоря откровенно, в «Голосе Цвета» я не понимал, во что играю. Хожу туда-сюда, отдаю и собираю цвет с деревьев, цвета постоянно не хватает, надо отдавать его какой-нибудь сестре, искать сердца, ещё и братья постоянно норовят подраться. Я очень сильно задушился.

К моему удивлению, когда я сел за оригинальный «Тургор», то даже начал получать какое-никакое удовольствие от игры. Играть было гораздо приятнее, появлялся какой-никакой смысл, игра бодро проходилась и практически отсутствовали моменты с духотой.

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

Вообще, в целом, «Голос Цвета» дал мне ощущение какого-то бардака. Где всё сломано и идёт не так и не в таком порядке. В то время как в оригинале я как будто шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком, шёл к концовке, и всё было так, как того и задумывали разработчики.

Не играйте в Голос Цвета

Ладно, я как-то хожу вокруг да около, но не могу нормально расписать по существу.

Для начала хочу отметить, что я посмотрел все интервью, лекции и подкасты с Николаем Дыбовским, какие есть на «Ютубе». НИ В ОДНОМ из них он не высказывался о «Голосе Цвета» как о «худшей» версии «Тургора». Наоборот, он всегда говорил о ГЦ как об УЛУЧШЕННОЙ версии «Тургора». К сожалению, он ни разу не раскрывал эту тему, давая бы конкретики. Но от него часто можно было услышать выражения в стиле «ремастер/ремейк/вторая часть» по отношению к ГЦ, которые явно намекали на то, что это улучшенная версия. После прохождения и оригинала, и «Голоса Цвета» я вообще не понимаю, в каком месте ГЦ можно назвать улучшенной версией.

Я полностью подтверждаю, что «Голос Цвета» — это говно, в которое не надо играть.

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

Как я писал в блоке про сестёр, я был очень удивлён, слушая диалоги с ними в оригинале. Они говорили нормальные вещи, давали много лорной информации, у некоторых был буквально другой характер. В «Голосе цвета» вырезали ВСЕ знаки, которые отвечали за разговор с сёстрами на определённые темы, и заменили их на боевые. Всё, что мы можем делать с сёстрами в ГЦ, — рисовать донором, отдавая цвет. В то время как в оригинале один из основных способов получения Сердец — это рисовать определённый знак на сёстрах, после чего они дадут новое Сердце.

Ещё, уж не знаю, баг или фича, но в ГЦ я буквально не увидел одну из 11 сестёр. Мне так и не встретилась беглянка Айа. В то время как в оригинале она сама ко мне пришла уже на 8 цикле. При этом пришла по приказу своей «госпожи» Эхо. После чего, через 2 цикла, ко мне пришла и она сама. В то время как в ГЦ ко мне ни с того ни с сего сразу пришла та самая Эхо.

Если в ГЦ мы не получаем сердца от сестёр, то какой там основной способ получения? Братья. Убили одного из братьев, и с него выпадает одно из сердец. Вот только почему-то, когда у меня осталось только 2 живых брата и оставалось 2 последних сердца, то один вообще отказывался со мной как-либо разговаривать, а другой не хотел драться. Несмотря на то, что я рисовал на нём специальный знак призыва к битве (этот знак вообще ни разу не сработал).

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

При этом в оригинале братья меня также удивили. Они были такие... спокойные, что ли... В ГЦ они чуть ли не с ходу начинали на меня быковать и вызывать на бой один за другим. В оригинале практически никто не быковал, они пришли, походили по карте, а потом большинство ушло на свой пир и больше не появлялось до конца игры. В оригинале мне пришлось драться только с 4-мя братьями. В остальном они мне практически никак и не мешали...

И на самом деле, тут уже вырисовывается вывод о том, что «Голос Цвета» более боевой. В нём больше сражений, сердца мы получаем после победы над братьями, есть задания братьев по убийству определённых монстров. В то время как в оригинале это куда больше про эксплоринг и созидание, нежели про битвы. Многие говорят, что в оригинальном «Море Утопия» не должно быть битв и они только мешают, но, на мой взгляд, именно «Тургор» — это та самая игра, где боёвка является совершенно лишней вещью.

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

К плюсам «Голоса цвета» некоторые приписывают то, что сюжет стал более понятен. Но я вообще с этим не согласен. Я столько новой лорной инфы узнал в оригинале, что сидел и задавался вопросом: «Почему в ГЦ про это не было ни слова?» Так, например, про Находку в ГЦ практически не говорят. Ещё когда мы наполняем сестру до последней фазы и освобождаем от оков, то в оригинале она говорит, какой мир сделает, если мы её вознесём, да и в целом хочет ли она этого самого Вознесения. В то время как в ГЦ: «А ты узнал, что значат 2 моих любимых цвета? Узнал, какой мир я сделаю после того, как вознесусь?»... Как же это плохо...

В ГЦ добавили задания братьев. Это задания средней степени интересности, из которых запомнились только битвы с мини-боссами. Есть 3 гигантских существа, которым невозможно нанести урон цветом, слишком сильная броня. Но при этом на арене с ними ходит куча миньонов. Специальным знаком делаем из этих миньонов ходячие бомбы, босс ловит и начинает есть одного из них, после чего тот взрывается и наносит ему урон «изнутри». Повторить до победного... Достаточно скучное и душное зрелище.

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

Из однозначных плюсов ГЦ — показывает, сколько именно цвета мы тратим в цифрах, в то время как рисуем донором или бьём врагов. Действительно нужная вещь, которой немного не хватает в оригинале.

В общем, в ГЦ не раскрыты характеры сестёр, урезаны диалоги, убрано несколько сердец для разговора и заменены на боевые, цвета стало в разы меньше, вознестись стало труднее.

Концовки и мой главный гвоздь в крышку Голоса Цвета

Всего в игре 4 концовки.

- Если мы исправно подчинялись всем приказам и законам братьев, то в конце они признают в нас своего брата, и мы останемся в Промежутке. Своеобразная концовка для злого персонажа.

- Возносимся сами. Шлём куда подальше сестёр и возвращаемся в наш мир. Не самый плохой вариант, ведь, по идее, персонаж «Находка», которая оказалась в похожей с нами ситуации, после такого мува тоже вернётся в свой мир.

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

- Возносим одну из сестёр. Выбираем свою топ тян и возносим в наш мир, после чего он изменится в зависимости от характера и целей избранницы (вот только эти самые изменения нам не покажут). Но из негативного — наш протагонист остаётся в увядающем Промежутке, а также вознесённая сестра становится своеобразным «братом» для Находки, ведь теперь она станет привязана к этому месту и сестре.

- Совместный финал, где мы сначала возносим сестру, а затем и себя, тем самым покидая Промежуток с избранницей. Именно на эту концовку я и хотел пройти игру, когда только садился за «Тургор». Но хотите прикол? В ГОЛОСЕ ЦВЕТА ВЫРЕЗАЛИ ЭТУ КОНЦОВКУ АХАХАХАХАХАХАХА. Почему? Зачем? Нахера? Для чего? Непонятно... На мой взгляд, это лучший финал. Хотя по факту нам сначала показывают ролик после вознесения сестры, а потом ролик нашего вознесения. Чего-то нового тут не увидеть.

Итог

По моему мнению, Ice-Pick Lodge продолжили всем свинью с «Голосом Цвета». Они взяли нормальный оригинал и зачем-то сделали его более «боевым» и сломанным. Стало гораздо больше битв (ведь все играют в «Тургор» ради боёвки, ведь так?), характеры и диалоги сестёр очень сильно урезали, игра стала ощущаться очень душной.

Не знаю, стоит ли спускать всех собак именно на немецкого продюсера Вольфганга, который и надоумил Ледорубов внести все эти изменения. Но неужели не было видно, что вы буквально ломаете то, что хорошо и правильно работало? Да, в «Голосе Цвета» есть маленькие, приятные и нужные изменения, но они совсем незначительны по сравнению с тем, что потеряла игра.

Очень странный Тургор. Мнение + сравние оригинала и Голоса Цвета

По итогу мы оказались в ситуации, когда у нас нет объективно лучшей версии «Тургора». Что-то хорошо в оригинале, что-то в ГЦ. Но нельзя всё это объединить во что-то одно. Хотя, на мой взгляд, оригинал выигрывает в слишком многих аспектах по сравнению с ГЦ. Печально, что для того, чтобы поиграть в оригинал, надо будет ставить в Стиме польскую версию, а потом ещё и накатывать на неё русификатор...

Когда я только прошёл ГЦ, то словил микродепрессию. Игра мне совсем не понравилась, поставил в голове оценку 4-5/10 и дней 5 не хотел притрагиваться к оригиналу. Но когда решил это сделать, то был очень удивлён, потому-то увидел чуть ли не другую игру. Я правда с удовольствием провёл время в оригинальном Тургоре и мне даже понравилось. Мору я поставил 8/10, поэтому просто не могу поставить оригинальному Тургору оценку выше 6/10.

На последок повторю главный посыл текста. Если хотите поиграть в «Тургор», то играйте именно в оригинал и вообще не обращайте внимание на «Голос Цвета». Спасибо всем, кто прочитал.

Добавляйтесь в друзья в Steam

42
2
13 комментариев