Вольные торговцы в Warhammer 40,000: герои Империума, жадные пираты и отважные первооткрыватели

Рассказываем, как развивались настольные и ролевые игры о героях недавней RPG, какие книги о них почитать и что происходит с ними во вселенной сорокового тысячелетия прямо сейчас.

Вольные торговцы в Warhammer 40,000: герои Империума, жадные пираты и отважные первооткрыватели

История Warhammer, которая приведёт нас к Вольным торговцам, началась очень давно. В начале 1970-х в Европе были популярны экономические и военные настольные игры, приближенные к реальности — без эльфов, орков и прочего фэнтези-контента. В США же активно набирала популярность фэнтезийная Dungeons & Dragons и её создатели пытались, поначалу не очень успешно, подсадить на игру европейцев.

Три школьных друга из Англии — Иэн Ливингстон, Стив Джексон и Джон Пик — очень любили настолки. Ребята активно играли в настольный футбол и «Монополию», затем эти игры вытеснила популярная Diplomacy, а позже The Warlord. Последнюю особенно полюбил Иэн за масштабные сражения на огромной карте Европы, где можно было выбирать количество боевых подразделений с ограничениями в зависимости от ландшафта и других особенностей карты.

Вольные торговцы в Warhammer 40,000: герои Империума, жадные пираты и отважные первооткрыватели

Получив высшее образование, друзья устроились на работу. Джон стал инженером-строителем. Стив поначалу был лаборантом, но позже присоединился к Джону. А Иэн стал директором по маркетингу в нефтяной компании. Для троих любителей настолок их работа не была целью всей жизни — они мечтали заниматься играми. Вечерами после работы друзья собирались за пивом и настолками. В один из таких вечеров и родилась идея основать собственную компанию.

Стив начал писать обзоры на настольные игры для журнала Games & Puzzles, что ещё сильнее раззадорило парней. Уже в январе 1975-го была основана компания Games Workshop. Джон, будучи мастером на все руки, создавал отличные доски и фишки из дерева, для таких игр как пасьянс, нарды, манкала и других. Иэн сбывал это всё в игровые магазины, а Стив вёл бухгалтерский учёт и формировал цены. Чтобы хоть как-то пиариться, основатели компании сделали небольшой журнальчик Owel & Weasel про настольные игры.

Иэн, Джон и Стив
Иэн, Джон и Стив

В 1975 году в Лондоне на фестивале City University Games Club проводились игры и презентации настолок. Помимо популярных Diplomacy, Rail Rivals и Formula 1 были и новинки. Внимание Стива, Иэна и Джона привлекла игра, где некий «мастер подземелья» кричал «На вас напали!», затем доставал игральные кости и спрашивал игроков, как они будут защищаться. Картонные фигурки-хобгоблины были разбиты игроками, за что мастер наградил их добычей и опытом. Игра пришла из США и называлась Dungeons & Dragons.

Стив написал в журнале Owel & Weasel небольшой обзор на D&D, где пообещал рассказать о ней больше, когда одна из копий попадёт к ним в руки. Обзор увидел американец Брайан Блум, один из основателей компании TSR, Inc., создавшей D&D. TSR и Games Workshop подписали трёхлетний контракт, согласно которому GW стала официальным дистрибьютором D&D в Европе. Друзьям прислали шесть копий игры, и она поглотила их с головой. Невообразимое количество приключений, путей развития и волшебное фэнтези делало настолку уникальной. Казалось, что никакая другая игра не могла тягаться с D&D по увлекательности и возможностям. Джон не любил ролевые игры и начал отстраняться от дел, но решение продавать «Подземелья и Драконы» в Великобритании было единогласным.

Вольные торговцы в Warhammer 40,000: герои Империума, жадные пираты и отважные первооткрыватели

Популярность D&D росла и GW начала проводить фестивали под названием Games Day, где можно было познакомиться с играми, купить бестиарии монстров и в целом влиться в настольную движуху. Первый фестиваль оказался настолько успешным, что Иэн и Стив решили бросить работу, сосредоточившись только на настольных ролевых играх. К сожалению, Джон не любил всех этих драконов и орков, поэтому покинул компанию. В январском выпуске Owel & Weasel в 1976 году вышла статья, которая объявила об уходе Пика.

В апреле 1977 года вышел последний выпуск Owel & Weasel. За два года существования было продано всего 200 выпусков. Такой серьёзной компании как GW уже было стыдно публиковать статьи на затёртой бумаге и в кратком изложении. Иэн и Стив решили, что они станут главными популяризаторами настолок в Великобритании, а для этого нужен по-настоящему крутой, толстый, глянцевый журнал, который будет развёрнуто вещать о фэнтези, настолках и ролевых играх.

Риски были огромны, но деньги ушли на печать нового журнала White Dwarf тиражом в 4000 экземпляров… которые были распроданы. Дополнительно напечатали ещё 1000 экземпляров… которые тоже были распроданы. А потом ещё 1000… и они были распроданы!

К тому времени в Games Workshop работало уже 117 сотрудников. White Dwarf принёс GW славу, престиж и авторитет
К тому времени в Games Workshop работало уже 117 сотрудников. White Dwarf принёс GW славу, престиж и авторитет

Мероприятие Games Day служило связующим звеном между аудиторией и GW. На нём они рассказывали о играх, презентовали миниатюры и фэнтези-литературу. Профессиональный скульптор Брайан Анселл владел компанией Asgard Miniatures и его работы были частыми гостями на Games Day. Он неоднократно выручал GW, которая не справлялась с удовлетворением спроса игроков самостоятельно, так как ждать новые миниатюры из США приходилось очень долго.

Брайан Анселл предложил Иэну и Стиву сделку. Иэн, Стив и Брайан стали акционерами Citadel Miniatures — мастерской, которая победила «голод» миниатюр на британском рынке. А в журнале White Dwarf начала крутиться реклама Citadel.

Позже у партнёров возникли разногласия. Брайан требовал больше вложений в Citadel Miniatures, но GW не могла поддерживать сразу два подразделения. Необходимы были средства на розничную продажу и рекламу. В итоге разочарованный Брайан в 1981 году покинул CM, после чего Иэн и Стив купили его акции и поглотили Citadel Miniatures, сделав её своей дочерней компанией.

Брайан тогда и сейчас
Брайан тогда и сейчас

В 1982 году Брайан вернулся на пост директора Citadel Miniatures — скульптор добился увеличенных инвестиций в миниатюры, прекрасно делал своё дело и умел отыскивать талантливых скульпторов. В том числе потрясающего Боба Нейсмита — создателя первого космодесантника. Новое разногласие возникло, когда Брайан захотел выкупить CM, на что в GW ему отказали. Чтобы Брайан снова не ушёл, пришлось поднять ему зарплату.

GW активно выпускали настолки, они выкупали права известных франшиз, таких как «Судья Дредд», который позже станет прообразом полицейских Adeptus Arbites в Warhammer 40,000, «Доктор Кто», «Властелин колец». Но наибольший денежный поток в начале 80-х компании принесла серия ролевых приключенческих книг Fighting Fantasy, написанная Стивом и Иэном. Первые 7 книг имели оглушительный успех.

В 1983 году Games Workshop выкупила у популярного писателя, Майкла Муркока, права на его не вышедшую в свет мультивселенную, которую они придумали с Филипом Хосе Фармером, и назвали её Warhammer Fantasy Battles. Именно Муркок придумал узнаваемую всеми фанатами звезду Хаоса. В том же году Citadel Miniatures выпустила первое издание Warhammer Fantasy Battles.

Вольные торговцы в Warhammer 40,000: герои Империума, жадные пираты и отважные первооткрыватели

Warhammer FB была не маленькой привычной людям настолкой, а масштабным варгеймом. Эпическое побоище между орками, людьми, эльфами и другими фэнтези-расами настолько понравилось аудитории, что уже в 1984 году вышло второе издание.

В 1986 году руководством Games Workshop было принято решение перенести дистрибьюцию в Иствуд, где стоял завод по производству миниатюр, а основное производство — в Ноттингем. Произошёл скандал, огромная часть сотрудников не пожелала переезжать из Лондона и уволилась. В их числе был и основатель GW Иэн Ливингстон.

В 1987 году вышло третье издание Warhammer Fantasy Battles, но нас интересует второе, потому что в этом же году на базе правил второго издания сформировалась игра Warhammer 40,000: Rogue Trader, которая перенесла сражения в космос.

Вольные торговцы в Warhammer 40,000: герои Империума, жадные пираты и отважные первооткрыватели

Rogue Trader представляла из себя солянку. Играть можно было как в настолку, так и в режиме варгейма. Варгейм — это не маленькая драка с кучкой солдат, а огромное сражение на большом поле боя с участием большого количества солдат и техники. Разнообразие не отсортированных по фракциям рас было приличным. В конце 80-х GW полностью отказалась от настолок в пользу варгеймов. В 1993 году вышло второе издание Warhammer 40,000, которое уже было целиком и полностью варгеймом, а подзаголовок Rogue Trader «отвалился».

Warhammer 40,000: Rogue Trader 1987 года был эдаким «приколом». Идея была в том, чтобы сделать «средневековье в космосе» — передать те же самые суеверия, страхи, самопожертвование и видение смерти, но с высокими технологиями будущего. Люди сражались во имя какого-то Императора на просторах галактики.

Экипированные в массивный доспех космодесантники в шлемах в форме вороньего клюва крошили космических орков. Были также космические эльфы (эльдары), гномы (скваты) и ящеролюды. Ящеролюдов и гномов выпилили из 40,000, но гномы вернулись в 9-й редакции в составе Лиги Вотанна, новой технологичной фракции, в 2022 году!

Олдскульный доспех первых космодесантников перекочевал в наше время и сейчас используется в игре Warhammer: The Horus Heresy — это стильные Mark VI «Corvus».
Олдскульный доспех первых космодесантников перекочевал в наше время и сейчас используется в игре Warhammer: The Horus Heresy — это стильные Mark VI «Corvus».

Небольшое количество первых хаоситов появилось в FB в правилах 4-й редакции. Любимчиком публики стал воин Хаоса Слэмбо, который превратился в мем. Слэмбо считали везунчиком, он ассоциировался со всем хорошим. Он просто нравился людям, стал мемом у себя на родине, который нам не понять. «Не нравится Архаон из FB? Замени его на Слэмбо и сразу станет лучше!». В 2022 году GW почтили память о Слэмбо и обновили его миниатюру.

Первыми полноценными книгами правил хаоситов были две части Realm of Chaos. Одним из авторов этих книг был скульптор Брайан Анселл, основатель Citadel Miniatures. Первая книга, Realm of Chaos: Slaves to Darkness, вышла в 1988 году и описывала силы Тёмных Богов Кхорна и Слаанеша. Realm of Chaos: The Lost and the Damned вышла в 1990 году и рассказывала про Нургла и Тзинча. С годами многое отретконили, но эти книги навсегда остались скелетом лора хаоситов, что отразилось на современном аналоге этих книг — Liber Chaotica.

Realm of Chaos являлась универсальным сборником правил и юнитов как для FB, так и для 40К
Realm of Chaos являлась универсальным сборником правил и юнитов как для FB, так и для 40К

Дополнений к двум вселенным было достаточно много. Как появились титаны и Ересь Хоруса, я рассказывал тут. Что касается Вольных торговцев — несмотря на название издания, они не являлись центральной фигурой книги правил, хоть и были достаточно важны для лора. Это смелые путешественники, которые отправлялись в самые тёмные уголки вселенной, чтобы сыграть значимую роль в расширении Империума Человечества.

Настольная история Вольных торговцев

Рабочее название Rogue Trader анонсировали ещё в 1983 году в компендиуме The First Citadel, обозначив будущий проект как научно-фантастическую ролевую игру. Геймдизайнер Рик Пристли взял на себя руководство разработкой. Он же ответственен за создание подразделения Black Library, которое занялось распространением художественной литературы.

Легендарная обложка Warhammer 40,000: Rogue Trader от художника Джона Сиббика
Легендарная обложка Warhammer 40,000: Rogue Trader от художника Джона Сиббика

Рик отказался от идеи масштабной ролевой игры в стиле D&D, и ближе к релизу выбрал формат варгейма с возможностью играть в режиме обычной настолки. Название тоже претерпело изменения — разработчики хотели сделать отсылку на Warhammer FB, но добавить огромное число «4000», к которому для ещё большей «эпичности» приписали ещё один ноль.

Первые миниатюры космодесантников появились за год до выхода Rogue Trader в отдельном наборе под названием Space Marines. Имперских космодесантников из-под руки талантливого скульптора Боба Нейсмита презентовали и выпустили в августе 1986 года. Причём в наборе не упоминалось ни название Warhammer 40,000, ни Rogue Trader.

В марте 1987 года сделали затравку, показав несколько миниатюр из Rogue Trader, а в сентябре, наконец, вышел в свет сам легендарный каталог вместе с выпуском журнала White Dwarf 93, где показали релизные армии Rogue Trader.

Некоторые миниатюры, обещанные в мартовской рекламе, не появились в игре, например, раса вульфенов
Некоторые миниатюры, обещанные в мартовской рекламе, не появились в игре, например, раса вульфенов

Несмотря на название, Вольные торговцы не являлись центральной фигурой игры. Им уделили несколько страниц лора, описали их создание, вооружение и на этом всё. Да и вообще изначально заявленная и распиаренная как игра про космические корабли Rogue Trader не имела космических кораблей!

Лорно сборник 1987 года сильно отличается от Warhammer 40,000, который мы знаем сейчас. Не было ещё такой ярко выраженной ксенофобии со стороны Империума. Приветствовалось создание смешанных армий из разных рас, а абсолютными «неадекватами» выглядели разве что орки, поведение которых напоминало английских панков.

Полный список миниатюр в самом первом издании Warhammer 40,000 был такой: космодесантники, имперские космодесантики, тяжёлые космодесантники с мульти-мельтами, космические орки, рейдеры космических орков, космические гномы, гномы с тяжёлым оружием (гранатомётами), космические эльфы, имперская гвардия, космические пираты, наёмники, дредноуты, реактивные мотоциклы, космические сланны, космические зоаты.

Вольные торговцы в Warhammer 40,000: герои Империума, жадные пираты и отважные первооткрыватели

В 1988 году Rogue Trader начали активно обновлять, разбив армии на отдельные фракции. У одних только космодесантников появился аж 21 юнит! Эльфы пока не были расколоты — арлекины входили в общий ростер, друкари пока не устроили смуту, а иннари (скорее всего) и в планах не было. В составе Имперской гвардии были зверолюды. Вот вам фурри и ксеносы в рядах Империума — два в одном! Также гвардейцам добавили массивных огринов. Зверолюды, кстати, есть и в современной, отдельной настольной игре Warhammer 40,000: Kill Team, но уже не в составе Имперской гвардии

Тогда же появились первые тираниды и генокрады, вышеупомянутые Царства хаоса. Знаменательно для вселенной появление бронетранспортера- любимчика фанатов Rhino, на оси которого выпустили много другой бронетехники и выпускают до сих пор. Warhammer 40,000 оброс огромным количеством миниатюр и лора, привлекая всё больше фанатов и закрывая тенью фэнтези-собрата.

Вольные торговцы в Warhammer 40,000: герои Империума, жадные пираты и отважные первооткрыватели

Вольный торговец был сгенерированным персонажем, характеристики которого распределялись бросками кубика. Среди торговцев было больше псайкеров, чем среди других людей Империума (30% шанс стать псайкером против 5%). Если Вольный торговец не был в прошлом бандитом, то с шансом 5% мог стать Навигатором — санкционированным мутантом, способным управлять кораблём.

В первом издании упоминались экспедиции в восточную часть галактики, куда не достигает свет Астрономикона, маяка света Императора. Экипированные и лицензированные жречеством Вольные торговцы — не просто люди с деловой жилкой. Они всегда готовы к бою. Основная их экипировка — это силовая броня и защитное энергетическое поле, лазерный пистолет, болтер, силовые и цепные мечи. Никогда не знаешь, чего ждать от новой и неизведанной расы ксеносов.

Расширяясь, игра получила не только множество новых юнитов, но и первое полноценное дополнение Warhammer 40,000 Chapter Approved - The Book of the Astronomican, которое вышло в 1988 году. Это была игровая кампания из четырёх частей, в которой впервые упомянули хартии Вольных торговцев, которая давала им право на торговлю. После смерти Вольного торговца хартия переходила в руки кровного наследника. Каждый знатный дом, владеющий хартией, получил свои знаки отличия.

Помимо множества персонажей и юнитов, Chapter Approved - The Book of the Astronomican познакомила игроков с тремя новыми торговцами, профиль которых можно было использовать для игры
Помимо множества персонажей и юнитов, Chapter Approved - The Book of the Astronomican познакомила игроков с тремя новыми торговцами, профиль которых можно было использовать для игры

В 2008 году GW скооперировались с Fantasy Flight Games — известной компанией из США, которая специализируется на карточных, ролевых и настольных играх. FFG получила полные права на создание ролевых и настольных игр по вселенной Warhammer 40,000. И вот тут начинается история Вольных торговцев — таких, каких мы их знаем сегодня.

В этом же году из цеха Fantasy Flight Games в свет вышла Rogue Trader: Forsaken Bounty — вводное приключение, призванное познакомить игроков с системой Rogue Trader. В нём мы берём под управление авантюристов-Вольных торговцев и откликаемся на сигнал бедствия корабля «Дар императора». Судно пало жертвой смертоносного Гало — психического червя, которого притащил на борт капитан Янрак Спарган. Червь захватил сознание Навигатора Ордина и использовал его связь с варпом, чтобы уничтожить обитателей корабля, а затем воскресить их в виде зомби. Уцелевшие не смогли победить Гало и Ордина, но вывели из строя судно, которое и предстоит брать штурмом Вольным торговцам.

Команда из пяти авантюристов двигалась по прописанному сценарию, убивая врагов или терпя неудачи при плохих бросках. Впервые в истории Warhammer игрокам дали миниатюры Вольных торговцев с уникальным дизайном. Появилось полноценное представление о том, как вообще эти Вольные торговцы выглядят.

В 2009 году один из создателей Warhammer 40k, Рик Пристли, покинул Games Workshop, обозначив причиной нежелание компании стремиться к игровым инновациям и её упор на коммерческую политику
В 2009 году один из создателей Warhammer 40k, Рик Пристли, покинул Games Workshop, обозначив причиной нежелание компании стремиться к игровым инновациям и её упор на коммерческую политику

Книга Rogue Trader: Dark Frontier стала продолжением Forsaken Bounty. Авантюристы захватили Дар Императора и победили устройство Гало, а затем отправились в путешествие через варп. Задача ведущего заключалась в том, чтобы убедить игроков в безопасности «выключенного» червя. Но «данжен-мастер» мог в любой момент пробудить Гало силой варпа и создать чрезвычайную ситуацию. Например, пробоину в борту или сбой в системе жизнеобеспечения.

С выходом толстенной Rogue Trader Core Rulebook у торгашей как будто началась новая, полноценная жизнь. Вольные торговцы перестали быть незначительными «отщепенцами». Теперь у них появилась своя игра, книга правил, полный набор миниатюр и подробный лор. Fantasy Flight Games сделали то, за что не хотели или не могли взяться в Games Workshop.

Игроки теперь самостоятельно распределяли характеристики героев (броском кубиков) и визуализировали своих персонажей. Каждый описывал его внешность, давал ему имя и рассказывал о характере, чтобы погружение было глубже, а герой — уникальнее. А ещё броском десятигранника игрок получал один из пяти стартовых вариантов, с которым начнёт игру. Это может быть простенький корабль, но хорошие деньги или наоборот — мощнейший флагман и слабые торговые связи. Может вообще не повезти — начнёшь игру нищебродом-ноунеймом.

Космические сражения впервые появились в Space Fleet 1991 года, а затем, в 2005 году, в популярной Battlefleet Gothic. Теперь вот и в Rogue Trader
Космические сражения впервые появились в Space Fleet 1991 года, а затем, в 2005 году, в популярной Battlefleet Gothic. Теперь вот и в Rogue Trader

После создания корабля и персонажа последнего нужно экипировать. Снаряжению посвящён огромный раздел книги и из его арсенала можно выбрать, поначалу, что-то одно, на что хватает денег.

Конечно, в игре есть классы. Навигатор и сенешаль сильно отличаются по выбору характеристик и талантов после получения уровня и талантов. Вообще, в книге очень много деталей — и чрезвычайные происшествия, и апгрейд корабля... чего только нет!

Теперь о приключениях. Их целых два, и оба происходят в Пространстве Коронус — локации, где торговцы ведут основную деятельность. Это маленькая часть неизученной территории Звёзд Гало. В первом приключении — «В Утробу» — игроки отправлялись на заброшенный космический корабль-сокровищницу «Праведный путь», успевший обрасти легендами. Судно поглощено энергией варпа, и никто не знает, какие ужасы придётся пережить Вольным торговцам, которые сунутся туда.

Вольные торговцы в Warhammer 40,000: герои Империума, жадные пираты и отважные первооткрыватели

Второе приключение — «Шёпот в буре» — более продвинутое. Его сюжет начинается со столкновения авантюристов с кораблём п«Длань искупления». Капитан Киль просит героев спасти пропавшего имперского посла (и брата Киля), который сгинул в система Свард. Вольным торговцам предстоит найти брата и восстановить права Киля на систему. Придётся делать много моральных выборов и решать, когда использовать ум, а когда дерзость.

Чуть позже вышла Rogue Trader: The Game Master's Kit — дополнительные правила, приключения и инструментарий для ведущих. Rogue Trader: Secrets of the Expanse и Rogue Trader: Epoch Koronus предоставили больше информации о Пространстве Коронус. Rogue Trader: Drydock стало последним и очень важным дополнением — в нём рассказывалось, как строить корабли.

Всего с 2009 года до 2014 Fantasy Flight Games выпустила 24 книги по Rogue Trader. Описывать каждую я не буду, остановлюсь только на Rogue Trader: Battlefleet Koronus (2010), в которой у Вольных торговцев появились более продвинутые космические сражения и описание новых звездолётов и кораблей ксеносов. Аудитория очень высоко оценила эту книгу правил — считается, что без неё Rogue Trader не имеет смысла.

Вольные торговцы в Warhammer 40,000: герои Империума, жадные пираты и отважные первооткрыватели

28 февраля 2017 года компания Games Workshop разорвала все отношения с Fantasy Flight Games и прекратила продажу любых продуктов, которые были с ней связаны. За 8 лет FFG, помимо Rogue Trader, выпустили свыше 40 книг по Dark Heresy, свыше 30 по Deathwatch, 9 по Black Crusade и 9 по Only War. Также FFG создали настолки Horus Heresy и Relic, карточные игры Death Angel и Warhammer 40,000: Conquest.

Помимо Rogue Trader, была и другая крупная НРИ во вселенной Warhammer 40k, в которой можно играть за Вольного торговца — Dark Heresy. Её разработала ещё раньше компания-издатель «ролёвок» Black Industries, а когда GW разорвала с ней контракт, игру продолжила обновлять Fantasy Flight Games. Оба проекта развивались бок о бок и, что самое важное, персонажи из обеих игр могли использоваться и в RT, и в DH. Эпоха ролевых игр по Warhammer ушла.

В GW «забили» на Вольных торговцев и после расставания с FFG выпустили только Codex: Elucidian Starstriders в 2018 году. В нём рассказывается о приключенцах Звёздных странниках Элюции Вейн. Команда заточена для игры в мини-настолку Kill Team, но миниатюры можно использовать и в основной «настолке» Warhammer 40,000.

На одном из миров Элюция нашла собаку. Со временем пёс притёрся к экипажу и стал верным спутником команды. Пёс находит скрытых противников даже за маскировочным полем, чего не могут псы-сервиторы. Вселенная Warhammer 40k заслужила этого хорошего мальчика
На одном из миров Элюция нашла собаку. Со временем пёс притёрся к экипажу и стал верным спутником команды. Пёс находит скрытых противников даже за маскировочным полем, чего не могут псы-сервиторы. Вселенная Warhammer 40k заслужила этого хорошего мальчика

О приключениях Вольных торговцев вышла настольная игра Warhammer Quest: Blackstone Fortress, о которой я уже упоминал в разделе про художественные книги. Вот и весь вклад GW в сеттинг Вольных торговцев. Всё, что мы знаем о них сейчас, весь их лор базируется на том, что создали Fantasy Flight Games.

Вольные торговцы в сороковом тысячелетии

Каждый торговец выбирался жрецами Адептус Терра (Духовенства) среди достойнейших из людей. Он получал важную миссию — исследовать новые уголки вселенной. Эдакий ваховский Христофор Колумб или Ермак. Планеты, содержащие огромные богатства, могут быть ( усмотрению Вольного торговца) разграблены, после чего груженый ценностями корабль возвращается на Терру.

Отдаляясь от границ Империума, Вольный торговец фактически получает автономию. Кто-то продолжает хранить верность Императору и посылать часть добычи домой вместе с информацией. Другие думают только о выгоде и не совсем честны или вообще становятся пиратами, позабыв изначальную цель путешествия.

Несмотря на то, что инопланетяне представляют конкретную физическую опасность, Вольные торговцы умеют найти с ними общий язык и применить их навыки во благо своего флота. Когда ты настолько далеко от дома, приходится искать помощь из любого источника.

Ответственность Вольного торговца могла распространяться на дюжину огромных звездолётов, наполненных колонистами, армией, экипажем техников и другим персоналом, важным для функционирования корабля и колонизации новых миров
Ответственность Вольного торговца могла распространяться на дюжину огромных звездолётов, наполненных колонистами, армией, экипажем техников и другим персоналом, важным для функционирования корабля и колонизации новых миров

Вольные торговцы — легендарные личности — привилегированные и богатые. Но так было не всегда. Во времена Великого крестового похода, когда Император собирал свои первые флоты, появились первые Торговые патенты. Они были поручением Императора исследовать неизвестное, составлять карты звёздных систем и находить утраченные знания.

Многие из будущих Вольных торговцев были великими правителями на своих планетах и бросили вызов Императору — после чего он дал им выбор — служить Великому крестовому походу или умереть. Те, кто присягнул Ему на верность, стали первопроходцами, которые повели флотилии в неизведанные территории галактики. Некоторые встретили свою гибель за неповиновение, в то время как другие пришли к процветанию. Армады Великого крестового похода были могущественны, но Вольные торговцы действовали сами по себе, полагаясь на собственные ресурсы и альянсы.

Вольные торговцы могли свободно исследовать новые миры, каталогизировать виды ксеносов, находить аномалии и вступать в первый контакт с человеческими колониями, разбросанными по звездам. По мере накопления власти Вольными торговцами они превратились во влиятельные фигуры и выступали консультантами имперских командиров, сотрудничали с флотами Адептус Механикус в раскрытии древних технологий и создавали обширные торговые сети.

Вольные торговцы в Warhammer 40,000: герои Империума, жадные пираты и отважные первооткрыватели

Желанный Торговый патент стал мечтой многих капитанов кораблей и благородных офицеров. Он символизировал власть, богатство и политическое влияние. Солярная Ауксилия была создана именно в ответ на растущее влияние Вольных торговцев.

Первый описанный Вольный торговец — Ян ван Ястобаал. Он сделал блестящую карьеру в Администраторуме, а затем вошёл в состав Высших Лордов Терры. Боясь состаритья, сидя за бумажками, Ян стал Вольным торговцем и отправился в дальние уголки вселенной. Там бывший администратор быстро завоевал репутацию разорителя планет.

Торговец всегда носил с собой коммуникатор, биосканер, фильтры для носа, фотохроматические глазные капли, иммунный инъектор, инфракрасные контактные линзы, химикаты для иглоукалывания, радар, химикат-стимулятор, аппликатор, различные суспензии и растворители, лезвие для разрезания ловушки-паутины. В общем, набор на все случаи жизни.

Ян постепенно терял свою репутацию человека для народа, всё больше последователей покидали его. Дошло до того, что с ним остались только пираты и ренегаты, и торговец окончательно перестал думать о благе Империума, интересуясь только личным богатством.

Миниатюра Яна ван Ястобаала
Миниатюра Яна ван Ястобаала

Валерий Бородин отправился в неисследованный сектор за скоплением Гидеон. По пути он подавляет восстание в мире Горн и отыскивает затерянный Диарак, который из-за варп-штормов искали аж в течение трёх поколений. Валерий командовал ротой Легионес Астартес (космодесант), ротой Имперской гвардии, свитой священников Эклезиархии и Адептус Механикус. Этот Вольный торговец — непоколебимый лоялист с отличной репутацией. Он никогда не думал о том, чтобы набить собственный карман, и посвятил жизнь служению Императору.

Тайрел «Разрушитель» Сатнек — вроде бы безобидный парень низкого роста и с удлинёнными с помощью аугментаций руками. Сатнек был мощным псайкером, способным справиться с противником намного больше и сильнее себя. Число убитых Тайрелом исчисляется не тысячами, а населениями целых планет. Глубоко укоренившиеся фобии, паранойя и предрассудки не дают Тайрелу разглядеть ни в одной планете новых ксеносов хоть одну причину не уничтожать всех её жителей.

Потакс Хитсен Пси-торговец — уникальный представитель Вольных торговцев. Ему настолько наскучили его обязанности, что он уходит с головой в самые странные развлечения. Его первоначальная армия была выброшена в космос просто веселья ради! Его натура привела к интенсивному изучению новых миров и цивилизаций. Некоторые расы он уничтожает, но для большинства всё же предпочитает придумывать новую схему ассимиляции в Империум. Он обожает набирать армию из различных ксеносов, делая её очень экзотической, а главное — не скучной!

Вольные торговцы
Вольные торговцы

Когда Хорус восстал против Императора, каждому Вольному торговцу пришлось выбрать сторону. Некоторые из них выступили на стороне предателей, соблазнённые завоеванием новых миров под знаменем Хоруса. Другие остались верны, помогая имперским силам в разгар галактической гражданской войны.

Во времена Ереси Хоруса многие Вольные торговцы начали действовать самостоятельно. Могущественные армии сражались по всей галактики, в то время как независимые Вольные торговцы нападали на всех без разбора и мародёрствовали — фактически став пиратами. В галактике царил хаос, и многие Вольные торговцы воспользовались хаосом для достижения своих корыстных целей.

Несмотря на испорченную репутацию, Вольные торговцы оказались бесценными после Ереси Хоруса. Благодаря им получилось восстановить контакты с потерянными мирами. Они же исследовали разрушенные войной планеты и находили многочисленные возможности для получения прибыли. Со времён Эпохи Тьмы и по 41 тысячелетие Вольные торговцы, нравилось это кому-то или нет, стали неотъемлемой частью Империума. Сформировались целые династии потомственных Вольных торговцев и Торговый патент превратился в предмет, передаваемый по наследству.

Ересь — это такой же смертный приговор для Вольного торговца, как и для любого другого подданного Империума. Вольные торговцы, которые обращаются к ереси, рискуют потерять право на Торговый патент, и стать мишенью космодесантников
Ересь — это такой же смертный приговор для Вольного торговца, как и для любого другого подданного Империума. Вольные торговцы, которые обращаются к ереси, рискуют потерять право на Торговый патент, и стать мишенью космодесантников

Империум может осуждать влияние ксеносов и запрещать торговлю с ними, но он полагается на действия Вольных торговцев, которые всё это делают на неизведанных территориях, в своих собственных маленьких империях. Эти фрилансеры разбираются в обычаях и языках ксеносов, используют несанкционированные Империумом технологии и заключают союзы с наемниками-негодяями.

Вольные торговцы необходимы для выживания Империума, даже если их действия противоречат его принципам. Когда человек смотрит на звёзды, ему следует помнить, что где-то там есть смелые искатели приключений, определяющие судьбу человечества.

В коварном космосе Вольные торговцы часто оказываются либо в ссоре, либо в партнерстве с корсарами-друкари. Иногда они нанимают группы корсаров для сбора оружия и доспехов павших космодесантников. Рискованное предприятие, учитывая презрение космодесантников к инопланетным мусорщикам, но, тем не менее, чрезвычайно прибыльное. Эти поступки делают Вольных торговцев предметом большого интереса Инквизиции.

Вольные торговцы в Warhammer 40,000: герои Империума, жадные пираты и отважные первооткрыватели

Имперские Инквизиторы, особенно из Ордо Ксенос, часто ищут Вольных торговцев. Некоторые Инквизиторы рассматривают Вольных торговцев как потенциальных носителей еретических верований и опасных идей, что недалеко от правды. Инквизитор должен быть осторожен, когда имеет дело с Вольными торговцами, и даже не из-за влияния Ереси, а потому, что они способны вспомнить о каких-нибудь старых долгах, которые не выплатил ещё дед Инквизитора.

Династии Вольных торговцев обладают состояниями поколений, которые могут соперничать с целыми звёздными системами. Неконтролируемое изобилие открывает двери для различной хаоситской порчи и морального разложения. Ненасытная алчность часто приводит Вольных торговцев к поклонению Богу Хаоса Слаанешу. Несмотря на вмешательство Серых Рыцарей, его испорченное влияние может ввергнуть целую систему в безумие.

Однако ни один Вольный торговец не застрахован от краха. Неудачная экспедиция или банкротство могут оставить Вольного торговца без средств или даже привести его к изгнанию из династии.

Вольные торговцы в Warhammer 40,000: герои Империума, жадные пираты и отважные первооткрыватели

Но даже те, у кого немного денег, должны обладать кораблем, пригодным для межзвёздных путешествий. Наиболее состоятельные капитаны командуют не одним судном, а целыми торговыми флотилиями. Корабли Вольных торговцев всегда оснащены дополнительным пространством для груза, вспомогательным вооружением и различными технологическими модификациями.

Внутри их корабли полны экстравагантного богатства, которое производит впечатление на потенциальных торговых партнёров и выступает предметом хвастовства и статуса перед другими торговцами. Изысканная еда, бесценные произведения искусств и предметы старины со всей галактики скапливаются в личных покоях и приёмных залах.

Вольные торговцы постоянно направляют свой флот туда, где можно обогатиться и повысить авторитет династии. Они заявляют права на недавно открытые миры и вступают в конфликты с конкурирующими династиями.

Вольные торговцы в Warhammer 40,000: герои Империума, жадные пираты и отважные первооткрыватели

В основе полномочий Вольного торговца лежит Торговый патент. Этот документ предоставляет ему благородный статус в Империуме и автономию на новых открытых территориях. Репутация нередко защищает Вольного торговца от излишнего внимания. Нечистые на руку часто избегают допросов со стороны закона только благодаря своей репутации. Немногие обладают достаточной уверенностью или опытом, чтобы оспорить право Вольного торговца на патент.

Торговые патенты могут быть получены различными способами. Они могут быть украдены, потеряны или выиграны в азартных играх. По мере того, как династии приходят к власти и падают, Канцелярия Верховных Лордов Терры издаёт новые Торговые патенты в качестве награды за заслуги перед Империумом или в результате взяточничества. Торговый патент может выписываться как утончённая форма изгнания, отправляющая проблемных личностей или потенциальных соперников подальше — в Пространство Коронус, например.

Даже те, у кого есть Торговый патент, могут стать объектом расследования Адептус Арбитрес. Некоторые двуличные Вольные торговцы торговали имперскими технологиями с Империей Тау во время Дамоклова крестового похода. Вольные торговцы, которых уличают в работе против Империума, становятся заклейменными ренегатами.

Вольные торговцы в Warhammer 40,000: герои Империума, жадные пираты и отважные первооткрыватели

Совсем недавно Робаут Жиллиман призвал Вольных торговцев на защиту Империума от сил Хаосад. Он обновил Торговые патенты и выдал новые, чтобы возродить древние дома, которые когда-то потеряли патент. Жиллиман поручил Вольным торговцам отыскать потерянные миры, оказать помощь отдаленным имперским станциям и задокументировать активности Хаоса в галактике. Когда появился Великий разлом, Вольные торговцы стали спасательным кругом для Империума.

Теперь же, когда Высший флот-улей тиранидов, Левиафан, начинает своё решающее вторжение, дома Вольных торговцев снова мобилизуют свои силы по приказу Жиллимана. Они сопровождают конвои снабжений, вооружают уязвимые миры и переправляют бесчисленных беженцев в безопасные зоны. Однако было бы наивно думать, что эти действия продиктованы добротой Вольных торговцев. Каждое их действие имеет свою цену.

Вольные торговцы подчас играют решающую роль в крупных конфликтах. Ходят слухи, что они использовали многочисленные военные корабли эльдар, поддерживая с ними союз
Вольные торговцы подчас играют решающую роль в крупных конфликтах. Ходят слухи, что они использовали многочисленные военные корабли эльдар, поддерживая с ними союз

Rogue Trader на экранах мониторов

Warhammer 40,000: Rogue Trader ждали многие, и я в том числе. Ворвавшись на релизе я был под впечатлением, но недолго. Казавшаяся шедевром игра оказалась весьма средней и уж точно не конкурентом Baldur’s Gate, например. Начинается игра так же, как и в базовой книге правил, которую я описывал. Выбираете классы, распределяете навыки и настраиваете прошлое персонажа. Чуть позже открываются подклассы и новые умения.

Что важно — игра дружелюбна для незнакомых со вселенной Warhammer 40,000 игроков. На любое непонятное слово можно навести курсор и прочитать, что оно означает. По сюжету мы играем за наследника Вольного торговца и принимаем на себя командование судном после событий, которые я не расскажу, потому что спойлеры.

Система боя ролевая, с бросками кубиков как в настолке. Промахнуться по врагу из дробовика, стоя перед ним вплотную? Запросто. Бои очень простые и однотипные — по крайней мере, на «Бесстрашной» сложности. Несись по сюжету от текста до текста, от боя до боя — и всё. Потом резкий скачок сложности в виде босса, а дальше всё по новой. В третьем акте, правда, тебя жёстко бьют о землю и говорят, что ты никто, но так задумано сюжетом.

Зато атмосфера и музыка потрясающие. Оркестровые треки записаны вживую. Хоры и лязгание металла отлично передают и эстетику Warhammer и Адептус Механикус.

Вне миссий мы путешествуем по галактике, сканируем планеты как в Mass Effect и находим заброшенные корабли. Космические сражения тоже есть, но не такие крутые как в Battlefleet Gothic: Armada. Я бы даже назвал их полным унынием. Зато кораблик апгрейдить можно и нужно.

В целом, двигаться по сюжету и натыкаться на приключения, приятно. Вариативность в диалогах радует. Нравится и возможность поступать как полный урод, стать еретиком или же наоборот верным подданным Императора. Всё бы ничего, если бы не скучная боёвка и баги.

Лично у меня часто ломались бои: враг или союзник бежал на месте, бой «зависал». Порой персонажи убегали в стену и находились за текстурами, из-за чего я не мог покинуть локацию.

У каждого спутника свой характер, прошлое, интересные диалоги и личные квесты. Да, романы тоже есть!
У каждого спутника свой характер, прошлое, интересные диалоги и личные квесты. Да, романы тоже есть!

Графика средняя, я бы даже сказал устаревшая, но это не мешает игре выдавать фризы. Анимации заторможенные. Иногда ты стреляешь во врага, а падает при смерти он только через 2-3 секунды. По мере прохождения баги накапливались и накапливались, пока я не психанул и не дропнул Rogue Trader. Буду ждать патчей на правку игры и на улучшение баланса боёв. Игра точно не шедевр, но и положительные моменты есть, которые заставят меня в неё вернуться.

О багах я попросил рассказать Риверандера, который наиграл больше меня:

Всего в игре пять актов, и первые три из них отполированы: удовольствие от игры перекрывает все редкие баги. С четвёртой главы ситуация кардинально меняется, и, думаю, вы уже догадались, в какую сторону. Баги встречаются каждые пять минут, и это даже не преувеличение: интерфейс, кат-сцены, спутники, классовые навыки, достижения и самое главное – квесты и сюжет: проблемы везде. Но игру все ещё можно пройти, хоть и с трудом – у меня она чуть не «софтлокнулась».

Удивляться нечему. Rogue Trader – типичная игра «Совокотов» в техническом плане. У Kingmaker и Wrath of the Righteous были такие же проблемы на релизе.

Есть уверенность, что видеоигровая «версия» Rogue Trader будет развиваться и патчиться, но будет ли тоже самое с «настолкой»? Если честно, не думаю, что GW когда-нибудь плотно возьмётся за этот сеттинг. Придётся довольствоваться маленькими играми вроде Kill Team. Ролевой игры масштабов 2009 года ждать не стоит, расширения лора тоже. Остаётся только благодарить Fantasy Flight Games за то, что имеем на сегодняшний день.

Что почитать о Вольных торговцах

  • Farseer, Уильям Кинг. В 2002 году Уильям Кинг порадовал фанатов целой книгой о Вольном торговце Янусе Драйке. В прошлом богатый и успешный Вольный Торговец и приключенец, Янус Драйк влачит жалкое существование на грани разорения. Две таинственные личности заключают с Янусом контракт на путешествие к самому Оку Ужаса, самому крупному порталу в варп-пространство, а по пути главный герой встревает в конфликт между эльдарами и богом Хаоса Слаанешом.
  • Цикл «Арбитр», книга вторая — «Наследие», Мэтью Фаррер. Сборник повествует о суровой службе в Adeptus Arbites (полиция в мире Warhammer). Офицер Шира Кальпурния преодолевает разного рода испытания, которые лежат на пути поборника закона. Во второй книге цикла Вольный торговец, Хойон Фракс умирает, и Шира должна обеспечить передачу его хартии сыну-наследнику, проследить за соблюдением имперских законов. Но другие наследники не хотят оставаться в стороне и готовы пойти на самые крайние меры, которые заставят стражей порядка перейти в «боевой режим».
  • Цикл «Вольный торговец», Энди Хоар. С 2006 года до 2011 вышли три романа и два рассказа о Вольных торговцах из дома Аркадиев, которые связались с космодесантниками Белыми Шрамами и Железными Руками. Этот толстый омнибус я советую прочитать всем, кому интересен Дамоклов крестовый поход (война Империума с Тау).
  • Blackstone Fortress, Дариус Хинкс. В 2018 году вышла настольная игра Warhammer Quest: Blackstone Fortress, в которой игрокам предстояло проводить исследования и преодолевать опасности в лабиринтах огромной и древней космической станции. Знаменитый Вольный торговец Янус Драйк был одним из основных персонажей этих событий и ему посвятили сборник романов и рассказов, Blackstone Fortress, который, к сожалению, на русский язык переведён не был.
  • Void King, Марк Коллинз. Галактика, охваченная хаосом после появления Великого разлома (писал о нём в лонге про Абаддона), переворачивает с ног на голову все планы Вольного торговца Эраста Ламертина и его коллег по цеху. Сам Робаут Жиллиман требует, чтобы Вольные торговцы встали на защиту Империума. Эраст берётся за нелёгкую задачу объединения сил Вольных торговцев под стягом дома Ламертинов. На русском языке книги нет.

Текст написал Dasteet для FunPay. Мы рассказываем об играх, а ещё помогаем их покупать!

210210
11
84 комментария

Это мы с братанами читаем новый лонгрид в блоге FunPay во имя Императора. А у вас как неделя начинается?

21

Казавшаяся шедевром игра Нет не казавшаяся, это игра совокотов, те кто играл в патфайндер знают какие в их играх подводные камни, они в ранг шедевров не целят, но им и не надо, они хороши в своей аляповатости и популярности в узких кругах.

оказалась весьма среднейНет не оказалось, игра шикарная, просто жанр узкий, не для широкой публики уж точно, высокие продажи подтверждают мои слова. Но у игры есть технические проблемы которые мешают насладиться ей в полной мере.

точно не конкурентом Baldur’s GateЕсли тут речь идёт о третьей части то вообще ничто не может посостязаться с третьим балдурачем, это общепризнанно титан жанра и уж точно не Совокотам состязаться с балдурачём.

К слову что данная статья делает в подсайте игры большой вопрос, об игре тут полтора абзаца, тут про книги написано больше чем про игры, хотя вообще больше пост про сеттинг.

27

Если тут речь идёт о третьей части то вообще ничто не может посостязаться с третьим балдурачемВ некоторых вещах WH: Rogue Trader вполне себе конкурирует с BG3: прокачка, QoL(недостаточно, но все равно лучше BG3), сюжет, боевка. Она полностью проигрывает только в технической части. Количество загрузок просто удручающее, чуть ли не на грани с неиграбельностью. В креативной же части WH:RT, как по мне, не хуже BG3

20

да нихуя не шикарная. в каких-то игровых аспектах даже хуже патфайндера. весь ролевой отыгрыш в выборе из этих трех мировозрений, по мне так очень скудно для ролеплея. сложность с патфайндера все еще несбалансирована. геймплей с этими варп перемещениями и космобоями вгоняет в уныние довольно скоро. чуть лучше патфайндера, но далеко не шедевр. тем более абсолютно недоделанный технически на момент выхода игры, как ты уже упоминал

2

Да всё по факту. Твои претензии справедливы. По игре я очень мало написал

1

хорошо, что ты знаешь, как лучше и куда

Лонг, конечно, уважаемый, только вот

Казавшаяся шедевром игра оказалась весьма среднейЛюди вообще зажрались.
Им сделали единственную рпг по 40к, причём нормального такого качества (не смотря на обрезанность второй половины игры), а им всё равно "средненько". Ну не играйте в Рог Трейдера, играйте в другие рпг по 40к, которые не средненькие.

28