«Это было похоже на рок-группу»: разработчики рассказали о работе в Croteam
В этом году студии исполнилось 30 лет.
На YouTube-канале издателя Devolver Digital вышло видео, посвящённое юбилею хорватской студии Croteam. В этом ролике разработчики намекнули на свои будущие игры, рассказали о своём отношении к разработчикам из России, а также раскрыли особенности сотрудничества с издателем Devolver Digital.
Ниже представлена текстовая версия видео из серии Behind the Schemes издателя. Здесь затронуто самое главное.
Как всё начиналось
Первый человек из Croteam в кадре — креативный директор Давор Хунски. И первый вопрос, который ему задали, был про то, имелся ли у него когда-нибудь долгосрочный план. Разработчик сразу ответил, что нет, никогда. За всё это время у них были плохие и хорошие времена, но сейчас он с надеждой смотрит в будущее.
На вопрос, чем гордится Дамьян Мрацунац, композитор всех частей Serious Sam и The Talos Principle, ответил, что именно Serious Sam: The First Encounter, которая вышла в далёком 2001 году. Композитор присоединился к Croteam только в 1999. Он гордится, что вместе со своими коллегами закончил и выпустил игру. Что доказали — они способны на это.
Разработчики в целом говорят, что прошли долгий путь. Адмир Елезович, старший 3D-художник, отметил, что многих коллег он знает уже около 40 лет. Ведущий геймдизайнер Давор Томичич добавил, что тогда они были молоды и наивны. Они не знали, во что ввязывались.
Мы делали игру и никогда не думали, что у нас не получится.
Чтобы дойти до самой игры, им нужно было сделать движок, потом инструменты. И никто тогда из них не знал, как это делать, но они были молоды. У Давора Томичича было чувство, что они сделают лучшую игру в мире. После создания Serious Sam: The First Encounter под крылом Croteam он был поглощён только этим шутером, играл в него каждый день.
С ведущим геймдизайнером соглашается и главный композитор студии, который сравнил их коллектив во времена разработки Serious Sam: The First Encounter с рок-группой.
Во времена First Encounter это было похоже на рок-группу, которая делала всё вместе, записывая свою первую пластинку.
Он же вспомнил и последний день перед тем, как они отправили финальную версию Serious Sam: The First Encounter на диск.
Итак, мы идем в гостиную, я включаю колонки и выключаю свет. Это было похоже на просмотр фильма. Мы сели, отыграли начало игры, и ребята такие: «Мы сделали это».
Разработчики про худшие моменты
По мнению уважаемого композитора Дамьяна Мравунаца, это случай, когда у них в офисе засорился туалет.
Другую, более развёрнутую историю, рассказали Адмир Елезович и Давор Томичич. Она касается неоднозначной для фанатов Serious Sam 2. Первый разработчик полагает, что с точки зрения разработки игра оказалась не той, чем ожидалась. Всё было другое, но сами изменения были не плохими.
Serious Sam 2 создавалась в спешке. При условии, что у Croteam был жёсткий контракт, а сам движок для игры пришлось создавать с нуля, они не уложились в отведённые сроки. Хотя изначально полагали, что точно успеют. Через два года у них закончились деньги. Разработчикам какое-то время пришлось работать за бесплатно.
Спустя год они закончили разработку, но «потеряли много-много качественных талантов», как утверждает Давор Томичич, ведущий геймдизайнер. Это было большим ударом для всей Croteam. Но в итоге позже некоторые разработчики вернулись обратно, чтобы поработать над их новым необычным проектом.
«Давайте уберём этого стрелка»
Давор Томичич сравнивает историю начала разработки The Talos Principle с тем, что было при работе над Serious Sam 4. Как он утверждает, до выхода «Талоса» люди часто жаловались на постоянный экшен в играх Croteam, без другого вида геймплея.
В итоге пошли эксперименты. Разработчик решил создать несколько головоломок, а потом ещё, но ещё более сложных. И тут он осознал, что это играется крайне весело.
Мы знали, что у нас в руках есть что-то хорошее. И оно вышло за рамки игр про «Серьёзного Сэма». А потом мы создали совершенно новую игру, и она оказалась потрясающей.
В итоге её, как и другие знаменитые части Serious Sam, часто хвалили. И разработчик этим очень гордится.
Давор Хунски, креативный директор Croteam, придерживается похожего мнения. Они изначально не планировали сам «Талос». Хунски пошутил, что это словно сказать разработчикам, которые делают Serious Sam: «Давайте уберём этого стрелка».
Хунски снова упомянул, что он ещё до Croteam в одиночку создал игру в жанре головоломка. А затем уже студия занялась созданием спортивных игр. И первая из них — Football Glory. Так что студии не впервой менять жанр следующего проекта.
Креативному директору Croteam кажется удивительным факт, что The Talos Principle приняли крайне ярко.
Я видел столько страсти к играм про «Серьёзного Сэма», но в отношении The Talos Principle её было в пять раз больше. Смена игры – это нечто особенное с точки зрения того, как она затрагивает людей. Возможно, это больше, чем игра. Я видел тысячи комментариев о том, что это лучшая игра на свете.
Старший программист и одновременно один из сооснователей Croteam Дин Секулич говорит, что лично он этого не ожидал.
Но у Croteam есть какая-то мания величия.
Свобода творчества в Croteam
Сценаристы Йонас и Верена Кирацес очень ценят свободу, которую даёт Croteam. Руководство прислушивается к необычным идеям и сюжетам, как сейчас с The Talos Principle 2. Находит время выслушать идеи других разработчиков. Но Верена Кирацес видит в этом и неизбежные недостатки.
Иногда все слишком много говорят, и тогда мы ссоримся, а потом становимся большой семьёй и, надеюсь, в конце концов миримся. Но приятно, что вы действительно можете изложить свои идеи, и они вас выслушают.
Отражение Croteam в игровой индустрии
Креативный директор Croteam полагает, что они, возможно, не делают чего-то принципиально уникального или же несмелого, но у студии, он надеется, всё же есть собственный стиль. Но в конце они этого не планируют, в итоге всё выходит немного другое. Давор Томичич, ведущий геймдизайнер, очень гордится, что сейчас в обзорах некоторых новых игр порой пишут, что у них геймплей в стиле Serious Sam. В частности, про игры с шутерной механикой.
Во время продвижения The Talos Principle на различных игровых выставках (Gamescome, PAX, E3), Дамьян Мравунац и другие сотрудники Croteam впервые лицом к лицу встретились с фанатами.
Композитор думал, что они неизвестные ребята, которые выпускают игры и их любят. Но оказалось, что все знают о Croteam и Serious Sam. И для Дамьяна Мравунаца это оказалось шоком.
И вот парень показывает мне: «У меня на телефоне вся твоя музыка». Почему? Ты знаешь?
Особенности работы с Devolver Digital
Разработчики всегда чувствовали, что в Devolver Digital хотят им помочь в их путешествии. В начале своего пути Croteam сотрудничали с издателем GOD Games, когда выпускали Serious Sam: The First Encounter (в том числе показывали им ранний прототип) и другие свои игры. В 2000 году издателя купила компания Take-Two Interactive. Тогда основатели и некоторые сотрудники ушли из GOD Games и в 2009 году основали Devolver Digital.
Давор Томичич полагает, что если бы они тогда не выпустили Serious Sam: The First Encounter, то это бы сильно повлияло как на сотрудников Croteam, так и на саму серию Serious Sam в частности.
Потому что, если бы её не выпустили, нам, вероятно, пришлось бы всё бросить и пойти работать куда-нибудь еще.
Спустя десять лет в недавно образованной Devolver Digital попросили о сотрудничестве с Croteam, чтобы последние выпустили Serious Sam 3. В то время Croteam была уже известной компанией. И ими интересовались крупные издатели.
Но в Croteam решили отплатить им за ту помощь, проявленную ещё во времена выхода первой части «Серьёзного Сэма». Уже после этого вышла не только третья часть шутера, но и HD-версии Serious Sam: The First Encounter и Second Encounter.
Давор Томичич утверждает, что продажи всех этих игр оказались очень высокими.
Так и наступил новый этап многолетнего сотрудничества Croteam с Devolver Digital. А несколько лет назад издатель купил разработчиков. Интервьюер отметил, что без Croteam не было бы Devolver. Давор Хунски, креативный директор Croteam, думает, что, вероятно, и без Devolver не было бы Croteam. И Хунски рад, что у них сложились доверительные отношения.
С этим согласен и композитор Дамьян Мравунац.
Они здесь как продолжение Croteam. Мы сделаем игру. Они доверяют нам, что мы сделаем хорошую игру, и они предоставят нам все доступные инструменты, чтобы облегчить нам жизнь. Вот почему нам нравится быть с Devolver. Это как семья. Мы помогаем друг другу.
Вера Croteam в разработчиков из России
Дамьян Мравунац пошутил, что у них нет конкретных сроков и каких-то ключевых майлстоунов, только отличные идеи. В чём он в шутку извинился перед Devolver. Композитор рад, что появились и новые молодые разработчики со свежими идеями. И их необычные задумки не собираются отвергать.
Вероятно, он по большей части имеет в виду созданную в 2021 году под крылом Croteam — Timelock Studio, которая основана в России из людей, которые ранее делали модификации для «Серьёзного Сэма». А не так давно выпустили самостоятельный аддон к последней части под названием Serious Sam: Siberian Mayhem.
Ведущий сценарист Йонас Кирацес говорит, что новые сотрудники, которые к ним пришли, очень хороши. И он очень доволен ими. Молодые сотрудники Croteam также работали и над The Talos Principle 2.
Похвала также коснулась и разработчиков из российской Timelock Studio.
Они потрясающие. Siberian Mayhem был великолепен. А их интуитивное понимание того, как создавать игры, просто замечательно.
Стоит упомянуть, что в команде TimeLock Studio также трудится, например, бывший моддер под ником Deadkadath, который до этого сделал частичный ремейк Serious Sam 2 на движке Serious Sam Fusion. А также множество других оригинальных работ.
Подобное внимание от Croteam не редкость. До этого разработчики также увековечили многих моддеров в отдельной локации в Serious Sam 4.
Давор Хунски, креативный директор Croteam, очень хочет, чтобы молодые сотрудники смогли улучшить ранее созданное ими и вывести всё это на новый уровень.
Новая кровь, новый дух. Ну, может быть, тот же дух, но с новым колоритом, мне не терпится увидеть это.
С ним согласен и ведущий геймдизайнер Давор Томичич. Он добавил, что они напоминают ему их самих в молодости.
Мы учим их быть независимыми. Мы даём им советы, но не приказы, поэтому у них есть большая творческая свобода. И я думаю, что они смогут продолжить наше наследие в будущем.
Намёк на будущие игры
Адмир Елезович, старший 3D-художник, намекнул, что в Croteam работают над новым/новыми IP. И оно/они никак не связано с Serious Sam и The Talos Principle.
Почему не больше? Итак, у нас есть некоторые идеи. И мы посмотрим, куда это нас приведёт.
Разработчик говорит, что у нового проекта хороший потенциал.
Давор Хунски, креативный директор Croteam, вновь поблагодарил игроков, что поддерживают их.
Даже небольшое количество плохих моментов, которые бывают в твоей жизни могут быстро исчезнуть. Достаточно, например, на полчаса зайти в Steam и почитать комментарии к «Серьёзному Сэму» и особенно к «Талосу». Весь негатив пропадёт в мгновение ока.
Вы не представляете, как много это значит для того, кто хочет создавать игры.
Кроме того, на The Talos Principle 2 в Steam сейчас действует скидка 20% до 4 января включительно.