10 ключевых моментов в судьбе GTA 5 и GTA Online
17 сентября Grand Theft Auto V исполняется 10 лет. Эта игра стала беспрецедентным случаем в истории Rockstar Games, как по количеству проданных копий и полученной прибыли, так и по поддержке, которая не прекращается до сих пор. Под катом собрано 10 ключевых (и порой неоднозначных) моментов, которые произошли с GTA 5 за последние 10 лет.
1. Мультиплеер вместо сюжетных дополнений
Многопользовательский режим GTA Online никогда не задумывался в качестве долгоиграющего проекта. Первоначально у Rockstar Games были вполне серьезные планы по выпуску сюжетных дополнений для GTA 5. Но режим GTA Online набирал обороты, аудитория росла, и тогда разработчикам стало понятно, что мелкими апдейтами мультиплеера игроков надолго не удержишь. В 2015 году сообщество получило первое крупное обновление GTA Online — «Ограбления», а про анонсированные сюжетные дополнения было решено попросту забыть.
Все последующие 10 лет Rockstar наращивала масштабы выпускаемых DLC для мультиплеера, что позволило надолго сохранить аудиторию игры.
2. Выпуск игры на старых платформах и дальнейшее прекращение поддержки
Первый релиз игры GTA 5 состоялся на консолях уже тогда устаревшего поколения — Playstation 3 и Xbox 360. Трудно представить, сколько сил было положено на оптимизацию большого открытого мира для этих платформ.
Но в Rockstar хорошо понимали важность запрыгнуть в этот последний вагон. Ведь уже через год игра успешно была выпущена на PS4 и Xbox One, где раскрылась в полной мере. А ещё через год — на PC.
Однако, у этого решения есть и другая сторона медали — поддержка игры на устаревших платформах не могла продолжаться долго.
В Rockstar понимали важность безболезненного ухода с PS3 и Xbox 360, а потому все дальнейшие действия совершались поэтапно и растянулись на годы. Сначала разработчики перестали добавлять в игру новые DLC. Затем отключили некоторые сетевые функции — просмотр списка лидеров в игровых режимах и публикация фотографий Snapmatic. И лишь в 2023 году серверы GTA Online были полностью отключены.
3. Сдвиг хронологии и череда спорных обновлений
По изначальной задумке GTA Online являлась приквелом к сюжету GTA 5. Все события выстраивались до основной истории в одиночной игре. Но всё изменилось в 2017 году, с выходом обновления «Торговля оружием». В одном из диалогов персонаж по имени Агент 14 прямым текстом говорит о том, что на дворе 2017 год.
Апдейт «Торговля оружием» открыл новую главу в судьбе GTA 5, и не только из-за сдвига хронологии. В игре появилась масса нового военного транспорта, который игроки начали использовать друг против друга, устраивая в сессиях ранее не виданный хаос. Последующие обновления продолжили тенденцию наращивания военной имбалансной техники. В обновлении «Судный день» к покупке стала доступная орбитальная пушка, способная убить игрока на любой точке на карте. А в 2018 году вышел в свет, пожалуй, самый неоднозначный летательный аппарат — Oppressor MK2.
4. Волны банов и масштабные уязвимости
Проблема с читерами на PC всегда стояла остро. Но доходило и до полного абсурда: хакеры могли убивать игроков, находящихся в этот момент в сюжетном режиме, удаленно менять им статистику и даже банить. В 2023 году такие крупные эксплойты всплывали дважды.
Периодически Rockstar Games устраивает волну банов нечестных игроков, а Take-Two проводит точечные рейды на авторов чит-меню, угрожая им судебными исками, если те не прекратят свою деятельность.
Только вот от волн блокировок часто страдают обычные игроки, а точечные рейды едва ли уменьшат количество читеров — на место старых моддеров придут новые.
5. Конфликт с моддерами и запрет OpenIV
В 2017 году, на волне борьбы с читерами, Take-Two заставила авторов программы для моддинга OpenIV прекратить свою деятельность. Абсурдность этой ситуации в том, что данная программа предназначена исключительно для одиночных игр от Rockstar и никак не затрагивает многопользовательский режим. Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, игроки объявили массовый бойкот, занижая рейтинг GTA 5 в Steam и оставляя гневные отзывы.
Позже автор OpenIV заявил о возобновлении работы программы и мирном решении конфликта с издателям. Однако, это породило появление лицензионного соглашения, которое жестко ограничивает возможности заниматься моддингом во всех частях франшизы Grand Theft Auto.
6. Магнум опус GTA Online — «Ограбление Кайо-Перико»
Для GTA Online вышло множество интересных и крупных обновлений, но «Ограбление Кайо-Перико» является самым масштабным из них. Об этом не раз заявляли и сами разработчики.
В игру был добавлен экзотический остров Кайо-Перико, который необходимо ограбить. В свою очередь, у вас есть множество вариантов, как это провернуть.
Благодаря «Ограблению Кайо-Перико» игрокам открылась новая возможность в получении игровой валюты, так как альтернатив подобному заработку (без использования глитчей) в игре просто не существовало.
7. Спорный релиз на PS5 и Xbox Series
Разрыв в техническом плане между первым релизом и перевыпуском на PS4, Xbox One и PC был колоссален. Поэтому, когда Rockstar анонсировала GTA 5 на PS5 и Xbox Series, фанаты были в ожидании чего-то грандиозного.
Но чуда не произошло, и завышенные ожидания переросли в хейт и негодование. Этот релиз был для Rockstar скорее для галочки, а прорывные и революционные решения мы, очевидно, увидим в следующей части Grand Theft Auto.
8. Подписка GTA+ как новый вид монетизации
GTA Online имела вполне традиционную систему монетизации — микротранзакции. Однако, тренд на подписочные сервисы не мог пройти мимо эффективных менеджеров Rockstar Games, поэтому владельцы PS5 и Xbox Series получили возможность оформить ежемесячную подписку GTA+.
Подписка включает в себя ряд денежных бонусов, а также эксклюзивную одежду и бесплатный транспорт. Бонусы обновляются каждый месяц.
Вероятнее всего, мы увидим подписку GTA+ и в новой части Grand Theft Auto. От тенденций, в конце концов, не убежишь.
9. Покупка компании Cfx
Совершенно неожиданным решением от Rockstar стало приобретение компании Cfx. Команда моддеров-энтузиастов уже много лет разрабатывает мультиплеер FiveM, на базе которого работает множество ролевых серверов.
Пока что это единственный случай в современной истории Rockstar, когда моддеры выходят из серой зоны и становятся частью большой команды.
10. Работа над ошибками
За 10 лет существования GTA Online разработчики из Rockstar Games приняли множество не самых верных решений. Инфляция, дисбаланс и читеры — лишь вершина айсберга всех проблем. Но в последние годы всё заметнее становится их работа над ошибками. Новые обновления GTA Online включают не столько новый контент, сколько переосмысление уже существующего.
Конечно, связано это и с активной разработкой GTA 6, на которую сейчас, очевидно, уходят все основные ресурсы. Однако, тенденция осознавать и исправлять ошибки прошлого дает надежду на то, что подобного не повторится в будущих играх Rockstar Games.