10 ключевых моментов в судьбе GTA 5 и GTA Online

17 сентября Grand Theft Auto V исполняется 10 лет. Эта игра стала беспрецедентным случаем в истории Rockstar Games, как по количеству проданных копий и полученной прибыли, так и по поддержке, которая не прекращается до сих пор. Под катом собрано 10 ключевых (и порой неоднозначных) моментов, которые произошли с GTA 5 за последние 10 лет.

10 ключевых моментов в судьбе GTA 5 и GTA Online

1. Мультиплеер вместо сюжетных дополнений

Многопользовательский режим GTA Online никогда не задумывался в качестве долгоиграющего проекта. Первоначально у Rockstar Games были вполне серьезные планы по выпуску сюжетных дополнений для GTA 5. Но режим GTA Online набирал обороты, аудитория росла, и тогда разработчикам стало понятно, что мелкими апдейтами мультиплеера игроков надолго не удержишь. В 2015 году сообщество получило первое крупное обновление GTA Online — «Ограбления», а про анонсированные сюжетные дополнения было решено попросту забыть.

Все последующие 10 лет Rockstar наращивала масштабы выпускаемых DLC для мультиплеера, что позволило надолго сохранить аудиторию игры.

10 ключевых моментов в судьбе GTA 5 и GTA Online

2. Выпуск игры на старых платформах и дальнейшее прекращение поддержки

Первый релиз игры GTA 5 состоялся на консолях уже тогда устаревшего поколения — Playstation 3 и Xbox 360. Трудно представить, сколько сил было положено на оптимизацию большого открытого мира для этих платформ.

Но в Rockstar хорошо понимали важность запрыгнуть в этот последний вагон. Ведь уже через год игра успешно была выпущена на PS4 и Xbox One, где раскрылась в полной мере. А ещё через год — на PC.

10 ключевых моментов в судьбе GTA 5 и GTA Online

Однако, у этого решения есть и другая сторона медали — поддержка игры на устаревших платформах не могла продолжаться долго.

В Rockstar понимали важность безболезненного ухода с PS3 и Xbox 360, а потому все дальнейшие действия совершались поэтапно и растянулись на годы. Сначала разработчики перестали добавлять в игру новые DLC. Затем отключили некоторые сетевые функции — просмотр списка лидеров в игровых режимах и публикация фотографий Snapmatic. И лишь в 2023 году серверы GTA Online были полностью отключены.

10 ключевых моментов в судьбе GTA 5 и GTA Online

3. Сдвиг хронологии и череда спорных обновлений

По изначальной задумке GTA Online являлась приквелом к сюжету GTA 5. Все события выстраивались до основной истории в одиночной игре. Но всё изменилось в 2017 году, с выходом обновления «Торговля оружием». В одном из диалогов персонаж по имени Агент 14 прямым текстом говорит о том, что на дворе 2017 год.

10 ключевых моментов в судьбе GTA 5 и GTA Online

Апдейт «Торговля оружием» открыл новую главу в судьбе GTA 5, и не только из-за сдвига хронологии. В игре появилась масса нового военного транспорта, который игроки начали использовать друг против друга, устраивая в сессиях ранее не виданный хаос. Последующие обновления продолжили тенденцию наращивания военной имбалансной техники. В обновлении «Судный день» к покупке стала доступная орбитальная пушка, способная убить игрока на любой точке на карте. А в 2018 году вышел в свет, пожалуй, самый неоднозначный летательный аппарат — Oppressor MK2.

10 ключевых моментов в судьбе GTA 5 и GTA Online

4. Волны банов и масштабные уязвимости

Проблема с читерами на PC всегда стояла остро. Но доходило и до полного абсурда: хакеры могли убивать игроков, находящихся в этот момент в сюжетном режиме, удаленно менять им статистику и даже банить. В 2023 году такие крупные эксплойты всплывали дважды.

10 ключевых моментов в судьбе GTA 5 и GTA Online

Периодически Rockstar Games устраивает волну банов нечестных игроков, а Take-Two проводит точечные рейды на авторов чит-меню, угрожая им судебными исками, если те не прекратят свою деятельность.

Только вот от волн блокировок часто страдают обычные игроки, а точечные рейды едва ли уменьшат количество читеров — на место старых моддеров придут новые.

5. Конфликт с моддерами и запрет OpenIV

В 2017 году, на волне борьбы с читерами, Take-Two заставила авторов программы для моддинга OpenIV прекратить свою деятельность. Абсурдность этой ситуации в том, что данная программа предназначена исключительно для одиночных игр от Rockstar и никак не затрагивает многопользовательский режим. Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, игроки объявили массовый бойкот, занижая рейтинг GTA 5 в Steam и оставляя гневные отзывы.

Позже автор OpenIV заявил о возобновлении работы программы и мирном решении конфликта с издателям. Однако, это породило появление лицензионного соглашения, которое жестко ограничивает возможности заниматься моддингом во всех частях франшизы Grand Theft Auto.

6. Магнум опус GTA Online — «Ограбление Кайо-Перико»

Для GTA Online вышло множество интересных и крупных обновлений, но «Ограбление Кайо-Перико» является самым масштабным из них. Об этом не раз заявляли и сами разработчики.

В игру был добавлен экзотический остров Кайо-Перико, который необходимо ограбить. В свою очередь, у вас есть множество вариантов, как это провернуть.

Благодаря «Ограблению Кайо-Перико» игрокам открылась новая возможность в получении игровой валюты, так как альтернатив подобному заработку (без использования глитчей) в игре просто не существовало.

10 ключевых моментов в судьбе GTA 5 и GTA Online

7. Спорный релиз на PS5 и Xbox Series

Разрыв в техническом плане между первым релизом и перевыпуском на PS4, Xbox One и PC был колоссален. Поэтому, когда Rockstar анонсировала GTA 5 на PS5 и Xbox Series, фанаты были в ожидании чего-то грандиозного.

Но чуда не произошло, и завышенные ожидания переросли в хейт и негодование. Этот релиз был для Rockstar скорее для галочки, а прорывные и революционные решения мы, очевидно, увидим в следующей части Grand Theft Auto.

10 ключевых моментов в судьбе GTA 5 и GTA Online

8. Подписка GTA+ как новый вид монетизации

GTA Online имела вполне традиционную систему монетизации — микротранзакции. Однако, тренд на подписочные сервисы не мог пройти мимо эффективных менеджеров Rockstar Games, поэтому владельцы PS5 и Xbox Series получили возможность оформить ежемесячную подписку GTA+.

Подписка включает в себя ряд денежных бонусов, а также эксклюзивную одежду и бесплатный транспорт. Бонусы обновляются каждый месяц.

Вероятнее всего, мы увидим подписку GTA+ и в новой части Grand Theft Auto. От тенденций, в конце концов, не убежишь.

10 ключевых моментов в судьбе GTA 5 и GTA Online

9. Покупка компании Cfx

Совершенно неожиданным решением от Rockstar стало приобретение компании Cfx. Команда моддеров-энтузиастов уже много лет разрабатывает мультиплеер FiveM, на базе которого работает множество ролевых серверов.

Пока что это единственный случай в современной истории Rockstar, когда моддеры выходят из серой зоны и становятся частью большой команды.

10. Работа над ошибками

За 10 лет существования GTA Online разработчики из Rockstar Games приняли множество не самых верных решений. Инфляция, дисбаланс и читеры — лишь вершина айсберга всех проблем. Но в последние годы всё заметнее становится их работа над ошибками. Новые обновления GTA Online включают не столько новый контент, сколько переосмысление уже существующего.

Конечно, связано это и с активной разработкой GTA 6, на которую сейчас, очевидно, уходят все основные ресурсы. Однако, тенденция осознавать и исправлять ошибки прошлого дает надежду на то, что подобного не повторится в будущих играх Rockstar Games.

5353
16 комментариев

Я наверно один из немногих оставшихся жителей Земли, кто пока не играл в пятую часть. Хотя серию люблю, начинал ещё на досовской GTA-1. Просто я очень хорошо умею откладывать любое начинание на завтра.

9
Ответить

Сколько же можно откладывать? Уже 10 лет прошло.

6
Ответить

Сам все это время откладывал,вот недавно прошел. После решил онлайн попробовать, так получилось, что брат в онлайне наиграл уже очень много. Заново вроде как не хочется начинать,но продолжая прогресс за брата, не проходя обучение не понимаю что и куда идти делать🙃

Ответить

так как альтернатив подобному заработку (без использования глитчей) в игре просто не существовало.ну ну. глитчи? платные читы/накрутки? это говно на ПК тогда ломалось через artmoney/cheat engine, можно было рисовать себе сколько угодно денег практически на ровном месте. в онлайне блять! я сам так делал, чтобы посмотреть в игре всё, что хотел и со спокойной душой удалить её к чёртовой матери. и вообще, после "судного" дня, который был реально интересный и сложный, особенно при прохождении вдвоём, все следующие обновления были полной ерундой. ну может гонки на болидах были интересны, за счёт уникальной механики. а кайо перико - это просто дрочево ради дрочева.

5
Ответить

особенно при прохождении вдвоёмзабавно, нам вдвоем гпм наоборот проще всего было, с первого раза прошли вроде, ну мб со второго я уж н помню, быстро очень короч. на троих ещё в целом норм, ну а дольше всего вчетвером, перезапускали кучу раз. чем меньше людей тем меньше шанс что кто нибудь по тупому сдохнет где-нибудь лул

Ответить

Игра хуйня
4ка лучше
Призываю Кыргыза
@Неоновый Кыргыз

3
Ответить