Война. Война никогда не меняется. Или десять модов для Fallout 2, которые меня в него влюбили
Хотя первый ПК у меня появился в 1999-м (разумеется, для учебы), к сожалению, по ряду причин мне не удалось познакомиться с Fallout 2 в первые годы релиза. Я был молод, глуп и меня не привлекали изометрические rpg с кучей текста. А когда возможность наконец представилась, игра уже не казалась такой волшебной. Да, я множество раз проходил Храм испытаний, обстоятельно изучил официальное руководство, прочитал и проникся лором из Библии Fallout, разобрался со S.P.E.C.I.A.L. и механиками. Но каждый раз бросал игру на полпути или раньше. Разумом я понимал, что это чрезвычайно классная игра, но мне чего-то не хватало.
Однажды, играя в такую же изометрическую Stardew Valley с модами и решейдом, я подумал: почему бы не провернуть то же самое с Fallout 2? Я взял оригинальный англоязычный релиз от GOG, выкачал четверть соответствующего раздела на Nexus (там всего-то 45 позиций), зарегистрировался на замечательном форуме Nuclear City, прикрутил решейд, освежил игровой опыт модами и… утонул в игре запоем на месяц, опомнившись лишь на финальных титрах. Причем, половину этого времени я изучал wiki, копался в игровых файлах, переводил диалоги, правил ошибки и даже получал от этого удовольствие.
Игра — шедевральна, и в октябре ей исполняется 25 лет. Это отличный повод, чтобы пасмурным осенним вечером окунуться в новое (или первое) прохождение. В связи с этим хотел бы поделиться с вами списком из десяти маленьких и больших модификаций, без которых я Fallout 2 уже не представляю.
1. Restoration Project Update.
Restoration Project (RP) начинался в 2008 как проект одного энтузиаста под ником Killap и со временем разросся в маштабную глобальную модификацию множества авторов, ставшую неотъемлемой частью оригинальной игры. Цель проекта заключалась в том, чтобы восстановить контент, который по каким-либо причинам не вошел в релизную версию (локации, NPC, квесты, предметы, случайные встречи и т. д.), исправить некоторые ошибки там, где это возможно, а также добавить некоторые quality of life улучшения в игровой процесс. В общей сложности мод добавляет контента примерно на треть. По сути Fallout 2 + RP это то, как должна была выглядеть игра, если бы разработчики реализовали все, что планировали. Последнее обновление для RP было выпущено в 2014 году, но благодаря любящему комьюнити проект продолжает свое развитие в виде Restoration Project Update (RPU):
С полным списком изменений и нововведений можно ознакомиться на странице мода в Github. Там же можно скачать почти полную русскую локализацию.
2. sFall 5.
sFall — проект по модернизации движка Fallout 2 от талантливой Empress Timeslip (неужто той самой?), автора таких не менее значимых проектов, как Fallout Mod Manager, Oblivion Mod Manager, Morrowind Graphics Extender и многих других. История sFall началась летом 2007-го, когда Timeslip посчитала некоторые аспекты игры недоработанными и поэтому написала небольшую утилиту sFall, исправляющую ошибки оригинального движка. Cо временем проект масштабировался, оброс талантливыми преемниками, и теперь третья версия sFall является обязательным компонентом копии игры, продаваемой сервисами цифровой дистрибуции GOG и Steam.
sFall cодержит встроенный патч высокого разрешения с поддержкой DirectX 9, отключает лимит времени в 13 игровых лет и добавляет множество полезных функций, таких как: подсветка объектов на карте (по умолчанию — Shift); автооткрытие контейнеров и дверей; удобная система управления напарниками; быстрые клавиши; быстрая перезарядка; изменение скорости игры; коллекция дополнительных моделей игровых персонажей; прокрутка списков предметов в инвентаре и многое другое.
Начиная с третьей версии, Timeslip отошла от дел, и вследствие творческих разногласий проект раскололся на несколько форков, из которых наибольшего внимания, на мой взгляд, заслуживает sFall 5 Extended от автора Mr. Sталин, добавляющий поддержку расширенного инвентаря, улучшенный ИИ противников, более совершенную систему автосохранений и прочее:
Автор sFall 5 открыт для предложений и регулярно выпускает обновления, делая особый упор на улучшение интерфейса и игрового процесса.
3. Better Miria.
Мирия (Мария в переводе от 1С) — единственная в игре кошка-жена, вследствие чего довольно популярна в качестве шлю…одного из возможных напарников Избранного. В оригинальной игре весьма бесполезна — не растет в уровне, нельзя отпустить из пати, тупит в бою. Мод Better Miria от автора Endocore решает все эти проблемы, делая из Мирии полноценного напарника с шестью уровнями прокачки. Присутствует возможность избавиться от нее в любой момент без использования работорговли и расторжения брака. Версию для Restoration Project Update можно взять здесь:
Основа русской локализации для мода взята из Better Miria Mod by Endocore for RP 2.3.3 RU. Патч совместимости с Talking Heads Addon отсюда.
4. Talking Heads Addon.
Существует множество интересных материалов на тему разработки и создания анимированных голов для серии Fallout. Эти головы делались вручную из глины и сканировались с помощью специального оборудования. В общей сложности, с учетом создания глиняного бюста, сканирования, обработки, анимирования, озвучивания и синхронизации мимики со звуком на одну такую голову уходило два (!) месяца. Из-за сложности технологического процесса разработчикам удалось сделать для Fallout 2 лишь двенадцать голов из нескольких десятков запланированных.
Мод Talking Heads Addon призван решить эту проблему и добавляет в игру более 160 потрясающих анимированных голов.
Разумеется, головы понравятся не всем, и некоторые душнилы будут сетовать на неканоничность, но мне, как визуалу, это здорово обогатило игровой опыт. Головы сделаны весьма качественно и аутентично. Некоторых персонажей я вообще представлял именно так, как создатели этого мода. В любом случае рекомендую опробовать, особенно в совокупности со следующим модом.
5. Talking Heads Actually Talk (THAT).
К сожалению, за последние 25 лет для Fallout 2 не было выпущено ни одного мода с озвучкой, кроме спонтанной озвучки головы Кэссиди, сделанной в 2019 году поклонником игры и по совместительству актером озвучивания Joey Bracken. Авторы мода Talking Heads Actually Talk решили исправить ситуацию и озвучить каждого интерактивного NPC. Это грандиозная задача, охватывающая около 150 персонажей и тысячи строк диалогов.
После некоторого времени, потраченного на расшифровку внутриигрового формата файлов синхронизации с мимикой и изучение современных технологий языковой обработки, им удалось отладить рабочий процесс, который позволяет синхронизировать мимику персонажа с репликами актеров озвучки в течение нескольких часов вместо недель и месяцев, как это было с оригинальными анимированными головами в конце 90-х. На момент написания данной статьи полностью озвучены 44 персонажа, и авторы в поисках талантливых актеров озвучки.
Мод в альфа-версии, регулярно обновляется и дорабатывается. Недавно была добавлена поддержка русской локализации. В процессе прохождения я перевел все строки диалогов на русския язык в соответствии с переводом от 1С. Предыдущие версии Talking Heads Addon и THAT приводили к вылетам в некоторых диалогах (например, первые встречи с Кагой, Кицунэ, Курису). В каждом таком случае проблема решалась временным изъятием из папки с игрой файлов mods\talking_heads.dat и mods\talking_heads_audio.dat. В последних версиях эта проблема, кажется, решена.
6. ReShade.
Fallout 2, безусловно, красив и в оригинале, но способен на большее. Когда я задался вопросом, как прикрутить к игре ReShade, то не нашел ни одной инструкции. Поэтому вот вам инструкция:
А) Извлечь содержимое архива в папку с игрой. Это файлы ReShade 5.8, актуального на момент написания статьи, и мой пресет. Для улучшения картинки можно задействовать такие шейдеры, как DPX (имитация пост-обработки кинокадра на оборудовании Kodak), HDR, LumaSharpen, Vibrance, AmbientLight, MagicBloom, FilmGrain, LUT, TiltShift и ChromaticAberration. Последние три, с некоторыми доработками, позаимствовал из пресета Natural Color для игры Stardew Valley.
Б) Убедиться что в конфигураторе sFall установлен режим DX9.
В) Играть. Оверлей ReShade вызывается клавишей Scroll Lock, вкл/выкл клавишей Caps Lock. Методом проб и ошибок выяснилось, что это единственные клавиши, на которые можно забиндить ReShade. Причина мне пока не ясна, и некоторые на этом этапе бросали данную затею.
ReShade гибок в настройке достаточно, чтобы каждый мог накрутить картинку на свой вкус. Если что шейдеры HDR и TiltShift включаю только для скринов, играть с ними постоянно не очень комфортно. Скрины «до и после» прилагаю.
7. A Shelter for the Wanderers.
Где хранить тонны барахла, найденного на Пустоши? Ведь багажник Хайвеймена не безграничный… Изучив путеводитель Nuclear City, Nexus и Google, я не нашел ни одного мода, который бы добавлял в игру убежище/дом для игрока, как например, дом игрока в Мегатонне (Fallout 3) или база игрока в Даймонд-сити (Fallout 4). Зная, какое у игры ламповое комьюнити, я поделился своей идеей на профильном ресурсе, и замечательный автор с ником Pyran реализовал ее в небольшом моде, который добавляет два уютных и скрытых от посторонних глаз убежища для игрока в Реддинге и Нью-Рино. Для того, чтобы убежища появились, требуется новая игра, либо сброс состояния посещения городов через редактор сохранений. И спасибо автору за любезно предоставленные средства контрацепции — мало ли что можно подцепить от девочек из «Кошачьей Лапки»…
8. F2 Inventory Filter.
У старожилов наверняка сводит олдскулы от воспоминаний о том, насколько недружелюбным был родной инвентарь по части поиска в нем нужных предметов. Небольшой и крайне полезный мод от автора sFall 5 добавляет в инвентарь фильтр предметов, в том числе в режимах бартера и обмена с напарниками. Удерживая клавишу Left CTRL, можно добавлять категорию к фильтрации. Например, чтобы быстро найти патроны к оружию из множества предметов в инвентаре, нужно выбрать категории «оружие« и »патроны». Мод также отображает значения веса для предметов выбранной категории и количество монет у торговцев. Требует sFall версии 5.0.3 и выше.
9. Dialog FX Shader.
Небольшой экспериментальный шейдер от автора sFall 5, который как бы имитирует Depth of Field и размывает карту во время диалогов. Улучшает погружение, да и просто красиво. Надеюсь, в будущем автор добавит его не только для окна диалогов, но и для окон Пип-Боя, характеристик и по нажатию ESC. Распакуйте в папку с игрой. Требует sFall 5.
10. Steam Overlay.
Не совсем мод, но штука полезная. Все версии, и лицензионная, и модифицированная, дружат со счетчиком Steam, однако ни одна из них по умолчанию не пускает в оверлей и не позволяет делиться скриншотами. Чтобы это исправить, нужно перед запуском игры запускать батник со следующим кодом:
Не забудьте указать в коде свой адрес папки Steam, если он отличается от моего.
Как поиграть?
Первая ссылка на рабочий билд была забанена гуглом за нарушение авторских прав. Запаковал в инсталлятор (1.86GB), пробую еще раз:
Если игра куплена в Steam, то достаточно удалить все из папки Steam\steamapps\common\Fallout 2 и поместить туда файлы из моего дистрибутива.
Билд основан на оригинальном английском релизе Fallout 2 (1.02d) GOG; Restoration Project Update v29 c моими правками перевода; sFall 5.0.9.0; Better Miria rp233u18+ с моими правками перевода; Talking Heads Addon 3.7 с патчем для Better Miria; THAT 0.4.0 c моей адаптацией под русский перевод от 1С и ReShade 5.8.0 с моим пресетом. Язык игры — русский, язык озвучки — английский. Разрешение по умолчанию — 1366х768, ставить выше целесообразно только для скринов. Это не сборка, а моя папка с игрой, которую я предоставляю в ознакомительных целях, «как есть» и без всяких гарантий. В любом случае надеюсь, что каждый найдет в статье что-то полезное.
Запасайтесь стимуляторами, путешествие обещает быть увлекательным. И помните: «Война…Война никогда не меняется».
Я говорил тебе, что наш мир на краю гибели. Где презрение, несправедливость, любой выбор выдает наши грехи. И только такие как ты - агнцы Божьи, ниспосланные на просторы нашего сайта, чтобы нести ЗНАНИЕ, только вы спасёте наши души. Фонд Поддержки Сладких Булочек благодарит тебя за труд во имя Нового Эдема. Вместе — мы едины.
Буквально недавно прошёл Fallout 2. Боже, это просто шедевр. Спасибо огромное за такой пост, когда буду перепроходить, обязательно зачерпну моды отсюда.