Почему Jedi: Survivor — главная игра по «Звёздным войнам» за последние 20 лет
Образцовый сиквел с моментально уничтоженной репутацией.
Неказистый левелдизайн, боевая система, робко копирующая игры Хидэтаки Миядзаки, и обесценивающая все усилия концовка могли бы похоронить, кажется, любой проект. Но к релизу Star Wars Jedi: Fallen Order все так изголодались по одиночной ААА во вселенной «Звездных войн», что и кривоватая пародия на все успешные синглы пятилетки продалась достаточно хорошо, чтобы разработчики задумались о сиквеле.
Перед Respawn Entertainment встала необычная задача: сделать успешное продолжение игры, в которой придраться можно буквально к каждому элементу. И, кажется, студия оправдала надежды фанатов с лихвой. У неё получился не просто хороший экшен в культовой вселенной, но и, возможно, лучшие «Звездные войны» за долгие годы вообще.
История взросления, верная духу саги
Игры по «Звездным войнам» редко отличались выдающимся нарративом. Похождения Кайла Катарна держатся, в основном, на ностальгии и запоминающихся персонажах. Гораздо более проработанным и запоминающимся получился сюжет в дилогии Knights of the Old Republic. Но если первая часть сохраняла слегка сказочный настрой оригинальной трилогии, то во второй акцент сместился с чисто «звёздновойновских» идей на фирменный стиль Obsidian Entertainment с местами излишней мрачностью и чёрным юмором.
Jedi: Survivor удаётся быть одновременно более серьёзной и взрослой, чем игра BioWare, и не выглядеть чужеродно на фоне других историй о далёкой-далёкой галактике. На примере очень разных джедаев нам показывают, как меняются и рушатся некогда непоколебимые идеалы и куда они могут привести. Всю игру Кэл пытается понять, должен ли он следовать догматам несуществующего Ордена и есть ли смысл в его борьбе с Империей, когда она приносит лишь боль и потери и ему, и его близким.
Похожими вопросами задаются и другие члены команды из Fallen Order, которые к началу сиквела разбрелись по галактике. Гриз наконец-то открыл свой бар мечты, а Меррин стала помогать Цере и Кордове тайно бороться с Империей и искать артефакты джедаев. Хотя следить за второстепенными героями по отдельности не так интересно — всё-таки игра вращается вокруг Кэла Кестиса, и другие персонажи раскрываются именно во взаимодействии с ним. Но здорово, что разработчики стараются отойти от образов из фильмов саги — те же Knights of the Old Republic часто оперировали лишь архетипами из оригинальной трилогии.
Впечатляет и подача истории. Jedi: Survivor гораздо менее кинематографична, чем другие ААА, но время от времени выдаёт зрелищные катсцены и в меру глубокие диалоги. Некоторые операторские приёмы явно отсылают к перезапуску God of War, а, например, неинтерактивные перебивки в битвах с боссами напоминают классические части похождений Кратоса. Даром что геймдиректор Jedi: Survivor когда-то руководил разработкой God of War 3.
Больше геймплея, чем во всех ААА последних лет
Fallen Order вышла немногим позже Sekiro: Shadows Die Twice и во всю пыталась копировать боевую систему то из неё, то из предыдущих игр From Software. И пока одна половина игроков восторгалась тому, как точно эта механика передаёт сложность владения световым мечом, другая ужасалась кривизне битв и беспомощности Кэла перед вроде бы рядовыми врагами.
Той же кривизной отличались и все остальные механики вроде паркура. Взять хотя бы необходимость нажимать дополнительную кнопку, чтобы закрепиться на стене, из-за которой даже самое простое преодоление пропасти заканчивалось падением.
В Jedi: Survivor боевую систему и передвижение по уровням переработали почти полностью. Бои теперь напоминают смесь Sekiro и первого «Ведьмака». У Кэла аж пять боевых стоек, при этом они не то чтобы предназначены для специфических ситуаций — скорее, позволяют выбрать что-то по вкусу. Учитывая, что использовать одновременно можно всего две из них, вряд ли вы будете тратиться на прокачку остальных трёх.
При этом сражения состоят не только из закликивания кнопок «сильной» и «слабой» атаки. Придётся использовать и парирования, и уникальные приёмы Силы каждой стойки, ведь только так можно победить большинство противников. И хотя в боях теперь приходится задействовать кучу кнопок и комбинаций, играть в Jedi: Survivor намного проще, чем в Fallen Order. Кэл больше не беспомощный падаван, который и Силу в бою использует так себе, и получает по голове от каждой черепахи-переростка. Он — настоящий джедай с гигантским арсеналом приёмов. Хотя с той же Sekiro игра до сих пор тягаться не может, драться всё равно гораздо приятнее, чем в первой части или даже серии Jedi Knight.
Кстати, поскольку Кэл теперь сильнее, злее и отчаяннее, Jedi: Survivor придётся по вкусу тем, для кого «расчленёнка» — неотъемлемая часть «Звёздных войн». Рубить на куски каждого второго не получится, но обезглавить пару врагов в массовой схватке или лишить конечностей очередного босса можно без проблем.
Если светового меча и бластера мало, в некоторых заданиях можно во время боя призвать одного из напарников. Причём у каждого из них есть не только способность, обездвиживающая врага, но и зрелищное совместное добивание.
Гораздо разнообразнее стали и механики перемещения. К середине игры пробежки по локациям местами напоминают полёт — настолько много становится способов преодолевать большие дистанции. Здесь тебе и крюк-кошка, и рывок, и двойной прыжок с бегом по стене, на которые больше нет никаких ограничений. Хочешь — запрыгни на стену двойным прыжком, оттолкнись, сделай ещё один двойной прыжок с рывком и запрыгни на ту же стену.
Часто приходится на лету решать, в какую сторону прыгнуть и куда сделать рывок. При этом все интерактивные элементы расставлены так, чтобы даже в случае падения вы сразу понимали, где допустили ошибку. Из-за этого в игре не бывает моментов, когда вы в недоумении стоите на какой-нибудь скале, пытаясь понять, почему не смогли зацепиться вон за ту стену или упали вот с этого троса.
Нелинейный мир мотивирует и поощряет любопытство
Fallen Order отметилась раздражающим левелдизайном — игра прикидывалась метроидванией и постоянно склоняла к бэктрекингу однообразных локаций. В Jedi: Survivor мир игры не только разнообразнее визуально и время от времени выдаёт захватывающие дух виды, но и исследовать его гораздо интереснее. Планеты Jedi: Survivor напоминают миры из God of War: Ragnarok, только здесь они больше и разнообразнее.
Ещё одна, более точная и лестная геймплейная аналогия — первая Dark Souls. В Jedi: Survivor каждая планета и локация — это совокупность взаимосвязанных коридоров и комнат с большим количеством коротких путей. Игра регулярно подкидывает удобные шорткаты к ближайшим «кострам», между которыми теперь можно перемещаться. Больше никаких пробежек мимо толп врагов в надежду вернуться к нужной точке медитации невредимым!
Исследование локаций Jedi: Survivor поощряет косметикой, как и Fallen Order. Но здесь искать новые компоненты для светового меча, бластера и BD-1 или одежду и причёски для Кэла намного интереснее из-за их разнообразия. Кастомизация стала гораздо детальнее и больше не ограничивается цветом пончо и парой деталей лазерной шашки.
Помимо косметики во время исследования локаций можно наткнуться на новые перки, модифицирующие боевую систему, или предметы, увеличивающие здоровье и шкалу Силы. Но всё это встречается значительно реже.
Если исследовать локации самостоятельно вы не в настроении, всегда можно проследовать по маркеру сайдквеста. Хотя дополнительные задания — пожалуй, самая слабая часть игры. Они совершенно не запоминаются, как и большинство NPC, и существуют лишь для того, чтобы «заставить» игрока исследовать разные участки планет.
Хотя по итогу каждой такой вылазки вы получите что-то полезное или наткнётесь на необычную головоломку, тратить на них время совсем не хочется. В самые интересные места вы всё равно попадёте или по сюжету, или по собственной инициативе, тем более местная карта понятно и подробно объясняет, куда вы можете (или не можете) попасть.
Релиз Jedi: Survivor омрачили чудовищные технические проблемы на ПК. Хотя к качеству игры, как творческого продукта, они не относятся, неиграбельность на не самых мощных системах явно отобьёт у многих желание покупать её в ближайшее время.
А жаль, ведь Jedi: Survivor показывает, что игры по «Звёздным войнам» далеко не мертвы. Каким-то образом Electronic Arts выпустила один из самых глубоких одиночных ААА-экшенов последних лет. И, судя по качеству второй части, триквел имеет все шансы стать лучшей игрой в истории далёкой-далёкой галактики вообще. Тем более концовка Jedi: Survivor позволяет развивать историю в нескольких очень разных направлениях.
Если, конечно, Electronic Arts устроят продажи сиквела, а Respawn Entertainment не начнёт разрабатывать бесплатную королевскую битву про штурмовиков.
Текст написал Валентин Шакун для FunPay. Мы рассказываем об играх, а ещё помогаем их покупать😉