Обзор The Getaway - GTA-песочница от создателя L.A. Noire, опередившая своё время

Обзор The Getaway - GTA-песочница от создателя L.A. Noire, опередившая своё время

Прошло уже свыше 20 лет с момента выхода The Getaway. Пора вернуться в начало нулевых, когда влияние GTA 3 проявилось в распространении городских криминальных симуляторов с открытым миром, впоследствии названных «клонами GTA». В 2002 году команда Soho «The Getaway» стала одной из первых, кто сменил комичный вид GTA на серый Лондон, полный придурков, бродяг и головорезов.

Пару лет назад я уже вспоминал историю разработки The Getaway. Теперь же я прошел игру до конца, больше вникнул в нюансы и мне есть, что добавить.

История разработки

Брэндон МакНамара позднее поучавствовал с создании L.A. Noire
Брэндон МакНамара позднее поучавствовал с создании L.A. Noire

Глава студии Team Soho, Брендан МакНамара разглядел в технологиях Plystation 2 возможность создания большого открытого мира с богатым сюжетом. Так игра о неприметном преступном водителе стала масштабным гангстерским боевиком, настоящий главный герой которого — само место действия, город "Лондон".

Слева - реальное фото, справа - игра. На первый взгляд их трудно различить
Слева - реальное фото, справа - игра. На первый взгляд их трудно различить

В команду постепенно набралось более 60 человек, и требования к технологиям тоже понемногу возрастали. Огромная фотореалистичная территория Лондона вместила около 25 квадратных километров, что затмевает Либерти Сити в GTA 3. Так-же Вы можете кататься на настоящих автомобилях, таких как Saab 9-X и Lexus SC 430 и разглядывать на улицах настоящие вывески и бренды тех лет.

Обзор The Getaway - GTA-песочница от создателя L.A. Noire, опередившая своё время

Мы не хотели разбивать воссозданный нами Лондон на зоны с загрузками между ними. Нам хотелось, чтобы игроки погружались в игру полностью. Но у PS2 не было жесткого диска, поэтому загрузить в память целый город было невозможно. Нам пришлось полностью переписать движок так, чтобы геометрия и текстуры областей загружались постепенно, когда игрок находился близко к ним. Тогда это была едва ли не революция. Но загрузка и передача данных с такой скоростью сильно нагружала дисковод PS2. Чтобы уменьшить нагрузку, информация о городе была записана на диск последовательно.

Гэвин Мур, режиссер анимации The Getaway

Изначально в 1999 году, игра разрабатывалась под мощности Playstation 1 и напоминала скорее похожую игру, вышедшую для консоли позднее - The Italian Job.

Процесс захвата движения и снятие скульптуры лица для оцифровки.

Вступление игры

Обзор The Getaway - GTA-песочница от создателя L.A. Noire, опередившая своё время

The Getaway («Побег») следует за историей двух мужчин, стоящих по разные стороны закона, которых объединяет одержимость навести порядок и справедливость в Лондоне и очистить свои имена.

Марк Хэммонд
Марк Хэммонд

Вам предстоить сыграть за двух главных героев по очереди, что выглядит знакомо, судя по творчеству Нила Дракмана. Первый герой - Марк Хэммонд, бывший грабитель банков, находящийся в бегах за подозрение в убийстве своей жены и исчезновении своего ребенка (заметьте, Нил Дракман точно играл в The Getaway). Это не большой спойлер, так как заставка идёт сразу после начала игры, сильно притереться к семье не получится.

Фрэнк Картер
Фрэнк Картер

Второй герой - Фрэнк Картер, полицейский. В общем-то оба героя далеко не ангелы. Первая кампания показалась мне потяжелее, так как помимо бандитов, на Марка будут преследовать и полицейские. Логичнее было бы поменять кампании местами. Действие игры будет происходить на извилистых улочках города, в закрытых помещениях, на опасных перекрестках и парках.

Обзор The Getaway - GTA-песочница от создателя L.A. Noire, опередившая своё время

Особенности игры

Обзор The Getaway - GTA-песочница от создателя L.A. Noire, опередившая своё время

Игра представляет собой цифровой артефакт Лондона эпохи начала нулевых с атмосферой фильмов Гая Ричи тех лет. Разумеется в процессе прохождения, будет несколько отсылок не только на его творчество, но так-же и на другие криминальные картины. К примеру сцена из "криминального чтива", когда бандит не попал по Винсенту Веге (Траволта) и Джинсу Уинфелду (Л. Джексон) из всей очереди, хотя возможно это скорее отсылка на "Бориса - хрен попадёшь" из "большого куша". Игра одной из первых пыталась походить больше, чем на кино. К игре даже записали двухминутный ролик с живыми актёрами со сценами из игры.

Тот самый рекламный ролик

Геймплей

На Лотусе дадут покататься только разок
На Лотусе дадут покататься только разок

The Getaway представляет собой линейный автомобильный экшен с перестрелками, так что по сюжету игра напомнит скорее игру "Mafia", нежели GTA. The Getaway была одной из первых игр в те годы, где не было интерфейса. На экране нет ни индикатора здоровья, ни счетчика патронов, ни карты. Чтобы понять, куда нужно ехать, приходится следить за почти незаметными подсказками — например, мигающими указателями поворота на машине.

Персонаж постепенно начнет хромать или медленно идти при смерти, если он получил слишком много урона. Для восстановления нужно облокотиться на стену и отдышаться. Когда и игрок и враги быстро погибают, это реалистично, поэтому игроку нужно использовать систему укрытий, с помощью которой вы можете прилипать к стенам, выкатываться и даже вести слепой огонь из-за укрытия. Стелс из-за спины и захват противника в живой щит тут тоже есть. При стрельбе помогает автоприцел, но можно целиться и вручную.

Опять же, это механика, которую мы увидим лишь несколько лет спустя, но для 2002 года это стало чуть ли не откровением. Правда взрывоопасные бочки и другие эффектные обрушения объектов, тут тоже имеются.

Кинематографичные сюжетные катсцены порой длятся добрых 5 минут, если не дольше. Особенно под конец за Марка. Игра порой откровенно издевается над штампами жанра, скидывая ящики на голову игрока в одной миссии, что намекает на популярную в те годы, серию Crash Bandicoot, либо попадаются движущие препятствия на пути, вроде кранов, что критично как для игрока, так и для бандитов.

Обзор The Getaway - GTA-песочница от создателя L.A. Noire, опередившая своё время

Первые уровни я старался проходить по честному, порой долго блуждая по паркам. Однако на заданиях зачастую стоит невидимый таймер. Порой по игре я даже не успевал доезжать даже с быстрыми сохранениями. Честно сказать, зачастую я проходил игру, смотря куда ехать по Youtube и повторял за записью. Так как без распечатанной карты в мануале к игре, поворотники порой показывают не совсем верное направление.

Обзор The Getaway - GTA-песочница от создателя L.A. Noire, опередившая своё время

Есть игры, типа Driver 3, где плохие перестрелки, но сносное вождение. Тут наоборот, интереснее стрелять. Вождение в игре тоже нормальное, просто по поворотнику непонятно куда ехать, хоть они и мигают. Игра стала для меня любовью не с первого и не второго раза, однако не так давно я втянулся в игру и понял, что пора бы наконец, уже пройти игру до конца. Игра даёт чувство азарта. Интересно узнать, что же будет дальше по сюжету. И под конец игры, геймплей становится только интереснее. Задания разнообразные. Допустим переодеться в работника FedEX и угнать его машину, дабы пройти уровень по стелсу, догнать и протаранить другую машину. Незаметно проследить за целью на машине. Правда, смотря сейчас, какие реалистичные и провокационные сцены в игре, включая оскорбления на расовой почве, не думаю, что Sony когда-то решится переиздать игру.

Обзор The Getaway - GTA-песочница от создателя L.A. Noire, опередившая своё время

Звук и музыка

Тема главного меню

Как подобается, игра звучит на уровне фильмов Гая Ричи начала нулевых. Пули летят реалистично, а взрывы правдоподобные. Саундтрек отдает L.A. Niore, возможно над ним позднее работали те же самые люди. Радио с музыкой тех лет нет, но порой в трущобах слышно рэпчик.

Картинка

Обзор The Getaway - GTA-песочница от создателя L.A. Noire, опередившая своё время

Про графику уже было сказано. Картинка смотрится фотореалистично для игр тех лет, да и смотрится таковой до сих пор, с учётом эмулятора. Город прогружается полностью.

Подведение итогов

Обзор The Getaway - GTA-песочница от создателя L.A. Noire, опередившая своё время

Критики в 2002 году оценили игру в 72% из 100, пользовательская оценка на Metacritic так-же составляет в районе 70%, с чем я солидарен. По итогу можно сказать, что The Getaway далеко не обязательная для ознакомления и тем более прохождению игра, однако если Вы ищете хардкорную игру в духе первой "Mafia", то почему бы и не попробовать поиграть. Выйди она на ПК, мне кажется она получила бы справедливой критики в свой адрес. Можно отнести игру к категории проектов, вроде Driv3r. Объективно, это типичный середняк-проходняк (на релизе в него не играл). Однако, учитывая, что Driv3r сама по себе скорее кривая игра, что хочется материться, переигрывая раз за разом, тем не менее, игра этим вызывает какой-то спортивный азарт. Хочется пройти игру до конца. Так и с The Getaway. Не учитывая, что с момента выхода прошло уже свыше 20 лет. По потенциалу могло быть значительно лучше. Как например последующая L.A. Noire от МакНамары, изданная к слову, Rockstar Games. Первый блин что называется, вышел комом. Жаль, что ныне МакНамару "отменили" из-за обвинений в кранчах. С новой его игрой Orient Whore так и не срослось.

В гараже можно выбрать любую из двух тачек, в стиле пролога GTA V
В гараже можно выбрать любую из двух тачек, в стиле пролога GTA V

The Getaway - амбициозная игра, которая вышла задолго до своего времени. На самом деле это не было попыткой быть GTA, это была попытка создать сюжетный и кинематографический опыт. То, что мы не увидели до следующего поколения консолей. Трудно отрицать, что The Getaway стала одной из самых крупных и популярных игр для PlayStation 2. Ее кинематографичный стиль сильно повлиял на дальнейшие экшены от третьего лица, вышедшие в последующие годы, однако никто из них не попытался изобразить ту же атмосферу Лондона. Watch Dogs Legion всё-таки скорее про современность и будущее, хоть тоже по своему неплохая игра.

Геймплейный трейлер
После прохождения игры открывается режим свободной езды и гоночный болид
После прохождения игры открывается режим свободной езды и гоночный болид

Мне нравилось вступление игры и то, как оно сразу переходило в игровой процесс. The Getaway отличалась от стандартных игр того времени, которые выводили на экран множество всяких индикаторов. С начала и до конца все было как в кино. Достичь такого эффекта было непросто, но результат оправдал ожидания.

Я очень горжусь The Getaway и нашими достижениями. И хотя на создание игры ушло много времени и сил, я вспоминаю о тех временах с теплотой. В London Studio вас награждают табличкой с платиновым диском, если ваша игра продается миллионным тиражом (продажи составили приблизительно 3.5 млн дисков). Я привез свой диск в Японию; сейчас она висит в моем доме в Токио. Он напоминает мне о том, с чего я начинал и что можно достичь любой цели, даже на первый взгляд невозможной.

Уилл Бердон, технический директор

Факты об игре

Обзор The Getaway - GTA-песочница от создателя L.A. Noire, опередившая своё время
  • Команда использовала более 500 000 фотографий, чтобы воссоздать в игре настоящий уголок Лондона. Из-за столь пристального интереса одному из художников команды запретили появляться в городских отделах планирования: он проводил там слишком много времени, изучая материалы.
  • Когда художники команды фотографировали район Сохо, чтобы воссоздать его в игре, за некоторыми из них погнались вышибалы местных клубов.
  • В игре есть секретный режим вождения от первого лица. Найти его вам помогут режим свободного вождения, розовая витрина магазина, Чаринг-Кросс-Роуд и очень жесткое ограничение по времени — поняли намек?
  • Персонажа «Брови» сыграл Пол «Рыба» Берфут. В настоящее время он владеет лондонской компанией, которая производит товары по уходу за волосами. Компания находится в Сохо.
  • Другие актеры, игравшие персонажей в The Getaway, прославились ролями в голливудских и болливудских фильмах.
  • Именно диск с The Getaway стал стомиллионным диском, произведенным DADC (Digital Audio Disc Corporation), поставщиком Sony — важная веха в истории компании.
  • Бороздки на обратной стороне диска с The Getaway образуют цифровую карту Лондона.
  • У игры существуют две версии перевода - русская озвучка от пиратов (переведы так-же пешеходы) и текстовый перевод с оригинальной английской озвучкой. Версия с озвучкой у меня глюканула по скрипту после больницы. У гаража не спавнились бандиты. Помог полный перезапуск главы без быстрых загрузок с загрузки из меню. Пришлось заучить весь маршрут. Версия эмулятора 1.5.
Русская озвучка

Одного персонажа состарили в финальной версии.

В игре есть и сама PS2 (под телевизором)
В игре есть и сама PS2 (под телевизором)
Хоть игра по времени короткая, но ощущение, как будто проходил её вечность, начиная с 2017 года
Хоть игра по времени короткая, но ощущение, как будто проходил её вечность, начиная с 2017 года
Конфиг от белого тумана на пол-экрана
Конфиг от белого тумана на пол-экрана
48
16 комментариев