Не баг, а творческое видение: как игровые фотографы ломают графику, чтобы скриншоты ломали мозг
Рассказываем о необычном сообществе с сюрреалистичными снимками «Ведьмака 3», Fallout 4, Mafia 2 и других популярных игр.
Мы все рано или поздно привыкаем к играм. Привыкаем к тому, как они выглядят, как работают, как ощущаются и какие истории рассказывают. Пройдя игру один раз, можно получить целую гамму чувств, однако закончив прохождение (или второй-третий заходы, если одного мало), приходит понимание, что уже увидел всё. Дальше вы перейдёте к другим играм и новому экспириенсу.
Но что если на самом деле на этом всё не заканчивается? Что если в уже привычное и знакомое можно привнести новый контекст, новое видение и новые темы, которых изначально в игре не было?
Фотографы из творческого сообщества INGAME уже 6 лет занимаются внутриигровой фотографией, но делают это не вполне привычными методами. Видение фотографов настолько необычно, что фото из игр вроде The Sims, Dishonored, Mass Effect, Control, God of War и The Witcher 3: Wild Hunt становятся мало похожи на оригинал, трансформируются и приобретают новые смыслы.
Просто посмотрите, как стараниями фотографов изменилась BioShock Infinite. Вот скриншот из оригинала.
А вот интерпретация от Данила Боченина, фотографа INGAME.
И от Ильи Родина.
А вот еще несколько примеров виртуозного владения виртуальной камерой.
Работы INGAME без сомнений можно назвать искусством.
Сообщество использует игры не как объект, который нужно сфотографировать, а скорее как инструмент для создания чего-то нового и ранее невиданного. В результате получаются работы в стилистике близкой к Cruelty Squad, LSD Simulator и играм от 99DEMAKE.
Фотографы хотят показать зрителям, что игры — не автономные миры за пределами нашей реальности. Играя в них, не нужно беспрекословно подчиняться правилам и оставаться в рамках сюжетов.
Фотограф может действовать как захочет, и в процессе делать неожиданные открытия.
Мы можем использовать игры, чтобы говорить о том, что для нас важно.
Для авторов из сообщества игры — не только материал, но и инструмент. Они интерактивны, позволяют игроку принимать участие в создании необычных ситуаций и дают возможность смотреть на них множеством способов.
Также в играх есть множество отдельных элементов и параметров, которые можно, при желании, изменить или сломать. В результате получится необычная композиция.
Администраторы INGAME говорят, что идея создать сообщество выросла из концепций двух пабликов ВКонтакте.
Сообщество возникло на пересечении двух проектов: паблика machine cinema, где собирались теоретические материалы о машиниме и других формах творческого взаимодействия с играми, и паблика DIGITAL LOW, который публикует снимки подписчиков, сделанные на камеру телефона или старые мыльницы с маленьким разрешением. Из DIGITAL LOW получилась очень живая коллективная лаборатория, с разных сторон исследующая возможности «низкокачественной» цифровой фотографии. Изначальная идея INGAME была в том, чтобы применить этот формат совместного исследования к явлению внутриигровой фотографии, которое тогда (паблик запустился весной 2016) только начинало обсуждаться.
Причём в этом разговоре всегда был слишком силён акцент на самых современных и требовательных играх, на огромных разрешениях, на настройках графики, выставленных на максимум (и даже выше — с помощью твиков). Мы не отрицаем художественную ценность таких снимков, но для нас первостепенную роль играет другое: как и в традиционной фотографии, значимость фотографа вряд ли измеряется ценой его камеры, дело скорее в оригинальности видения. Поэтому в INGAME никогда не было ограничений на техническое качество снимков, и у нас регулярно появляются снимки из игр, вышедших в позапрошлом десятилетии и даже раньше.
Комментарий автора:
«...я открыла игру впервые за 10 лет. Мне было очень волнительно и приятно увидеть всё, что в ней было и осталось. И мне немедленно захотелось это снять именно так. Это кадры, особенные при чувстве эйфории от кустов картошки в шторм. „Какая всё-таки красивая игра! Она не была такой красивой, когда я проходила её впервые!“, — так я подумала».
Администраторы сообщества отмечают, что у них никогда не было единого стиля фотографии — они «пытаются работать со всеми существующими подходами и не ограничивают своих авторов». Многие из них творят в собственных узнаваемых стилях.
Мы заимствуем приёмы как у традиционной фотографии и других привычных искусств, так и у иных многочисленных авторов и сообществ, работавших с внутриигровой фотографией, многие из которых не знают или предпочли бы не знать о существовании друг друга.
От мэйнстрима внутриигровой фотографии постепенно оказались отлучены авторы, работающие с Garry's Mod, Second Life и играми серии The Sims. В относительной изоляции существуют сообщества, посвящённые Skyrim и Fallout. Все эти игры дают более «студийный» подход к фотографии, с возможностью расставлять декорации и свет, изменять внешность и одежду модели.
На постсоветском пространстве до сих пор очень популярна съёмка в GTA: San Andreas — и она тоже существует совершенно отдельно от всего остального. Там съёмка зачастую производится в реальном времени, без паузы, привычной для фоторежимов.
Огромное количество людей запечатлевает и намеренно провоцирует игровые глитчи. Подавляющее большинство из них не интересуют эффекты постпроцессинга, съёмка в высоком разрешении и даже использование свободной камеры. Они не ассоциируют своё занятие с внутриигровой фотографией.
По мнению основателей INGAME, ключевая особенность их сообщества заключается в том, что авторы могут совместить или смешать все подходы и развиваться в необычных направлениях с помощью импровизации и экспериментов.
Перед тем как приступить к созданию фото, авторы INGAME задают себе три основных вопроса:
- Как включить свободную камеру?
- Как изменить угол обзора?
- Как отключить интерфейс?
Если готовых решений не существует, некоторые авторы могут создавать их сами — например, с помощью Cheat Engine. На следующем этапе можно подумать о том, как в этой игре остановить время, как снимать в большом разрешении и какие возможности постпроцессинга здесь доступны (можно ли, например, подключить ReShade). Но это уже не столь важные вопросы. Дальнейший набор приёмов сильно зависит от возможностей игры и намерений фотографа.
Также фотографы INGAME используют геймплейные механики и встроенные творческие инструменты (от различных фоторежимов до редактора существ из Spore), экспериментируют с консольными командами и разбираются в файлах конфигурации, заменяют текстуры и модели, уходят с головой в эксперименты с необычными шейдерными эффектами.
Ещё авторы используют уже упомянутый Cheat Engine (или другие отладчики). Эти программы могут помочь в создании «масштабных разрушительных воздействий и точечных изменений».
Например, Егор Чёрных применял его, чтобы красить дома.
Комментарий автора:
«В Anno 1404 при попытке построить здание там, где игра этого не позволяет, оно окрашивается в красный цвет. Изменение цвета на красный привело к мысли, что здание можно сделать зелёным, синим, фиолетовым, розовым… в общем, покрасить его в любой из цветов, который нам может предложить RGB-модель. Программой Cheat Engine я нашёл значения, отвечающие за цвет и прозрачность здания, и теперь мог покрасить каждое индивидуально, благо местные жители не были против.
Также при работе над таблицей для Cheat Engine, я случайно нашел инструкцию, отключение которой заполняло игровое пространство дымом из труб домов. В сочетании с покрашенными строениями, дым давал интересный эффект дискотеки и праздника, и даже на лицах крестьян можно было увидеть улыбку».
Ценность момента — в невозможности его остановить; на этом держится значительная доля эффекта традиционной фотографии.
Внутриигровая фотография, с одной стороны, способна напрямую передавать наш виртуальный опыт, который может быть очень личным и значимым — особенно если речь идёт об онлайн-играх, где происходят социальные взаимодействия. Уже в конце девяностых некоторые люди начали помещать в семейные альбомы распечатанные скриншоты из MMORPG, на которых они взаимодействуют со своими близкими.
С другой стороны, весь остальной опыт она передаёт более косвенными средствами — через реконструкцию, совпадение, символ, намёк. Через то, как ты смотришь и на что выбираешь смотреть, через те соответствия, которые ты устанавливаешь для себя между элементами игры и своим опытом. Через те изменения, которые ты решаешь внести в игру, если у тебя есть такая возможность. На самом деле, такой метод работы существует и в традиционной фотографии — мы можем снимать одни события и объекты, подразумевая совсем другие; в частности — снимать в настоящем, выстраивая при этом диалог с прошлым.
Источники вдохновения у авторов INGAME разные. Снимки могут появляться после важных событий в жизни авторов или после прохождения игр. Идеи могут прийти в результате диалога с играми или даже спора с ними.
Фото могут вытекать из исследования случайно встреченного глитча, а могут быть вдохновлены недавно посмотренным фильмом или тем, чем ты занимаешься на работе.
Бывает, что что-то производит на тебя сильное впечатление, и ты пропускаешь это впечатление через первую игру, которая окажется под рукой. Или ты целенаправленно подбираешь игру для съёмки, исходя из темы и настроения, но с подходом к съёмке определяешься уже в процессе взаимодействия с ней. И, конечно, бывает так, что в голову приходит удачный приём (часто — ровно в тот момент, когда ты пытаешься заснуть), и ты заранее знаешь, в какой игре его можно было бы воплотить.
Администраторы сообщества не могут выделить лучшие снимки в сообществе. По их мнению, нет единого критерия, «который обобщил бы всё самое интересное из многих тысяч фотографий, опубликованных в INGAME за шесть лет существования».
В комментариях к постам INGAME я встретил тезис, что фото сообщества «создают эффект, будто оригинальная игра приняла наркотики». Вот что об этом думают основатели сообщества.
Если честно, сравнение кажется довольно однобоким: наши снимки могут быть нацелены на различные эффекты, и не все из них подразумевают дезориентацию зрителя. Среди снимков в сообществе есть очень простые и ясные высказывания, вместе с тем далёкие от того, о чём говорит сама игра.
Сейчас INGAME сложно говорить о планах по развитию сообщества и о будущем в целом.
Недавно фотографы ушли из социальной сети ВКонтакте и перебрались в Telegram, публикуя работы на одноимённом канале.
Мы планируем пережить трудное время и создавать снимки, которые будут, так или иначе, отражать сложившуюся реальность.
Огромное спасибо авторам и администраторам INGAME за фотографии и беседу.
Если вы прочитали этот текст и прониклись эстетикой необычных фотографий (а может даже захотели сами начать создавать работы в похожей стилистике), то знайте, что я показал лишь малую часть архива сообщества.
Местами настолько всрато, что прям артхаус. А местами - просто всрато.
Местами настолько артхаус, что прям всрато. А местами - просто артхаус.
при прочтении не покидало чувство, что это всё просто мета-ирония какая-то, и нас просто заставили пролистать подборку "смотри какой забавный баг словил"
Мы можем использовать игры, чтобы говорить о том, что для нас важно.
Не, ну я может тупое быдло, но какие-то высокодуховные слова для скриншотов где ломаются игры. Мех
Комментарий недоступен