Grim Dawn - один из лучших диаблоидов десятилетия

Много ли вы знаете хороших игр, похожих на легендарную диабло? Я думаю что список скорей всего закончится PoE и Titan Quest, это два мастодонта в этом жанре. Мы не берём в расчёт людей угорающих по этому жанру, они то нам расскажут какой там огромный список. Вы спросите к чему я всё это? А я расскажу. Расскажу об очень интересной игре, которую посоветовал бы любому.

Grim Dawn - один из лучших диаблоидов десятилетия

Почему так мало хороших АРПГ?

Моё предположение в том что это скорей всего очень сложный в реализации жанр, нужно просчитывать множество перков, их взаимосвязь, просчитывать миллиард лута(хоть и в большинстве случаев он процедурно генерируемый, за счёт суффиксов и префиксов, а иногда даже и аффиксов). И из этого выходит что хорошую игру то и не дождешься, в одной тут что-то не так, в другой это плохое, а третья это что вообще такое, уберите её от меня подальше. Вот и вышло что добротных арпг всего пара штук. Да и вдобавок ко всему, жанр не пользуется особой популярностью.

Grim Dawn. Зарождение

Наконец переходим к основному, к собственно грим давн.
Как все наверное знают, грим давн появился благодаря не менее известной Titan Quest, в целом это можно увидеть и не вооружённым глазом, похожая система прокачки и лута. Но Grim Dawn на голову выше своего отца, это тот же титан квест, но умноженный на двое. Более вариативная прокачка, больше разнообразного лута, боссов, врагов и всего-всего-всего.
Впервые можно было поиграть в эту игру в 2013 году, Здесь я много сказать не смогу, т.к. сам познакомился с игрой в 2016 году. Но примерно вот так она выглядела:

Переходим к настоящему времени, буквально в двух словах об игре

Игра до сих пор играется и ощущается отлично. В неё интересно продолжать играть, в ней можно построить множество разнообразных билдов, почему множество? В обычных арпг ведь всего дай бог 10 классов и 25 билдов. Но не в грим давн, в нём есть выбор двух классов, ДВУХ, карл. Может кто-то помнит насколько это иновационно было в титан квест, но здесь же довели эту систему до идеала. Благодаря этому, в игре можно построить сотни билдов, в разных комбинациях, с разными основными/второстепенными перками. Это чуть ли не лучший плюс этой игры, реиграбельность зашкаливает, ты навряд ли успеешь попробовать хотя бы половину существующих билдов. Давайте я покажу вам как это выглядит:

Слева выбираем основной класс, справа дополнительный<br />
Слева выбираем основной класс, справа дополнительный

Основы игры

Думаю все знакомы с играми серии диабло, геймплейно это та же игра, ходишь тыкаешь монстров, собираешь лут, прокачиваешься, идёшь бить босса главы, повторяешь пока не пройдешь игру. Звучит как что-то абсолютно не интересное, но когда начинаешь играть, тебя прямо затягивает в это всё, ходишь и ищешь новые шмотки которые тебя сильно забустят, закроют резисты в максимум, а ты потом приходишь к боссу и показываешь кто тут батя и кто тут будет унижен.

Ну и какая же арпг без множества перков на выбор, тут ты можешь засесть прямо на долго, сначала ты думаешь за кого бы начать, выбираешь и изучаешь все перки, понимаешь что можно как минимум по двум разным сторонам пойти. И так, ты выбрал всё же по какому пути идти, стабильно прокачиваешься по своему плану, а потом тебе игра говорит "Попридержи коней, ковбой" и даёт тебе на выбор второй класс, ты в ступоре, смотришь какой же тебе второй класс выбрать и понимаешь что перед тобой просто огромнейший выбор путей, и все они разветвлены.

Перейдем к самому интересному, из чего состоит игра, какие в ней фишки?

Самое интересное что отличает эту игру от остальных - набожность:

И тут ты понимаешь что выбор из двух классов это лишь верхушка<br />
И тут ты понимаешь что выбор из двух классов это лишь верхушка

Перед тобой встаёт это, твои глаза буквально разбегаются, ты не понимаешь что это, в страхе возможно даже закрываешь и идёшь дальше. Но как только ты поймешь что это и как это работает, ты осознаешь насколько сильна эта штука. Ты спросишь, а что это вообще такое? Давай разбираться.

Набожность, вкратце
Давай не будем пугаться и всё таки разберёмся с этой страшнючей штукой. Тут ничего сложного, набожность, это как третий класс, но в разы обширней и с ещё большим количеством выбора. Я не буду расписывать как и что прокачивать, так как у каждого свои билды и цели, можете найти гайды на ютубе. Но если коротко, то у нас есть условно три кольца созвездий(эти кольца ты сам у себя голове рисуешь, не в игре), от самых слабых, до очень сильных, которые откроются для тебя в самом конце игры. Для получения очков набожности нужно находить алтари и либо восстанавливать их, либо очищать от осквернения, путём зачистки врагов. Далее ты вкачиваешь очки в понравившиеся для тебя созвездия и пытаешься выйти в одно из крайних созвездий, которое даст тебе множество баффов. Так же тут тебе на дадут прокачать всё подряд, очков всего 55, а созвездий дохрена, так что сиди и думай как их с максимальной выгодой распределить.

Ещё одна интересная фишка игры - рогалики

Что за рогалики? Почему рогалики? Зачем рогалики?
Рогалики - это такие локации-испытания, если зашёл в них, то выхода у тебя два, либо смерть, либо победа над боссом, до которого ещё нужно добраться.

Один из входов в такие локации<br />
Один из входов в такие локации

Но в чём же профит в них ходить, они же скорей всего сложные?
Зачастую они не представляют больших трудностей правильно собранному билду, ну и нужны они для фарма вещей с босса/фарма репутации, в общем ни для чего кроме фарма не нужны грубо говоря, ничего особого интересного, но дают неплохой челлендж начинающим игрокам, особенно закутки с хорошим сундуком, тут то зачастую все и помирают, на тебя летит толпа из врагов, большинство из которых ещё и усиленные, ещё и волнами, вот и попробуй всё это выстоять, особенно если у тебя билд "стеклянная пушка"

Наверное вы задались вопросом, что же такое репутация? А это ещё одна отличнейшая особенность игры.

Как видите здесь довольно много фракций с которыми вы можете дружить, а можете и не дружить<br />
Как видите здесь довольно много фракций с которыми вы можете дружить, а можете и не дружить

Это очень интересная механика, чем больше тебя уважают в фракции, тем более больший доступ у тебя есть к их вещам/чертежам/зельям/присыпкам. И собственно чем более ты ненавистен во вражеской фракции, тем сильнее она становится, появляется больше врагов, новые герои, появление немезид. В принципе почти все фракции с самого начала уже расставлены игрой, кто с тобой во вражеских, а кто дружеских отношениях. Но всё же пару раз она тебе даст выбор, с кем дружить, а с кем воевать.

Геймплей. Основы

Не буду повторять то что было сказано выше, просто чутка дополню.

Весь смысл игры заключается в победе на тремя боссами, боссом основной игры и двух боссов из длс. Так же удержании резистов в максимальном положении, так как каждую следующую сложность держать их на максимуме будет сложнее и сложнее.
Ну и добрую половину игры ты будешь проходить второстепенные квесты, это же всё таки аРПГ. Далее ты переходишь на следующую сложность и всё повторяешь, потом снова повышаешь сложность и снова повторяешь. Всего в игре три сложности: Нормал(так же есть опция "Ветеран", слегка повышает сложность), Элита, Абсолют. Как и во всех таких играх настоящая игра начинается на последней сложности, тут для тебя игра уже открывается полностью, дополнительные квесты, лучший лут и естественно сильнейшие враги и боссы, некоторые боссы настолько сложны, что их далеко не каждый хороший билд сможет победить.

Так же в игре есть дополнительные режимы-арены, такие как Шарды или Горнило, впрочем ничего интересного, служат для проверки билдов и их оценивания, билды обычно оценивают по максимально закрытому Шарду, так что чем выше число, тем лучше билд.

Лор, есть ли он и нужен ли?

Да, лор есть, и он на удивление очень даже глубокий, со множеством историй. Самые основы вы узнаете по главному квесту, но более обширно всё написано в валяющихся повсюду записках.
Так же есть множество моментов, где тебе дают выбор, например сжечь или оставить в живых ведьму, помочь или не помочь страннику на которого наставили ствол и всё в таком роде, и зачастую тут все выборы намного глубже, часто бывает что хочешь сделать как лучше, а получается как всегда.

Другой вопрос нужен ли он в таких играх?
Однозначно нужен, как что-то второстепенное, но никак не главное. И тут этот баланс соблюден идеально, ты можешь хоть всю игру пройти не прочитав ни строки из заданий/лора и пройдёшь её полностью. Но если тебе это интересно, то насладишься довольно неплохой историей мира, которую можно буквально читать как книжку.

Мобы, Нпс и всё что с этим связано

С мобами всё легко, есть несколько видов:

  • Обычные враги
  • Герои
  • Боссы
  • Немезиды

Ничего существенно отличающегося от других игр в жанре. Вопросы вызывают только немезиды. Немезида, это такой босс боссов, открываются они по достижению максимально отрицательной репутации с фракцией. Просто хорошо проработанные враги, довольно сложные, но для хорошего билда так же не вызывают сложности.

Какие есть нпс?

  • Иллюзионист
  • Контрабандист
  • Новатор
  • Торговец
  • Духовник
  • Кузнец

Тут тоже ничего сложного
Иллюзионист - скины, но бесплатные. Просто изменяет вид шмоток
Контрабандист - позволяет хранить предметы и передавать их между персонажами
Новатор - занимается удалением/вытаскиванием компонентов из предметов, так же уничтожает предметы, ради компонентов и полезных материалов, ну и перековывает сетовые предметы
Торговец - покупка/продажа предметов
Духовник - сбрасывает навыки/набожность
Кузнец - ну тут всё понятно, крафтит всё что крафтится

А что по поводу шмоток/оружия?

Да тут бесконечнейший выбор. Тысячи суффиксов, аффиксов, префиксов. Довольно много сетов под большинство билдов. Интересные механики, такие как конверсия одной стихии в другую, это открывает ещё больше разветвлений в постройке своего персонажа.
Оружия так же огромное количество, самое главное наверное это огнестрел, где вы ещё подобное увидите

Так же, всё оружие и одежду можно улучшать компонентами и присыпками, их тоже просто огромное количество в игре, в основном помогают в закрытии резистов и увеличении урона

Что-то ты сильно хвалишь игру, неужели в ней нет минусов?

Конечно же есть, они есть в любое игре. Очень многим не нравится визуал игры, так же множество минусов в длс. Мальмут это запутанный и непонятный лабиринт, с очень плохой оптимизацией. Забытые боги это пустыня, которая всем уже приелась, причём с довольно плохой сюжетной составляющей, всего пара квестов там выполнены отлично, например квесты Дайлы. И очень интересный поворот с местным глав.некромантом.
Но это не означает что длс прям говёные, мне оба длс понравились, Мальмут конечно поддушивает, но ЗБ вообще шикарное длс.
Так же возможно высокий порог вхождения, в игре сложно разобраться, что и как лучше качать, а набожность это вообще больная тема новичков. У меня лично ушло около сотни часов на понимание игры, но я особо в этот жанр и не играл, тот кто с ним знаком скорей всего намного быстрее приспособится.

Заключение

В итоге игра вышла очень добротной, ей уже почти десять лет, а играется она всё так же отлично. Тебе всегда интересно поиграть за новый билд, интересно экспериментировать. В игре есть огромный выбор, можешь собрать идеальный билд, который подходит именно тебе. Любишь кидать дебаффы и стоять где-нибудь вдалеке? Да пожалуйста. Любишь фейстанчить и выносить врагов в ближнем бою? Да в лёгкую. А может ты любитель странного и непонятного? Сочетай не сочетающиеся классы и ищи конверсы в подходящие стихии!
Всем, кому нравится данный жанр я категорически советую опробовать эту игру.
Так же вышло небольшое дополнение, можете посмотреть если понравилась эта статья, тык

P.S.
Это мой первый лонг, выполнен скорей всего плохо, буду очень рад адекватной критике и замечаниям!
Всем большое спасибо за прочтение, я старался, правда.

656656
384 комментария
100 ₽

Я лайкну этот пост. Очень жду вторую часть GD, ну и когда-нибудь куплю их градостроительный симулятор.
Насчёт визуала не согласен, он охуенный, этакий диабло 3, но не для девочек и фембоев.
В мальмуте есть прекрасный саундтрек, такой простой и такой... Плакать хочеца.

28

Много ли вы знаете хороших игр, похожих на легендарную диабло?Sacred, Dungeon Siege, The Incredible Adventures of Van Helsing, Path of Exile, Torchlight 1-2.

112