Прошёл серию Alice
Сейчас прохожу одну интересную серию игр на 100% с довольно душными достижениями и для разнообразия решил параллельно поигрывать во что-то другое.
Выбор случайный образом пал на серию Alice - ранее не играл ни в одну, даже не видел - лишь слышал краем уха.
American McGee’s Alice
Первая часть, которая вышла аж в 2000-ом году. Мне всегда казалось, что серия посвежее, но, видимо, вторая часть создала это впечатление. Но это не важно. Важно то, что из себя игра вообще представляет.
А представляет она собой приключенческую игру с видом от 3-его лица с очень атмосферным окружением, шикарным дизайном уровней и кучей платформинга.
Небольшая ремарка: играл в ванильную версию, работает нормально. Но играл в 1280x1024 разрешении - в более высоком не работала, так что и скриншоты в таком же.
Сюжет
Сюжетно это продолжение книжек Льюис Кэрролла - Алиса из книг стала героем данной игры. Но вот история и атмосфера здесь иная - мрачная и жестокая. Такой переход связан с трагедией из начала игры - пока Алиса спала, начался пожар, в котором погибли родители Алисы. По идее, в такой ситуации ребёнка нужно отправить к родственникам или в сиротский приют, но потеря сильно ударила по Алисе и она попала в дурдом на принудительное лечение. Лечение особо результатов не приносило, пока Алиса вновь не погрузилась в мыслях в Страну Чудес.
И вот тут начинается игра, в рамках сюжета которой Страна Чудес преобразилась из-за травмы Алисы.
Сюжет не занимает какой-то внушительной части в игре, поэтому отметить какие-то особые моменты я не могу. Самое главное происходит в начале и в самом конце игры:
Как Алиса получает свою травму, и как с ней справляется через победу над Червонной королевой самой собой.
Игра просто проведёт нас по знакомым книжным локациям и покажет нам известных персонажей, но в ином виде.
Так что сюжет тут не главное, хотя он и довольно неплох.
Геймплей
Геймплейно же вышло вроде и неплохо, но местами крайне спорно.
Как уже упомянул, это приключение от третьего лица. Всё, что от вас требуется - это пройти по линейному многоуровневому уровню от начала до конца. Развилок вы никаких не встретите - в редкие моменты есть альтернативный путь, но этот путь встанет обратно на рельсы буквально через 5-10 метров. По дороге вам будут встречаться враги, небольшие головоломки и новое оружие.
Арсенал тут внушительный - аж 10 предметов, которые всегда с вами. Почти все расходуют вашу ману - поэтому у вас выбор взять помощнее что-то, но потратить больше маны или сэкономить и расправиться с противником чем-то менее эффективным. Оружие вы будете собирать вплоть до самого финала игры. В плане механик вышло оно. интересным. Назвать хоть одно из них "стандартным" не получается. Каждое оружие уникально в своём поведении. И даже имеет альтернативную атаку.
Но это играет и в минус ему - некоторое работает эффективно почти против всех, другое - бесполезно почти против всех. Я всю игру пробегал с Чёртовой Коробкой - она жарит огнём всё в округе, а потом ещё и взрывается. Ещё и маны съедает мизер. Эффективно даже против боссов. Минус только один - можно случайно подпалить самого себя.
А вот те же Демонические Кости работают крайне криво. Они должны вызывать к вам на помощь демона, но сила демона - рандомная. И вот ты призвал его, в надежде на серьёзного союзника, а на деле появляется мелкий бесёнок, который хорошо если внимание отвлечь сможет. Я лишь единожды смог вызвать самого мощного демона - в самом конце игры. И это притом, что бросок этих костей отнимает не мало маны.
Или Ледяной жезл - вроде морозит хорошо, но имеет какой-то безумный расход маны. Если двух противников убьёте, то вам очень повезло. Вторая "атака" - это возвести ледяную стену напротив себя. Зачем это нужно я не знаю - я не нашёл ей применения. Как и жезлу в целом. Разве что против Босса-Сороконожки неплохо сработал, но на этом всё.
Помимо оружия, можно встретить бонусные предметы: ярость, невидимость и прыгучесть. Но расположены они настолько странно, что почти никогда не удаётся ими эффективно воспользоваться. Или даже просто найти. Та же ярость позволяет бить сильнее, но время действия крайне мало - даже просто добежать до ближайших противников не всегда получится. Невидимость позволяет пробежать мимо врагов - нужно реально в одном месте игры. И только там его я и нашёл. Прыгучесть - полезно, но встречается крайне редко.
Пару слов о сложности: я играл на самом высоком уровне сложности - на Безумии. И игра не показалась мне сложной - поначалу больно и душно, но это лишь до тех пор пока вы не изучите поведение местных противников и не обзаведётесь нормальным оружием. Чем дальше - тем проще игра мне казалась. Тем более, что из каждого противника падают аптечки. Проблемой может стать лишь тот факт, что игра любит ставить игрока в несправедливое положение - регулярно спавнить врагов в узких проходах или ставить врагов в недоступных для вас местах.
Есть небольшие, но неплохие головоломки: воспроизвести мелодию на слух, пройти по дороге по отражению в зеркале или стать шахматной фигурой и преодолеть комнату по шахматным правилам.
В общем, геймплей просто норм. Местами хорошо, местами душно.
Графика и звук
Графически игра очень устарела. Вот как вы представляете себе игру из 2000-го года - именно так она и выглядит. Стиль и атмосфера тащат, но не замечать графику вряд ли получится. Хотя вы и так по скриншотам выше всё видите.
С музыкой всё просто: она хорошая, не шедевр, но крайне органично вплетена в игру, поэтому на фоне всегда звучит что-то зловещее, тревожное, пугающее.
Пара забавных моментов
Очень мне понравилось как настройки стилизованы.
В игре есть квиксейвы - естественно, я попал в классическую ситуацию "сохранился за секунду до смерти". Пришлось начать уровень заново.
Или классическое "умереть вместе с боссом". Финальный босс, так что под спойлером:
Alice: Madness Returns
Вторая и последняя часть в серии. Полноценный сиквел, но, естественно, с оглядкой на время. Разработчики постарались улучшить каждую составляющую, а если не могли улучшить, то хотя бы изменить концепт. То есть сделали линейное приключение с платформингом, головоломками, аренами с врагами и в мрачной атмосфере.
В этот раз играл в Steam-версию, но с минимальными изменениями - накатил русификатор. Включает в себя и озвучку, и перевод текстур. Озвучка неплоха, не идеальна, оригинал получше, но не критично - рекомендовать могу. Да и вы просто посмотрите на их установщик - он великолепен.
Сюжет
И, конечно, начну с сюжета.
Сюжет начинается практически там же, где и заканчивается первая часть. Алиса теперь не в дурдоме, но всё ещё страдает от воспоминаний о трагедии. Живёт в приюте у местного доктора, который всячески убеждает её забыть прошлое и начать полноценно жить настоящим.
И вот сразу видно отличие: ранее мы всегда находились в Стране Чудес. Теперь появились эпизоды реальной жизни
Не то чтобы в них много смысла - в них делать нечего. Просто послушать прохожих да закоулки рассматривать. Тут нет никакого геймплея, кроме ходьбы по крайне линейным и небольшим уровням. Скорее, они нужны для контраста со Страной Чудес: пока реальная жизнь вся серая, невзрачная и скучная, Страна Чудес - яркая, цветастая и живая.
Структура сюжета довольно тривиален. Сюжет разбит на 5 эпизодов, в каждом из которых Алиса ищет "ключи" к своей памяти - к той самой ночи.
И вот если сами эпизоды сюжетно довольно бедны, то концовка меня просто в шок повергла. Да, каждый эпизод намекает, что что-то пошло не так той ночью, но чтобы настолько - я и подумать не мог. Так как игра старая, то опишу что к чему, но спрячу под спойлер. Крайне рекомендую самим опробовать. Непередаваемые ощущения!
Алиса жила с родителями и старшей сестрой Лизи в одном доме. Отец был преподавателем. Один из студентов запал на старшую дочь профессора, но та его отвергла. И вот в одну ночь он залез в доме, изнасиловал и убил Лизи. Затем запер родителей и Алису в комнатах и поджёг дом. Выжила только Алиса, которая из-за этого попала в лечебницу. А это лечебница 19-го века - крайне неприятное место со своими "достойными" методами лечения: трепанации, шок, пиявки. Мне вот совсем на душе было мерзко и больно. И неожиданно - даже с игрой с такой атмосферой это как-то чересчур.
Геймплей
С геймплеем интереснее. Тебе по прежнему нужно бежать вперёд по уровню и сражаться с противниками на мини-аренах, но каждый элемент чуть изменён.
Самое первое что бросается в глаза - оружие. Его стало меньше: 4 активных и 2 пассивных (щит и мини-бомба). Но каждое оружие проработали лучше и каждое из них нужно активно применять в бою ибо некоторое работает лучше против одних, но хуже против других. В первой части все бои шли по большей части на расстоянии - как в шутере каком-нибудь. Здесь же все бои стали более контактными. Да, всё ещё можно отстреливать противников на расстоянии, но это будет занимать безумно много времени. Плюс можно прокачивать оружие за местную валюту - Жубы (ладно, Зубы). Прокачать можно всё до максимума, у меня в конце игры ещё 1500 зубов оставалось.
Раз уж говорим про бои, то надо хоть показать с кем боремся. Каждый противник требует своего подхода и обладает классным дизайном. Большинство - уникальны под свою локацию, хотя иногда они и появляются на других. Ниже лишь некоторые из них.
Пару слов о сложности: я снова играл на безумии. Поначалу - трудно. Некоторые противники могут убить за 1-2 удара. Но с прокачкой здоровья и оружия становиться легче. Но важнее, что ты запоминаешь их паттерны поведения, благодаря чему можно из любой схватки выходить без урона. Справедливости ради, в игре есть режим Игра+ - можно начать заново игру с уже прокаченным оружием и небольшими бонусами за костюм, что точно должно облегчить прохождение.
Помимо боя есть небольшие головоломки, как в прошлой части, и мини-игры. Вот их почти не было в первой части. Здесь же они уникальны под каждую главу. Где-то это шутер автоскроллер, где-то пятнашки, 2D платформеры и т.д. Сделаны они качественно, но некоторые излишне часто повторяются. Я, например, не люблю пятнашки, а они повторяются раз 5-6 за игру. Да они простые, да их можно скипнуть, но это с каждым разом всё меньше и меньше интереса вызывает.
Появились собираемые предметы. Очень много предметов. Они встречаются практически на каждом шагу. Одни дают зубы, другие позволяют прокачать ХП, а третьи - немного приоткрывают сюжет. Чтобы найти их - не нужны гайды (или, может почти не нужны), так как в игре достаточно много подсказок где их искать
Всё же лучшее, что в игре есть это её локации и атмосфера, которую они выстраивают на уровнях. Каждая локация выглядит круто, имеет своё настроение и различные мелкие детали. И вот если в первой части графику было невозможно не замечать даже при выдержанном стиле, то здесь о ней очень быстро забываешь: стиль тащит до сих пор. Музыка сюда же - грамотно дополняет локации.
Что можно отнести к минусам - больше нет быстрых сохранений. Только по чекпоинтам. И иногда они расставлены очень неудобно. Неоднократно случались ситуации, когда тебе нужно пройти пару платформенных моментов, несколько мини-битв и одну финальную. И вот если ты ошибёшься в конце - начинай всё это сначала. Раздражало неслабо.
Ещё неудобной стала стрельба - её постоянно нужно применять против некоторых противников, но нормально целиться можно лишь сфокусировавшись на противнике. А в таком режиме очень сложно контролировать что происходит вокруг.
Ну и немного про техническое состояние - игра хоть и новее, но регулярно вылетала у меня при загрузке. Надеюсь, что это просто мне не повезло.
Выводы
Очень классная, очень атмосферная серия, но с устаревшим геймплеем. Рекомендовать могу, но максимальную сложность лучше не ставить.