Настоящая история Троянской войны
Западная Анатолия в XIII веке до нашей эры стала ареной масштабного противостояния двух великих держав древности — Хеттского царства и Аххиявы (предположительно, Микенской Греции). Этот регион, богатый ресурсами и стратегически важный, был разделён на множество вассальных государств, которые служили буфером между двумя империями. Хетты и ахейцы, избегая прямых столкновений, вели борьбу через местных правителей, наёмников и союзников, создавая сложную сеть политических и военных альянсов. Именно в этой напряжённой обстановке на историческую сцену выходит фигура, которая, возможно, стала одним из прообразов героев будущих легенд о Троянской войне, — военачальник и авантюрист Пиямараду.
Пиямараду — личность загадочная и противоречивая. Впервые он упоминается в хеттских текстах начала XIII века до н. э., в период правления царя Муваталли II (ок. 1295–1272 гг. до н. э.). Его происхождение остаётся неясным: возможно, он был хеттским аристократом, оказавшимся на проигравшей стороне в династической борьбе, или же просто амбициозным воином, искавшим славы и богатства. В любом случае, Пиямараду выбрал путь ренегата, порвав с Хеттской империей и перейдя на сторону её главного конкурента — Аххиявы.
Его мотивы могли быть как личными, так и политическими. Возможно, он был одним из тех, кто не мог смириться с поражением и жаждал мести. Или же он просто принадлежал к числу людей, для которых война и приключения были смыслом жизни. Как бы то ни было, Пиямараду стал ключевой фигурой в противостоянии Хеттского царства и Аххиявы, а его действия оказали значительное влияние на историю региона.
Западная Анатолия была регионом, где пересекались интересы двух великих держав. Хеттская империя, контролировавшая большую часть Малой Азии, стремилась укрепить свои позиции на западе, в то время как Аххиява, расширяла своё влияние через сеть союзников и вассалов. Вассальные государства, такие как Миллаванда (возможно Милет) и Вилуса (отождествляемая с Троей), играли важную роль в этом противостоянии.
Пиямараду, действуя как наёмник и союзник Аххиявы, стал главным раздражителем для хеттов. Он организовывал набеги на хеттские территории, поддерживал мятежи местных правителей и даже создал собственное государство в Западной Анатолии, сделав Трою своей столицей. Его действия не только дестабилизировали регион, но и стали одной из причин напряжённости между Хеттской империей и Аххиявой.
Наше понимание событий, связанных с Пиямараду, основано на фрагментарных, но информативных хеттских текстах. Среди них — письмо Манапы-Тархунты, письмо о Тавагалаве, письмо Милаваты и переписка между хеттским царём Хаттусили III и правителем Аххиявы. Особый интерес представляет так называемое «Письмо (о)Тавагалавы(е)», в котором Хаттусили III описывает свои попытки договориться с Пиямараду и выражает недовольство поддержкой, которую тот получает от Аххиявы.
Ещё одним важным источником является молитва Пудухепы, супруги Хаттусили III и главной жрицы. Эти тексты не только проливают свет на политическую ситуацию того времени, но и демонстрируют, насколько серьёзной угрозой считался Пиямараду для хеттов.
Деятельность Пиямараду, возможно, стала одним из источников вдохновения для легенд о Троянской войне. Его конфликт с Хеттской империей, использование Трои как базы и поддержка со стороны Аххиявы — всё это перекликается с сюжетами, которые позже были увековечены в «Илиаде» и «Одиссее». Хотя прямых доказательств связи Пиямараду с Троянской войной нет, его история помогает лучше понять исторический контекст, в котором могли зародиться эти легенды.
Чтобы в полной мере осознать значение действий Пиямараду, нужно глубже вникнуть в запутанную историю альянсов, соперничества и амбиций, характерных для этой эпохи, обозначить место и выделить действующих лиц, которые играли свои роли на этой сцене. Чем и займёмся в дальнейшем.
Наш герой был хеттом (скорее всего), который сражался с Великим Царём хеттов в землях хеттских вассалов. Хетты, хетты, хетты! Кто вообще такие эти хетты и почему они так важны в нашей истории?
Хетты — древний народ, создавший могущественную империю в Малой Азии во II тысячелетии до н. э. Их государство, их цивилизация сыграли важную роль в истории Ближнего Востока, а достижения в области государственного управления, военного дела, права и культуры оказали заметное влияние на соседние народы.
Происхождение хеттов до сих пор остается предметом научных дискуссий. Хетты считаются частью индоевропейских народов, мигрировавших в Малую Азию из степей между западным побережьем Черного моря и западным же побережьем Каспийского моря около III тысячелетия до н. э. Их язык, хеттский, относится к анатолийской ветви индоевропейской языковой семьи. Напомню, что русский язык также относится к индоевропейской семье языков. В Анатолии пришлые хетты подчинили разобщённые города-государства местного древнего народа хаттов (как минимум).
Смешение населения обусловило религиозный синкретизм, то есть соединение разнородных идей, богов и способов богослужения. Религия хеттов была политеистической и включала множество божеств - своих и заимствованных у разных народов. Хетты легко включали в свой пантеон богов покоренных народов, таких как хатти, хурриты и месопотамцы. При этом каждому богу старались молиться на его «родном» языке. Так же ценились чужеземные заговоры и заклинания.
Важное место занимали божества, связанные с природными явлениями, такие как бог грозы Тешуб и богиня солнца Аринна. В целом религиозная жизнь хеттов была насыщена ритуалами, жертвоприношениями и праздниками, которые чаще всего были связаны с сельскохозяйственным циклом. Еда - прежде всего!
Религиозные нужды, как и необходимость управлять огромным царством формировали спрос на грамотных людей. Без письменности не было бы хеттского государства. Без письменности мы бы никогда не узнали историю о Пиямараду! Заимствованная у аккадцев, клинопись использовалась для официальных документов, законов и дипломатической переписки. Хеттские иероглифы применялись для монументальных надписей и религиозных текстов. Это письмо до сих пор полностью не расшифровано.
Религия и администрация важны для создания и поддержания империи, но вторичны относительно военной силы. Хетты были мастерами в использовании боевых колесниц, которые стали ключевым элементом их армии. Колесница совершила настоящую революцию в военном деле бронзового века. А закрепляли господство могучие крепости. Они строили мощные стены, башни и ворота, такие как знаменитые Львиные ворота в Хаттусе, столице хеттов.
Существует миф, что хетты одними из первых начали широко использовать железо для изготовления оружия, что давало им преимущество в боях. Хетты времён империи лишь контролировали народ халибов, которые в незначительных количествах выплавляли сталь из магнетитовых песков побережья Чёрного моря. Получения железа не из руды говорит о том, что халибы, открыли железо и возможно сталь как материал, но не способ массового производства.
Хеттская империя возникла в XVII веке до н. э. и достигла своего расцвета в XIV–XIII веках до н. э. Хетты вышли на историческую арену около 1750 года до н.э., когда царь Питхана и его сын Анитта захватили важный город Канеш, а также ряд других городов-государств, включая Хаттусу (современный Богазкёй).
Примерно в 1650 году до н.э., при Хаттусили I, город Хаттуса был основан в качестве столицы. Расположенный на плато, город со временем был укреплен сложными оборонительными сооружениями. С этой надежной базы Хаттусили повел свои армии на юг, на равнины Сирии. Его сын, Мурсили I, продолжил эти завоевания, совершив набег на важный город Халаб (Алеппо) и разграбив Вавилон далеко на юге в Месопотамии. Однако по возвращении в Анатолию царь был убит, после чего последовала череда слабых правителей и долгий период бездействия.
Около 1420 года до н.э. к власти в Хаттусе пришла новая череда более энергичных царей. Тем не менее, в начале XIV века до н.э. хетты испытывали значительные проблемы с воинственным народом под названием каски. Каски (Ga-as-ga) населяли северо-восточную Анатолию и Южное Причерноморье (Понт) к северу от территории хеттов. Их соединённые силы достигали 800 колесниц. Во время одной из войн северяне даже разрушили Хаттусу и заставили хеттов перенести столицу.
Конкуренция с Египтом в борьбе за богатые города Ханаана (области в Сирии и Палестине) усилилась при Аменхотепе III (1390-1352 гг. до н.э.), который попытался подорвать позиции хеттов, установив дипломатические отношения с важным могущественным государством Арцава в западной Анатолии. В довершении ахейские греки из Аххиявы совершали набеги на зависимый от хеттов остров Кипр.
Однако при Тудхалии III (1380-1360 гг. до н.э.) и его сыне Суппилулиуме I (1370-1330 гг. до н.э.) ситуация изменилась на противоположную. Суппилулиум укрепил империю на севере, Хаттуса была вновь завоевана и сильно укреплена. Затем он продвинулся в Сирию и основал Каркемиш как опорный пункт. Теперь Египет оценивал хеттов как равную по статусу державу. В одном из хеттских текстов говорится о том, что египетская царица (возможно, вдова Тутанхамона) написала Суппилулиуме с просьбой о браке с одним из его сыновей.
Чума, привезенная в Анатолию из Леванта хеттскими солдатами и военнопленными, оборвала жизнь Суппилулиумы. Однако его завоевания были закреплены и расширены его сыном Мурсили II (1330-1295 гг. до н.э.), чей величайший успех был достигнут в борьбе с Арцавой на западе, которая была низведена до статуса подвластного государства.
Сложные названия. Сложные имена. Я всё понимаю! Главное нужно понять следующее: хетты столетиями активно расширяли свои территории, подчиняя соседние народы. Именно подчиняя, а не захватывая и заселяя их земли. При этом проигравшие сохраняли широкую автономию, включая собственную армию.
В 1295 году до н. э. на трон восходит царь Муваталли II. Это начало нашего повествования, когда Великое царство хеттов находилось на пике своего могущества. Разобрались с хеттами? Двигаемся дальше?