Затерянная цивилизация: расхитители гробниц и тайны Джирофта

Затерянная цивилизация: расхитители гробниц и тайны Джирофта

В начале XXI века археологический мир был потрясен открытием, которое перевернуло представления о древних цивилизациях Ближнего Востока. Речь идет о культуре Джирофт, предположительно существовавшей в конце III тысячелетия до н.э. на территории современных иранских провинций Систан, Белуджистан и Керман. Эта культура, также известная как Межкультурный стиль или стиль Халильруд, долгое время оставалась загадкой для ученых, пока случайное наводнение не открыло миру ее следы.

В 2001 году на международных аукционах стали появляться загадочные артефакты: изысканные ювелирные изделия, керамика, оружие и даже игровые доски, украшенные сложными орнаментами из сердолика и лазурита. Эти предметы, изображавшие сцены сражений животных и людей, а также пасторальные мотивы, вызвали бурные споры среди экспертов. Сначала их сочли подделками, но по мере появления новых находок ученые начали склоняться к мысли, что перед ними подлинные произведения древнего искусства.

Южный курган,
Конар-Сандал, Джирофт,
фото Mhsheikholeslami
Южный курган, Конар-Сандал, Джирофт, фото Mhsheikholeslami

Разгадка пришла неожиданно. В 2002 году иранская полиция арестовала группу торговцев древностями, которые пытались вывезти из страны тысячи артефактов. Следы вели в долину реки Халил, где местные жители, воспользовавшись наводнением, размывшим древний некрополь, начали массово раскапывать и продавать находки. Так мир узнал о существовании неизвестной ранее цивилизации.

Археологические исследования, начатые в 2003 году под руководством иранского археолога Юсуфа Маджидзаде, выявили два крупных кургана — Конар-Сандал Северный и Южный. Эти холмы скрывали остатки монументальных сооружений: культового комплекса и укрепленной цитадели. Ученые предположили, что когда-то здесь находился крупный городской центр, простиравшийся на многие километры.

Человек-зверь держит леопардов
Фрагмент вазы из хлорита.
Мотив «хозяина зверей» переплетается
с образом Гильгамеша.
Ок. 2300 до н.э., Джирофт.
Человек-зверь держит леопардов Фрагмент вазы из хлорита. Мотив «хозяина зверей» переплетается с образом Гильгамеша. Ок. 2300 до н.э., Джирофт.

Раскопки показали, что город существовал уже в конце IV тысячелетия до н.э. и достиг расцвета в III тысячелетии до н.э. Здесь были обнаружены следы ремесленного производства, жилые кварталы и обширные кладбища. Артефакты, найденные на месте, — сосуды из кальцита, хлорита и лазурита, украшенные сложной символикой, — свидетельствуют о высоком уровне мастерства и культурных связях с Месопотамией.

Одним из самых интригующих открытий стали глиняные таблички с надписями. Один текст напоминал линейное эламское письмо, а другой оказался совершенно неизвестным. Это свидетельствует о том, что жители Джирофта были грамотными и, возможно, имели собственную систему письменности.

Каменные сосуды,
изображены фасады культовых
или административных зданий.
Культура Джирофт,
2600-2200 гг. до н.э.,
Национальный музей Ирана.
Каменные сосуды, изображены фасады культовых или административных зданий. Культура Джирофт, 2600-2200 гг. до н.э., Национальный музей Ирана.
"Сумочки" - 
артефакты неизвестного назначения
с демонами или людьми-скорпионами,
с геральдическими львами,
с фасадом дворца или храма.
Культура Джирофт, 2600-2300 гг. до н.э.
Национальный музей Ирана. 
"Сумочки" - артефакты неизвестного назначения с демонами или людьми-скорпионами, с геральдическими львами, с фасадом дворца или храма. Культура Джирофт, 2600-2300 гг. до н.э. Национальный музей Ирана. 

Декоративные мотивы на сосудах из Джирофта удивительным образом перекликаются с месопотамской мифологией. Изображения орлов, змей и перевернутых быков напоминают миф о царе Этане, который поднялся на небеса с помощью орла, чтобы добыть волшебное растение. Эти параллели наводят на мысль о возможном общем культурном наследии двух цивилизаций.

Юсуф Маджидзаде выдвинул смелую гипотезу, что Джирофт может быть легендарной Араттой — страной, восхваляемой в шумерских поэмах за ее богатство. Однако эта теория остается спорной, так как прямых доказательств существования Аратты за пределами текстов нет.

Глиняные таблички
с нерасшифрованной
письменностью (?) цивилизации Джирофт
Глиняные таблички с нерасшифрованной письменностью (?) цивилизации Джирофт

Другая гипотеза связывает Джирофт с царством Мархаши, упоминаемым в аккадских надписях. Цари Аккада, такие как Римуш, описывали свои победы над Мархаши, что свидетельствует о его могуществе. В одном из этих текстов конфликт описан как: “Римуш [царь Аккада] победил Абалгамаша, царя Мархаши, в битве... Когда он завоевал Элам и Мархаши, он захватил 30 золотых рудников, 3600 серебряных рудников и 300 рабов мужского и женского пола”. Если Джирофт действительно был частью Мархаши, это объясняет его богатство и культурное влияние.

Не следует забывать о другихе важных местах, предположительно связанных с обнаруженными иранскими памятниками, включают Шахри-Сухте (Сожженный город), Тепе Бампур, Шахдад, Тал-и-Иблис и Тепе Яхья. Если все они были частью одной большой системы, то мы имеем дело с целым утерянным миром древности.

Бронзовое оружие
из Конар-Сандала
Джирофт, ок. 2500 г. н.э.
Бронзовое оружие из Конар-Сандала Джирофт, ок. 2500 г. н.э.
Каменная статуя орла,
Культура Джирофт,
2600-2200 гг. до н.э.,
Национальный музей Ирана.
Каменная статуя орла, Культура Джирофт, 2600-2200 гг. до н.э., Национальный музей Ирана.

Открытие Джирофта стало одним из важнейших археологических событий XXI века. Оно не только пролило свет на ранее неизвестную цивилизацию, но и заставило пересмотреть роль Иранского нагорья в истории древнего мира. Несмотря на разрушительные действия мародеров, ученым удалось восстановить часть утраченного наследия и вписать Джирофт в историческую панораму Бронзового века.

Сегодня Джирофт продолжает раскрывать свои тайны. Каждый новый сезон раскопок приносит уникальные находки, которые помогают лучше понять жизнь, верования и искусство этой загадочной культуры. Возможно, в будущем нас ждут еще более удивительные открытия, которые изменят наши представления о древнем мире.

Затерянная цивилизация: расхитители гробниц и тайны Джирофта
8
13
8 комментариев