«Бетонная утопия» — это не тот фильм-катастрофа, который вы ожидали
Несколько слов про приятный сюрприз корейского киносезона.
Текст не содержит значительных спойлеров к фильму.
Картина посвящена группе выживших в многоквартирном доме после землетрясения. Большая часть Сеула оказывается разрушена, и все хотят найти заветное спасение в многоэтажке. Жильцам комплекса предстоит защищать убежище от посторонних.
Хотя синопсис вполне конкретно описывает происходящее в фильме, промо-компания (и трейлеры в частности) делали ставку скорее на привычные компоненты фильма-катастрофы: бедствие, разрушения и общую зрелищность природного катаклизма. Да, без этого не обошлось, но... но все же фильм не об этом.
Не совсем фильм-катастрофа
За подтверждением тезиса идти дальше открывающей сцены не придется. Повествование берет старт уже после случившейся катастрофы — зрителя на «вечеринку» не позвали. Потом, конечно, флэшбеки дадут насладиться коллапсом бетонного Сеула (с CGI в фильме все в порядке), но даже они уводят фокус в сторону личностных трагедий, лишь чтобы сложился мотивационный пазл главных героев.
Так что никакого противостояния катастрофе здесь нет. Вместо нее главными врагами людей выступают, как это часто бывает у корейцев, главных гуманистов планеты сей... другие люди. Отсюда выживание среди сеульских руин в конфликте с другими бедолагами приводит к другому фантастическому поджанру — постапокалиптике.
Ширма выживания в постапокалипсисе
Построение социального микрокосма в условиях постапокалипсиса — прием отнюдь не новый в массовой культуре. Весь мир в труху, законы дикой природы и шанс начать все с чистого листа на маленьком клочке земли. Для авторов тут открывается широкий набор тем и аллюзий: хочешь, изучай социальные институты в зародыше, хочешь, копайся в человеческой природе, не обремененной внешними факторами.
Ом Тхэ-хва также использует знакомые инструменты. Государственная махина здесь скукожилась до размера одного жилого комплекса. Жители тут же начинают выстраивать иерархию, порядки и структуру, создавая типичное общество в миниатюре.
На этом моменте можно было бы ожидать сравнения, например, с «Сквозь снег» — антиутопией Пон Джун-хо, масштабным манифестом об эволюции и сатирой на глобальное общество. Однако Тхэ-хва бьет более точечно: по человеку на расстоянии его семьи, квартиры, дома.
История, цитируя фильм, про «обычных людей», которые воздвигают заборы и придумывают систему свой-чужой (жители комплекса-все остальные), ради концентрации материальных благ в собственных руках. Про знакомые нам штуки с намеком на иммиграцию и гражданскую позицию каждого человека.
К тому же разукрашивает картину Тхэ-хва куда в более мрачные тона циничной твердой рукой, нежели свою предыдущую работу: мелодраматичное фэнтези «Исчезнувшее время: Мальчик, который вернулся». Так что если захотите сосчитать количество положительных персонажей — много пальцев рук не понадобится. Если пожелаете убедиться в доброй сущности человеческого начала — что ж... будет тяжело, но надежда всегда остается.
Что не менее ценно, так это как авторам удалось завернуть вполне прозрачный подтекст в увлекательную жанровую оболочку: атмосферных руин Сеула, экшена и искрометного корейского юмора тут в достатке.
«Бетонная утопия» ловко объезжает протоптанные тропинки с развилки-завязки «Сеул настигает землетрясение» и умно дергает рычаги поджанра, чтобы рассказать мощную драму о людях и границах в захватывающих декорациях. Почти эталонное корейское жанровое кино.
Теперь тезисно пара дополнений:
- Ли Бён-хон — отец. Очередная мощнейшая роль в актив.
- Когда стало известно о выдвижении «Бетонной утопии» на Оскар 2024 от Кореи, я лишь надменно посмеялся. Но после просмотра скажу, что шансы попасть в шорт-лист или даже в список номинантов выглядят почти реальными.
- «Бетонная утопия» — адаптация второй части вебтуна «Pleasant Bullying». По задумке создателей экранизация послужит лишь началом целой вселенной. Уже снят сиквел под названием «Дикая местность» с Ма Дон-соком в главной роли. Также в производстве находятся два сериала.