«Перемещение» — эпическая антология всех корейских сюжетов в обертке сериала про супергероику

Денежные вливания Disney в корейский контент наконец принесли результат. Но есть нюансы.

Последняя (20-я) серия «Перемещения» вышла на Disney+ 20 сентября. Текст не содержит значительных спойлеров к сериалу.

Сериал посвящен группе родителей со сверхспособностями и их детям-подросткам, которые унаследовали умения. Один может быстро регенерироваться от ран, другой способен летать, третий — бегать с невероятной скоростью. Школьники еще только начинают познавать свои возможности, когда загадочный человек начинает охоту за людьми со способностями. Родители же делают все, чтобы защитить детей.

Первый корейский сериал Disney с международным успехом

Еще несколько месяцев назад в итогах года я рассуждал о неудачном курсе Disney в Корее. С момента захода на местный рынок в 2021 году американский стриминг так и не мог похвастаться по-настоящему успешным оригинальным проектом. При этом сама компания делает большую ставку на Корею: это видно и по бюджетам, и по росту числа продуктов. К тому же летом неудачи подкрепились слухами о том, что корейское подразделение Disney то ли реорганизовано, то ли вообще распущено (как оказалось — первое) в связи с плохими показателями.

В этом контексте ставка на новый проект «Перемещение» стала выглядеть как ход ва-банк: почти три года производства и 50 млн долларов бюджета в комплекте со званием «самой дорогой дорамы в истории» (до выхода второго сезона «Игры в кальмара»). Что ж, риск, наконец, оправдался.

Над постпродакшеном трудились более чем полтора десятка VFX студий со всего мира
Над постпродакшеном трудились более чем полтора десятка VFX студий со всего мира

Самый популярный сериал Disney за все время в Азиатском регионе, высокие оценки на IMDb (8.6) и MyDramaList (9.2 — здесь сериал вообще стал лидером среди всех корейских проектов), разговоры о продолжении — такими результатами новинка уже может похвастаться после релиза.

Впрочем, сколько бы руководство корейского направления Disney ни пыталось выставить успех «Перемещения» за новую «Игру в кальмара», до этой планки им далеко: пока почти каждый крупный корейский релиз Netflix конкурирует с англоязычными хедлайнерами, наш герой выпуска с трудом пробивается на Запад. Так, по итогам августа и сентября сериал не смог попасть в глобальный ТОП-10 популярности Disney+ по данным FlixPatrol.

Но пора отвлечься от утомительной бухгалтерии и выяснить, что на самом деле скрывается за успехом корейского блокбастера от Disney.

Супергероика по-корейски или их ответ Marv...

Так и вижу, как на прочтении этого мерзкого заголовка у читателя невольно закатываются глаза. Что поделать, мировой опыт давно показал пагубность затеи пересказа сюжетов Marvel Universe на собственный лад. Этому есть вполне определенное объяснение: MCU имела под собой базис вселенной кинокомиксов почти со столетней историей, которая, в свою очередь, восходит еще к Великой депрессии и запросу общества. Этот культурный код зарыт глубоко в идеологии той супергероики.

Южная Корея же, до восхода «Новой волны», в 90-х (и немного в 00-х) также успела наступить на грабли подхода «адаптируем то, что популярно в Голливуде». Результат обернулся катастрофой, и больше, к счастью, кинопроизводители к такому не возвращались.

«Воскрешение Дюймовочки» (2002) — ответ «Матрице», крупный коммерческий провал, окончательно закрывший дорогу крупной фантастике в Корее на долгие годы 
«Воскрешение Дюймовочки» (2002) — ответ «Матрице», крупный коммерческий провал, окончательно закрывший дорогу крупной фантастике в Корее на долгие годы 

Отсюда не совсем ясен мотив интервью Кан Фулла, автора оригинального вебтуна, который сам же адаптировал сценарий сериала. На словах он всячески настаивал на сравнении с сюжетами Marvel и переосмыслении их на корейский манер. К нашей удаче, в итоге костылей от американской вселенной не осталось совсем, либо оно не задумывалось изначально.

Но если все же уходить в сравнения, куда релевантнее окажется сериал «Герои» (2006-2010) про группу людей со всего мира, которые находят в себе необычные умения. «Перемещение», как и американский прародитель, фокусируется на быте героев, не на возможностях, которые приходят со сверхспособностями, а на обременениях и последствиях. Так, например, главная проблема первых серий героя-школьника в том, что он не может потрогать девочку от перевозбуждения, потому что взлетает в воздух под воздействием сильных эмоций ¯\_(ツ)_/¯

Ну вы поняли

Собственно, где Кан Фулл не обманул, так это с подходом к истории в корейском стиле. Погружение в персоналии и жизненные ситуации каждого из действующих лиц происходит и того глубже «Героев»: родителей, бывших сотрудников спецслужб, вообще не волнуют высшие материи, их мотивация — защита собственных детей, иногда даже ценой не сильно-то виновных жертв.

Быт бытом, но раз речь заходит о сверхспособностях, нельзя не упомянуть как это снято. Хотя создатели хвастались наличием более чем «7000 CGI кадров», поступили они хитро: стычки сверхлюдей чаще всего сводятся к рукопашным схваткам, на которых корейские постановщики съели собаку. Да, кто-то умеет летать или быстро перемещаться, но глобально это не превращается в феерию дрянных спецэффектов.

В моменты перестрелок же это то ли «Матрица», то ли уся с пушками

Жанров и тем почти столько же, сколько и эпизодов

Но все же если рассуждать о главном впечатлении, то, безусловно, это будут не подростки со сверхспособностями — более истасканную отличительную черту к 2023 году придумать трудно.

На этом моменте стоит вспомнить, кто стоит за созданием. Режиссер Пак Ин-джэ начал свою карьеру с напряженного экшн-триллера («Моби Дик»), перешел к политической драме («Мэр»), а крайним проектом стал второй сезон зомби-сериала «Королевство». Как вы уже догадались, здесь постановщик включает свое главное оружие — мультижанровость.

Да не просто включает, а палит из всех пушек: подростковая и взрослая романтика мешается с драмой, драма разбавляется то экшном с фантастикой, то каноничным криминальным гангстерским кино. Нанизано это на осевую историю — шпионский триллер.

«Перемещение» — эпическая антология всех корейских сюжетов в обертке сериала про супергероику

Дело в том, что сюжет имеет дело с большим числом персонажей первого плана, а сценарист оказывается маниакально одержим бэкграундом каждого. Так, если вам казалось, что какой-нибудь «Остаться в живых» тратил слишком много хронометража на истории из прошлого героев — ох, забудьте. «Перемещение» покажет вам новую планку нелинейного повествования.

Персонажным флэшбекам тут посвящены целые серии и добрая половина всего хронометража сериала. Это может фрустрировать, но подход также дает некоторое пространство создателям: например, подвязать определенный жанровый тон к истории отдельного героя. Контраст соседних серий иногда действительно впечатляет, а смена работает на всех уровнях: в музыке, режиссуре, свете и цветокоре.

Один из наиболее запоминающихся переходов происходит в середине, когда зритель изрядно наелся мелодрамой, на сцену выходит прошлое героя Рю Сын-нёна. Сериал вдруг уходит в темные тона и контрастный свет, появляются длинные кадры экшена с жестокостью и в, общем-то, вырисовывается узнаваемая криминальная корейская история образца 00-х годов.

Трехминутная экшн-сцена одним кадром (но со скрытыми склейками) — уважительный поклон «Олдбою»

Крови, открытых переломов и расчлененки создатели «Перемещения» в целом не стесняются. Не то, что этим стоило бы сильно кичиться, но парадигму 18+ действительно вначале трудно соотнести подростковой романтикой первых серий.

«Сериал для всех», который вместо подбивания разного контента под общий знаменатель, идет по каждому из жанровых путей до конца.

Все то же касается и странного винегрета тем. Где вы еще видели, чтобы в одной картине смешали Северную Корею и спецслужбы под соусом сопливой мелодрамы? Ладно, это было у Ким Ки-дока... Но добавьте сюда школьников, супергероику и семейную драму. Теперь точно получите уникальное сочетание.

Мультижанровость и нелинейность обманчивы

Однако то, что становится классной особенностью проекта, легко может обернуться и слабостью. Поэтому придется немного написать о проблемах.

«Перемещение» — эпическая антология всех корейских сюжетов в обертке сериала про супергероику

Следы той самой мультижанровости искать в первой половине получается с трудом. Фактически, в этом сегменте на историю давит лишь один жанр — подростковая романтика с перерывами в лучшем случае на экшн вставки с закидыванием сюжетной интриги, в худшем — на взрослую мелодраму. Да, затем баланс выправляется, а последние пять серий концентрированного экшена и сюжетной динамики всячески заставляют забыть начальные проблемы. Но сложно забыть такие нюансы в проекте из 20 серий.

И если в мелодраме, как жанре, нет ничего криминального, то хуже, когда она начинает влиять на основу истории — шпионский триллер. И вот это уже плохо. Это порождает ряд довольно глупых сюжетных ходов, когда взрослые дяди, топ-агенты секретных спецслужб, включают нелепую «пожалейку», ведь в корейской дорамной романтике не должно быть негативных протагонистов.

«Перемещение» — эпическая антология всех корейских сюжетов в обертке сериала про супергероику

Вторая проблема связана с той самой любовью сценариста к нелинейности и флэшбекам. Повествование постоянно водит зрителя по предысториям героев, скачет к причинности тех или иных событий. Оно здорово умеет напускать туманность и ощущение комплексности истории.

Но давайте отбросим всю эту мишуру и оставим лишь основной сюжет из настоящего: «родители со сверхспособностями и их дети-школьники подвергаются опасности после того, как на них начинают охоту неизвестные». Как бы это не было смешно, минусуя экспозицию, все развитие и кульминация сюжета умещаются в одну длинную битву последних пяти серий практически на одной локации. То есть это буквально незатейливая история одного дня.

«Перемещение» — эпическая антология всех корейских сюжетов в обертке сериала про супергероику

Да, у сценария Кан Фулла хорошо стреляют почти все «ружья», и нельзя назвать эту громадную экспозицию бесполезной или совсем скучной. Однако после финальных титров остается ощущение, что где-то тебя обманули: развесистой прелюдией наворотили многоуровневую интригу, а затем ярко и размашисто одним ходом закончили историю в надежде, что за водопадом эмоций зритель ничего не заметит.

Работает? Наверное, работает. На войне за внимание зрителя все средства хороши, так что не возьмусь за прямую критику.

«Перемещение» — это редкий хороший пример «сериала для всех», способного удовлетворить ожидания любителей самых разных жанров. Вопрос лишь в том, насколько вы терпимы к тем частям сериала, которые «не для вас».

2626
31 комментарий

В закладки кинул, но тебе больше не верю после «Школы Фронт»))) Посмотрели вчера 8-ую серию и как же меня там все заебали, сдохли бы уже и дело с концом! Нужно было сериал на пятой заканчивать а не устраивать парад дебичей истеричек

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

на Перемещении тогда точно устанешь)
, сдохли бы уже и дело с концом! за што, онижедети!) блин, ты должен был это про Мы все мертвы написать)

1
Ответить

Выдержал две серии школы и больше не смог смотреть

1
Ответить

Ага, пожалел, что через силу добил сезон школофронта.

1
Ответить

звучит вроде не плохо. может и посмотрим как нибудь.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить