Тяжела жизнь корейского подростка: рецензия на фильм «Следующая Сохи»

Вдумчивая социальная драма про эксплуатацию труда и системные проблемы.

Тяжела жизнь корейского подростка: рецензия на фильм «Следующая Сохи»

История основана на реальном событии, связанном с ученицей старшей школы. Девочка устраивается на стажировку в колл-центр и сталкивается там с тяжелыми условиями труда. Цепочка неприятных инцидентов приводит к глубокому стрессу у героини. Позже детектив отправляется в эту компанию расследовать подозрительное дело.

Стоит начать с пояснения, что «Следующая Сохи» — классический «второй» фильм в режиссерской карьере. Картина заимствует крайне много у «То-хи», дебютной успешной работы Чон Джу-ри: от созвучия в названии до Пэ Ду-ны в роли полицейской, которая копается в детских травмах. Опять же, по тону это еще более аскетичная психодрама с примесью социальной критики.

Тяжела жизнь корейского подростка: рецензия на фильм «Следующая Сохи»

Что однозначно изменилось после «То-хи», так это структура фильма: она разделена на две части. В первой половине зритель погружается в пучину проблем и депрессии главной героини, которую преследуют неудачи на новом месте работы. Вторая часть же с детективным оттенком: полицейская идет по следам подростка и расследует дело недобросовестной компании.

Вы спросите: что же может случиться такого страшного в офисной механической работе по ответу на звонки клиентов? Ну, помимо переработок, задержек зарплаты и неадекватов на той стороне провода (это все тоже в наличии). Но драма не упускает случая вставить нравственный раздор: проходит несколько недель и, вот, героиня уже навязывает выгодный тариф клиенту, у которого умер ребенок, лишь бы он не отключался от услуг.

Тяжела жизнь корейского подростка: рецензия на фильм «Следующая Сохи»

Если в «Одиночках» (2020) колл-центр был почти безмятежным островком одиночества, то здесь это океан с акулами, которыми невольно стали свои же коллеги за счет искусственной конкуренции из-за публичных показателей и таблицы лидеров. Вместо миссии помощи клиентам — грубая манипуляция любыми средствами ради удержания абонентов.

Вдобавок ко всем бедам, круг безысходности замыкается на школе, которой выгодно отправлять учеников на стажировку ради внутренних показателей. Отказ от «удачной» возможности получить рабочий опыт в конкурентном обществе — крупное пятно в деле ученика.

Тяжела жизнь корейского подростка: рецензия на фильм «Следующая Сохи»

Столь безрадостная картина в жизни подростка приправлена еще и крайне сдержанной подачей: без моря слез, стресс заперт внутри героини и почти не запечетлен статичной камерой. Про детектива, которая берется за расследование, мы знаем и того меньше (она была в долгом отстранении). Вместо этого Чон Джу-ри предлагает взглянуть на почти документальную хронику событий.

В последнем, вероятно, кроется и главная уязвимость фильма в сравнении с «То-хи»: там, где были живые отношения бедной девочки и депрессующей женщины-полицейского, теперь те же безрадостные образы порознь. Где имело место быть противостояние с несчастьем, осталась лишь констатация факта несовершенства системы.

Тяжела жизнь корейского подростка: рецензия на фильм «Следующая Сохи»

Механизм интеграции подростков во взрослую жизнь уже давно является объектом пристального внимания корейского общества. Оно и неудивительно: статистические показатели высокого стресса, суицидов и безработицы так или иначе вынуждает искать корень проблемы. Джу-ри находит зло в характерной азиатской приверженности числам и метрикам: школы получают субсидирование на основе процента занятых учеников, работа колл-центра подчинена уменьшению числа клиентов-отказников, а сотрудники вынуждены участвовать в «крысиных бегах» за показатели в таблице лидеров.

Так «эффективная» система принятия решений в этой цепочке не учитывает одну важную деталь: она работает с живыми людьми, порой даже несовершеннолетними. Автор же не забывает об этом ни на секунду.

Дальше будет раскрыт ключевой поворотный момент середины фильма.

Итак, под гнетом обстоятельств героиня совершает самоубийство. Вообще, сначала трудно понять трагический поступок: фильм так и не достигает критической точки, катарсиса, который мог бы столкнуть жертву с края пропасти. Даже безмолвный уход девочки за горизонт вглубь озера скорее похож на рутинный поход в магазин за углом.

Тяжела жизнь корейского подростка: рецензия на фильм «Следующая Сохи»

Однако что удается Чон Джу-ри лучше всего во второй раз, так это тонкое понимание детской/подростковой психологии. То, с чем даже у самых крутых драматургов бывают проблемы. Что поделать, 60-летним лысым дедам трудно залезть в шкуру маленькой девочки. С этим приходит понимание, что нерациональность в действиях персонажа вполне естественна под весом внешнего давления. Ведь сколько бы героиня не заливала в себя пива и соджу в кадре, она остается хрупким подростком, с невинными мечтами и лишь первыми шагами во взрослом мире.

Расследование детектива во второй половине по-сути превращается в сбор осколков утерянной личности жертвы. Героиня Пэ Ду-ны погружается во внутренний мир девочки: ее увлечения танцами, отношения со сверстниками и коллегами.

Тяжела жизнь корейского подростка: рецензия на фильм «Следующая Сохи»

Эта душевная часть противопоставлена поиску ответа на классический вопрос: «а виноват то кто?». Виноваты, как это обычно бывает, все понемногу: школа, работодатели и даже родители, не сильно интересовавшиеся делами дочери. Следуя общей стилистической сдержанности, автор в принципе не срывается ни на одном персонаже, не выставляет никого абсолютным злодеем. Даже непосредственная начальница героини слабо подходит на роль злостного угнетателя (скорее небольшой винтик в пагубном механизме компании). Парадоксально, но такой подход лишь укореняет атмосферу безысходности в фильме.

У Чон Джу-ри получилось во второй раз привлечь внимание к важным остросоциальным проблемам, жертвами которых выступают дети. Сделала она это еще более академично и сухо, не отвлекаясь на лишние сентименты, но в то же время не растеряла человечную основу за плечами своих героев.

Со стороны зрителя, это скорее трезвый взгляд на обыденные трудности глазами корейских подростков, нежели эмоциональная драма.

2222
12 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

пэдуну надо было все же сделать алкоголицей как и первом фильмеДа по ее физиономии тут кажется, по сюжету они и так беспросветно бухала перед тем, как вернуться на работу)

Ответить

Это что? Корейский фильм без смехуечек?

Ответить

Сегмент авторского инди кина в Корее никуда не делся

3
Ответить

Где можно посмотреть, в кино ?

Ответить

в сети с англ сабами есть) а с ру переводом в кино, да, 2 ноября будет)

1
Ответить