«Школа; Фронт» — корейский сериал года возможно уже сейчас

Пять причин посмотреть фантастический триллер про войну мобилизованных школьников против инопланетных монстров.

21 апреля вышла заключительная часть сезона сериала на TVING — корейском стриминговом конкуренте Netflix. Представители ОТТ-сервиса преподносят «Школу; Фронт» как свой ведущий высокобюджетный проект года. Я, в свою очередь, делюсь восторгом и поясняю без спойлеров, почему сериал вовсе может стать главным украшением корейского киносезона.

Причина №1: оригинальная завязка про войну с монстрами в сеттинге постапокалипсиса

В небе появляются неопознанные объекты — этим ознаменуется начало вторжения монстров на Землю. Нетривиальность начинается еще с самого образа «захватчиков» — шаров. Да, просто шаров в вакууме. Сферическая загадка, без известной цели и видимого интеллекта. В общем, ни «Звездного десанта», ни Бломкампвской фантазии тем более не ждите .

Те самые Шары
Те самые Шары

Но выше градус сюрреализма поднимает тот факт, что противостоять вторжению снаряжают выпускников школ. По сюжету Корея страдает от недостатка боевого состава, так что правительство решается добровольно-принудительно (под роспись, конечно) мобилизовать школьников. Чтобы контракт подросткам казался слаще, им обещают дополнительные баллы к выпускным экзаменам. К слову, любые совпадения случайны.

Начинается, естественно, все тихо-размеренно с простых «военных сборов». Школьники ведут себя как школьники: пацаны друг-друга буллят и задирают, девчонки тащат мешки косметики. На бумаге все в духе любого экшн-фильма с подростками, включая недавний зомби-триллер «Мы все мертвы».

«Школа; Фронт» — корейский сериал года возможно уже сейчас

Однако чего трудно ожидать от контекста подросткового сюжета, так это троп военного кино: «Цельнометаллической оболочки», «Морпеха» и других подобных историй про оглушающий контраст «учебки» и «ада войны». Про жестокость на экране упомяну еще позже, но этим самым контрастом сериал хлещет в лицо безжалостно и стремительно. Настолько стремительно, что не успеваешь замечать, как сеттинг переходит в разряд постапокалипсиса.

Вообще, жанровых элементов тут вагон, как дальше станет понятно из материала. Но важно подчеркнуть: чего сериал избегает, так это масштаба глобального полотна «человечество vs инопланетяне». Внешне это именно сурвайвал история.

Также не в последнюю очередь это экшн-кино, поэтому пару слов про монстров. На поверхности человечеству предстоит воевать вот с такими существами.

Ой, точнее вот с такими.

Остается только вспомнить классику

Использование практических эффектов сериалу явно пошло на пользу: существа выглядят графонисто, а эпизоды экшена, даже продолжительные, поставлены добротно.

Причина №2: забудьте причину №1. Это жестокая психологическая драма / триллер

Военные тропы, конечно, я упомянул не случайно, и дело не только в разнице тонов ожидания-реальности. В определенный момент сериал трансформируется в психологическую драму: с присущими метаморфозами личности и изысканиями мотивации. Школьники остаются школьниками с их хрупкой психикой, а сценаристы пользуются этим по максимуму: кто-то хочет вернуться домой к родителям, кто-то отомстить всем монстрам, а кто-то готов на все ради учебных баллов.

«Школа; Фронт» — корейский сериал года возможно уже сейчас

И вот тут на сцену выходит Ее Величество Аллюзия. Но для начала стоит разъяснить контекст.

Так сложилось, что южнокорейское общество чрезвычайно иерархично и конкурентно, а главный социальный лифт — образование. То, в насколько престижный университет попадет будущий студент, буквально определит его дальнейшую карьеру. Естественно, Сеульский Национальный Университет не резиновый, поэтому статистика неутешительна: при хороших общих цифрах, уровень безработицы среди молодежи в Корее втрое превышает средний показатель по стране (28%) — и это доковидные данные.

Решающим же звеном в этой цепочке становится сунын — «корейское ЕГЭ», которое и определяет дальнейший путь подростка. Это в буквальном смысле «Час X» в общенациональном масштабе: под единый день сдачи экзаменов подстраивается транспортная система, усиливаются полицейские патрули и смещается рабочий день. Но и такого стресса корейским школьникам мало, поэтому по здравым традициям все экзамены проводятся в один день: подростки начинают сдачу в 8 утра и заканчивают лишь в 17:45.

«Школа; Фронт» — корейский сериал года возможно уже сейчас

На выходе мы имеем статистику, что 30% самоубийств среди подростков (10-19 лет) совершается из-за стресса в учебе или плохих результатов экзаменов. А это, на минуточку, третья по количеству возрастная группа самоубийц в четвертой стране мира по суицидам. Более того, если верить исследованиям, около 45% корейских старшеклассников страдает от депрессии по тем же причинам.

Думаю, теперь значимость события понятна. Вернемся к сериалу.

Именно на «культе экзамена» и строится завязка: школьников завлекают в армию драгоценными дополнительными баллами к поступлению. Ситуация сама по себе абсурдна и будет становиться лишь абсурднее, когда одних подростков будут крошить монстры, а другие по соседству продолжать трястись над баллами. Школьный класс, где начинается и заканчивается история, превращается в поле боя, а барьер поступления — в фатальную войну.

Школьный стадион же трансформируется в тренировочный полигон

Кого-то наверняка разочарует, что инопланетные существа тут на самом деле функциональная абстракция, кто-то не вынесет откровенного сюра ситуации, но подтекст работает великолепно вплоть до кульминации и развязки. В конце концов, за продуманной историей наблюдать приятнее, чем втыкать на бесцельные прятки от зомби в «Мы все мертвы».

Причина №3: умная экстремальная жестокость

Сериал натурально иллюстрирует полотно «что бывает, если корейскому кино развязать руки»: когда, с одной стороны, ушли от строгой телевизионной цензуры, а с другой — избежали западного ребячества Netflix с компьютерной кровью.

Так на выходе мы получили обезглавленные и расчлененные трупы подростков крупным планом с щедро разбросанными конечности. Уважаемая дань азиатскому экстриму.

Впрочем, обойдемся без излишне шокирующих кадров
Впрочем, обойдемся без излишне шокирующих кадров

Однако даже больше впечатляет то, как создатели распорядились карт-бланшем без рамок. Сериал не превратился в боди-хоррор или красочный парад насилия, сошедший со страниц «взрослого комикса». Визуальная жестокость применяется крайне дозированно: в самые необходимые моменты. Радует, как подростковый сериал совсем не кичится своей откровенностью, что однозначный плюс к серьезному тону.

Причина №4: множество ярких образов (пусть и школьников)

Сюжет строится вокруг группы школьников из одного класса, которых не двое и не трое. Удивительно, но истории из 10 серий удается набросать полтора десятка (!) запоминающихся образов подростков.

Формально для нарративного механизма тут есть протагонист: забитый пацан по прозвищу Кимчи, который по воле случая становится видеооператором группы (опять привет троп военного кино). Что скорее условность, и я бы назвал это историей без главного героя. Сериал здорово держит фокус повествования на группе, как едином целом, но в то же время дает возможность проникнуться эмпатией к каждому участнику с его мини-аркой и взаимоотношениями.

Казалось, в прошлом году я ругал «Мы все мертвы» за растягивания соплей и истерик между школьниками, а теперь хвалю вроде то же самое. Внешне формулы действительно схожи: школьники все так же истерят под давлением экстремальной ситуации. Архетипы также узнаваемы: тихони, ботаники, пухляши или дерзкие буллеры. Но есть важное Но.

«Школа; Фронт» не запирается внутри этих архетипов, не ищет на пустом месте антагониста и не драконит зрителя какой-нибудь глупой местной стервой, которая двигает историю алогичными поступками просто потому что она глупая. Герои здесь значительно живее за счет свои моральной подвижности: дети меняются под прессом обстоятельств и осознают важность единения в критичной ситуации.

Не в последнюю очередь заслуга персоналий лежит на подборе актеров. Каст безукоризненный. Без больших звезд, множество почти дебютантов и незасветившихся имен. И, конечно, стопроцентное попадание в образы. Даже если вы все еще плохи в усваивании корейских имен, каждого ученика вы запомните, уж поверьте.

Причина №5: сериал чудовищных контрастов

Нелишним будет в пятый раз напомнить, что это сериал не Netflix'a, от которого мы привыкли видеть подробные жанровые проекты. Натуральный корейский продукт с безумными крайностями: от сцены к сцене может бросать так, что покажется, будто смотришь вообще разные сериалы. Дорамные каноны, вроде комедийных эпизодов, где подростки кидаются едой, соседствуют с неприкрытой расчлененкой и выживанием на грани.

Не каждый западный зритель, безусловно, найдет в этом плюс, к тому же в середине сериал слегка излишне увлекается дорамным инфантилизмом. Но садомазохисты, любящие, когда картина дезориентирует, сбивает с ног, а потом бьет по всем уязвимым точкам, будут в восторге.

Бюджеты тут тоже скромнее, чем у Netflix'а. Все же у TVING'а за плечами лишь корейская аудитория подписчиков, а не мировая. Отсюда сериал часто срезает углы в сравнении с первоисточником-вебтуном, а отсутствие масштаба местами бьет по восприятию (государственные институты, например, будто отсутствуют как явление). Впрочем, нехватка не касается существующего экшена и CGI — тут кино играет на все деньги.

Но, в конце концов, хоть я и люблю рассуждать про колорит корейского кино, глобальные идеи в сериале просты и универсальны. «Что если шары прилетели в наказание человечеству?» — витает вопрос между героями. Ведь в конечном счете за внешним фасадом история настойчиво напоминает про базовые человеческие ценности и умеет безжалостно наказывать за «слона в комнате».

130130
84 комментария

Остается только вспомнить классикуЖивое чтоле?

11

ага, хотел упомянуть сначала, даже немног похожим образом перемещаются. но убивают по другому
@Annako а в вебтуне мелкие монстры также выглядели?

2

Ааааааааа, думаю, где я видел такие цветочки!)

Добавим в бэклог
Надеюсь обойдется без передоза кринжа

8

Кринжа там на уровне лайв адаптаций аниме, к сожалению

5

"кринжа" хватает, местами в хорошем смысле, такая история отчасти. но уж не совсем уровень лайв адаптаций аниме, я б не осмелился на такое сравнение

1

Ну придётся смотреть, раз ты и Аннако советуете))

Всё время во время прочтения думал, что читал про «Мы все мертвы», которое ругаете за затянутость, но я уже на 10 серии и так и не увидел затянутости: всё в меру, экшена и напряжения безобразно много для СЕРИАЛА! :)

8