«Убить Пок-сун» — очень по-корейски, очень колоритно

Несколько слов про витиеватый триллер с матерью-киллершей во главе истории.

Где-то на этом месте я должен был воскликнуть: «хорошее корейское кино от Netflix — не может быть!». Ловко выкинув за пределы поля зрения копродукцию («Окча») и просто чужие купленные фильмы («Звонок из прошлого»), без слез на полные метры Netflix Originals смотреть и правда тяжко. Побежден ли наконец этот злой рок?

Вероятно, да. «Убить Пок-сун» — остроумная, красочная в эмоциях и тонах крови драма с пачкой запоминающихся экшн-сцен. Да, именно «драма с экшн-сценами» или «триллер с экшеном», но никак не «экшн-фильм с драмой». Ниже без спойлеров расшифрую свою мысль.

Почему фильм стоит внимания

Сразу оговорка: если вас интересуют персоналии, иначе листайте ниже.

В главной роли тут 50-летняя Чон До-ён, звезда ремейка «Служанки» и «Тайного сияния», за роль в котором актриса получила «Пальмовую ветвь». На Родине она икона, которую до сих пор называют «королевой Канн» и «корейской Мэрил Стрип». Серьезно, роль в «Тайном сиянии» великая, а не так давно Сара Полли («Господин Никто», «Рассвет мертвецов») назвала это лучшим актерским перформансом, который она видела в своей жизни.

И, кажется, именно До-ён принесла в новую картину ту глубину, которой не было на бумаге: харизму и едва уловимую драматическую дилемму матери, отсылающую к ее главной роли. Стоит ли проговаривать похвалу для актрисы на пятом десятке лет за честное исполнение сложнейших экшн-сцен на длинных кадрах?

«Убить Пок-сун» — очень по-корейски, очень колоритно

Второй причиной назову Пён Сон-хёна — режиссера и сценариста фильма. Посмотрев года три назад его второй фильм, криминальный триллер «Безжалостный», я как сумасшедший бегал нахваливал его знакомым. Многие отмахивались от него, как от очередного кино про бандитов из Кореи, а я скажу, что это один из лучших фильмов в жанре за последние лет 10.

Собственно, мое мнение осталось прежним: Сон-хён — самый перспективный жанровый режиссер молодого поколения Кореи.

НЕ Джон Уик в юбке

В сущности, все пересечения со знаменитой голливудской серией сходятся на: наличии корпораций профессиональных киллеров, в главной роли — сотрудник таковой, а постановка любит длинные кадры. Все.

Скажете, не так уж мало? Возможно, но важны акценты. «Джон Уик», особенно четвертая часть, — это набор экшн-сцен, которые связывает довольно условная сюжетная нить «почему» и «зачем». В «Убить Пок-сун» не история строится ради оправдания ядреных схваток, а наоборот. В первую очередь это драма о матери, которую беспокоит воздвигаемая с двух сторон стена между ней и дочерью.

«Убить Пок-сун» — очень по-корейски, очень колоритно

Но даже в схожестях есть различия.

Таинственные корпорации наемных убийц тут заметно приземлены. Они, со своими брутальными главарями, скорее напоминают типичных корейских гангстеров, сбежавших из «Карнавала бесчестия». Вероятно, такая адаптация даже в плюс.

Протагонисты в обоих фильмах задают весь тон. В Уике это поклон канонам нуара, с разрушительной и безнадежной судьбой героя, который смотрит в прошлое. Пок-сун же борется с настоящим и за будущее, разрываясь между профессиональными обязанностями и подростковыми трудностями дочери.

«Убить Пок-сун» — очень по-корейски, очень колоритно

Это не настолько удушающая драма, как может показаться из текста выше, но важно понимать, насколько «Уик» и «Пок-сун» о разном, как бы не хотел Netflix убедить зрителя в обратном.

Похож на многое и, главное, на корейское кино

Но даже за вычетом голливудской экшн-серии велик соблазн утонуть в других сравнениях.

«Красотка на взводе», «Кейт»... что там еще «стильного» наснимали с боевыми женщинами только в последние годы? Был «Пороховой коктейль», который даже касался схожего сюжета матери-дочери убийц. Но опять же, эти продукты с сине-красным цветокором лишь скучные наследники «Джона Уика» и «Взрывной блондинки». Даже обсуждать такое неинтересно.

«Убить Пок-сун» — очень по-корейски, очень колоритно

А если разбирать картину по частям, то крайне легко угодить в корейскую ловушку.

Дело в том, что жанровых элементов и противопоставлений тут намешено вагон: деятельность убийцы и заботливой матери, драма и тонкий юмор, проблемы взросления, подростковые интриги, отношения наставника и подчиненного. Этот список можно продолжить, но суть одна: это очень корейское кино в своем максимализме. Не случайно, ранее в интервью сам режиссер упоминал, что он фанат корейского кино нулевых.

В этом и состоит засада: каждая из составляющих давно знакома зрителю, но вновь они вместе слиты в ядреный микс, который не перестает увлекать и выжимать из вас все эмоции. Полностью же паззл сойдется, когда из завесы цинизма индустрии заказных убийств вдруг прорвется узнаваемая сентиментальность.

Может показаться странным, что я радуюсь корейскому тону... в корейском фильме. Но одной из ключевых проблем картин под эгидой Netflix был именно усредненный вестернизированный взгляд на местное кино, которое скорее выглядело пародией на характерные жанровые продукты. Что ж, Пен Сон-хён не прогнулся.

Вообще, ярких образов и отдельных визуальных рифм тут много. Чего только стоит просчет исхода боя в голове героини и на экране, в духе «Холмсов» Ричи (ну вот, опять сравнения). В кульминационной сцене смотрится особенно эффектно.

«Яндекс.Такси» подвозит в типичный российский бар... «Ахерон»? Ох уж эти оммажи к греческой мифологии...

Или Владивосток глазами азиатов. Ну правда, где это видано: корейское криминальное кино и без Владивостока? Уютная клюква все также умиляет. К слову, потрясающая по постановке сцена тоже тут.

Корейский максимализм — проклятье фильма

Однако разнообразие жанровых форм и сюжетных элементов выливается и в проблемы до фильма. Картина длится два часа, а рассказать хочет о многом: о матери на работе и матери дома, дочери в школе и дочери дома. Добавьте сюда подсюжеты с контрактами героини и взаимоотношениями с коллегами.

Нечто схожее я уже писал в прошлом году про фильм-катастрофу «Чрезвычайная ситуация», сценарий которого тоже тянуло в несколько сторон, а в итоге внятно получилось почти нигде. Стоит признать, от этого страдают многие корейские фильмы, и очень многие падали замертво от своих амбиций.

«Убить Пок-сун» — очень по-корейски, очень колоритно

Впрочем, Пён Сон-хёну удается куда лаконичнее разобраться с материалом на руках. Все, вплоть до драматично выразительного кадра перед титрами, кажется, на своем месте.

Проблема лишь в том, что из-за перегруженности страдает второй акт, где все подсюжеты должны получить ключевое развитие. Сначала зрителя манят яркими экшн-сценами, а потом задвигают их на второй план, заявляя, что «у нас тут драма, приправленная местами слабыми диалогами, подождите еще пол часа». Это слегка фрустрирует.

Постановка экшена — жемчужина фильма

В открывающем кадре фильма перед нами предстает татуированный Хван Джон-мин в трусах — он тут знаменитый якудза и говорит по-японски... что, простите? Эта стартовая сцена с самурайскими мечами и топориками из супермаркета так и заявляет, в каких эпизодах будет главное веселье.

«Убить Пок-сун» — очень по-корейски, очень колоритно

Однако боевых сцен не так уж много: около пяти-шести, если быть точным. Но все сняты великолепно и исполнены с креативом. Да, сегодня уже монотонные рукопашные схватки одним кадром могут утомить. До этой мысли, увы, не дошел «Киллер-хранитель», и дошел частично «Джон Уик 4».

Пён Сон-хён не каскадер в прошлом, но зато талантливый постановщик сегодня. Вкупе с длинными кадрами в бой идут все возможные средства, вплоть до фломастеров, по-хорошему изобретательная камера и съемка рапидом с фонтанами крови, пусть и CG-ной.

«Убить Пок-сун» опускает концепт с наемным киллером-протагонистом на бытовой уровень, где заказы не всегда заканчиваются пафосным выстрелом в голову, а дома героиню может ждать совсем другая жизнь.

Триллерная формула «Безжалостного» угадывается с ходу: фильм готов накормить многоуровневыми твистами и выдающейся постановкой экшена, дав запить изрядной долей юмора и узнаваемой сентиментальностью.

Пусть без откровений в основе идеи, но это человечное и остроумное кино, традиционно упакованное всем жанровым набором.

5555
65 комментариев

копродукция

Вот честно, звучит как оскорбление, как-то не так считывается смысл слова :))

5
Ответить

Да вроде древний термин)

2
Ответить

Кстати, русский бар больше в стиле дикого запада выглядит в фильме :) И тем кто соберётся смотреть-это ни разу не Джон Уик(ну разве что сообщество убийц и там и там). Экшен сцены поставлены классно, картинка-песня! Как сам оператор-всегда с восторгом смотрю на операторскую работу в корейском кинематографе

2
Ответить

Кстати, русский бар больше в стиле дикого запада выглядит в фильме :)ахах, есть какие то вайбы Омерзительной восьмерки) Наверн народ внутри МКАДа так и представляет себе Дальний Восток) Корейская клюква на Россию ваще всегда бесподобна

1
Ответить

Хван Джон-мин тащит даже в малюсеньких ролях. «Новый мир» обожаю с ним. По первым сериям сабжа - хорошо, картинка сочная, история цепляет. И, (оффтоп) может кто в курсе, что с новым сезоном «Королевства»???

2
Ответить

Хван Джон-мин тащит даже в малюсеньких роляхСогласен полностью)
Королевство официально не продляли, все глухо пока по новостям. Я б вероятность продолжения как низкую оценивал

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить