Корейцы в Берлине: что пишут про «Убить Пок-сун», картину Хон Сан-су и другие мировые премьеры
Первую ровняют с «Убить Билла» Тарантино, а «Из воды» нарекают самой экспериментальной работой Сан-су.
С 16 по 26 февраля в Берлине проходит один из трех главных европейских кинофестивалей. В этот раз программа обошлась без корейских представителей в основном конкурсе, однако в побочных категориях есть высоко ожидаемые проекты, которые уже успели посмотреть критики.
Убить Пок-сун / Kill Bok Soon / 길복순
Реж. Пён Сон-хён
О чем: о легендарной наемной убийце Пок-сун. Женщина ведет двойную жизнь, воспитывая дочь. Незадолго до продления контракта с компанией, на которую она работала, героиня оказывается втянута в смертоносный конфликт.
Что пишет пресса: мировая премьера фильма со стартовых дней эвента стянула на себя множество внимания. Первый показ состоялся в Verti Music Hall — крупнейшем зале Берлина, а обсуждение яркой постановки, кажется, затмило пренебрежение Netflix'ом, как нежелательным гостем на непопсовом кинофестивале.
На новую работу Пён Сон-хёна сходу посыпались два главных сравнения: с «Убить Билла» и, безусловно, «Джоном Уиком».
С работой Тарантино «Убить Пок-сун» роднит не только созвучное название, спародированное Сон-хёном намеренно, но и характер насилия: преувеличенное и «мультяшное». Еще ассоциация у критиков возникает из-за общего тона в стиле графического романа, а также главной героини.
Тарантино-стайл — фраза, которая не так часто используется в наши дни, но режиссер Пён пускает в ход элемент комедийной обыденности в стиле «Бешеных псов» или оригинального сценария Тарантино к «Прирожденным убийцам». Но сильнее всего он, кажется, был вдохновлен персонажем Вивики А. Фокс из «Убить Билла» <...> К счастью, Пён не просто украл идею, а создал героя, которого хотелось бы видеть на экране еще чаще.
Касательно «Джона Уика», сам режиссер упоминал в интервью, что вдохновлялся некоторыми сюжетными идеями голливудского экшена. Чем однозначно пресса восхищалась, так это постановочной изобретательностью экшн-сцен — «Убить Пок-сун» будет явным конкурентом четвертой части «Уика» с соседней датой релиза.
Если вы ищете честного боевика, «Убить Пок-сун» как минимум развлекает креативными экшн-сценами. Пён Сон-хён привносит брутальное насилие без лихорадочных склеек, которые стали клеймом экшен-кино последних лет. [Он] выбирает длинные кадры с ощущением пространства, что позволяет зрителю понять действо и насладиться фонтанами крови, забрызгивающими сцену.
Однако некоторые критики отмечали затянутость хронометража: фильм идет 2 часа 17 минут. Нет у посмотревших и однозначного мнения по сценарию: одни сетовали на поверхностность и карикатурность истории, другие хвалили твисты и интересную комбинацию темы с проблематикой матери-дочери.
Ключевые отношения матери-дочери ни разу не ощущаются такими трогательными, как задумывались. Их перепалки лишь заставляют вас выжидать следующей экшн-сцены
Пён не торопится с решающей схваткой в третьем акте, которая затягивается, несмотря на несколько твистов и множества искусных драк. Кажется, нет никакой причины, помимо того, что Netflix не заботит продолжительность, почему «Убить Пок-сун» длится два с четвертью часа.
Еще один аспект, который не подвергается критиками сомнению — перформанс Чон До-ён.
Чон <...> безупречна в роли, которая требует от нее надрать множество задниц и в то же время показать изрядную долю уязвимости <...> Пён умно строит фильм вокруг Чон, и она ни разу не подводит: ни в моменты, когда рубит на куски какого-то парня, ни когда пытается достучаться до сердца дочери.
Первичный вердикт: бескомпромиссный и выразительный экшн с великолепной героиней, но также с возможными проблемами по части длины хронометража.
В воде / In water / 물안에서
Реж. Хон Сан-су
О чем: молодой парень решает бросить актерскую карьеру и стать режиссером. С небольшой съемочной группой из трех человек он отправляется на остров Чеджу. В поисках идей герой исследует окрестности берега, а затем замечает незнакомую девушку у подножья утеса. В конце концов, он решается подойти к незнакомке и обменяться парой слов.
Что пишет пресса: внешне кажется, что это «очередной» фильм Хон Сан-су: режиссер опять выступает оператором-монтажером-композитором, вновь присутствуют характерные посиделки главной троицы за бутылкой соджу.
Однако нашлись и более радикальные мнения: кинопрокатчик Cinema Guild назвал картину «самой экспериментальной работой Хон Сан-су на сегодняшний день». Характерная черта заключается в том, что большинство кадров размыты, то есть сняты в расфокусе. Впрочем, не всем критикам пришлось это решение по душе.
Возможно, отражая пагубную природу кинематографа, это умышленно импрессионистское решение и умная идея, но оно превращает просмотр фильма в рутину.
По мнению прессы, это еще одно решение Сан-су для смещения акцентов в сторону диалогов и избавления картины от всех отвлекающих факторов. Кларенс Цуй из The Film Verdict считает, что этот подход работает отлично.
В фильме множество умных разговоров и многозначительных пауз, а фирменный едкий юмор Хона в изобилии бурлит под расфокусированной картинкой. «В воде», вращающийся вокруг попытки трех молодых киноделов подготовить и снять фильм без бюджета, — первоклассная комедия мужских характеров, лоу-файная попытка Хона, схожая по структуре с его приморской драмой «Женщина на пляже».
Отличает фильм и более короткий хронометраж — всего 61 минуту.
Между тем картина уже была приобретена для американского проката.
Первичный вердикт: Хон Сан-су идет на новые эксперименты, но, в сущности, новый фильм вряд ли способен привлечь новых сторонников к творчеству самобытного автора, так же как и не разочарует давних поклонников.
Тенденция последних лет к распространению корейской культуры на весь мир — уже ни для кого не секрет. Отсюда все чаще появляются зарубежные проекты с Кореей или корейскими актерами в центре истории. На Берлинале также не обошлось без пары таких заметных работ.
Зеленая ночь / Green night / 绿夜
Реж. Хань Шуай / Гонконг
О чем: две одинокие женщины, одна из которых — китаянка, сбежавшая от мужа, а другая — странная кореянка с зелеными волосами, пускаются в ночное путешествие по Сеулу.
Что пишет пресса: предсказуемо, что основное внимание прессы было сфокусировано отнюдь не на молодой корейской актрисе Ли Джу-ён («Посредник», «Мэгги»), а на Фань Бинбин — одной из главных китайских звезд, в прошлом самой высокооплачиваемой актрисе в стране.
В 2018 году Фань попала в громкий скандал, связанный с укрыванием налогов. Тогда актриса фактически ушла из массового поля зрения и перестала появляться на больших экранах. «Зеленая ночь» — первая крупная роль с того момента, а сама китаянка на премьере в Берлине называет ее «перезагрузкой карьеры».
Критики по достоинству отметили необычность абсолютного нового амплуа актрисы, которое проявилось в том числе в некоторых откровенных сценах.
Запакованная многим, в том числе жаркой длительной сценой секса, которую невозможно было бы представить в те дни, когда Фань заботилась о своем имидже и подчинялась цензуре, «Зеленая ночь» выглядит как дерзкое заявление о намерении раскрыть себя в качестве подлинной драматической актрисы.
В целом картина получила смешанные отзывы от журналистов. Была отмечена визуальная красота ночного Сеула, нуарная атмосфера, однако сама история подвергалась больше критике.
Я ожидал мерцающих огней. Классной синтезаторной музыки. Нагнетание напряжение в каждый момент. Что-то из этого здесь определенно есть. Но этого недостаточно.
Затем Бэкон раскрывает свою мысль.
Здесь также много неловкого молчания и беспорядочных моментов <...> Это криминальная драма без угрозы преступления. Лесбийская история без страсти или эротики. Исследование персонажей без четкой мотивации и динамики. Потенциально хороший фильм, который оборачивается в ужасный.
Ли Маршалл из Screen Daily также согласен, что за фасадом атмосферы и хорошей операторской работы, фильм в итоге не вытягивает драматургию и не дарит необходимого глубокого раскрытия характеров двух ярких героинь.
Несмотря на ранние обещания [автора фильма], этот, угрюмо снятый все-за-одну-ночь рифф на «Тельму и Луизу», больше похож на упражнение в нуаре, чем на реальный фильм. Он забывает важнейшее правило игры — холодное отношение не может заменить драматическое напряжение.
Первичный вердикт: появление Фань Бинбин на красной дорожке вызвало больше ажиотажа, чем сам фильм — нуарная отстраненная история о ночном путешествии и сближении двух девушек.
Прошлые жизни / Past Lives
Реж. Селин Сон / США
О чем: дружба двух детей в Корее прервалась, когда девочка переехала в Канаду с родителями. Спустя 12 лет они возобновляют общение по Скайпу, а через 24 года встречаются вживую уже в Нью-Йорке.
Что пишет пресса: чувственная мелодрама, режиссерский дебют этнической кореянки Селины Сон еще на «Сандэнсе» в Америке стал одной из самых обсуждаемых работ. В Берлине картина добрала новую пачку положительных отзывов.
В своем кинодебюте писательница-драматург Селин Сон направляет сокрушительную силу интимных историй через элегантное повествование, длительные эмоции и впечатляющее исполнительское трио.
В сюжет мелодрамы вклинивается треугольник с двумя мужчинами и героиней, однако благодаря тонкому сценарному чувству Селины, по мнению журналистов, картине удается избегать поверхностных штампов.
Хотя сценарий «Прошлых жизней» мы видели уже множество раз, редко когда он так трезво рассматривался с точки зрения женщины, которая не является объектом для заполучения.
Сама история кажется вполне универсальной и узнаваемой, что и отмечают критики. При этом языковой барьер, рассуждения о корейской культурной концепции и иммиграции позволяют фильму выразить куда больше.
Инди-фильм, который выступает полной противоположностью голливудским сердечкам и цветочкам (тем лучше для него), «Прошлые жизни» покажется знакомым каждому, кто искал в интернете старую любовь и воображал «а что если?»
Селин красочно сплетает сложный гобелен из идей и размышлений о судьбе, иммиграции, идентичности и человеческих связях. Корейская концепция Ин-Юн, которая утверждает, что мы и окружающие нас люди — это версии наших прошлых «я», исследуется с трогательной нежностью.
«Прошлые жизни» на текущий момент имеет 100% свежести на Rotten Tomatoes и лидирует в оценочной таблице Screen International по Берлинале 2023.
Первичный вердикт: элегантная и глубокая мелодрама, вероятно, будет не только ключевым соискателем за «Золотого медведя» в Берлине, но и серьезным конкурентом на Оскаре 2024.