Итоги года по-корейски — тренды и результаты киноиндустрии в 2022 году

Крупные успехи, громкие провалы и любопытные тенденции прошлого киносезона.

Предыстория пандемийного катаклизма

Рассуждать об успехах реанимации кинотеатров невозможно без контекста катастрофы 2020 года. Неслучайно, что воодушевляющую речь в Каннах 2022 режиссер Пак Чхан-ук начал именно с больной темы.

Было время, когда человечество закрыло границы из-за COVID-19, однако все мы разделяли общие страхи и беспокойства. Кинематограф также пережил момент, когда кинотеатры потеряли своих зрителей, но именно тогда мы осознали ценность кино.

Пак Чхан-ук, режиссер и сценарист

В цифрах по итогам 2020 года корейские прокатные сборы потеряли 80% прибыли в сравнении с прошлым сезоном. Это был угрожающий масштаб, но масштаб, сравнимый с остальным миром: ведущие американские и китайские рынки показали схожие проценты падения.

А вот в 2021 году киноиндустрия Кореи отличилась не в лучшую сторону. Рост общих сборов, относительно 2020-го, составил 43% — не так уж плохо? Но, например, для бокс-офиса США этот показатель был на уровне 112%. Еще важнее то, за счет каких фильмов этот подъем был обеспечен.

Кадр из фильма «Побег из Могадишо» (2021)
Кадр из фильма «Побег из Могадишо» (2021)

В топ-10 по сборам 2021 года попали лишь два корейских фильма: «Побег из Могадишо» (2-е место) и «Провал» (6-е место). В целом доля картин из Кореи (по сборам) опустилась до 30% — это исторический минимум с 2004 года, когда Kobis начал вести статистику. А если посмотреть на подборку самых ожидаемых корейских фильмов 2021-го по версии Asian Movie Pulse, то ситуация оказывается и вовсе комичная: по прошествии года из 21 картин в прокат вышли лишь 5.

Для некоторых спасением тогда стал Netflix, который с готовностью выкупал отдельные жанровые работы. Однако общей картины это не меняло: корейская киноиндустрия с трудом адаптировалась к новым обстоятельствам. Одной из причин была слабость внутреннего стриминга. Американская платформа, по сути, являлась монополистом. Wavve, идущий следом, отставал в несколько раз. Корейские ОТТ с 2020 года резко преумножили свою аудиторию, но все еще не имели практики выпуска крупного эксклюзивного контента.

Рейтинг ОТТ сервисов в Южной Корее по кол-ву подписчиков (Июль 2021) 
Рейтинг ОТТ сервисов в Южной Корее по кол-ву подписчиков (Июль 2021) 

Таким образом, к 2022 году корейская киноиндустрия подошла с целой пачкой отложенных крупных релизов и новыми надеждами на восстановление. Оправдались ли они? Отчасти.

Кинотеатральные результаты: успех, но большой ценой

По цифрам общих сборов рост составил 66% в сравнении с предыдущим годом. Умеренная положительная динамика, пусть и показатели все еще колеблются на 60%-ном значении от сборов 2019 года. Но ключевой позитив в другом: в топ-10 самых кассовых фильмов попали уже 6 корейских фильмов.

  1. «Криминальный город 2» (101 млн долларов)
  2. «Аватар: Путь воды» (69.5 млн долларов)
  3. «Топ Ган: Мэверик» (67.5 млн долларов
  4. «Битва у острова Хансан» (56.6 млн долларов)
  5. «Кооперация 2: Интернэшнл» (54.5 млн долларов)
  6. «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (48.1 млн долларов)
  7. «Охота» (34.3 млн долларов)
  8. «Ночная сова» (24.4 млн долларов)
  9. «Мир Юрского периода: Господство» (22.5 млн долларов)
  10. «Эксперимент "Ведьма"» (22.2 млн долларов)

Год выдался настолько насыщенным на премьеры, что часть отложенных ковидных работ уехала еще и на 2023 год. Так, уже в январе следующего сезона в кинотеатры поступили сразу два крупных перенесенных блокбастера: «Торг» и «Призрак».

Однако в плотной конкуренции корейских работ кроется и негативный аспект с большим числом кассовых провалов. CJ Entertainment, Lotte Entertainment, западные дистрибьюторы — все хотели нагнать прошлые потери, но горизонт планирования был невелик.

«Криминальный город 2» — главный хит годового бокс-офиса
«Криминальный город 2» — главный хит годового бокс-офиса

Уже старт сезона 2022 навел туман на планы крупных игроков: в конце декабря правительство объявило о новых ковидных ограничениях из-за всплеска штамма Омикрона. За этим последовали новые переносы, а бокс-офисом продолжил править «Человек-паук: Нет пути домой». Те премьеры, которые все же добрались до кинотеатров, не сыскали успеха: продолжение хитовых «Пиратов» (64 млн долларов) собрало лишь 10 млн, а «Спецдоставке» и «Серому кардиналу» не удалось достигнуть даже этих цифр.

Усиленные ковидные ограничения выдались на главные новогодние праздники, в том числе на Лунный Новый год. В традиционно сильный праздничный уикенд с 29 января по 2 февраля было продано лишь 1,36 млн билетов, а в 2020 году за аналогичный период — 4,9 млн.

Только к концу апреля правительство решилось на снятие ограничений. И это подводит нас к аномалии летнего сезона.

Начало летнего периода выглядело более чем многообещающим: в мае состоялась премьера сиквела «Криминального города». Проект показал отличную выдержку вплоть до июля и в итоге стал 3-ей самой кассовой картиной в истории корейского проката. Хиту с Ма Дон-соком, безусловно, сильно повезло с датой релиза: уже после снятия ковидных ограничений с кинотеатров, но перед основным летним напалмом релизов.

Однако последующие ключевые премьеры оказались лишены удачи «Криминального города 2». Так, в начале июля «Решение уйти» Пак Чхан-ука попало в голливудские клещи между продолжениями «Топ Гана» и «Тора». В итоге ожидаемая работа корейского мастера явно недобрала своего, заработав лишь 15 млн долларов при бюджете 10 млн. Что значительно меньше и предыдущей работы Пака: «Служанки» с 31 млн долларов.

Кадр из фильма «Решение уйти» (2022)
Кадр из фильма «Решение уйти» (2022)

Но по-настоящему конкурентным выдался конец лета. Помимо чрезвычайно стойкого «Топ Гана: Мэверик», в борьбу за зрителя вступило сразу четыре крупных корейских релиза:

  • «Битва у острова Хансан» — продолжение военно-морского эпика «Битва в проливе Мёнрян», второго фильма по сборам в истории корейского проката. С 58 млн долларов сиквелу удалось стать одним из самых успешных релизов года, однако, по сравнению с первой картиной, прибыль просела более чем вдвое;
  • «Чрезвычайная ситуация» — блокбастер-катастрофа со звездным кастом во главе с Сон Кан-хо и Ли Бён-хоном. Фильму не удалось отбить бюджет в 18 млн долларов, собрав 15 млн в корейском прокате;
  • «Охота» — шпионский боевик и режиссерский дебют Ли Джон-джэ. Картина достигла точки окупаемости с 33 млн долларов сборов при 17 млн бюджета. Однако, учитывая огромную волну популярности в Корее звезды «Игры в кальмара», кажется, что его имя могло обеспечить фильму более солидные цифры;
  • «Пришельцы. Часть 1» — фэнтези с крупными амбициями, «ответ Marvel», звездный ансамбль, коммерчески успешный режиссер. Но за большими надеждами последовало крупное фиаско: картина буквально затерялась в прокате, не сумев и близко отбить большой производственный бюджет. В Корее картину называют самым громким провалом года, а судьбу уже снятого сиквела — туманной.

В результате даже сам CJ Entertainment, крупнейший корейский конгломерат по производству и продюсированию медиапродуктов, признал неудовлетворительные результаты «Решения уйти» и «Чрезвычайной ситуации». Акции компании к осеннему сезону упали почти на 40%.

Это, безусловно, не весь летний список, и его еще можно продолжить. Но отдельно стоит выделить катастрофу «Киллера-хранителя»: эффектный симбиоз «Джона Уика» и «Человека из ниоткуда» был полностью проигнорирован корейской аудиторией, собрав в прокате смешные 350 тыс долларов.

«Киллер-хранитель» — главный неудачник летнего сезона
«Киллер-хранитель» — главный неудачник летнего сезона

Американские горки проката в первой половине сезона вполне наглядно описывают и схожие результаты второй части года. Между многообещающим сентябрем с сиквелом «Кооперации» и конкурентным декабрем, индустрия пережила сложную осень. Аномальным, но плановым затишьем от голливудских релизов корейское кино воспользоваться не смогло. В результате октябрьские сборы показали абсолютный минимум с момента снятий ограничений в мае.

Сериальная индустрия: гонка стриминга в самом разгаре

Лишний раз подчеркну, что «бум стриминга» в Корею пришел сравнительно поздно. Это необычно, учитывая, что первая ОТТ платформа — Pandora.tv появилась еще в далеком 2004 году, значительно раньше многих подобных сервисов в других странах. Затем Pandora даже начала предоставлять услуги для зарубежной аудитории, но масштабы все еще были малы: мешала специфика распространения и доминирование кабельного ТВ.

Однако все изменило появление в стране Netflix в 2016 году. Помимо того, что американский стриминг принес невиданную ранее для Кореи подписочную модель, он начал выкупать права на трансляцию популярных проектов у SBS, tvN, KBS. Среди них оказались «Мальчики краше цветов» (2009), «Сигнал» (2018), «Мистер Солнечный Свет» (2018).

«Мальчики краше цветов» — одна из самых успешных дорам даже спустя 10 лет
«Мальчики краше цветов» — одна из самых успешных дорам даже спустя 10 лет

Влияние Netflix на местную индустрию малых экранов началось еще тогда. В том же 2016-ом запустился Watcha Play, который позиционировал себя как корейский аналог зарубежного стриминга. А в 2019-ом, чтобы составить конкуренцию западным сервисам, оператор SK Telecom объединился с тремя вещательными каналами и создал Wavve — вторую ОТТ в Корее по числу подписчиков сегодня.

Уже на запуске Netflix убедился в востребованности местной продукции, но это был лишь первый и сложный этап экспансии. Watcha Play смотрелся на стартовом отрезке куда выгоднее: с дешевой подпиской и каталогом в несколько тысяч сериалов и фильмов. У американского стриминга же на тот момент были серьезные региональные ограничения с доступом всего к 600 продуктам их общей библиотеки.

Но все окончательно перевернулось с «Королевством зомби» — дебютным корейским проектом Netflix Originals в 2019 году. Что важно, сериал ждал успех не только внутри Кореи, но и за ее пределами. Еще существеннее, что зомби-триллер привлек внимание аудитории, ранее незнакомой со словом «дорама». С того времени Netflix продолжает усиливать завод по производству оригинально корейского контента. «Игра кальмара» в 2021 году — лишь результат механизма, запущенного несколько лет назад.

Кадр из сериала «Королевством зомби» (2019-2020)
Кадр из сериала «Королевством зомби» (2019-2020)

И вновь успехи Netflix изменили весь сегмент индустрии. Так, ведущий кабельный вещатель tvN совместно с лучшей продакшн-студией Studio Dragon идет на резкое увеличение бюджетов своих крупных проектов. В результате в 2019-ом выходят такие дорогие релизы, как «Хроники Асдала» (40 млн долларов) и «Отель "Дель Луна"» (17 млн долларов).

Другой стороной «прозрения» корейских игроков стала важность эксклюзивного контента. Watcha Play, Wavve или Naver TV успешно кормили зрителей веб-дорамами (низкобюджетными короткими сериалами), контентом с кабельным ТВ и реалити-шоу, однако на фоне видных проектов Netflix они выглядели уже в проигрыше. Реакция вышла запоздалая: и Watcha и Wavve запускают первые полноценные эксклюзивы лишь в 2021 году.

Эта предыстория необходима для одного ключевого вывода: Netflix уже несколько лет является хедлайнером в сегменте малых экранов. Это отражается и в цифрах — американский стриминг безоговорочный лидер по просмотрам и числу подписчиков среди ОТТ.

Под давлением на рынок со стороны Netflix и пандемийной ситуации в целом прошел весь 2021 год. Резкий рост востребованности стриминга, запуск эксклюзивного контента и крупные слияние. Вылилось же это в так называемую «денежную игру», когда корейские платформы резко начали вкладываться в собственный контент. Все это привело к тому, что весной 2022-го Watcha, Waave и TVING объявили об операционных убытках в размере 150 млрд вон.

Охладил пыл ведущих игроков и новый расклад 2022 года: пик пандемии оказался пройден, а за ним начала падать и активность пользователей на стриминге. Так, за первую половину года все крупные ОТТ потеряли в месячном числе подписчиков.

Месячное кол-во уникальных пользователей (декабрь 2021 и май 2022)
Месячное кол-во уникальных пользователей (декабрь 2021 и май 2022)

К этой ситуации добавился и фактор поддержки компаний со стороны государства. А точнее, его отсутствие: в 2021 году правительство обещало дополнительную поддержку корейских ОТТ в виде налоговых льгот, однако реализация инициативы задержалось. Позже решение о поддержке все же было принято, но план намечен лишь на 2023 год.

Реальность 2022-го оказалась такова, что компаниям пришлось затягивать пояса, сбавляя амбициозные стратегии прошлого года, но при этом наращивать базу эксклюзивного контента в условиях конкурентной гонки стримингов.

По итоговым же результатам общий уровень пользование ОТТ сервисами продолжает тенденцию роста: показатель составил 72%, после 66.3% в 2020 году и 69.5% в 2021-ом.

Далее пройдусь детальнее по некоторым значимым компаниям и сегментам.

Netflix

Ведущий потоковый сервис в 2022 году продолжил последовательную экспансию корейского медиапространства: количество оригинальных тайтлов в год выросло с 15 до 25. Эта тенденция сохранится и в 2023 году, с планом в 34 релиза под маркой Originals.

Итоги года по-корейски — тренды и результаты киноиндустрии в 2022 году

Корейский рынок для Netflix остается ключевым за рубежом, это выражено и в производственных инвестициях. Только с 2016 по 2020 год компания вложила 700 млн долларов и открыла две новые съемочные площадки. В 2022-ом, помимо проектных расходов, Netflix инвестировала еще 100 млн долларов на разработку инновационной производственной студии для VFX эффектов. Подразделение будет относиться к дочерней Scanline VFX — международной студии, которая работает над контентом и для Warner Bros. с Marvel Studios. Это очень важный шаг, учитывая «VFX голод» в Корее, с существенным недостатком специалистов по компьютерной графике на местном рынке.

Говоря о персоналиях среди релизов 2022 года, главным успехом обернулся зомби-триллер про школьников «Мы все мертвы» — абсолютный лидер года по числу просмотров среди неанглоязычных сериалов и третий за все время.

Такой результат был вполне прогнозируем: корейское кино еще с 2016 года создало себе бренд нового хедлайнера зомби жанра за счет «Поезда в Пусан», да и мировая кульминация «Игры в кальмара» случилась лишь месяцами ранее. А вот другой триумф стал скорее сюрпризом.

«Необычный адвокат» — драмеди про адвоката с синдромом Аспергера заняло вторую строчку среди неанглоязычных сериалов года. Более того, проект продемонстрировал монструозную выдержку: 21 неделя в рейтинге топ-10 популярных сериалов. Причем историю нельзя назвать продуктом маркетинга, так как это сторонний проект от телеканала ENA, а таким сериалам сам Netflix уделяет традиционно меньше внимания в продвижении. С другой стороны, проекту удалось в сарафан, когда вирусное драмеди заполонило Tiktok. А это именно тот эффект, на котором Netflix построил свои самые успешные сериалы вроде «Игры в кальмара» или «Уэнсдэй».

Кадр из сериала «Необычный адвокат» (2022)
Кадр из сериала «Необычный адвокат» (2022)

Однако и без болезненных падений у стриминга не обошлось. Одно из главных — криминальный сериал «Суринам» о корейском бизнесмене, который начинает вести дела с наркобароном в латинском регионе. Проект оказался самым дорогим корейским шоу для Netflix, но успех не принесли даже большие звезды на главных ролях. «Суринам» уже к 4-ой неделе выпал из топ-3 по просмотрам в отсутствии громких премьер, попутно угодив в скандал из-за претензий от правительства южноамериканского государства.

В сегменте полнометражного кино все вышло не слишком позитивно: лишь один из семи релизов можно окрестить относительным успехом. Так, «Картер» Чон Бён-гиля занял 7-ю строчку популярных неанглоязычных фильмов. Это уже традиционно скромные результаты корейского полного метра у Netflix, когда самыми удачными релизами становятся сторонние выкупленные работы вроде «Звонка из прошлого» (2020).

Кадр из фильма «Картер» (2022)
Кадр из фильма «Картер» (2022)

Из других новшеств Netflix привнес в Корею практику деления сезона на две части с окном в несколько месяцев. Первым таким проектом стал ремейк «Бумажного дома». Релиз первой части из 6 серий состоялся в июне, а второй — в декабре. Как этого и следовало ожидать, тактику тут же взяли на вооружение и другие игроки: TVING выпустил по такой схеме «Остров», а Disney+ — «Казино».

Последним двойным релизом года у Netflix стал сериал «Триумф», первая часть которого ознаменовала закрытие сезона 31 декабря. Результаты проекта тоже можно окрестить триумфом: со второй частью триллер о мести забрался на 7-ю строчку самых популярных неанглоязычных сериалов в истории. Так что, вероятно, такой подход к релизам признан успешным и будет применяться, как минимум, для крупных премьер.

Кадр из сериала «Триумф» (2022-2023)
Кадр из сериала «Триумф» (2022-2023)

Хотя темпы роста аудитории у стриминга замедлились, по юзербазе стримингу все же удалось выйти в плюс: месячное число подписчиков увеличилось на 9.5% по сравнению с прошлым годом.

«60% всех подписчиков смотрели какой-либо корейский проект в этом году» и «6 из 10 наиболее популярных сериалов в Корее по поисковым запросам принадлежат Netflix» — так представительство стриминга комментировало успехи корейского контента по итогам года. Довольно обходительно, вспоминая прошлогодние заявления о порядковом росте популярности. Это еще не закат и не падение, а скорее напоминание, что наращивание числа релизов для Netflix не гарантирует пропорциональную отдачу.

TVING

ОТТ сервис под покровительством CJ ENM существует в текущем виде сравнительно недавно, но быстро вышел на лидирующие позиции. Лишь в 2021 году холдинг перевел сервис на подписочную модель, убрал прямые телевизионные трансляции и начал вкладывать серьезные инвестиции. Фактически с того момента CJ ENM отказался от телеканала OCN, как главной платформы для экспериментов и «мрачного» контента, в пользу TVING.

После потери позиций Watcha Play, TVING стал тем самым «корейским Netflix». Именно здесь сегодня происходят главные жанровые эксперименты: будь то проект, снятый одним кадром («Торг»), демоническое фэнтези («Остров») или утопическая сай-фай мелодрама («За пределами памяти»).

«Торг» — самый экспериментальный сериал года, снятый одним кадром
«Торг» — самый экспериментальный сериал года, снятый одним кадром

Впрочем, лидерами по показателям в прошедшем году оказались вторые сезоны более будничных картин: ромкома «Клетки Ю-ми» и комедийной драмы о пьющих женщинах «Городские выпивохи». В то же время директор по контенту TVING Ян Си-вон признается, что результаты некоторых проектов вышли разочаровывающими, и они еще не нашли все точки соприкосновения с аудиторией.

Важным шагом внутренней гонки для TVING стало поглощение Seezn — другого ОТТ сервиса, на момент сделки имевшего 5% доли рынка. Это привычная ситуация конкурентной индустрии, где на первое место выходит капитал под инвестиции, с чем у CJ ENM проблем нет.

Однако для соперничества на уровне Netflix одного внутреннего рынка может не хватить: корейские проекты у американского сервиса окупаются за счет юзербазы со всего мира.

Руководство TVING это понимало еще на начальном этапе трансформации и тогда, в 2021-ом, амбициозно объявило, что в 2022 году ОТТ сервис планирует выйти рынки Японии и США. В итоге в прошедшем году не случилось ни того ни другого. TVING отложил международную экспансию и заявил, что пока это неприоритетное направление.

Это связано с большими рисками и инвестициями. Мы уже объявили, что сначала отправимся в Азию. Просто потребуется больше времени, чтобы все тщательно спланировать и наладить партнерства.

Джей Ян, генеральный директор TVING

С другой стороны, компания успешно расширяет взаимодействие с зарубежными дистрибьюторами. Так, в прошлом году на сервисе появился сторонний контент от Paramaunt, а в новом — сотрудничество продолжится: «За пределами памяти» получит международный релиз на Paramaunt+ 11 апреля вместе с «Торгом» летом.

Также эксклюзивные соглашения TVING подписал и с Amazon. Их первый совместный проект — фэнтези «Остров» c бюджетом в 16 миллионов долларов вышел в декабре и сразу получил зарубежный релиз на Amazon Prime.

Disney+

Еще один крупный американский стриминг пришел в Корею лишь в ноябре 2021-го, но о своих амбициях заявил сразу: в 2022 году у ОТТ было запланировано 20 проектов, 12 из которых — оригинального производства.

«Связь» от Такаси Миике — одна из ключевых премьер года для Disney+, однако не завоевала большого внимания зрителей
«Связь» от Такаси Миике — одна из ключевых премьер года для Disney+, однако не завоевала большого внимания зрителей

В отличие от Netflix, Disney+ на запуске оригинальных продуктов взял за ориентир азиатскую аудиторию, а не общемировую. Так, например, в первой половине года корейские проекты и вовсе не были доступны для международного зрителя. Однако рвение покорить азиатский рынок целиком за счет Кореи не принесло моментального успеха.

Из множества релизов известно об успехах лишь единиц. «Саундтрек №1» попал в тройку самых популярных проектов Disney+ в азиатском регионе, а затем был продлен на второй сезон. «Казино» с Чхве Мин-сиком достаточно долго продержалось в инфополе, но отзывы были противоречивыми, и Disney сообщал о результатах скромно: приток подписчиков в декабре с релизом сериала увеличился на 6,2%.

Месячное число активных пользователей Disney+ в Корее (с февраля 2022 по февраль 2023) 
Месячное число активных пользователей Disney+ в Корее (с февраля 2022 по февраль 2023) 

Слабые непрозрачные результаты оригинального корейского контента у Disney+ выражаются и в темпах роста аудитории. Количество подписчиков увеличивается, но с такой вялой тенденцией ОТТ сервис, который в родном регионе уже догнал Netflix, в Корее остается лишь 5-ым. Крайне удручающий показатель, учитывая сколько Disney+ вложил в корейский контент только за один год.

Впрочем, на этом американский стриминг не оставляет попыток покорения азиатского региона. На презентации в ноябре Disney заявил, что на 2023 год планируется к запуску около 50 проектов в регионе. Из них уже известно о 12 корейских сериалах, а также 2 неигровых шоу, связанных с k-pop. Руководитель корейского подразделения Disney в то же время прямо сообщил, что компания ставит приоритетной целью догнать Netflix в регионе.

Другие платформы и ТВ

Гонка семи конкурентных игроков в области потокового вещания на пике в 2021 году вполне ясно сигнализировала о перегреве рынка. Дальше началась закономерная консолидация вокруг крупнейших сервисов.

Как было упомянуто выше, в прошедшем году Seezn был куплен TVING'ом. Следующий на очереди Watcha Play. На заре ОТТ сервис выглядел привлекательно, однако теперь это единственный продукт среди конкурентов, за которым не стоит крупный конгломерат, как, например, CJ ENM за TVING или Coupang за Coupang Play. Уже летом стало известно, что Watcha Play выставлен на продажу, так что очередная консолидация — дело времени.

«Король пустыни» — один из нескольких необычных релизов Watcha, сборник новелл в саркастическом духе «Черного зеркала»
«Король пустыни» — один из нескольких необычных релизов Watcha, сборник новелл в саркастическом духе «Черного зеркала»

Переходя к теме телевизионных проектов, выделить какие-либо новые сдвиги сложно — это исторически консервативное направление, где годами не меняются ни жанровые наборы, ни производственные процессы.

В условиях бума стриминга, кабельные и общедоступные ТВ каналы легко адаптировались к новым условиям. Они не стали противопоставлять себя ОТТ платформам, ведь потоковые сервисы открывают путь к зарубежному зрителю. Так к сегодняшнему дню у всех основных производителей ТВ дорам сформировались партнерства с несколькими стриминговыми платформами.

Непосредственно у кабельных ТВ каналов показатели замечательные: здесь вышло сразу несколько рейтинговых успехов.

Кадр из сериала «Младший сын семьи чеболя» (2022)
Кадр из сериала «Младший сын семьи чеболя» (2022)

«Младший сын семьи чеболя» от JTBC по HUT (проценту домохозяйств, смотрящих программу) занял вторую строчку самых рейтинговых сериалов на кабельных каналах за всю историю. Только один этот хит, с жанровым набором тем в лице перерождений, корпоративных интриг и социальной несправедливости, показывает, насколько неизменен дискурс ТВ дорам.

«Необычный адвокат» от ENA, помимо международного успеха, нашел свою аудиторию и на Родине, показав 7-й результат по общему числу зрителей за всю историю кабельных каналов. В десятку по этому показателю попала и историческая драма «Под зонтом королевы» от tvN, которая транслировалась также на Netflix.

Тренд: школьное насилие — тема года

Со времен формирования стиля корейской «новой волны», местное кино выделяло умение интегрировать в себе остросоциальные и краеугольные темы для общества. Что еще характернее, не избегали таких высказываний и мейнстримные жанровые фильмы.

Международная аудитория убедилась в этом с приходом «Паразитов» и «Игры в кальмара» — яркими выпадами в сторону капиталистического уклада и социального неравенства. Впрочем, и для Пон Джун-хо, и для корейского кино в целом это была отнюдь не новая тема: на протяжении почти трех десятилетий местный кинематограф препарирует проблемы расслоения общества, коррупции в верхах, коррупции в низах, детскую беспризорность, взаимоотношения с северными соседями, взаимоотношения власти и граждан, несовершенство судебной системы, несовершенство полиции... В общем, вы поняли.

Кадр из сериала «Игры в кальмара» (2021)
Кадр из сериала «Игры в кальмара» (2021)

Прошедший год поставил на повестку еще один наболевший вопрос, связанный со школьной травлей и насилием. Легко представить, насколько благотворна среда с жесткой иерархией и менталитетом, приветствующим подчинение, для процветания подобного рода проблем в корейских школах.

Даже без обращения к статистике, сигналом о росте озабоченности служат участившиеся скандалы с вовлечением публичных лиц. В K-pop индустрии Ким Гарам, ныне бывшую участница группы LE SSERAFIM, не спасло полное отрицание обвинений. В кинобизнесе все еще жарче: летом в СМИ было выдвинуто групповое обвинение против Нам Джу-хёка («Помнить», «Фея тяжёлой атлетики»), фигуранта списка Forbes Under 30. Пока актера спасает выгодный перерыв из-за службы в армии.

Кадр из фильма «Помнить» (2022)
Кадр из фильма «Помнить» (2022)

Кому-то из актеров удавалось вернуться в кино после обвинений, как Пак Хе-су («Дети свинга»), которая после двухлетнего отсутствия появилась в дораме «Дорогой М». Однако за редкими исключениями следует более жестокая корейская реальность без шанса на реабилитацию. Так, карьера Ким Дон-хи, восходящей звезды «Дополнительных занятий», выглядит безрадостно даже с частичным признанием обвинений. Актер не появлялся в кино два года, а «Призрак» — большая премьера с его участием в 2023 году, кажется, была перемонтирована, чтобы сократить роль.

Отсюда вполне объяснимо, как волнующая общество тема начала столь часто находить отражение в произведениях. Опять же, это не новаторство 2022 года, ведь «Однажды в школе» снято еще в 2004-м. Но апеллируя к количеству, кажется, что именно прошедший год вывел вопрос на первый план в массовой культуре.

Как и в случае с реальными скандалами, популярным сюжетом для дорам стало настижение последствий для виновников спустя годы. Уже взрослые герои «Короля свиней» и «Триумфа» ставят целью своей жизни привести приговор в исполнение и реализовать изощренный план мести. К слову, уже после премьеры «Триумфа», режиссера сериала также анонимно обвинили в школьном насилии. Злая ирония?..

Кадр из сериала «Слабый герой» (2022)
Кадр из сериала «Слабый герой» (2022)

Но не все ждут годами ради отмщения, как подростки в сериале от Disney+ «Месть от третьего лица». Сверхуспешный «Слабый герой» и вовсе выводит триумф школьной справедливости на почти супергеройский мотив. Не отстал и полный метр: «Хочу посмотреть в глаза твоим родителям» пристально рассматривает проблему с точки зрения родственников потерпевших и виновников.

Было и множество картин, которые не пытаются препарировать тему, а лишь дополняют аспектом как бы суровый антураж школы. Жанровая широта тут опять впечатляет: истеричные школьники бегают от зомби в «Мы все мертвы», пара отщепенцев пытается выжить в фантастичном триллере «Алиса, абсолютное оружие», а способный подросток под менторством Чхве Мин-сика добивается успеха в сентиментальной драме «Математик в стране чудес».

Тренд: доминация сиквелов

Для Голливуда эпоха сиквелов настала еще примерно в 2005 году, когда их количество увеличилось более чем вдвое, а прокатом до сих пор уверено правят крупные франшизы. Но с корейским кино все было иначе.

Нет, конечно, свои продолжения были и здесь. Культовые комедии «Секса круглый ноль» (2002) и «Атакуй заправки!» (1999) получили свои сиквелы через 5 и 10 лет соответственно. Хоррору «Шёпот стен» про школу для девочек посвятили целый альманах из 6 фильмов. Но и эта серия фильмов ужасов имела длинные перерывы между частями. Картины не создавались с расчетом на франшизы, и ранние планы на продолжения не закладывались.

Кадр из фильма «Секса круглый ноль» (2002)
Кадр из фильма «Секса круглый ноль» (2002)

Однако в 2022 году выходит рекордное количество продолжений: из 6 корейских фильмов, попавших в топ-10 годового бокс-офиса, 4 — сиквелы. Помимо них были еще менее успешные «Пираты: Последнее королевское сокровище» и «Честный кандидат 2», но точность, с которой продолжения бьют по карманам зрителя, пугает.

В целом Корею нагоняет естественный процесс индустрии, когда с увеличением объема рынка и обострением конкуренции с Голливудом студийное кино вытесняет независимое и экспериментальное. Естественно, что для продюсеров безопаснее вкладываться в продолжения уже успешных фильмов, особенно в условиях ограниченного рынка (экспорт за рубеж все еще несущественен).

С другой стороны, такая ситуация именно в 2022 году совершенно не случайна.

Если взглянуть на проблему со стороны зрителей, то окажется, что цена билета в кинотеатрах Кореи сегодня достигает 15000 вон (11.5 доллара), что на 4000 вон больше доковидного времени. Судя по последним опросам, резкое увеличение стоимости действительно больно ударило по корейцам: 6 из 10 граждан назвали высокую цену билетов главной проблемой кинотеатров.

Позиции американской супергероики в Корее традиционно сильны
Позиции американской супергероики в Корее традиционно сильны

В условиях жесткой ценовой политики зрители предпочитают более проверенные варианты в кино — отмечают корейские эксперты. Чем, собственно, и являются знакомые франшизы и голливудские блокбастеры, с которыми у корейцев давняя любовь. А все остальное теперь можно посмотреть в стриминге.

Как бы спорно не выглядела ситуация, не похоже, что это аномалия одного сезона. В 2023-м выйдут продолжения «Сторонника» и «Криминального города», а плачевная ситуация с бокс-офисом в начале нового года лишь подтверждает проблему. Впрочем, это уже история под итоги следующего сезона.

Тренд: большие режиссеры на малых экранах

Начатая в Америке телереволюция 21 века повлияла на множество процессов производства. Сериалы перестали рассматриваться как низкопробный контент для забивания эфира, а уровневые продукты начали получать солидные бюджеты. Логично, что к таким проектам стали присматриваться известные режиссеры кино. Уже с середины 10-х годов ситуация, когда «Восьмое чувство» или «Охотника за разумом» режиссируют сестры Вачовски или Дэвид Финчер, была вовсе неудивительна.

Для Южной Кореи, следующей по пути бурного развития сериальной индустрии, эти метаморфозы также кажутся неизбежными.

Разница лишь в том, что при всей популярности, корейская тв индустрия отстает на лет 5. Например, здесь до сих пор существует практика съемки следующих эпизодов уже после премьеры, а сценарий может корректироваться на ходу в зависимости от реакции зрителей. Съемочные группы пересекались тоже крайне редко: звезды большого кино почти не участвовали в дорамах, это были обособленные ветки карьерного пути.

Впрочем, популярная дорама «Счастливы вместе» (1999) дала серьезный карьерный рывок целому ряду будущих звезд, включая Ли Бён-хона и Чон Джи-хён

Перелом ситуации начался лишь пару лет назад. Естественно, с инициативы Netflix: первым заметным прецедентам стало «Королевство зомби», к режиссуре которого был приглашен Ким Сон-хун — постановщик «Трудного дня» и кассового хита «Тоннель». Триумф «Игры в кальмара» тоже пришел совсем не от дебютанта: Хван Дон-хёк сделал себе имя в Корее за счет народной комедии «Мисс Бабуля» и «Сурового испытания», одного из самых высокооцененных корейских фильмов.

С прошлым годом тенденция получила еще более заметное развитие.

Netflix, убедившись в верности стратегии, привлекает к «Суринаму» Юн Джон-бина («Шпион пошёл на Север») и Чон Джи-у («Счастливый конец», «Музыкальный альбом») к «Кто-то». Оба известных режиссера фактически дебютируют на малых экранах, второй тем самым приносит с собой невиданную ранее в дорамах откровенность.

Кадр из сериала «Кто-то» (2022)
Кадр из сериала «Кто-то» (2022)

Однако на новом этапе подтянулись и конкурентные ОТТ.

TVING привлекает к сериальному дебюту Ли Джун-ика, известного по таким историческим хитам, как «Трон» и «Король и шут». В итоге он снимает специфичный научно-фантастический мини-сериал «За пределами памяти», где философствует на тему жизни после смерти. Фэнтези «Остров», крупнейший проект года для сервиса, снят также сериальным дебютантом: Пак Пэ-джоном, известным по боевику «Подставной город».

Стоит вспомнить и неоднозначный сериал от Watcha — «Алиса, абсолютное оружие», где школьница, будучи профессиональной убийцей, пытается сбежать от родной тайной организации. Одним из двух авторов выступил Ли Бён-хон — режиссер «Экстремальной работы» и сценарист «Солнечных». Очередного хита у известного автора не случилось, но неординарный юмор в сериале узнается.

Кадр из сериала «Алиса, абсолютное оружие» (2022)
Кадр из сериала «Алиса, абсолютное оружие» (2022)

Однако дальше всех в попытках привлечении громких имен зашел Disney. Для мрачного триллера «Связь» был приглашен один из самых именитых японских режиссеров поколения — Такаси Миике. При всей известной продуктивности японца, даже на Родине он не был приверженцем сериального формата.

Впрочем, как показала практика, заманивание в сериалы мэтров большого кино — это еще не гарантия успеха. Так, «Связь» ранее я назвал самым разочаровывающим сериалом года, а большинство других упомянутых работ вышли как минимум спорными. Не все смогли адаптироваться к многосерийному формату, и, кажется, некоторые проекты смотрелись бы куда лучше в родном полном метре.

Но даже учитывая отдельные неудачи, вряд ли тенденция смешивания плоскостей полнометражного кино и сериалов будет ослабевать. Дорама от Пак Чхан-ука или Пон Джун-хо в будущем — почему бы и нет?..

Это предпоследний материал в серии «Итоги года по-корейски». Все подробности можно найти в анонсе.

6868
33 комментария

а вы думаете я шутил, когда писал, что до конца следующего года буду итоги подводить

8
Ответить

А это откуда гифка в начале?
Склейка?

Ответить

Капец лонг! Пришлось прочитать) Снова увидел с десяток интересных проектов, снова вздохнул. Точно заценю «Секса круглый ноль» (2002) и «Атакуй заправки!» (1999) — свежак!

4
Ответить

Точно заценю «Секса круглый ноль» (2002) и «Атакуй заправки!» (1999) ага, стоит. хорошие комедии далекого времени)

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Пост не читай, лайк сразу ставь. Это моментально в закладки. Спасибо за труд!)

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить