Итоги года по-корейски — тренды и результаты киноиндустрии в 2022 году
Такой результат был вполне прогнозируем: корейское кино еще с 2016 года создало себе бренд нового хедлайнера зомби жанра за счет «Поезда в Пусан», да и мировая кульминация «Игры в кальмара» случилась лишь месяцами ранее. А вот другой триумф стал скорее сюрпризом.
«Необычный адвокат» — драмеди про адвоката с синдромом Аспергера заняло вторую строчку среди неанглоязычных сериалов года. Более того, проект продемонстрировал монструозную выдержку: 21 неделя в рейтинге топ-10 популярных сериалов. Причем историю нельзя назвать продуктом маркетинга, так как это сторонний проект от телеканала ENA, а таким сериалам сам Netflix уделяет традиционно меньше внимания в продвижении. С другой стороны, проекту удалось в сарафан, когда вирусное драмеди заполонило Tiktok. А это именно тот эффект, на котором Netflix построил свои самые успешные сериалы вроде «Игры в кальмара» или «Уэнсдэй».
Однако и без болезненных падений у стриминга не обошлось. Одно из главных — криминальный сериал «Суринам» о корейском бизнесмене, который начинает вести дела с наркобароном в латинском регионе. Проект оказался самым дорогим корейским шоу для Netflix, но успех не принесли даже большие звезды на главных ролях. «Суринам» уже к 4-ой неделе выпал из топ-3 по просмотрам в отсутствии громких премьер, попутно угодив в скандал из-за претензий от правительства южноамериканского государства.
В сегменте полнометражного кино все вышло не слишком позитивно: лишь один из семи релизов можно окрестить относительным успехом. Так, «Картер» Чон Бён-гиля занял 7-ю строчку популярных неанглоязычных фильмов. Это уже традиционно скромные результаты корейского полного метра у Netflix, когда самыми удачными релизами становятся сторонние выкупленные работы вроде «Звонка из прошлого» (2020).
Из других новшеств Netflix привнес в Корею практику деления сезона на две части с окном в несколько месяцев. Первым таким проектом стал ремейк «Бумажного дома». Релиз первой части из 6 серий состоялся в июне, а второй — в декабре. Как этого и следовало ожидать, тактику тут же взяли на вооружение и другие игроки: TVING выпустил по такой схеме «Остров», а Disney+ — «Казино».
Последним двойным релизом года у Netflix стал сериал «Триумф», первая часть которого ознаменовала закрытие сезона 31 декабря. Результаты проекта тоже можно окрестить триумфом: со второй частью триллер о мести забрался на 7-ю строчку самых популярных неанглоязычных сериалов в истории. Так что, вероятно, такой подход к релизам признан успешным и будет применяться, как минимум, для крупных премьер.
Хотя темпы роста аудитории у стриминга замедлились, по юзербазе стримингу все же удалось выйти в плюс: месячное число подписчиков увеличилось на 9.5% по сравнению с прошлым годом.
«60% всех подписчиков смотрели какой-либо корейский проект в этом году» и «6 из 10 наиболее популярных сериалов в Корее по поисковым запросам принадлежат Netflix» — так представительство стриминга комментировало успехи корейского контента по итогам года. Довольно обходительно, вспоминая прошлогодние заявления о порядковом росте популярности. Это еще не закат и не падение, а скорее напоминание, что наращивание числа релизов для Netflix не гарантирует пропорциональную отдачу.
TVING
ОТТ сервис под покровительством CJ ENM существует в текущем виде сравнительно недавно, но быстро вышел на лидирующие позиции. Лишь в 2021 году холдинг перевел сервис на подписочную модель, убрал прямые телевизионные трансляции и начал вкладывать серьезные инвестиции. Фактически с того момента CJ ENM отказался от телеканала OCN, как главной платформы для экспериментов и «мрачного» контента, в пользу TVING.
После потери позиций Watcha Play, TVING стал тем самым «корейским Netflix». Именно здесь сегодня происходят главные жанровые эксперименты: будь то проект, снятый одним кадром («Торг»), демоническое фэнтези («Остров») или утопическая сай-фай мелодрама («За пределами памяти»).
Впрочем, лидерами по показателям в прошедшем году оказались вторые сезоны более будничных картин: ромкома «Клетки Ю-ми» и комедийной драмы о пьющих женщинах «Городские выпивохи». В то же время директор по контенту TVING Ян Си-вон признается, что результаты некоторых проектов вышли разочаровывающими, и они еще не нашли все точки соприкосновения с аудиторией.
Важным шагом внутренней гонки для TVING стало поглощение Seezn — другого ОТТ сервиса, на момент сделки имевшего 5% доли рынка. Это привычная ситуация конкурентной индустрии, где на первое место выходит капитал под инвестиции, с чем у CJ ENM проблем нет.
Однако для соперничества на уровне Netflix одного внутреннего рынка может не хватить: корейские проекты у американского сервиса окупаются за счет юзербазы со всего мира.
Руководство TVING это понимало еще на начальном этапе трансформации и тогда, в 2021-ом, амбициозно объявило, что в 2022 году ОТТ сервис планирует выйти рынки Японии и США. В итоге в прошедшем году не случилось ни того ни другого. TVING отложил международную экспансию и заявил, что пока это неприоритетное направление.
Это связано с большими рисками и инвестициями. Мы уже объявили, что сначала отправимся в Азию. Просто потребуется больше времени, чтобы все тщательно спланировать и наладить партнерства.
С другой стороны, компания успешно расширяет взаимодействие с зарубежными дистрибьюторами. Так, в прошлом году на сервисе появился сторонний контент от Paramaunt, а в новом — сотрудничество продолжится: «За пределами памяти» получит международный релиз на Paramaunt+ 11 апреля вместе с «Торгом» летом.
Также эксклюзивные соглашения TVING подписал и с Amazon. Их первый совместный проект — фэнтези «Остров» c бюджетом в 16 миллионов долларов вышел в декабре и сразу получил зарубежный релиз на Amazon Prime.
Disney+
Еще один крупный американский стриминг пришел в Корею лишь в ноябре 2021-го, но о своих амбициях заявил сразу: в 2022 году у ОТТ было запланировано 20 проектов, 12 из которых — оригинального производства.
В отличие от Netflix, Disney+ на запуске оригинальных продуктов взял за ориентир азиатскую аудиторию, а не общемировую. Так, например, в первой половине года корейские проекты и вовсе не были доступны для международного зрителя. Однако рвение покорить азиатский рынок целиком за счет Кореи не принесло моментального успеха.
Из множества релизов известно об успехах лишь единиц. «Саундтрек №1» попал в тройку самых популярных проектов Disney+ в азиатском регионе, а затем был продлен на второй сезон. «Казино» с Чхве Мин-сиком достаточно долго продержалось в инфополе, но отзывы были противоречивыми, и Disney сообщал о результатах скромно: приток подписчиков в декабре с релизом сериала увеличился на 6,2%.
Слабые непрозрачные результаты оригинального корейского контента у Disney+ выражаются и в темпах роста аудитории. Количество подписчиков увеличивается, но с такой вялой тенденцией ОТТ сервис, который в родном регионе уже догнал Netflix, в Корее остается лишь 5-ым. Крайне удручающий показатель, учитывая сколько Disney+ вложил в корейский контент только за один год.
Впрочем, на этом американский стриминг не оставляет попыток покорения азиатского региона. На презентации в ноябре Disney заявил, что на 2023 год планируется к запуску около 50 проектов в регионе. Из них уже известно о 12 корейских сериалах, а также 2 неигровых шоу, связанных с k-pop. Руководитель корейского подразделения Disney в то же время прямо сообщил, что компания ставит приоритетной целью догнать Netflix в регионе.
Другие платформы и ТВ
Гонка семи конкурентных игроков в области потокового вещания на пике в 2021 году вполне ясно сигнализировала о перегреве рынка. Дальше началась закономерная консолидация вокруг крупнейших сервисов.
Как было упомянуто выше, в прошедшем году Seezn был куплен TVING'ом. Следующий на очереди Watcha Play. На заре ОТТ сервис выглядел привлекательно, однако теперь это единственный продукт среди конкурентов, за которым не стоит крупный конгломерат, как, например, CJ ENM за TVING или Coupang за Coupang Play. Уже летом стало известно, что Watcha Play выставлен на продажу, так что очередная консолидация — дело времени.
Переходя к теме телевизионных проектов, выделить какие-либо новые сдвиги сложно — это исторически консервативное направление, где годами не меняются ни жанровые наборы, ни производственные процессы.
В условиях бума стриминга, кабельные и общедоступные ТВ каналы легко адаптировались к новым условиям. Они не стали противопоставлять себя ОТТ платформам, ведь потоковые сервисы открывают путь к зарубежному зрителю. Так к сегодняшнему дню у всех основных производителей ТВ дорам сформировались партнерства с несколькими стриминговыми платформами.
Непосредственно у кабельных ТВ каналов показатели замечательные: здесь вышло сразу несколько рейтинговых успехов.
«Младший сын семьи чеболя» от JTBC по HUT (проценту домохозяйств, смотрящих программу) занял вторую строчку самых рейтинговых сериалов на кабельных каналах за всю историю. Только один этот хит, с жанровым набором тем в лице перерождений, корпоративных интриг и социальной несправедливости, показывает, насколько неизменен дискурс ТВ дорам.
«Необычный адвокат» от ENA, помимо международного успеха, нашел свою аудиторию и на Родине, показав 7-й результат по общему числу зрителей за всю историю кабельных каналов. В десятку по этому показателю попала и историческая драма «Под зонтом королевы» от tvN, которая транслировалась также на Netflix.
Тренд: школьное насилие — тема года
Со времен формирования стиля корейской «новой волны», местное кино выделяло умение интегрировать в себе остросоциальные и краеугольные темы для общества. Что еще характернее, не избегали таких высказываний и мейнстримные жанровые фильмы.
Международная аудитория убедилась в этом с приходом «Паразитов» и «Игры в кальмара» — яркими выпадами в сторону капиталистического уклада и социального неравенства. Впрочем, и для Пон Джун-хо, и для корейского кино в целом это была отнюдь не новая тема: на протяжении почти трех десятилетий местный кинематограф препарирует проблемы расслоения общества, коррупции в верхах, коррупции в низах, детскую беспризорность, взаимоотношения с северными соседями, взаимоотношения власти и граждан, несовершенство судебной системы, несовершенство полиции... В общем, вы поняли.
Прошедший год поставил на повестку еще один наболевший вопрос, связанный со школьной травлей и насилием. Легко представить, насколько благотворна среда с жесткой иерархией и менталитетом, приветствующим подчинение, для процветания подобного рода проблем в корейских школах.
Даже без обращения к статистике, сигналом о росте озабоченности служат участившиеся скандалы с вовлечением публичных лиц. В K-pop индустрии Ким Гарам, ныне бывшую участница группы LE SSERAFIM, не спасло полное отрицание обвинений. В кинобизнесе все еще жарче: летом в СМИ было выдвинуто групповое обвинение против Нам Джу-хёка («Помнить», «Фея тяжёлой атлетики»), фигуранта списка Forbes Under 30. Пока актера спасает выгодный перерыв из-за службы в армии.
Кому-то из актеров удавалось вернуться в кино после обвинений, как Пак Хе-су («Дети свинга»), которая после двухлетнего отсутствия появилась в дораме «Дорогой М». Однако за редкими исключениями следует более жестокая корейская реальность без шанса на реабилитацию. Так, карьера Ким Дон-хи, восходящей звезды «Дополнительных занятий», выглядит безрадостно даже с частичным признанием обвинений. Актер не появлялся в кино два года, а «Призрак» — большая премьера с его участием в 2023 году, кажется, была перемонтирована, чтобы сократить роль.
Отсюда вполне объяснимо, как волнующая общество тема начала столь часто находить отражение в произведениях. Опять же, это не новаторство 2022 года, ведь «Однажды в школе» снято еще в 2004-м. Но апеллируя к количеству, кажется, что именно прошедший год вывел вопрос на первый план в массовой культуре.
Как и в случае с реальными скандалами, популярным сюжетом для дорам стало настижение последствий для виновников спустя годы. Уже взрослые герои «Короля свиней» и «Триумфа» ставят целью своей жизни привести приговор в исполнение и реализовать изощренный план мести. К слову, уже после премьеры «Триумфа», режиссера сериала также анонимно обвинили в школьном насилии. Злая ирония?..
Но не все ждут годами ради отмщения, как подростки в сериале от Disney+ «Месть от третьего лица». Сверхуспешный «Слабый герой» и вовсе выводит триумф школьной справедливости на почти супергеройский мотив. Не отстал и полный метр: «Хочу посмотреть в глаза твоим родителям» пристально рассматривает проблему с точки зрения родственников потерпевших и виновников.
Было и множество картин, которые не пытаются препарировать тему, а лишь дополняют аспектом как бы суровый антураж школы. Жанровая широта тут опять впечатляет: истеричные школьники бегают от зомби в «Мы все мертвы», пара отщепенцев пытается выжить в фантастичном триллере «Алиса, абсолютное оружие», а способный подросток под менторством Чхве Мин-сика добивается успеха в сентиментальной драме «Математик в стране чудес».
Тренд: доминация сиквелов
Для Голливуда эпоха сиквелов настала еще примерно в 2005 году, когда их количество увеличилось более чем вдвое, а прокатом до сих пор уверено правят крупные франшизы. Но с корейским кино все было иначе.
Нет, конечно, свои продолжения были и здесь. Культовые комедии «Секса круглый ноль» (2002) и «Атакуй заправки!» (1999) получили свои сиквелы через 5 и 10 лет соответственно. Хоррору «Шёпот стен» про школу для девочек посвятили целый альманах из 6 фильмов. Но и эта серия фильмов ужасов имела длинные перерывы между частями. Картины не создавались с расчетом на франшизы, и ранние планы на продолжения не закладывались.
Однако в 2022 году выходит рекордное количество продолжений: из 6 корейских фильмов, попавших в топ-10 годового бокс-офиса, 4 — сиквелы. Помимо них были еще менее успешные «Пираты: Последнее королевское сокровище» и «Честный кандидат 2», но точность, с которой продолжения бьют по карманам зрителя, пугает.
В целом Корею нагоняет естественный процесс индустрии, когда с увеличением объема рынка и обострением конкуренции с Голливудом студийное кино вытесняет независимое и экспериментальное. Естественно, что для продюсеров безопаснее вкладываться в продолжения уже успешных фильмов, особенно в условиях ограниченного рынка (экспорт за рубеж все еще несущественен).
С другой стороны, такая ситуация именно в 2022 году совершенно не случайна.
Если взглянуть на проблему со стороны зрителей, то окажется, что цена билета в кинотеатрах Кореи сегодня достигает 15000 вон (11.5 доллара), что на 4000 вон больше доковидного времени. Судя по последним опросам, резкое увеличение стоимости действительно больно ударило по корейцам: 6 из 10 граждан назвали высокую цену билетов главной проблемой кинотеатров.
В условиях жесткой ценовой политики зрители предпочитают более проверенные варианты в кино — отмечают корейские эксперты. Чем, собственно, и являются знакомые франшизы и голливудские блокбастеры, с которыми у корейцев давняя любовь. А все остальное теперь можно посмотреть в стриминге.
Как бы спорно не выглядела ситуация, не похоже, что это аномалия одного сезона. В 2023-м выйдут продолжения «Сторонника» и «Криминального города», а плачевная ситуация с бокс-офисом в начале нового года лишь подтверждает проблему. Впрочем, это уже история под итоги следующего сезона.
Тренд: большие режиссеры на малых экранах
Начатая в Америке телереволюция 21 века повлияла на множество процессов производства. Сериалы перестали рассматриваться как низкопробный контент для забивания эфира, а уровневые продукты начали получать солидные бюджеты. Логично, что к таким проектам стали присматриваться известные режиссеры кино. Уже с середины 10-х годов ситуация, когда «Восьмое чувство» или «Охотника за разумом» режиссируют сестры Вачовски или Дэвид Финчер, была вовсе неудивительна.
Для Южной Кореи, следующей по пути бурного развития сериальной индустрии, эти метаморфозы также кажутся неизбежными.
Разница лишь в том, что при всей популярности, корейская тв индустрия отстает на лет 5. Например, здесь до сих пор существует практика съемки следующих эпизодов уже после премьеры, а сценарий может корректироваться на ходу в зависимости от реакции зрителей. Съемочные группы пересекались тоже крайне редко: звезды большого кино почти не участвовали в дорамах, это были обособленные ветки карьерного пути.
Перелом ситуации начался лишь пару лет назад. Естественно, с инициативы Netflix: первым заметным прецедентам стало «Королевство зомби», к режиссуре которого был приглашен Ким Сон-хун — постановщик «Трудного дня» и кассового хита «Тоннель». Триумф «Игры в кальмара» тоже пришел совсем не от дебютанта: Хван Дон-хёк сделал себе имя в Корее за счет народной комедии «Мисс Бабуля» и «Сурового испытания», одного из самых высокооцененных корейских фильмов.
С прошлым годом тенденция получила еще более заметное развитие.
Netflix, убедившись в верности стратегии, привлекает к «Суринаму» Юн Джон-бина («Шпион пошёл на Север») и Чон Джи-у («Счастливый конец», «Музыкальный альбом») к «Кто-то». Оба известных режиссера фактически дебютируют на малых экранах, второй тем самым приносит с собой невиданную ранее в дорамах откровенность.
Однако на новом этапе подтянулись и конкурентные ОТТ.
TVING привлекает к сериальному дебюту Ли Джун-ика, известного по таким историческим хитам, как «Трон» и «Король и шут». В итоге он снимает специфичный научно-фантастический мини-сериал «За пределами памяти», где философствует на тему жизни после смерти. Фэнтези «Остров», крупнейший проект года для сервиса, снят также сериальным дебютантом: Пак Пэ-джоном, известным по боевику «Подставной город».
Стоит вспомнить и неоднозначный сериал от Watcha — «Алиса, абсолютное оружие», где школьница, будучи профессиональной убийцей, пытается сбежать от родной тайной организации. Одним из двух авторов выступил Ли Бён-хон — режиссер «Экстремальной работы» и сценарист «Солнечных». Очередного хита у известного автора не случилось, но неординарный юмор в сериале узнается.
Однако дальше всех в попытках привлечении громких имен зашел Disney. Для мрачного триллера «Связь» был приглашен один из самых именитых японских режиссеров поколения — Такаси Миике. При всей известной продуктивности японца, даже на Родине он не был приверженцем сериального формата.
Впрочем, как показала практика, заманивание в сериалы мэтров большого кино — это еще не гарантия успеха. Так, «Связь» ранее я назвал самым разочаровывающим сериалом года, а большинство других упомянутых работ вышли как минимум спорными. Не все смогли адаптироваться к многосерийному формату, и, кажется, некоторые проекты смотрелись бы куда лучше в родном полном метре.
Но даже учитывая отдельные неудачи, вряд ли тенденция смешивания плоскостей полнометражного кино и сериалов будет ослабевать. Дорама от Пак Чхан-ука или Пон Джун-хо в будущем — почему бы и нет?..
Это предпоследний материал в серии «Итоги года по-корейски». Все подробности можно найти в анонсе.
а вы думаете я шутил, когда писал, что до конца следующего года буду итоги подводить
А это откуда гифка в начале?
Склейка?
Капец лонг! Пришлось прочитать) Снова увидел с десяток интересных проектов, снова вздохнул. Точно заценю «Секса круглый ноль» (2002) и «Атакуй заправки!» (1999) — свежак!
Точно заценю «Секса круглый ноль» (2002) и «Атакуй заправки!» (1999) ага, стоит. хорошие комедии далекого времени)
Комментарий недоступен
Пост не читай, лайк сразу ставь. Это моментально в закладки. Спасибо за труд!)
Комментарий недоступен